Пейзажи в музыке
план-конспект на тему

План - конспек занятия соединяющего музыку и живопись, в основе которого положен цикл фортепианных пьес П.И. Чайковского "Времена года" и картины великих русских художников: И. Левитана, Б. Кустодиева, И Айвазовского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peyzazhi_v_muzyke.docx30.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования  

Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

Творческий проект

отдела художественного воспитания

«Певец русской души»

«Пейзажи в музыке»

Конспект  занятия

для группы 2 года обучения

Возраст детей 9-10лет

Авторы-составители:

Педагог – организатор отдела художественного воспитания

Венсон Галина Павловна

педагог дополнительного образования

Новичкова Татьяна Алексеевна

методист отдела художественного воспитания

Кустарева Марина Геннадьевна

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

Тема занятия:

«Пейзажи в музыке».

Занятие в форме творческой мастерской на основе фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года»

Цель занятия:

  • создание условий для развития эмоционально – образной сферы детей посредством знакомства с творчеством П.И. Чайковского и великих русских художников: И. Левитана, Б. Кустодиева, И. Айвазовского;
  • создание условий для творческой самореализации одаренных детей;
  • создание условий для профилактики девиантного поведения у детей.

Задачи:

Обучающие

  • знакомство  с фортепианным циклом  П.И. Чайковского «Времена года»;
  • знакомство с творчеством русских художников: И. Левитаном, Б. Кустодиевым, И. Айвазовским;
  • формирование навыка раскрытия художественно-образного воплощения предложенной темы различными видами искусства.

Развивающие:

  • развитие  слухового  и эмоционально – образного мышления в процессе восприятия  музыки;
  • развитие артистичности, индивидуальности, эмоциональной выразительности;
  • развитие коммуникативных навыков;

Воспитательные:

  • формирование интереса детей к музыкальному наследию П.И. Чайковского;
  • воспитание любви и бережного отношения к родной природе, Отечеству.
  • формирование эстетического вкуса, умения вести себя в коллективе.

Вид занятия:

комбинированное занятие - повторение пройденного, освоение нового материала.

Форма организации детей на занятии:

групповая.

Методы обучения:

практический, наглядный, словесный с использованием ИКТ – технологий.

Характеристика группы:

Группа состоит из 10 детей 9-10 лет второго года обучения.

Продолжительность занятия:

45 минут.

Методические материалы, используемые на занятии:

Мультимедийная презентация «Картины природы

Материальное оснащение:

Планшеты, пастель, бумага.

Технические средства обучения:

Ноутбук, проектор, экран, колонки.

Конспект занятия

        Ведущая: Дорогие ребята, я рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы будем говорить о музыке и живописи.  Поднимите руку, кто из вас любит природу?

(Ребята поднимают руки и отвечают на вопрос)

        Природа всегда являлась неисчерпаемым источником вдохновения музыкантов и художников. Она удивительно разнообразна красками, формами: жуки, стрекозы, бабочки, цветы, листья, снежинки. Широкие поля, леса, реки. А сколько в природе мы слышим звуков: шелест листвы, шум дождя, пение птиц. Как много общего есть у музыки и живописи. Любой рисунок, любая мелодия передает нам душевное состояние художника или композитора. Говоря о музыке,  мы говорим звуковая палитра ,рассуждая о живописи цветовая гамма, такие слова , как экспозиция, форма, колорит, настроение присущи обоим видам искусства.

        В 1876 году издатель популярного Петербургского журнала «Нувелист» Н.М.Бернард обратился к композитору П.И. Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в журнале. Бернард предложил к каждому произведению дать поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов. И так появился цикл из 12 пьес «Времена года».    Этот цикл является энциклопедией русской усадебной жизни 19 века. Здесь мы встретим и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта людей того времени. Каждое музыкальное произведение, которое мы будем слушать в исполнении наших музыкантов, будет сопровождаться картинами русских художников 19в. Слушая музыку, вы должны выбрать картину близкую по настроению музыке Чайковского. Сейчас мы послушаем пьесу – элегию «Осеннюю песнь». Вслушайтесь в мелодию. Каков характер музыки? С каким настроением человека созвучна мелодия? Тихо или громко звучит музыка? Мажорное или минорное настроение составляет ее колорит? (Ответы учащихся. Во время звучания музыки на экране картины художника Левитана, ребята находят картину близкую по настроению музыки и аргументируют свои ответы.)

        Ведущая: Мы увидели осень глазами художника и услышали музыку этого времени года, а впереди у нас увлекательный разговор о зиме. Зима – это волшебница, красавица, проказами которой радуются люди, разбушевавшаяся стихия, превращающаяся в фантастические картины. Декабрь – это первый снег, легкий морозец. Январь – это катание на санках, коньках, лыжах, это замечательный праздник Новый год, Рождество, святки. И вот уже февраль, который завершает зиму большим праздником. Каким?

(Ответы детей: масленица)

Ребята, кто из вас был на таком празднике, что там происходило, какие традиционные забавы и игры вы видели?

(Ответы детей)

        Ведущая: Масленица - это весёлые проводы зимы, которые озарены радостным ожиданием приближающегося тепла, весеннего обновления природы. Блины, которые являются непременным атрибутом масленицы, имели ритуальное значение: румяные, круглые, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
        Масленица является одним из самых весёлых праздников на Руси. Её называют по-разному: разгульною, широкою, узкою, честною… В дни масленицы в городах, сёлах, деревеньках проходили широкие гулянья: игрища, катания с гор на санях, скачки на лошадях, взятие снежных крепостей, кулачные бои. Обильный стол, является главной особенностью масленицы. Весь праздник сопровождался пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. На городских площадях открывались балаганные театры.

        П.И. Чайковский одну из своих пьес фортепианного цикла «Времена года» так и назвал – «Масленица». Ребята, сейчас вы будете знакомиться с  этой пьесой. Какими красками музыкальными композитор передал картину народного гулянья? На экране вы увидите картины зимы и праздника масленицы. После прослушивания вам надо определить, какие картины созвучны музыке П.И. Чайковского.

(После прослушивания музыкального произведения дети выбирают картину, подходящую музыке П.И. Чайковского «Масленица» Б. Кустодиева)

        Ведущая: Художник Б. Кустодиев отразил масленичные гулянья в своих картинах.
           Родился Кустодиев в семье преподавателя семинарии в 1878 году в г. Астрахань. Судьба распорядилась таким образом, что отец Бориса умер, когда мальчику было чуть больше года, и вся ответственность за воспитание легла на хрупкие плечи матери – 25 летней вдовы с четырьмя детьми на руках. Несмотря на очень скромный достаток, семья жила дружно, а материнская любовь скрашивала трудности жизни, давая возможность сформироваться творческой личности. Именно мать, Екатерина Прохоровна, прививала детям любовь к высокому искусству – театру, литературе, живописи. Такое воспитание четко определило будущее Бориса, и уже в 9 лет он знал, что станет художником.
           В 1892 году, поступив в Астраханскую духовную семинарию, Кустодиев одновременно стал брать уроки у местного живописца А.П. Власова. С благословения Власова, в 1896 году Кустодиев стал студентом Петербургской Академии художеств и по истечении двух лет был принят в мастерскую Ильи Репина.

Кустодиев много путешествовал и работал, написал очень много картин, портретов.
          Последние два десятилетия своей жизни он боролся с тяжелой болезнью, был прикован к инвалидному креслу. Несмотря на все тяготы жизни, картины этих лет наполнены светом, радостным восприятием мира. Одними из таких ярких примеров являются картины на тему масленичных гуляний.
Какие музыкальные краски использованы П.И. Чайковским в пьесе «Масленица», и какие живописные краски использовал художник Б.Кустодиев?

Какое настроение картины и произведения? Привлекает ли вас зима своими забавами, играми, праздниками?

(Ответы учащихся).

        Как бы долго не тянулась суровая зима, но ей на смену всегда приходит весна с журчанием ручьев, появлением первой зелени и теплым весенним солнцем. Наступает весна – и всё на свете меняется. То, что, казалось бы, каждый день перед глазами – дом, песня, - обновлено дыханием весны. Мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым. У весны три месяца: март, апрель, май. Сегодня мы поговорим о последнем месяце весны - мае. Что у нас всегда случается в  конце мая? Белые ночи! П.И. Чайковский свои детские и юношеские годы провел в Петербурге. Часто, когда ему не спалось, он черпал свое вдохновение, гуляя по ночному Петербургу. Город белых ночей завораживал его строгостью архитектуры, красотой каналов, рек и мостов. Одна из пьес цикла «Времена года» так и была названа – «Белые ночи». А.С. Пушкину принадлежат прекрасные строки о нашем городе:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…»

        Итак, ребята, мы слушаем пьесу П.И. Чайковского «Май», а на экране вы увидите фотографии видов Петербурга в белые ночи. Одна картина не будет соответствовать этой теме. Постарайтесь ее определить.

(Дети слушают музыку и находят картины, соответствующие музыкальному произведению).

        Ведущая: Вот и наступило лето. О чем же рассказывает нам музыка «Июня»? П.И. Чайковский назвал пьесу «Баркарола». Слово это вам, наверно, не знакомо. Родилось оно в Италии и означает что- то вроде «лодочная» или «песня в лодке», потому что «барка» или «баркетта» по – итальянски означает «лодка». Голос на воде всегда звучит как- то особенно звонко, и песня по воде разносится далеко – далеко. У песен бывают музыкальные вступления. Здесь тоже есть вступление: мерно, плавно покачивается музыка. Такое мерное покачивание сопровождает всю «Баркароллу» . широко привольно льется на музыкальных волнах мелодия песня. Слушаешь – и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывет, чуть качаясь от волн, поднятая внезапно налетевшим теплым и легким ветром.

Потом музыка меняется. Она становится живее, радостнее – это танец тарантелла.

        Звучание «Баркароллы» будет сопровождаться на экране показом картин великого русского художника- мариниста И.К. Айвазовского. Он долгие годы учился в Италии, где была однажды даже организована выставка его картин. (Дети слушают музыкальное произведение)

        Ведущая: Какие краски использовали П.И.Чайковский и И.К. Айвазовский, изображая эту картину природы?

(Ответы детей).

        Ведущая: Ребята, вы познакомились с четырьмя пьесами из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года». Теперь ваши впечатления и эмоции от прослушанных и увиденных произведений вы сможете передать на бумаге. Мы с вами отправляемся в страну творчества и живописи.

        Дети рисуют картины природы, навеянные музыкальными произведениями П.И. Чайковского.  По окончании  работы рисунки учащихся размещаются на демонстрационном стенде. Проходит обсуждение и выбор наиболее удачных работ.

        Ведущая: Ребята, спасибо вам всем за то, что вы так внимательно слушали мой рассказ и постарались красиво отобразить свои музыкальные впечатления.

        До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока№8 - 3четверть, 5 класс "Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи"

Конспект урока №8 по теме 3 четверти за 5 класс  "Можем ли мы увидеть музыку?" (Взаимосвязь музыки и живописи)...

"Пейзаж в музыке", конспект урока в 5 классе.

конспект урока музыки в 5 кл....

Пейзаж в музыке и живописи.

     Урок музыки для 5 класса по программе УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.       Входит в раздел «Музыка и изобразительное искусство»...

Пейзаж в музыке.

«Пейзаж в музыке на примере произведений композиторов-импрессионистов» По программе Алеева. Цель урока:познакомить с направлением «импрессионизм», основоположниками в живописи, музыке,...

Пейзаж в музыке. Имперессионизм

Эпоха импрессионизма в музыке и литературе...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...