Сценарий тематического мероприятия «История Великой Отечественной войны в искусстве»
классный час на тему

Османова Марина Магомедовна

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Ребята, мы обязаны знать и помнить прошлое нашей Родины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_k_9_maya.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«История

Великой Отечественной войны

в ИСКУССТВЕ»

                                     Педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №2

 Османова Марина Магомедовна

Сценарий тематического мероприятия

«История Великой Отечественной войны в искусстве»

Вед.  Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Ребята, мы обязаны знать и помнить прошлое нашей Родины.

Вед. Мы еще очень мало знаем о людях, которые не только пережили Великую Отечественную войну, прошли ее дорогами, познали боль тяжелых утрат и радость побед, но и ярко отразили её в своём творчестве. Благодаря  ним мы имеем возможность увидеть и прочувствовать то, что в свое время увидели и пережили они. Их произведения – это не просто картины, плакаты, песни, стихи, фильмы  сегодня они стали подлинными документами истории, сохранившими для потомков память о том великом и трагическом времени.

Вед. Великая Отечественная война мобилизовала деятелей искусства на отпор врагу всеми возможными для них средствами. Многие из созданных в годы войны произведений по накалу патриотических чувств, художественному мастерству, выразительности и эмоциональности по праву считаются непревзойденными. Наиболее значительные из них вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового искусства.  

Вед. “В искусстве русском, в русской речи есть

И мощь, и тонкость, мысль и страсти пламя,
В нём издавна звучит свободы весть,
И Пушкин предсказал её стихами”.

Вед.  Оперативнее всех военная тема была использована в песенном жанре. Подлинным событием не только музыкального искусства, но и всей русской культуры, стала песня на слова композитора Александра  Александрова на слова поэта Василия Лебедева-Кумача “Священная война”.

Айша.  Видео о создании песни  “Священная война”.

- Священная война. Она была впервые исполнена ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы перед отъезжающими на фронт советскими воинами в первые дни войны. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали как воинская присяга. 
В этой песне слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, почти шестьдесят лет спустя, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы. 

Вед. В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение: «Когда гремят пушки, музы молчат».

Вед. Нет, в период одной из самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Вед. Героический подъем советского народа, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросло советское искусство времени Отечественной войны.

Ролик. Плакаты ( на фоне ведущие читают текст)

Вед. Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как  Ираклий Моисеевич Тоидзе (его знаменитый плакат «Родина-мать зовет!»),  Алексей Алексеевич Кокорекин (автор плаката «За Родину!»), Виктор Борисович Корецкий («Воин Красной Армии, спаси!»), Виктор Семёнович Иванов («Пьем воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!»)

Вед. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля советских людей, грудью ставших на защиту Отечества.

Айша.

- Одна из популярных работ этих лет «Родина – мать зовёт» – Ираклия Моисеевича Тоидзе, на которой изображена женщина, призывающая сыновей защитить Отечество.

Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в её руке усиливают впечатление обобщающей значительности образа. Без огромного, высотой в пять этажей, плаката Тоидзе, вывешенного на улице Горького, невозможно представить себе Москву военных лет.

Вед.  - Я стал участником событий,
Которым равных не найти. 
О, песни сердца, расскажите,
Что воин чувствовал в пути.

Игра на баяне «Прощание Славянки»

Вед. Временная оккупация фашистскими захватчиками значительной территории нашей страны, террор, угнетение населения, запрещение исполнять многие устно-поэтические произведения, не могли совсем заглушить традиционные народные песни, частушки, сказки, легенды, предания, пословицы и поговорки.  В своем творчестве русский народ  выражал своё отношение к оккупантам.

Вед. Жить без пищи можно сутки. 
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой. 
Не прожить, как без махорки,
От бомбёжки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки, какой…

Вед. Немецко-фашистские захватчики знали, конечно, о содержании новых произведений устной поэзии и жестоко расправлялись с их авторами и исполнителями. Поэтому жители оккупированных районов вынуждены были тайком петь песни и частушки, прибегать к различным хитростям для их распространения.

Вед. Так, молодая преподавательница Вяземской школы Шура Баранова распространяла тексты песен с помощью листовок. Ночью она писала песни на небольших листочках и расклеивала их по улицам города. Фашисты выследили патриотку и расстреляли. Но на следующее утро на деревьях и заборах Вязьмы появились сотни маленьких беленьких листочков.

Вед. Наша армия не одна – с нею вся страна.

Вед.  Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Вед . Чем позор и неволю терпеть, лучше в бою умереть.

Вед. Так звучали пословицы и поговорки времен отечественной войны

Вед. У партизанского костра – шутка остра.

Вед. В частушках военных лет звучала уверенность в победе над врагом, в том, что милый вернётся, в то же время – грусть о погибших.

Частушки военной поры

Вед.  Партизаны пели песни, рассказывали анекдоты (особенно сатирические о врагах), всевозможные легенды и истории.

Вед.  Вот, послушайте, анекдот военных лет. Разговор двух немецких офицеров:

- Ну, каковы наши успехи, герр генерал?

- Великолепны! По моим данным, мы победно отступаем, а русские беспорядочно бегут за нами.

Вед.  А вот, еще.

- Никак не могу постигнуть тонкостей русского языка. Одним словом у них обозначается несколько предметов. Когда красноармейцы захватили в плен ефрейтора Мюллера, это называлось «захват». Когда нас окружили под Петровкой, это был «обхват», а потом, когда одна колхозница стукнула меня по голове, это был «ухват».

ИЛИ

- Почему ты без перерыва стреляешь? Ведь русских ещё не видно?

- Полковник приказал держаться до последнего патрона. Вот я и тороплюсь выпустить их все до появления русских.

Танец «Прощание» ВасендинаЭ. И Фокин М.????

Вед. В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки.

Вед. По радио дали тревожный отбой. 
Пропел о покое знакомый гобой. 
Окно раскрываю, и ветер влетает,
И музыка с ветром. И я узнаю
Вед. Тебя, многострунную бурю твою,
Чайковского стон лебединый, - Шестая, - 
По-русски простая, по-русски святая,
Как Родины голос; не смолкший в бою.

Звучит Седьмая симфония Шостаковича

Вед . Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады, также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. В блокадном Ленинграде не прекращал своей работы Театр комедии.

Вед. Большим успехом пользовались созданные в годы войны пьесы Александра Корнейчука “Фронт”, Леонида Леонова “Нашествие”, Константина Симонова “Русские люди”.

Отрывок спектакля «Русские люди»

Вед. За время войны на фронте побывало около 4 000 артистических бригад, в которых было занято 42 000 творческих работников. Ими было дано 440 000 спектаклей и концертов. В госпиталях перед ранеными воинами было проведено 530 000 концертных выступлений.

Вед. Большой зрительский успех сопровождал выступления эстрадного оркестра под управлением Леонида Утёсова, куплетистов Борисова и Набатова, дуэтов Мирова и Дарского, Мироновой и Минакера, Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко.

“Синий платочек”  (танец Иванны)

Вед.  Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные битвы с врагом. Вед .Первый полнометражный художественный фильм военного времени “Машенька” вышел на экраны страны в 1942 г. А затем  “Она защищает Родину” Ф. Эмлера, “Нашествие” А. Рома, “Во имя Родины” В. Пудовкина, “Два бойца” Л. Лукова, “Новые похождения Швейка” С. Юткевича.

Вед. В кинофильмах военной поры снимались выдающиеся советские актёры: Борис Андреев, Михаил Жаров, Николай Крючков, Марина Ладынина, Валентина Серова, Николай Черкасов, Борис Чирков, Вера Марецкая и др.

Песня «Кино»

Вед .Огромный эмоциональный заряд патриотизма и ненависти к врагу несли документальные ленты  “Ленинград в борьбе”, “Разгром немецких войск под Москвой”, “Битва за Севастополь”.

Вед.  Художники подхватили тему героической стойкости русского солдата. Они день за днем отражали военные события в картинах, зарисовках, этюдах. Одна из исторических фактов – картина Александра Дейнеки «Оборона Севастополя.

 БАХАЛЫ. Пожалуй, одной наиболее эмоциональных картин того времени стало полотно Александра Дейнеки «Оборона Севастополя». Она была написана в 1942 г. В ней автор смог передать яростную ожесточенность последнего рукопашного боя моряков-черноморцев на набережной города русской морской славы. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твёрдую решимость сражаться до последнего вздоха показал в этой картине художник. Несмотря на всю трагичность сюжета, зритель понимает, что этих людей можно убить, но победить их невозможно.                                              Композиция построена с резким приближением отдельных фигур к зрителю. Получилось как в кино, когда человек вначале виден в глубине, а потом следует крупный план, герой предстаёт в полный рост. Это даёт близко познакомиться с героями, с их выражением лица, глаз.

Краски художника суровы. В них преобладают серебристые тона, сдержанное синее, неяркое красное, рисующее дымные зарева, ржавый металл, запёкшуюся кровь. Наших моряков безумно боялись фашисты, называли их «чёрной смертью». Художник показывает характер советского человека, его духовное благородство, героизм во имя Великой Родины по контрасту с тупым фанатизмом фашистов.

Вед. Особая роль в увековечивании героических событий Великой Отечественной войны принадлежит изобразительному искусству.

Вед. Вглядываясь в картины, тех лет, мы лучше понимаем, через какие страдания прошел наш народ, чтобы приблизить Великую Победу. 
Вед.  Тема памяти подвига нашего народа активно звучит и в современном искусстве.

Вед. Реквием из песка в исполнении Ксении Симоновой»

Ксения Симонова – «Реквием из песка»

Вед.  С 1942 г. появляются крупные литературные произведения, которые даже в это трудное время издавались огромными тиражами. Первая повесть о войне – “Народ бессмертен” Василия Гроссмана была опубликована в июне-августе 1942 г в газете “Красная звезда”. Михаил Шолохов опубликовал первые главы своего романа “Они сражались за Родину”.

Вед. Константин Симонов поведал миру о героическом подвиге защитников Сталинграда в своей повести “Дни и ночи”. Стойкость и Мужество защитников Москвы прославил Александр  Бек в повести “Волоколамское шоссе”.

Вед.  Я за тебя врагу навстречу
Иду без страха, мой народ,
И звук твоей прекрасной речи
Всегда в душе моей живёт.

Вед.  А герой поэмы Александра Твардовского “Василий Тёркин” стал подлинным любимцем, заняв прочное место во фронтовом фольклоре.

Выступление 11-б класса (Сценка «Орден»)

 Вед.  Настоящий подъём переживала поэзия

Вед. “Жди меня” Константина Симонова бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт

Вед. Произведение Константина  Симонова  «Горят города по пути этих полчищ» читает наш современник  актер  Сергей Безруков

«Горят города по пути этих полчищ» читает Безруков Сергей

Вед:  68 лет прошло с тех пор,  как кончилась Великая Отечественная война.

Вед.  Актеры, художники, поэты,  композиторы будут создавать новые и новые шедевры в память о самом могучем и стойком советском народе, о силе и мужестве тех, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил...

Вед. Журавли – песня-реквием, песня-молитва, песня,  написанная после войны  поэтом Расулом Гамзатовым и композитором Яном Френкелем

«Журавли» выступление 10-а класса

Вед. Сегодня мы лишь коснулись части  целого пласта культуры, созданного нашим народом в годы Великой Отечественной войны. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Произведениями  культуры и искусства мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.

Вед. Пусть не будет войны никогда,
Не коснется нас больше беда.
Дети: Нам нужен мир- тебе , и мне.

И всем на свете детям.

                  И должен мирным быть рассвет,

                  Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

                  Нам нужен мир, прекрасный мир,

                  Полученный в наследство.

Финальная песня «Пусть всегда будет солнце»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «История семьи в истории Великой Отечественной войны»

Модуль «История семьи в истории Великой Отечественной войны» разработан на 10 часов и направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных ...

Сценарии мероприятий по Великой Отечественной войне

Материалы выступлений, музыкально-литературных композиций...

Александрова Е.В Сценарий-конспект классного часа из истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Чтобы помнили

Сценарий открытого классного часа, посвящен 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.  и рассчитан на детей 8-13 лет. Это мероприятие имеет воспитательную направленност...

Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне " Животные на войне"

Данная сценарий является авторской разработкой учителей истории Зайка И.И. и биологии Бондаренко Л.А.  Работа посвящена использованию животных во время Великой Отечественной войны, их помощи людя...

СЦЕНАРИЙ Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ НАВЕКИ В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ», посвящённой 74-й годовщине ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.

Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего, и то, что мы вкладываем в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагог...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...