Классный час на тему "Славянская азбука"
классный час на тему

Ерхова Ирина Евгеньевна

Славянская азбука

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Славянская азбука

Оборудование: славянский алфавит, стенд с книгами о славянской письменности, портреты Кирилла и Мефодия.

Ход классного часа

(Звучит музыка «Москва златоглавая»).

Учитель:     Здравствуйте, дорогие гости! Начинаем наш праздник славянской письменности и культуры.

1-й ученик:              Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

2-й ученик:              В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Учитель:    Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справитьсяю. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году. Совсем недавно в нашей стране стали отмечать праздник славянской письменности и культуры. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгарии например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично. В Мурманске, около областной библиотеки есть памятник Кириллу и Мефодию, который Болгария преподнесла в дар городу. Автор его – скульптор Владимир Гиновски. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским.

(Колокольный звон)

3-й ученик:           По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

4-й ученик:           Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

5-й ученик:            Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовут издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

6-й ученик:           Русоволосые и сероглазые,

Лицом светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

     Все:                        Мы – славяне!

     7-й ученик:           Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

     Все:             Мы – славяне!

Учитель:  (показывает свиток). И придумали Кирилл и Мефодий буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука?

Все:   Кириллицей.

Учитель:    А почему она так называется? (По имени Кирилла, одного из её создателей.)

Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают они вам уже знакомые буквы? Напоминают. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живёте, земля, люди, покой. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

(Входят буквы: аз, буки, веди.)

Буква А:  Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква?

Дети: Аз!

Буква А:  Правильно, меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня.

(Дети называют)

Буква Б:  А теперь угадайте, как меня зовут?

Дети: Буки.

Буква Б: Верно, меня зовут Буки. Вспомните, сколько хороших слов начинаются с моей буквы. Назовите их.

(Дети называют)

Буква А:  А теперь назовите нас по порядку.

Дети: Азбука.

Учитель: Получилось слово Азбука. Вам, дорогие буквы, Выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз да буки, а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.

(Дети называют пословицы).

Учитель: А к нам спешит ещё одна буква. Представьтесь пожалуйста!

Буква В: Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я всё знаю, про всё ведаю.

Учитель:                  Тогда слушай мою загадку:

На полянке девчонки,

В белых рубашонках,

В зелёных полушалках.

Буква В:     Берёзы.

(Хоровод «Во поле берёза стояла»)

Учитель:  Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Буква Г:  Здравствуйте, дети! Я буква Глаголь.

Учитель:  Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята?

Дети:   Говорить.

Учитель:   Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая Глаголь, надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ:

Заплатка на заплатке,

А ни одного стежка.

Буква Г:    Капуста.

(Песня «Во саду ли, в огороде» -- ложкари)

Учитель:  Смотрите, к нам спешит ещё одна буква!

Буква Д:  Добрый день, дети! Меня зовут Добро.

Учитель:  Какое у тебя дорогое имя! Доброта – лучшая черта характера человека.

Буква Д:             Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Учитель:            А к нам из азбуки идёт новая гостья!

Буква Л:             Здравствуйте, дети! Я буква Люди.

Люди, вы в ладу живите.

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

(Песня «Если добрый ты»)

Учитель:  Знакомьтесь, к нам идёт новая буква!

Буква М:  Здравствуйте, дети. Меня зовут Мыслете.

Учитель:  Какая мудрая буква к нам явилась!

Буква М:  Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

Сидел на заборе, пел да кричал,

А все собрались – замолчал.

(Петух)

Сто один брат, все в ряд

Вместе связаны стоят.

(Забор)

Катался колобком,

Пока не стал носком.

(Клубок)

Три брата пошли купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли.

(Вёдра, коромысло)

Четыре брата бегут –

Друг друга не догонят.

(Колёса)

Была белая да седая,

Пришла зелёная, молодая.

(Зима, весна)

Буква М:                Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки.

Шить, варить и рисовать,

Звонко петь и танцевать.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них –

Буква рычащая.

Буква Р:          Здравствуйте, дети! Я буква Рцы.

Недаром я собой горжусь,

Ведь – я начало слова Русь.

Давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Платочек».

(Под музыку)

Буква Р:             Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата, –

Значит, будет жить она.

(Песня «Посею лебеду»)

Учитель:       Два прихлопа, два притопа,

С каблука и на носок –

Сказки русские танцуют,

Выше нос и руки в бок!

Разгадайте-ка, загадку:

Что за танец, что за стиль?

Развесёлый, как трёхрядка,

Называется …

Все:   Кадриль.

(Танец «Кадриль»)

Учитель:  Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте и мудрости. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского мира. Кирилла и его брата Мефодия часто рисуют в Болгарии идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им дорогу, любят на Балканах такое изображение. По устоявшимся народным представлениям Кирилл и Мефодий – два бриллианта, два сокола, две чистых жизни. В житиях и похвальных словах говорится о том, что солунские братья – «вечный корень, который честен и народен».

44 буквы-сестрицы смотрятся на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

Ученик:            Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в форме игры «Азбука правил и дорог»

Классный час в форме игры «Азбука правил и дорог»Цель: активизировать знания детей в области правил дорожного движения, развивать внимание, сообразительность.Возраст детей: 10-14 лет.Оборудование: бум...

Классный час "Азбука вежливости" для начальной школы

классный час посвящен правилам поведения, о добре и зле, используются интересная форма проведения....

классный час "Азбука дорожного движения"

Данный материал подготовлен для проведения интегрированного урока в целях профилактики детского-дорожного травматизма...

Презентация к классному часу на тему: "Азбука общения"

Классный час на тему "Азбука общения" рекомендую проводить в 5 классе для формирования навыков общения в социальной группе. В презентации даны различные задания в игровой форме, которые помогут ребята...

Конспект классного часа на тему: "Азбука общения"

Классный час на тему "Азбука общения" рекомендую проводить в 5 классе для формирования навыков общения в социальной группе. В конспектеданы различные задания в игровой форме, которые помогут ребятам л...

Конспект классного часа на тему «Азбука дорожного движения».

Классный час направлен на активизацию у обучающихся интереса к знаниям Правил дорожного движения, формированию сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и...