"Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай!"
материал (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Хузина Милауша Рафисовна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon negasimoe_sozvezdie.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Негасимое созвездие:

Пушкин, Лермонтов, Тукай!»

М.Р.Хузина

ЦЕЛИ: 1. Формировать интерес к творчеству Г.Тукая.

              2. Развивать навык выразительного чтения.

              3. Раскрыть своеобразие поэтического дарования Г.Тукая, обозначить его место в русской литературе.

              4. Воспитание личности с активной гражданской позицией.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Мультимедиа  с изображением портретов Г.Тукая, А.Пушкина, Н.Некрасова, М.Лермонтова, И.А.Крылова, памятника Г.Тукаю в Казани, вид деревни Кушлавуч, г.Уральска, иллюстрации учеников к басням Крылова.

2. Диск с записью Г. Доницетти «Меморино», Ф.Шуберта «Серенада»; с мелодиями песен «Аллюки», «Туган тел», «Туган авыл».

         

На экране памятник Г.Тукаю в Казани. Звучит мелодия из песни «Туган тел»

Ученик. В одном из скверов Казани есть памятник: на высоком пьедестале стоит изваяние молодого человека с открытым лицом. Человек о чём-то напряжённо думает, думает с уверенностью и убеждением в правоте своих мыслей, своих надежд.

        Это – памятник национальному поэту татарского народа Габдулле Тукаю,  имя которого становится родным для всех татарских детей с самых первых прочитанных ими книг. Его поэзия сопровождает их по жизни, помогая глубже узнать и полюбить отеческую речь, народ, его историю и многовековую культуру (на экране проектируется портрет Тукая). 

        Габдулла Тукай прожил короткую, трудную, но прекрасную жизнь. Сирота с малых лет, он так и не обрёл в жизни тепла родного очага, жил и творил в номерах дешёвых гостиниц. Но в высоком смысле домом его стал весь Татарстан, родителями – весь народ, думы и надежды которого он так светло, вдохновенно, глубоко и музыкально выразил в своих стихах и поэмах.

Ученик. Тукай.  «Родной язык»

Родной язык – святой язык, отца и матери язык,

Как ты прекрасен! Целый мир в твоём богатстве я постиг!

Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,

А сказки бабушки потом я научился понимать.

Родной язык! Родной язык, с тобою смело шёл я вдаль,

Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.

Родной язык, с тобой вдвоём я в первый раз молил творца:

- О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца. 

(проектируется вид деревни Кушлавуч, звучит мелодия из песни «Туган авыл»)

Ученик. Тукай «Родная деревня»

Стоит деревня наша на горке некрутой.

Родник с водой студёной от нас подать рукой.

Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

Люблю душой и телом я всё в краю моём.

Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,

Молитву из Корана впервые смог прочесть,

Впервые здесь услышал слова пророка я,

Судьбу его узнал я и путь тяжёлый весь.

Мне памятны навеки событья детских лет,

Нет времени счастливей, забав беспечней нет.

Я помню, как, бывало, по чёрной борозде

Шагал со старшим братом я за сохою вслед.

Я многое увижу – ведь жизнь ещё длинна,

И ждёт меня, наверно, дорога не одна.

Но только, где б я ни был и что б ни делал я,

Ты в памяти и сердце, родная сторона!

(проектируется вид г.Уральска)

Ученик. В 1895-ом году Тукай попадает в Уральск и поступает в медресе «Мутыгия». Здесь он начинает посещать занятия в русском классе. Именно в этом медресе поэт впервые знакомится со светской литературой, зачитывается

произведениями Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Толстого. Пробой его пера стали переводы прозой басен Крылова

(проектируются портрет Крылова и иллюстрации учеников к басням Крылова)

Ученик. Крылов.  «Петух и Жемчужное зерно».

Навозну кучу разрывая,

Петух нашёл Жемчужное зерно

И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!

Не глупо ль, что его высоко так ценят?

А я бы, право, был гораздо боле рад

Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,

Да сытно».

Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

Ученик. Тукай.   «Әтәч илә Энҗе бөртеге”.

         Чүплек башларында казына торгач, Әтәч ничектер бер Энҗе бөртеге тапты да, үз-үзенә сукранып сөйләргә тотынды: “Энҗе дигән булалар! Бу Энҗе нинди юк нәрсә! Әгәр бу табылганчы, миңа, казынып мәшәкатьләнгәнем өчен, бер тары  ярмасы табылган булса, мин нинди шат булыр идем”.

         Түбән фикерле кешеләр, нәрсәләрнең  кыйммәтен белмәгәнлектән, күп вакытта шушы Әтәч кеби хөкем итәләр.  

Ученик. Крылов. «Зеркало и Обезьяна»

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой;

«Смотри- ка ,- говорит :-кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть».-

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума оборотиться?»-

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Ученик. Тукай. «Көзге һәм Маймыл».

       Маймыл, көзгедән үзенең сурәтен күргәч, әкрен генә янындагы Аюга аягы белән төртеп: «Кара әле, иптәш! Көзгедә нинди кыяфәтсез, нинди ямьсез бер хайван күренә. Кара әле, аяклары нинди кәкре, кара әле, йөзе нинди килешсез! Әгәр мин шул көзгедә күренгән нәрсәгә аз гына охшасам да, хәсрәтемнән буылып үләр идем.

      Хәер, әйтергә мөмкин, минем иптәш вә дусларым арасында да бу көзгедә күренгән хайван төсле ямьсезләр биш-алтылап бар, хәтта мин аларны бармак белән санап күрсәтә алам»,- диде.

       Аю моңар җавапта: «И Маймыл   иптәш! Син, иптәш вә дусларыңны санап мәшәкатьләнгәнче, бер мәртәбә үзеңә генә карасаң булмасмы?» - диде.

Ученик. Крылов. « Мышь и Крыса».

«Соседка, слышала ль ты добрую молву?-

Вбежавши, Крысе Мышь сказала:-

Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву

Вот отдохнуть и нам пора настала!»-

«Не радуйся, мой свет,-

Ей Крыса говорит в ответ:-

И не надейся по-пустому!

Коль до когтей у них дойдёт,

То, верно, льву не быть живому:

Сильнее кошки зверя нет!»

Я сколько раз видал, приметьте это сами:

Когда боится трус кого,

То думает, что на того

Весь свет глядит его глазами.

Ученик. Тукай.  «Тычкан илә Күсе».

      - Күрше! Син бер шатлык хәбәр ишеттеңме? Мәче Арыслан тырнагына эләккән, ди,- дип, Тычкан йөгереп килеп Күсегә әйткәч, Күсе:

- Шатланма, күз нурым! Әгәр Мәче Арыслан тырнагына якынлашса, бер дә шиксез, Арысланны да һәлак итәр, Мәчедән дә көчле хайван юк,- диде.

      Куркак берәүдән курыкса, үзе курыккан кешегә бөтен дөнья курку күзе белән  карый дип уйлый. 

(проектируется портрет Тукая, звучит мелодия из песни «Аллюки»)

 Ученик.  Так на заре своей творческой жизни несёт он творчество русских поэтов в татарский народ. Тукай понимает, что эти народы из века в век жили вместе, дополняя друг друга, вместе сражались за свою Родину, вместе работали в мирные дни.

Ученик. Тукай. « На русской земле».

Наш след не померкнет на русской земле.

Мы – как отраженье в зеркальном стекле.

В лад жили и пели мы с русскими встарь,

Свидетельством – нравы, привычки, словарь.

Мы с русским народом сроднились давно,

Во всех испытаньях стоим заодно.

Такого родства никому не избыть.

Нас крепко связала истории нить!

Как тигры, сражаемся в битвах войны,

Как кони, работаем в мирные дни.

На счастье с народом любым наравне

Имеем мы право в родимой стране!

(под музыку Г.Доницетти – романс из «Меморино»)

Ученик. Велика заслуга Тукая в пропаганде русской литературы. Он дал прекрасные переводы из Пушкина, Лермонтова, Майкова, Плещеева. Тукай выполнил эти переводы соответственно запросам того времени, и это были не дословные переводы, а переводы в художественной обработке.

(звук убавляется)

Ученик. Плещеев. «Капля дождевая»

Капля дождевая

Говорит другим:

«Что мы здесь в окошко

Громко так стучим?»

Отвечают капли:

«Здесь бедняк живёт,

Мы ему приносим,

Весть, что хлеб растёт».

Ученик. Тукай. «Яхшы хәбәрләр»

Язгы яңгыр тамчысы бер башка тамчыдан сорый

(Әллә белмичә сорый, әллә шаярыпмы юри):

«Ни сәбәп, уклар кеби, без берюлы күктән төшеп,

Бу тәрәзгә килеп тә бәреләбез шып та шып?»

Бу сөаленә җавапта иптәше әйтә моңар:

«Бу начар өйнең  эчендә икмәге юк ярлы бар.

Җиткерәбез без аңар бер бик матур шатлык хәбәр:

Алдагы көзгә арыш, һич шөбһәсез, булыр чибәр».

(звучит романс из оперы Г.Доницетти, далее под музыку)

Ученик. Своими учителями в поэзии Тукай называл Пушкина и Лермонтова; высоко ценил творчество Толстого и Горького: «И наша нация нуждается в Пушкиных, Толстых, Лермонтовых. Словом, и наша нация нуждается в настоящих писателях, художниках, в новой, истинно национальной поэзии, музыке и всем том, что способствовало бы прогрессу, как и в жизни других наций».

(на экране портреты Пушкина и Тукая)

Ученик. Огромное значение имела для него встреча с Пушкиным. Встретившись, он уже не расстаётся с ним всю жизнь. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина, он первым из поэтов Востока продолжил его реалистическую традицию. Многое восприняв от поэзии арабской, персидской, тюркской, творчество Тукая всё же формировалось под сильным влиянием Пушкина.

Ученик. Тукай.  «Пушкину» (отрывок)

Моя душа сходна с твоей, о Пушкин вдохновенный,

Неподражаемый поэт, единый во вселенной!

Деревья, камни, как меня, твой стих привёл в движенье.

Дарить восторг – не таково ль поэта назначенье?

Как солнце освещает мир, его моря и сушу,

Так всю, до дна, своим стихом ты озарил мне душу.

Я мудрость книг твоих постиг, познал источник сил я,

Вступил я в щедрый твой цветник, твоих плодов вкусил я.

Нисходит в душу чистый свет, свет правды непоборной.

Да, памятник ты заслужил – живой, нерукотворный!

Стихи и повести твои влекут меня, сверкая.

Мне дела нет, что у тебя религия другая.

Моя душа сходна с твоей, но силы несравнимы.

О, как мне мощь твоя нужна, певец неповторимый!

Ученик.  Пушкин был для Тукая не просто наставником. В его отношении к великому поэту мы чувствуем какую-то особенную внутреннюю теплоту и нежность, свойственные только  натурам поэтическим.

Ученик. Тукай.  «Размышления одного татарского поэта» (отрывок)

Я пою, хоть жильё моё тесно и старо,

Не боюсь, хоть любимый народ мой - татары,

Хоть сегодня он стрелы вонзает в меня,

Я недрогнувшей грудью встречаю удары.

Образцами Пушкин и Лермонтов служат.

Я помалу карабкаюсь, сердце не тужит.

До вершины добраться хочу и запеть,

Хоть посмотришь на кручу – и голову кружит.

Ученик. Тукай знал творчество Пушкина весьма основательно. Высказать оценку творчества русского поэта мог лишь тот человек, который не только любил Пушкина, но и хорошо его знал. У Тукая есть целый ряд стихотворений, представляющих  собою переводы отдельных произведений Пушкина или их свободное толкование. Очень часто сам Тукай делал замечания, что то или иное его произведение навеяно Пушкиным. Например, к поэме «Шурале» Тукай сделал такое примечание: «Эту сказку «Шурале» я написал, пользуясь примером поэтов А.Пушкина и М.Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок, рассказываемых народными сказителями в деревнях».

(видео (DVD) – «У лукоморья дуб зелёный..»)

Ученик. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит,

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неводомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там на заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… Там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил…

(звучит музыка из «Шурале», проектируется иллюстрация к поэме)

Ученик. Тукай. Из поэмы «Шурале».

Эта сторона лесная вечно в памяти жива.

Бархатистым одеялом расстилается трава.

Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:

В свой черёд подует ветер, в свой черёд и дождь пойдёт.

От малины, земляники всё в лесу пестрым-пестро,

Набираешь в миг единый ягод полное ведро.

Часто на траве лежал я и глядел на небеса.

Грозной ратью мне казались беспредельные леса.

Точно воины стояли сосны, липы и дубы,

Под сосной – щавель и мята, под берёзою – грибы.

Этот лес благоуханный шире моря, выше туч,

Словно войско Чингизхана, многошумен и могуч.

Разумеется, что в этом удивительном лесу

Встретишь волка, и медведя, и коварную лису.

Много здесь тропинок тайных и сокровищ, говорят.

Много здесь зверей ужасных и чудовищ, говорят.

Много сказок и поверий ходит по родной земле

И о джинах, и о пери, и о страшных шурале.

(звучит серенада Ф.Шуберта, далее под музыку)

Ученик. Близость Тукая к Пушкину не должна быть ложно понята как подражание или «копирование». Обращаясь к поэзии Пушкина, Тукай в большинстве случаев создавал свои оригинальные произведения, он изменял структуру и образы источника и наполнял их такими деталями, которые придавали его стихотворениям национальный татарский колорит. Тукай оставался самим собой, он учился у Пушкина мастерству.

(проектируются портреты Лермонтова и Тукая)

Ученик. Огромным художественным авторитетом для Тукая был и М.Ю.Лермонтов. Лермонтов для него был продолжателем лучших традиций Пушкина. Известно несколько произведений Тукая, которые не просто навеяны общими мотивами творчества Лермонтова, а представляют собой переводы или поэтическую переработку известных стихотворений русского поэта.

Ученик. Лермонтов. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Ученик. Тукай. «Тәәссер»

Гомернең иң читен, җайсыз, уңгайсыз бер минутында

Әгәр янсам каты хәсрәт вә кайгының мин утында,

Укыйм тиз-тиз күңелдән бер гаҗаиб сүрә Корьәннән,-

Газаплар мәгънәви бер кул илән алынадыр җаннан.

Оча дилдән бөтен шик-шөбһәләр, һәм мин җылый башлыйм:

Яңакларны мөкаддәс күз яшемлә энҗели башлыйм.

Бөтенләй сафлана күңлем; укыйм иман, булам мөэмин;

Килә рәхәт җиңеллекләр: хәлас булам авыр йөкдин.

Ходайа! син тыйган эшләр тәмам әкътагъ вә әбтәр, дим;

Иям баш сәҗдәгә: «Аллаһехак! Аллаһеәкбәр!»- дим.

Ученик. Лермонтов «К…» (отрывок)

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

и так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней,

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслию небесной

И силой духа убеждён,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то – бессмертье он?

Ученик. Тукай в своём стихотворении точно воспроизводит мысли Лермонтова и в то же время подчёркивает, что главная цель его жизни – борьба.

Ученик. Тукай «Обманувшийся» (отрывок)

Довольно! Годы на тебя потратил я впустую,

За ветром гнался, но, видать, его не догоню я.

Да, звёзды глаз твоих меня измучили жестоко:

Я видел их, но не достал – ведь небо так высоко!

И сердцу юному тогда всё в мире чуждо было,

Но целый мир оно нашло в том, что тебя любило…

Быть может, дни, когда любви вымаливал я крохи,

И ночи, знавшие мои бессмысленные вздохи,

На пользу нации пошли б, её служили б счастью,

Когда б я не был с юных лет запутан ложной страстью!

Отдай я нации себя – не только не обманут,

Наоборот, я б ею был всегда добром помянут!

Ученик. В творчестве Лермонтова и Тукая сильны мотивы одиночества. Но верх брало стремление жить, бороться, идти вперёд. Настроения  грусти, одиночества у Тукая, как и у Лермонтова, не являются выражением духовного упадка, они были своеобразной формой его протеста против действительности. Страсть к борьбе роднит Тукая с Лермонтовым.

Ученик. Тукай «Жизнь» (отрывок)

Не поникай в несчастье головою!

Что не случится с юными порою?

С кем только жизнь в злой распре не бывала?

В борьбе ты ей не уступай нимало!

Она – одна, один ты перед нею.

Рази, сказав: «Я с нею спорить смею!»

Что б ни было, - внемли сраженья кличу! –

Возьмёшь с победой ценную добычу.

(Проектируются портреты Некрасова и Тукая)

Ученик. Один из первых переводчиков Г.Тукая на русский язык, известный поэт и художник П.А.Радимов отмечал, что поэзия татарского поэта близка по своему характеру к творчеству Н.А.Некрасова. «Они оба – певцы горя народного и мечтатели о его лучшей судьбе»,- писал Радимов. Роль поэта в обществе, протест против существующих порядков, нищета и бесправие народа, трагическая судьба женщины – таковы основные темы стихотворений поэтов. И Некрасов, и Тукай отстаивали принципы народности и гражданственности в поэзии.

Ученик. Некрасов «Поэт и гражданин» (отрывок).

Послушай: стыдно!

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила , меткость,

Тому теперь не должно спать…

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны…

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрёшь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

(под музыку Г.Доницетти)

Ученик. Тукай «Поэт» (отрывок)

Пускай состарюсь я, беспомощен и сед,

И стан согнётся мой под грузом трудных лет,-

Душе состариться не дам я никогда,

Она останется сильна и молода.

Пока огонь стиха горит в груди моей,

Я годен для борьбы, я старости сильней.

Ясна душа певца, весна в душе навек,

Она не знает зим, её не тронет снег.

Ученик. Близость Тукая к Некрасову выражается и в том, что какая бы сторона народной жизни ни воплощалась в произведениях татарского поэта, она всегда выражала настроения трудящихся масс.

Ученик. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»(отрывок)

Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъездов судов и палат.

(под мелодию из песни «Аллюки»)

Ученик. Тукай «Осенние ветры» (отрывок)

Осень. Ночь. Уснуть нет силы. За стеною ветер плачет.

То не ветер – люд голодный в страхе смерти лютой плачет.

«Мой любимый сын, рабочий, не имеет корки хлеба» -

Это мать-земля родная, к нам заботливая, плачет.

Если здесь кокетке старой ставят зубы золотые,

Там «кусочек хлеба» молит молодая дева, плачет.

Вот, мужей погибель видя – им ломоть был нужен хлеба –

И жалея брать их душу, Азраил в печали плачет.

Если здесь такбиры сытых радости полны, веселья,-

Тамошний такбир услышав, всякий горестно заплачет.

Осень. Ночь. Глухая темень. За стеною ветер плачет.

Ветер – весть: народ голодный в страхе смерти лютой плачет.

Ученик. Алексей Максимович Горький в письме писателю Сергееву-Ценскому напоминал: «Мир этот не для художников,- им всегда было тесно и неловко в нём, - тем почётней и героичней их роль. Очень хорошо сказал один казанский поэт-татарин, умирая от голода и чахотки: «Из железной клетки мира улетает,- Улетает юная душа моя». Лично я, разумеется, предпочитаю радость жить: страшно интересно это – жить». Казанский поэт, о котором идёт речь в письме А.М.Горького – это Г.Тукай.

(проектируется портрет Тукая)

Ученик. «Какой большой поэт!- сказал Сергей Есенин о Тукае.. И Есенин, и Тукай – народные поэты. Очень рано ушли они из жизни. Но в братских литературах, русской и татарской, оставили большой след»,- писал Павел Радимов  в 1961 году.

Ученик. Поэзия Тукая давно пересекла национальные границы. Русский язык донёс поэзию Тукая до самых отдалённых уголков нашей необъятной страны. Так же как он любовно переводил стихи Кольцова, Пушкина, Лермонтова, теперь так же бережно переводят его стихи русские поэты и помогают выйти на мировой простор. Если в русской литературе всё идет от Пушкина, то в татарской литературе Тукай - начало всех начал.

Ученик. Тукай  «Моя звезда».

Как ни жесток к нам этот мир,

                                                                                      он запугать не может нас,

Где надо плакать – я смеюсь, не опускаю хмуро глаз.

Пусть жизнь моя, как ночь, темна,

                                                                                     не жду ни солнца, ни луны.

Я благодарен и за то, что звёзды в небе мне видны.

Я ощущаю тяжесть рук, прикосновенье чёрных сил,

Но враг мой в сердце у меня святой звезды

                                                                                         не погасил.

Нет, нет, горит моя звезда, не меркнет

                                                                                         отблеск золотой,

И несомненно, хоть один заблудший

                                                                                             той спасён звездой.

Звездятся в сердце у меня надежды, радости, тоска,

Навеки сердцу моему звезда священная близка.

(музыка из «Аллюки» или «Туган тел»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Хәзрәте Пушкин вә Лермонтов,Тукай – өч йолдыз ул”

Бөек шагыйребез Габдулла Тукай иҗаты белән рус әдәбияты арасындагы бәйләнешне күзәтү дәресе....

Музыкально-поэтическая композиция "Звезда Пушкина, звезда Тукая!"

Данный урок является обобщающе-повторительным.  Цель: воспитывать у учащихся высокую нравственность, эстетические вкусы, возбудить в душах детей любовь к жизни, к родной земле,...

Аныклагыч һәм аның аерымлануы. (“Г. Тукай һәм А.С.Пушкин – ике йолдыз ул…” тематик юнәлешендә.) 7 нче сыйныфта татар һәм рус телләре буенча интеграцияләштерелгән дәресе

1.Укучыларның сөйләмен аныклагычлар   хисабына   баету  һәм практикада куллану мөмкинлекләрен камилләштерү;2. SMART Board тактадан файдалану аша укучыларның уйлау, күзәтү һәм ...

Презентация по литературе на тему:"Пушкин и Тукай. Диалог культур"(9класс)

Данная презентация подготовлена для урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе....

"Звезда Пушкина, звезда Тукая".

Внеклассное мероприятие по теме "Звезда Пушкина, звезда Тукая",  для обучающихся старших классов. Знакомство с биографиями  и творчествами великих поэтов, А.С.Пушкина, Г.Тукая....