Литературно- музыкальная композиция " Блокадный город"
методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Авторская литературно-музыкальная композиция, посвященная блокадному Ленинграду . 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 538 с углубленным изучением информационных технологий

 Кировского района Санкт-Петербурга.

Литературно-музыкальная

композиция,

посвященная Дню снятия

Блокады Ленинграда.

« Ленинградский метроном».

                                          Составила: Потопальская Марина Александровна

                                 Зам директора по ВР

25 января 2013 года

Цель : Показать мужество и патриотизм ленинградцев в годы Великой отечественной войны; продолжать традицию школьных дел, направленных на патриотическое воспитание школьников.

Задачи:

 1. Формировать у учащихся бережное отношение к истории своей страны и своего города.

2. Воспитывать у учащихся любовь к своей Родине, своему городу.

3. Обогащать духовно- нравственный потенциал учащихся на основе сострадания и милосердия, поэзии и музыки.

4. Развивать творческие способности учащихся.

Форма проведения: литературно- музыкальная композиция.

Выступление группы учащихся 8-11 классов перед учениками школы, их родителями, учителями, ветеранами.

 Оформление зала: Окна зала завешаны черным сукном с перекрестными белыми полосами ( как окна блокадного Ленинграда) На одной стороне сцены- ширма, тоже напоминающая окно блокадного города. Перед ней стоит стол, с горящей керосиновой лампой. На столе разбросаны письма- «треугольнички».

За столом 2 стула. На другой стороне- экран для показа презентации.

Видеопроектор. Музыкальное сопровождение «вписано» в презентацию.

Литература:

Д.В. Павлов «Денинград в блокаде»

В.П. Глинкин « Вам, мальчики и девочки блокады»

«За тебя, Ленинград!» поэты в боях за город

Презентация составлена из фотографий блокадных лет.

Музыка: песня « Ленинградский метроном»

Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича.

Ход мероприятия.

На экране слайд 1 и первые такты музыки «Ленинградский метроном».

Выходит 1-й чтец с горящей свечой в руках.

Читает стихотворение Ю. Воронова «Опять война, опять блокада…»

Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...

 

1-й чтец уходит.

Выходят 1-й и 2-й ведущие.

1-й ведущий: 

(слайд 2)  Никогда не забыть грозных дней лета и осени 1941 года, когда фашисты приближались к городу, и все ленинградцы встали на защиту его рубеже  (слайд 3)

2-й ведущий:

Из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда» ( слайд 4) 21 сентября 1941 года, Берлин: «Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город артиллерией и авиацией…( слайд 5) весной мы проникнем в город… вывезем все, что осталось живое, вглубь России или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии.»

1-й ведущий:

В сентябре гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину. Павловск, Пушкин и Петергоф.

 4 сентября противник произвел первый обстрел города ( слайд 6); 6 сентября фашистская авиация впервые прорвалась к городу, разбомбив два дома на Невском проспекте, а через два дня фашисты совершили массированные налеты на Ленинград.( слайд 7 ) В тот же день была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября  гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Начались 900 суровых дней ленинградской блокады.

Выходит 2-ой чтец. Читает стихотворение В. Инбер.

На Ленинград, обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,  ( слайд 8)

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.  ( слайд 9)

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

2-й ведущий: 

Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. ( слайд 10) Вражеская артиллерия ежедневно бомбила город. Из-за блокады прекратился подвоз топлива и продовольствия. В ноябре 1941 года рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 грамм. Другие продукты по карточкам почти не выдавались.

Выходит 3-й чтец. Читает стихотворение О. Бергольц.

Вместо супа – бурда из столярного клея,  ( слайд 11)
Вместо чая – заварка сосновой хвои…
Это б все ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не свои.
Только сердце внезапно сожмется, как ежик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь…
Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград!
Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость.
Слышишь, город клянется, что враг не пройдет.
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
( слайд 12)
Впереди оставалось еще восемьсот.

1-й ведущий: 

Как только стало понятно, что город оказался в блокаде, настроение его жителей стало меняться в худшую сторону. Чтобы быть в курсе того, о чем думает население. Военная цензура вскрывала все письма. Некоторые, в которых граждане высказывали крамольные мысли, изымались. В августе 1941 года цензура изъяла 1.5 процента писем. В декабре – уже 20 процентов.

2-й ведущий:

Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по Санкт-Петербургу и области (материалы Управления НКВД по Ленинградской области)):

На сцену выходят юноша и девушка, садятся за стол, где разбросаны письма-«треугольники».  Не спеша открывают их и читают отрывки из писем.

Юноша: ( слайд 13)  «…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».

 Девушка:( слайд 14)«…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет».

Юноша: (Слайд 15) «…Я был свидетелем сцены. Когда на улице у извозчика упала истощенная лошадь, люди прибежали с топорами и ножами. Начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей».

2- ведущий: ( слайд 16)

Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая и сверхтяжелая артиллерия вела планомерный и ожесточенный обстрел жилых кварталов города.

Выходит 4чтец. ( Девушка с «младенцем» на руках):              ( слайд 17)

И в пестрой суете людской

Все изменилось вдруг.                ( слайд 18)

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат

Он, правда, был похож, как брат,     ( слайд 19)

 Но в громе влажность есть

Высоких свежих облаков    

И вожделение лугов –

Веселых ливней весть.                ( слайд 20)

А этот был, как пекло, сух,

И не хотел смятенный слух

Поверить – по тому,                      ( слайд 21)

Как расширялся он и рос,

Как равнодушно гибель нес

Ребенку моему.                            ( слайд 22)

1-й ведущий: (слайд 23)

Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – теперь ее можно было брать только из Невы. ( слайд 25) .Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции. В домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-«буржуйки». В них сжигали столы. Стулья, шкафы. ( слайд 25) Диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватало ненадолго. ( слайд 26)  К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.

2 ведущий:

Строки из писем, изъятых военной цензурой:

Девушка:«…Наш любимый Ленинград( слайд 27) превращается в свалку грязи и покойников.Трамваи давно не ходят( слайд 28), света нет, вода замерзла, уборные не работают. Самое главное – мучает голод».

Юноша:«…Мы превращаемся в стаю голодных зверей. Идешь по улице, встречаешь людей, которые шатаются как пьяные. Падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня они умерли, а завтра я». ( слайд 29)

Девушка:«…Ленинград стал моргом, улицы стали проспектами мертвых… В каждом доме в подвале склад». ( слайд 30)

Юноша и девушка гасят керосиновую лампу и уходят.

Выходит 5 чтец. Читает стихотворение  «Был год 42, меня шатало» . М Дудин.

2-й ведущий:

В декабре 1941 года были зафиксированы первые случаи каннибализма (людоедства) (Слайд 31) По данным УНКВД по Ленинградской области, за употребление человеческого мяса были арестованы в декабре 1941 года 43 человека, в январе -366,  марте – 399,  апреле – 300, мае – 326. июне – 56. Затем цифры пошли на убыль, с июля 1942 года были взяты с поличным всего 30 людоедов. Людоедов военные трибуналы приговаривали к расстрелу с конфискацией имущества. Приговоры были окончательными, обжалованию не подлежали и немедленно приводились в исполнение.

1-й ведущий: (слайд 32)

Но город жил и боролся. В Ленинграде работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все время блокады работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой. Позволявшей почувствовать, что город живет. Мало кому известная до войны поэтесса и писательница Ольга Федоровна Бергольц вошла в историю как «муза блокадного Ленинграда». Всю блокаду проработала она на ленинградском радио.

Выходит 6-й чтец. Девушка, изображающая О.Бергольц: (слайд 33)

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья. ( слайд 34)

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных…

2-й ведущий: (слайд 35)

Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру. До конца навигации с Большой земли шли в Ленинград баржи с продовольствием. (слайд 36)  Когда Ладожское озеро замерзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни».( слайд 37) Шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами и боеприпасами для ленинградцев. ( слайд 38) Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей.

 Выходит 7-й чтец. Юноша в военной форме:

А было так: на всем ходу
Машина задняя осела.          
( слайд 39)
Шофер вскочил, шофер на льду:
Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк!
Поломка эта - не угроза.
Но рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? Две тонны. Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил,  
( слайд 40)
Поджег их от мотора.
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре…
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам!

1-й ведущий: (слайд 41)

28 декабря 1941 года, воскресенье. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике:

“Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года”.

Через пять месяцев последняя запись завершит скорбный список потерь: “Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все”.

2 ведущий:

Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Ее, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

8 чтец:

Самый короткий дневник.

Сил не хватало – длиннее.

Кажется, это тот миг,

Что уж не будет больнее.

Страшную сущность войны

Кто нам поведал короче?

В те ленинградские дни,

В те ленинградские ночи?

Самый короткий дневник.

Нужен ли, впрочем, длиннее?

Этот отчаянный крик

Всех рассуждений сильнее.

2-й ведущий: (слайд 42)

Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать.

Кировский завод ( слайд 43) оказался  в опасной близости от расположения немецких войск. И, тем не менее, там круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.( слайд 44). Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре-декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

9-й чтец: (слайд 45)

Да, мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлебку из ремней,  ( слайд 46)

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.  ( слайд 47)

Но он точил, пока рука  ( слайд 48)

Могла производить движенья,

А если падал, – у станка,

Как падает солдат в сраженье.

1-й ведущий: (слайд 49)

Зимой 1942 года было решено создать при радиокомитете симфонический оркестр. Его руководителем стал скрипач и дирижер Карл Элиасберг. Зимой 1942 года он настолько ослаб, что не мог ходить от истощения и его привезли в госпиталь на детских саночках с диагнозом «алиментарная дистрофия 2-й степени». Но уже через месяц он провел репетицию созданного оркестра. Музыкантов искали по всему городу. Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Пришлось искать по фронтам.

2-й ведущий: (слайд 50)

9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве. Дирижировал Карл Элиасберг.

10-й чтец: (слайд 51)

Концерт начался!

И под гул канонады –

Она, как обычно, гремела окрест –

Невидимый диктор

Сказал Ленинграду:

«Вниманье!

Играет блокадный оркестр!..»

И музыка

Встала над мраком развалин,

Крушила

Безмолвие темных квартир.

И слушал ее

Ошарашенный мир… ( слайд 52)

Вы так бы смогли,

Если б вы умирали?

Никто не узнал,

Что сегодня на сцену

В последнем ряду посадили врача,

А рядом,

На случай возможной замены,

Стояли

Ударник и два скрипача.

Звучит отрывок из Седьмой симфонии. (Идут слайды 53- 62)    10 слайдов

1-й ведущий: (слайд 63)

Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников.

2-й ведущий:

И вот, 18 января 1943 года  кольцо блокады было прорвано, а 27 января 1944 года все ленинградцы праздновали полное снятие блокады.  ( слайд 64)

11-чтец:

За залпом залп

Гремит салют.  ( слайд 65)

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют…………

Пол-Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе –

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут…

1-й ведущий: ( слайд 66) Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налетов и артиллерийских обстрелов врага. Более 400 тысяч их покоятся ныне на Пискаревском мемориальном кладбище у ног символической фигуры Матери-Родины. ( слайд 67)

2 ведущий: Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из славных ее страниц.

 ( слайд 68) Поворачиваются к экрану и читают надпись на слайде.

Звучит песня «Ленинградский метроном» (слайды 69- 83)

Выходят все участники композиции и поют вместе с фонограммой.

 Ведущий 2  ( слайд 84) читает стихотворение  А. Молчанова.

Слава в веках ленинградцам-блокадникам,

Мир поразившим своею борьбой!

Слава всем вам, землякам и соратникам,

Русскую честь защитившим собой!

Вашим терпением, стойкостью, мужеством

Вы превзошли всех героев легенд.

Жертвы блокадные с болью и ужасом

Мир будет помнить сквозь тысячи лет.

Не помышляя о славе и вечности, вы вместе с городом в вечность вошли

Дивным примером святой человечности,

Той, что все муки убить не могли.

Пусть же вас помнят не только по праздникам,

Не откупаются медью наград.

Честь и почет ленинградцам-блокадникам!

ВСЕ: Вечная слава тебе, Ленинград!

Концерт начался!

И под гул канонады –

Она, как обычно, гремела окрест –

Невидимый диктор

Сказал Ленинграду:

«Вниманье!

Играет блокадный оркестр!..»

И музыка

Встала над мраком развалин,

Крушила

Безмолвие темных квартир.

И слушал ее

Ошарашенный мир… ( слайд 52)

Вы так бы смогли,

Если б вы умирали?

Никто не узнал,

Что сегодня на сцену

В последнем ряду посадили врача,

А рядом,

На случай возможной замены,

Стояли

Ударник и два скрипача.

Сценарий литературно-музыкальной композиции                                           посвященной  годовщине прорыва и снятия блокады Ленинграда.

Ход мероприятия. ( для ведущих)

Выходит 1-й чтец. Читает стихотворение Ю. Воронова «Опять война, опять блокада…»

« …… Ведь эта память — наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна...

1-й чтец уходит.

Выходят 1-й и 2-й ведущие.

1-й ведущий: 

Никогда не забыть грозных дней лета и осени 1941 года, когда фашисты приближались к городу, и все ленинградцы встали на защиту его рубежей.  

2-й ведущий:

Из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда» 21 сентября 1941 года, Берлин: «Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город артиллерией и авиацией весной мы проникнем в город… вывезем все, что осталось живое, вглубь России или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии.»

1-й ведущий:

В сентябре гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину. Павловск, Пушкин и Петергоф.

 4 сентября противник произвел первый обстрел города . 6 сентября фашистская авиация впервые прорвалась к городу, разбомбив два дома на Невском проспекте, а через два дня фашисты совершили массированные налеты на Ленинград. В тот же день была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября  гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Начались 900 суровых дней ленинградской блокады.

 2-ой чтец. Читает стихотворение В. Инбер.

«… Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.»

2-й ведущий: 

Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеская артиллерия ежедневно бомбила город. Из-за блокады прекратился подвоз топлива и продовольствия. В ноябре 1941 года рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 грамм. Другие продукты по карточкам почти не выдавались.

3-й чтец:

«…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось еще восемьсот.»

1-й ведущий: 

Как только стало понятно, что город оказался в блокаде, настроение его жителей стало меняться в худшую сторону. Чтобы быть в курсе того, о чем думает население. Военная цензура вскрывала все письма. Некоторые, в которых граждане высказывали крамольные мысли, изымались. В августе 1941 года цензура изъяла 1.5 процента писем. В декабре – уже 20 процентов.

2-й ведущий:

Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по Санкт-Петербургу и области (материалы Управления НКВД по Ленинградской области)):

  3 –е письмо  «…Я был свидетелем сцены. Когда на улице у извозчика упала истощенная лошадь, люди прибежали с топорами и ножами. Начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей».

2- ведущий: 

Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая и сверхтяжелая артиллерия вела планомерный и ожесточенный обстрел жилых кварталов города.

4- чтец

« Как расширялся он и рос,

Как равнодушно гибель нес

Ребенку моему»                           

1-й ведущий: 

Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – теперь ее можно было брать только из Невы..Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции. В домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-«буржуйки». В них сжигали столы. Стулья, шкафы. Диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватало ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.

2 ведущий:

Строки из писем, изъятых военной цензурой:

3-е письмо:

«…Ленинград стал моргом, улицы стали проспектами мертвых… В каждом доме в подвале склад».

2-й ведущий:

В декабре 1941 года были зафиксированы первые случаи каннибализма (людоедства).По данным УНКВД по Ленинградской области, за употребление человеческого мяса были арестованы в декабре 1941 года 43 человека, в январе -366,  марте – 399. Затем цифры пошли на убыль, с июля 42 года были взяты с поличным всего 30 людоедов. Людоедов военные трибуналы приговаривали к расстрелу с конфискацией имущества. Приговоры были окончательными, обжалованию не подлежали и немедленно приводились в исполнение.

5- чтец : Стихотворение  «Был год 42, меня шатало» . М Дудин.

« По всем  морям, подтаявшая с краю

Плывет его хрустальная постель.» 

1-й ведущий: 

Но город жил и боролся. В Ленинграде работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все время блокады работало ленинградское радио.

Для многих оно было единственной ниточкой. Позволявшей почувствовать, что город живет. Мало кому известная до войны поэтесса и писательница Ольга Федоровна Бергольц вошла в историю как «муза блокадного Ленинграда».

 Всю блокаду проработала она на ленинградском радио.

6-й чтец: 

«…На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных…»

2-й ведущий: Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру. До конца навигации с Большой земли шли в Ленинград баржи с продовольствием. Когда Ладожское озеро замерзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни. Шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами и боеприпасами для ленинградцев.  Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей.

7-й чтец:

« ….Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам!»

1-й ведущий: 

28 декабря 1941 года, воскресенье. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике:

“Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года”.

Через пять месяцев последняя запись завершит скорбный список потерь:

“Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все”.

2 ведущий:

Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Ее, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

8-й чтец:

«Нужен ли, впрочем, длиннее?

Этот отчаянный крик

Всех рассуждений сильнее.»

2-й ведущий: 

Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Кировский завод оказался  в опасной близости от расположения немецких войск. И, тем не менее,

там круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре-декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

9-й чтец: 

«А если падал, – у станка,

Как падает солдат в сраженье.»

1-й ведущий: Зимой 1942 года было решено создать при радиокомитете симфонический оркестр. Его руководителем стал скрипач и дирижер Карл Элиасберг. Зимой 1942 года он настолько ослаб, что не мог ходить от истощения и его привезли в госпиталь на детских саночках с диагнозом «алиментарная дистрофия 2-й степени». Но уже через месяц он провел репетицию созданного оркестра. Музыкантов искали по всему городу. Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Пришлось искать по фронтам.

2-й ведущий: 

9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию

Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.

Дирижировал Карл Элиасберг.

10-й чтец: 

«А рядом, на случай возможной замены,

Стояли  ударник и два скрипача.»

Звучит отрывок из Седьмой симфонии. (Идут слайды 53- 62)    10 слайдов

1-й ведущий: 

Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников.

2-й ведущий:

И вот, 18 января 1943 года  кольцо блокады было прорвано, а 27 января 1944 года все ленинградцы праздновали полное снятие блокады.  

11- чтец:

«……. Сегодня в городе – Салют!

         Сегодня ленинградцы Плачут…»

1-й ведущий: 

Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налетов и артиллерийских обстрелов врага. Более 400 тысяч их покоятся ныне на Пискаревском мемориальном кладбище у ног символической фигуры

 Матери-Родины.

2 ведущий: Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из славных ее страниц.

 ( слайд 68) Поворачиваются к экрану и читают надпись.

Звучит песня «Ленинградский метроном» (слайды 69- 83)

2-й ведущий: ( слайд 84) читает стихотворение.

                                                                                         

                                 

3-й чтец:

Вместо супа – бурда из столярного клея,  ( слайд 11)
Вместо чая – заварка сосновой хвои…
Это б все ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не свои.
Только сердце внезапно сожмется, как ежик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь…
Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград!
Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость.
Слышишь, город клянется, что враг не пройдет.
…Сотый день догорал. Как потом оказалось, ( слайд 12)
Впереди оставалось еще восемьсот.

11-й чтец: (слайд 51)

Концерт начался!

И под гул канонады –

Она, как обычно, гремела окрест –

Невидимый диктор

Сказал Ленинграду:

«Вниманье!

Играет блокадный оркестр!..»

И музыка

Встала над мраком развалин,

Крушила

Безмолвие темных квартир.

И слушал ее

Ошарашенный мир… ( слайд 52)

Вы так бы смогли,

Если б вы умирали?

Никто не узнал,

Что сегодня на сцену

В последнем ряду посадили врача,

А рядом,

На случай возможной замены,

Стояли

Ударник и два скрипача.

На Ленинград, обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,  ( слайд 8)

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.  ( слайд 9)

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокадное Святое поколенье, ты вынесло неравный этот бой!»

Литературно-музыкальная композиция, посвященна  Дню снятия блокады города Ленинграда. Блокадные времена - это небывалые времена.Можно уходить в них, как в нескончаемый лабиринт таких ощущений и п...

Литературно-музыкальная композиция «Блокадный Ленинград» 6-11 классы

Литературно-музыкальная композиция «Блокадный Ленинград» 6-11 классы, посвящена героизму и мужеству защитников блокадного Ленинграда....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадной памяти нервущаяся нить"

Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 5-9 классов, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадный Ленинград"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадный Ленинград"...

Историческая литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"

Историческая литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокадная ласточка, лети сквозь века» Никто не забыт и ничто не забыто!

Сценарий литературно-музыкальной композиции«Блокадная ласточка, лети сквозь века»Никто не забыт и ничто не забыто!для учащихся 3-9 класса...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадные новеллы"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадные новеллы", посвященной 78 годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.  По мотивам произведений: Людмила Н...