Как живешь ты, край мордовский
материал на тему

Дороненкова Ольга Васильевна

Мероприятие об особенностях природы Мордовии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_mordoviyu.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Как живешь ты, край мордовский»

Цель: познакомить учащихся с основными особенностями природы Мордовии и пробудить у детей интерес и стремление узнать о своем крае.

Задачи:

- сформировать образное представление о своём крае с его традициями и обычаями;

- развить познавательную активность в изучении своего края;

- продолжить воспитание чувства гордости за свою малую родину.

Оформление: компьютер, интерактивная доска, презентация, шляпа для Незнайки

Действующие лица: Незнайка, Знайка.

Перед учащимися стол с компьютером. За ним сидит Знайка. Вбегает Незнайка.

Незнайка: Привет Знайка! Чем занимаешься?

Знайка: Пытаюсь освоить новую игру, которая называется «Путешествие по Мордовии».

Незнайка: Я люблю путешествовать.  Это всегда так интересно. Можно и мне с тобой поиграть?

Знайка: Можно, и не только тебе. К нам могут присоединится все ребята находящиеся здесь.

Незнайка: Ребята вы готовы к путешествию?  Да? Тогда начинаем. Запускай игру, Знайка!

Компьютер: (голос за кулисами имитирующий голос робота): Добро пожаловать в виртуальное путешествие по Республике Мордовия. Правила игры. Игра состоит из 11 уровней. На каждом уровне вы получаете информацию. Для того чтобы перейти на следующий уровень, вам необходимо ответить на вопросы. Поэтому будьте внимательны.  Вы можете обращаться за подсказкой к ребятам. Желаю удачи.

Звучит музыка, возвещающая о начале игры.

Компьютер: Добро пожаловать на первый уровень.

На экране появляется слайд с картой  Республики Мордовия.(слайд 2)

Незнайка: Ой! Что это за картинка?

Знайка: Это не картинка, а карта Мордовии. А вот появился и наш информатор. Давай послушаем.

Ученик: Республика Мордовия расположена в центральной части Русской равнины. Граничит  с Республикой Чувашия, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, и Рязанской областями.

(слайд №3)

Столица Мордовии город Саранск. Это главный город нашей республики.

(слайд №4)

Кроме него есть ещё шесть городов. Это такие большие города как Рузаевка и Ковылкино, и города поменьше – Ардатов, Инсар, Краснослободск, Темников.  

 Незнайка: Ух! Какие красивые города.

Занайка: Да. И по всему видно они имеют свою древнюю историю.

(слайд №5)

Незнайка: А вот и вопросы на которые мы должны ответить. Давай читай Знайка, а я вместе с ребятами буду отвечать.

Знайка читает вопросы, появившиеся на экране.

1. Какой город является столицей Мордовии?

2.  Назовите другие города.

3. Какой город находится ближе всего к месту где вы живёте?

Незнайка: Ребята помогите мне пожалуйста. А то у меня всё вылетело из головы.

Ребята дают ответы. На те вопросы, которые вызывают затруднения, может помочь ответить Знайка.

Компьютер: Добро пожаловать на второй уровень.

(слайд № 6)

Знайка: Смотри Незнайка, мы попали в лес.

Незнайка: Чтобы это значило.

Знайка: Сейчас мы узнаем у наших ребят.

Ученик:

Я люблю мордовские леса.

Здесь, где детство эхом отзовётся,

Глянешь вверх – качнутся небеса,

Музыка дождинками польётся.

По утрам в траве росса дрожит.

Сосны, ёлки без конца и края.

Вижу: по стволу смола бежит,

Жёлтая, пахучая, живая.

Около трёх столетий назад территория Мордовии почти полностью была покрыта лесами. Здесь встречались боры (леса где растут в основном сосны и ели), дубравы (в основном дуб), березняки (в основном берёза) и смешанные леса. Ещё царь Пётр I знал о мокшанских лесах и использовал их для строительства кораблей.

Незнайка: Интересно, о чём нам ещё можете рассказать.

Ученик: Сейчас леса занимают только одну четвёртую часть территории республики, это меньше половины того что было.  Человек вырубает их для своих нужд. Большие площади леса сгорели в засушливое лето 2010г. А ведь он даёт кислород, который необходим для всего живого на Земле. Поэтому лес необходимо беречь и восстанавливать, высаживая новые деревья вместо вырубленных и сгоревших.

(слайд №7)

Знайка: А теперь давайте посмотрим, на какие вопросы нам нужно ответить, чтобы перейти на следующий уровень. Незнайка приготовься. И вы ребята тоже.

Читает вопросы.

1.Какие леса называют дубравами, ольшаниками и борами?

2. Для чего нужен лес?

3. Какой лес растёт не далеко вашего места жительства?

Компьютер: Добро пожаловать на третий уровень.

Слайд №8)

Незнайка: Знайка, посмотри какое красивое озеро. Давай, побыстрее узнаем, как оно называется. Кто наши информаторы?

Знайка: Это наши одноклассники.

Ученик:

В нашей республике более двух тысяч озёр, но самое известное из них – Инерка. В переводе с мордовского языка означает «Великое озеро».  Благодаря своей прелести, это озеро стало олицетворением природной красоты всего нашего края. Но есть и другие крупные озёра, такие как Ендовище, Инорка.

(слайд №9)

Кроме озёр на территории Мордовии насчитывается более 150 рек. Крупными из них являются Мокша и Сура. Когда то они были судоходными и по ним плавали баржи. Остальные реки относятся к средним или малым рекам. Это, прежде всего Алатырь, Исса, Вад, Сивинь.

Ученик:

Как люблю смотреть я на озёра!

В них, как будто в зеркале видна

Вечная распахнутость простора,

Чистая его голубизна.

Я – поклонник голубого цвета.

Стал он дорогим на все лета.

Без озёр, их трепетного света

Красота земли совсем не та.

Ученик: К сожалению на сегодняшний день реки и озёра  Мордовии загрязнены разными вредными химическими веществами, которые попадают туда с полей, с заводов, и бытовым мусором, который выбрасывают жители и отдыхающие . От этого погибает рыба и все живые организмы, которые живут в воде. Человек купаясь в таких реках, может заболеть.

(слайд №10)

Незнайка: Ну, давай же, Знайка, читай скорее вопросы. Мне не терпится перейти на четвёртый уровень. Он, наверное самый сложный.

Знайка читает вопросы.

1. Назовите крупные озёра Мордовии.

2.Назовите крупные реки Мордовии.

3. Какое озеро находится или какая река протекает не  далеко от вашей местности?

4. Чем и как загрязняются воды рек и озёр?

Компьютер: Добро пожаловать на четвёртый уровень.  

                    Незнайка: Смотри, Знайка! Здесь что- то написано.

(слайд №11)

Знайка читает: «Чтобы пройти четвёртый уровень, необходимо угадать растения и животных, которые растут и обитают на территории Мордовии.  Да,задание сложное, нужно подумать.

Незнайка: А я уверен, что мы и с этим заданием справимся. Верно, ребята!

На экране появляются слайды. Ребята называют знакомые им растения и животных, а учитель называет те, которые они не знают, и уточняет, какие из них занесены в красную книгу Мордовии и России.

(слайды №№ 12,13,14,15,16)

Ученик:

Как называются эти деревья, которые растут на территории Мордовии?

Сосна, ель, дуб, берёза, липа, ольха.

Растения, которые вы видите, растут в нашей республике. Как они называются?

Ландыш, пострел(подснежник). Их мало и они находятся под защитой государства. Рвать запрещается.

Компьютер: добро пожаловать на 5 уровень.

Ученик:

Недалеко от Темникова есть скромная могила, в которой похоронен прославленный адмирал Федор Федорович Ушаков. На море русский флот под командованием Ушакова не потерпел ни одного поражения. Недаром адмирала называли морским Суворовым. Юность и последние годы жизни Ушаков провел в небольшой деревеньке Алексеевка за Мокшей. В честь адмирала Ушакова учреждены орден и медаль, которыми награждаются самые смелые, мужественные моряки. А в центре г. Саранска построен величественный храм, названный в его честь.

Компьютер: добро пожаловать на 6 уровень.

Ученик.

В селе Рузаевка (сейчас это город) почти 200 лет назад родился известный поэт Александр Полежаев, в честь которого названа одна из центральных улиц нашего города. Поэт видел, как тяжело живет простой народ, и писал стихи, в которых обвинял царя и богачей. За непослушание он был отдан в армию, где было очень нелегко. От непосильной службы поэт погиб. Погиб он за свободу своего народа. Прошло много лет, но до сих пор в нашей стране любят и знают стихи Александра Полежаева.

Александр Полежаев

На память о себе

Враждуя с ветреной судьбой,

Всегда я ветреностью болен

И своенравно недоволен

Никем, – а более собой.

Никем – за то, что чёрным ядом

Сердца людей напоены;

Собой – за то, что вечным адом

Душа и грудь моя полны.

Но есть приятные мгновенья!..

И испытал их между вас,

И, верьте, с чувством сожаленья

Я вспомяну о них не раз.

Компьютер: добро пожаловать на 7 уровень.

           Ученик.

В селе Кочелаево, недалеко от города Ковылкино, на вершине холма стоит небольшой домик, каких много в наших селах. Но стоит войти в эту скромную деревенскую избу, как вы окажетесь в царстве картин. Это дом-музей замечательного художника Федота Васильевича Сычкова. Здесь он родился и прожил почти всю свою жизнь. Много замечательных шедевров написал художник. На его полотнах запечатлены народные праздники, гуляния. Герои его картин – русские и мордовские крестьяне.

Особенно любил Сычков изображать детвору. Труд знаменитого художника высоко оценен. Он был награжден орденом «Знак Почёта», ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника Мордовии.

Компьютер: добро пожаловать на 8 уровень.

          Ученик.

Мордовский народ гордится своим великим сыном – замечательным скульптором Степаном Дмитриевичем Нефедовым. Нам с вами он известен как скульптор Степан Эрьзя. Название своего народа – эрзя – он сделал вторым именем-псевдонимом. Этим он выразил любовь к эрзянскому народу. Залы музея всегда полны народа. Если вы еще не были в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств, то обязательно туда сходите. С.Д. Эрьзя прожил долгую трудовую жизнь. За заслуги перед Родиной он награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Компьютер: добро пожаловать на 9 уровень 

         Ученик.

«Главные мои читатели – Дети, которые обязательно станут взрослыми. А какими они будут – останется ли в них детская непосредственность, живое, восторженное восприятие окружающего мира, умение всему удивляться – зависит во многом от нас, писателей...››.

Эти слова принадлежат одному из популярных мордовских детских писателей  – Якову Максимовичу Пинясову, чье творчество известно не только в Мордовии, но и за ее пределами.

Всего Яков Пинясов подарил детям свыше 70 книг, их общий тираж перевалил за семь миллионов экземпляров. Книги Якова Максимовича издавались на 23 языках народов мира: Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Югославии, Китая и др.

Мы гордимся нашими знаменитыми земляками. И преклоняемся перед ними.

(Звучит фрагмент мордовского наигрыша)

Яков Пинясов (на мокшанском языке)

Пухонь ацам.

Аяш нармотть

Тячи садса,

Пухонь ацам

Тялось ацась.

Кяшезень сон

Летьке щяйхнень,

Лоткасть горнямода

Ляйхне.

Аньцек

Пиже пиченясь

Кизокс

Панда пряти стясь.

Сон аф ёрдасы

Руцянц

И аф кельмофтьсы

Эсь прянц.

Компьютер: добро пожаловать на 10 уровень .

      Учитель.

«Великую силу имеет устное народное творчество», – писал в свое время один известный мордовский краевед. В них излиты все страдания народа, вся тоска о лучшем, все его идеалы. Каждый из нас разве не испытывал чувство восхищения, слушая легенды, предания. Мы их должны беречь как святыню, которая действует на нас удивительно хорошо и смягчает наши сердца.

      Ученик.

Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе.

Жила–была мордовская девочка Нуянза, рукодельница и умница. Всё-то она умела делать. И прясть, и ткать, и корзины плести. А выросла Нуянза – стали звать её Нуянзой-искусницей, т.е. волшебницей.

И вот посмотрите, что собрала для вас Нуянза-искусница. Чего здесь только нет!

Ученик.

Лапти-Карть. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные. Их плели из 5, 7 и 10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего две недели.

Ученик.

А вот свистулька – Тутушка.

В праздничные дни, на ярмарках продавались глиняные расписные игрушки-свистульки. Все покупали игрушки для своих детей. У мордовы, по преданию, считалось, чем сильнее раздавался свист игрушки в избе, тем дальше уходила от этого дома нечистая сила.

Такую свистульку мордва считала своим оберегом.

Ученик. А вот полотенце – Нардамо, которое вышила Нуянза-искусница своими руками. Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить от сглаза и прочих напастей. Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими женщинами на голову и служило для украшения.

      Учитель.

Кузовок нуянзы опустел, но у мордовского народа было еще много прекрасных и удивительных вещей, которые помогали им в жизни и в быту.

О них вы можете узнать из книг, которые представлены на этой выставке «У России дочь – Мордовия».

Звучит мордовская песня

Компьютер: добро пожаловать на 11 уровень 

       Ученик.

Вся жизнь мордовских крестьян, от момента рождения и до смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль. Мокша и эрьзя могут гордиться своим костюмом, вышивкой, украшениями. По красоте с ним может соперничать разве только индийский женский наряд.

       Ученик.

Мордовские костюмы невозможно представить без разного рода украшений. Их великое множество! Это и нагрудные «сюлгамы», бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками соседи-русские говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь»

Учитель.

Мордва – народ трудолюбивый, занимавшийся земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, различными ремеслами. Только у народа, проводящего каждый день с утра до темна в труде, могли появиться такие пословицы и поговорки. По слушайте:

Ученик.

ТЕВС МОЛЯТ – АФ КОЛЯТ. (Забота, что работа, – человека не портит).

МАШТОМАСЬ – СЕМБЕ ВАСТСА САФТОМАСЬ. (Уменье везде найдет примененье).

КИЕ АФ ВИДИ, СЯ АФ НУЙ. (Кто не посеет, тот не пожнет).

ЛАМА ТЕВТИЯТ СЯДА ЛАМА ТЕВ МУЯТ. (Много дел сделаешь – еще больше дел найдешь).

КИЕ МАШТЬІ ТРУДЯМА, СЕ МАШТЬІ И ЭРЯМА. (Кто умеет трудиться, тот умеет и жить).

ТЕФНЕ НЕФТЬСАЗЬ, КОДАМАТ ЛОМАНЦЬ. (Дела покажут, какой ты человек).

Учитель.

Много друзей у Мордовии, но особенно давняя и прочная дружба связывает ее с соседями.

Ученик.

Наш северный сосед – Нижегородская область.

С востока к Мордовии прилетает Чувашская республика и Ульяновская область

С юга и запада – Пензенская и Рязанская области.

Учитель.

1000 лет у мордвы и народов России один исторический путь, одна историческая судьба. Народы живут рядом, не теряя своих исконных корней, своей национальной самобытности, они не просто живут, они созидают настоящее и будущее своей великой Родины – России.

Мордовский народ всегда рад видеть своих друзей на своей гостеприимной, хлебосольной земле!

Мордовия!

Ты часть России-матери!

Твои озёра и твои ручьи

Своей великой силы не утратили,

Их мне сияют светлые лучи.

Твоя река Сура струною звонкою

Россию славит, позабыв корысть.

Березка милой, стройною девчонкою,

С Россией встретиться, бежит с горы!

А соловьи ночами заливаются,

Зовут: «Послушай! Счастьем подыши!››

Чтоб так и сделать, низко наклоняются

Озерная трава и камыши.

А если пролетают гуси-лебеди

И голос подают мне над Сурой,

Волнуется душа в неясном трепете

И песня вновь звучит сама собой.

Звучит песня

Звучать фанфары.

Компьютер: Поздравляю, вы прошли все уровни игры «Путешествие по Мордовии»

Незнайка: Эх! Как жалко, что путешествие закончилось. Я столько интересного узнал!

Знайка: Не расстраивайся, Незнайка. Я слышал что выпустили другие версии этой игры – «Путешествие по городам Мордовии», «Путешествие по памятникам природы Мордовии» и думаю, придумают ещё что ни будь.

Незнайка: Тогда я обязательно ещё раз отправлюсь в путешествие. А вам, ребята, понравилась игра?  В другой раз пойдёте со мной  путешествовать? Тогда до новой встречи.

Используемая литература:

  1. География  Мордовской АССР:  Учеб. пособие  /Редкол.: М.М.Голубчик, С.П. Евдокимов ( отв. ред.) и др.; Мордов. ун-т.  Саранск, 1983. 304 с.

  1. Лихачёв Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся.  М.: Просвещение, 1983. 256 с.

3. Ямашкин А.А.  География  Республики Мордовия: Учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая викторина "Край в котором ты живешь"

Предлагается разработка внеклассного мероприятия эколого-краеведческой направленности для 7 класса. Дети  должны знать свой край.  Занятие развивает  чуткость, доброту, логическое мышле...

Краеведческая гостиная "Край в котором ты живешь"

Материал для внеклассного мероприятия об истории села Липовка Энгельсского района Саратовской области...

"В том краю, где ты живешь..."

Литературная гостиная ( с презентацией)...

"Край, в котором ты живешь".

Беседа о музыке для учащихся младших классов....

"Край в котором ты живешь"

"Край в котором ты живешь" урок музыки  1 класс по программе Сергеевой Критской...

Сборник заданий и упражнений на английском языке "Ты знаешь край, в котором живешь?"

Предлагаю Вашему вниманию сборник заданий и упражнений о культуре Вятского  края...

Методическая разработка урока музыки в 1 классе на тему "Край в котором ты живешь"

В данной разработке представлен конспект урока. В уроке затронута краеведческая тематика (Муром - малая Родина)....