"Край, в котором ты живешь".
материал по музыке по теме

Беседа о музыке для учащихся младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_muzyke.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Беседа о музыке

 «Край, в котором ты живешь».

Для учащихся начальных классов общеобразовательных школ.

Цель: вызвать интерес к  музыкальному и изобразительному искусству, вызвать желание обучаться в ДШИ.

Задачи:  - познакомить с  некоторыми фактами из биографий известных  композиторов;

              - познакомить детей с музыкальными произведениями этих композиторов;

              - познакомить  с образцами народной музыки;

              - воспитывать в духе патриотизма и любви к родному краю;

              - воспитывать чувство уважения к выступающим в концерте сверстникам;

              - прививать умение правильно вести себя на концерте;

              - создание ситуации успеха для выступающих детей.

             

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас снова в нашем зале. Сразу хочу вам напомнить: ВО ВРЕМЯ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКИ НИКТО НЕ РАЗГОВАРИВАЕТ, НЕ ВСТАЕТ, НЕ ХОДИТ – ДОЖДИТЕСЬ ОКОНЧАНИЯ НОМЕРА, И  ЕСЛИ ЭТО ТАК НЕОБХОДИМО, ТИХОНЬКО ВЫЙДИТЕ.

Сегодня я хотела бы поговорить о нашей родине. Что такое «Родина»? Родина – это страна, где мы с вами живем. А есть еще понятие – Малая Родина – и это как раз то  место где человек родился, где он делал свои первые шаги, учился в школе…

Каждый человек, слыша слово «РОДИНА», сразу представляет что-то свое. Один представит себе родной дом со скамеечкой у ворот, другой - зеленый луг или березовую рощу, а третий -  маленький родничок, который весело журчит, напоит нас в жаркий день вкусной и чистой водой, а потом, превратившись в ручеек, попадет в реку и будет стремиться все дальше и дальше…

Сейчас вы услышите пьесу В. Ушкарева, которая называется «Родничок». Обратите внимание, что композитор изображает не огромные морские волны, а легкое журчание веселого ручейка.

  1. Ушкарев «Родничок».

Для нас с вами – наша малая родина – это  Удмуртия. Ее еще называют «Родниковым краем». В нашей республике живут люди нескольких национальностей – это и русские, и удмурты, и татары. Все мы живем мирно, дружно, уважаем культуру и традиции других народов, восхищаемся их музыкой.

Сейчас в исполнении оркестра народных инструментов  вы услышите татарскую народную песню. Народная песня также раздольна, как и наши поля и луга, также широка, как наши леса и реки, также прекрасна, как наша природа.

  1. «Прекрасны берега Зая» исп. оркестр нар. инстр.

Замечательный русский композитор Н.А.Римский – Корсаков, вдохновленный русскими народными сказками и преданиями, в  1881г.  написал оперу «Снегурочка». В этой опере он изобразил во всей красе традиции и  обычаи древних русских людей, красоту их души, чистоту их помыслов, и конечно красоту родной природы. Однажды во время прогулки, Н. А. даже записал нотами напев снегиря, который потом стал одной из мелодий оперы. Один из главных героев оперы – пастух Лель. Он красив, замечательно играет на дудочке, прекрасно поет – в него влюблены все девушки в округе… Сейчас вы услышите «Песню Леля» в инструментальном  исполнении, она будет исполнена на аккордеоне. Начало песни несколько суровое и грозное – это потому, что идет разговор тучи и грома, а дальше характер песни меняется, ведь начинается рассказ о том, как девушки ходили по ягоды – это и есть настоящий характер песни – веселый, задорный, озорной.  

3.   Н. А. Римский – Корсаков «Песня Леля»

В декабре, когда вы были в нашей «музыкальной гостиной» я рассказывала вам о композиторе П.И.Чайковском. А кто из вас помнит, где родился П.И.Ч.? Правильно, в городе Воткинске. Свои первые восемь лет жизни П.И.Ч. провел среди наших лесов, полей и рек. Он был влюблен в родную природу, и даже объездив полмира (а он побывал даже в Америке, не говоря уже о Европе), и увидев, намного более красивые пейзажи – горные массивы и каньоны, морские дали, альпийские луга, он все равно стремился на Родину, его тянуло к нашим, как он говорил «унылым», но родным пейзажам. Среди произведений П.И.Ч. есть цикл фортепианных пьес, который называется «Времена года». Цикл – это несколько произведений – музыкальных или поэтических, которые связаны одним замыслом.  В этом цикле 12 пьес (по количеству месяцев в году). Каждая пьеса – миниатюрная зарисовка явлений природы определенного времени года.

«Голубенький чистый подснежник – цветок,

А подле сквозистый последний снежок…»

Этими словами начинается пьеса

4.   П. И. Чайковского  «Апрель» «Подснежник».

Очень многие русские композиторы использовали в своем творчестве народную песню. И Н.А.Римский-Корсаков, и П.И.Ч., являлись собирателями народных песен (т. е. людьми, которые ищут, слушают, записывают народные песни). Одна из таких песен сейчас и прозвучит для вас в исполнении Коркиной Надежды.

5.   «Во сыром бору тропина»

Говоря о нашей родине, о нашей музыке нельзя не сказать и о  композиторах, которые жили и творили в Удмуртии. Прежде всего это Герман Афанасьевич Корепанов. Сейчас его уже называют великим удмуртским композитором - первым удмуртским профессиональным композитором. Родился 30 июля 1924 г. в селе Селты Удмуртской АССР, умер 13 апреля 1985 в г. Ижевске. Музыка композитора отличается редкой мелодической красотой. Музыкальный язык Г. Корепанова органично впитал особенности удмуртского фольклора. Не случайно многие мелодии, созданные им, воспринимаются как народные. Композитор создал немало произведений для детей. Ему принадлежат первые в истории удмуртской музыки детские фортепианные пьесы, он автор песен и хоров, предназначенных дошкольникам и юношеству.

Сейчас вы услышите музыкальную зарисовку – миниатюру, т.е. небольшую пьесу, которая изображает весенний дождь. Итак:

 6.   Г. Корепанов «Апрельский дождик»

Все произведения, которые вы сегодня слушали, исполнялись на настоящих, акустических  музыкальных инструментах, как я их называю – живых, т. к. они дружат с нашими ребятами, слушаются их, ведь более сильное прикосновение дает более яркий звук, а нежное и мягкое – легкий и светлый. А сейчас вашему вниманию я представлю ансамбль, который состоит из «живого» инструмента – аккордеона и электронного – синтезатора, инструмента с огромными возможностями. Я надеюсь, что эта музыка вам тоже будет интересна, ведь в ней изображается раннее утро. Восходит солнце, блестят росинки, поют птицы, ритме вальса кружится и растворяется утренний туман…

7.   В. Пушкарева «Раннее утро»

Я надеюсь, вам понравилось наше мероприятие – вы услышали звучание различных музыкальных инструментов, познакомились с творчеством композиторов, которые воспевали красоту родного края, услышали народную музыку и музыку русских и современных композиторов.

Я надеюсь, что вы придете к нам еще, а кто-то, возможно, захочет прийти  к нам учиться, мы будем очень рады всем! А закончить нашу сегодняшнюю беседу о Родине, о нашей природе я хотела бы выступлением хора

8.   «Край, в котором ты живешь».  Исп. учащиеся 1–го класса.

Программа концертных номеров.

1

Ушкарев «Родничок»  

2

Тат н.п. «Прекрасны берега Зая»

3

Н. А. Римский – Корсаков «Песня Леля»  

4

«Апрель» «Подснежник»

5

Р.н.п. «Во сыром бору тропина»

6

Г. Корепанов «Апрельский дождик»

7

В. Пушкарева «Раннее утро»

8

Г. Гладков «Край, в котором ты живешь»

Технические средства, необходимые для проведения данного мероприятия:

  1. Видеопроэктор.
  2. Ноутбук.
  3. Музыкальные инструменты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая викторина "Край в котором ты живешь"

Предлагается разработка внеклассного мероприятия эколого-краеведческой направленности для 7 класса. Дети  должны знать свой край.  Занятие развивает  чуткость, доброту, логическое мышле...

Краеведческая гостиная "Край в котором ты живешь"

Материал для внеклассного мероприятия об истории села Липовка Энгельсского района Саратовской области...

"Край в котором ты живешь"

"Край в котором ты живешь" урок музыки  1 класс по программе Сергеевой Критской...

Методическая разработка урока музыки в 1 классе на тему "Край в котором ты живешь"

В данной разработке представлен конспект урока. В уроке затронута краеведческая тематика (Муром - малая Родина)....

конспект. 1 класс. "Край, в котором ты живешь"

конспект по программе Критской...

Край,в котором ты живешь

Конспект урока музыки 1 класс "Край, в котором ты живешь"...

Конспект и презентация урока музыки "Край в котором ты живешь" 1 класс.

Конспект урока 1 класса "Край в котором ты живешь"...