Вечер классической музыки. «Путешествие по музыкальным эпохам».
материал на тему

Хилько Оксана Владимировна

Познакомить слушателей с музыкой эпохи «барокко», «классицизма», «романтизма», «импрессионизма». Способствовать приобщению  подрастающего  поколения  к  традициям  музыкальной культуры. Прививать любовь к классической музыке. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий концерта

«Путешествие по музыкальным эпохам».

Вечер классической музыки.

Цель: Познакомить слушателей с музыкой эпохи «барокко», «классицизма», «романтизма», «импрессионизма». Способствовать приобщению  подрастающего  поколения  к  традициям  музыкальной культуры. Прививать любовь к классической музыке.

Задачи:

Образовательная:

  • Расширять эстетический кругозор учащихся;  Уметь применять  полученные  знания  и  умения   в  практической деятельности;  Приобщать   к  навыкам  выразительного  исполнения  произведений разных эпох;  

Развивающая:

  • Развивать творческое воображение;   Развивать умение концентрировать внимание, управлять своими эмоциями в выступлениях на сцене;

Воспитательная:

  • Способствовать формированию сценической культуры, воспитанию эстетического вкуса и  любви к классической  музыке. Прививать и воспитывать умение  понимать и ценить произведения искусства.

Добрый вечер дорогие друзья!

Я рада приветствовать Вас в нашем музыкальном зале, сегодня наш концерт будет несколько необычен,  мы отправимся в далёкое прошлое, в увлекательное путешествие по музыкальным эпохам.

Каждый из присутствующих сегодня в зале знает, что музыка оказывает огромное воздействие  на человека, а классическая  музыка -  серьёзная, глубокая, осмысленная всегда отражала нравственные, религиозные и философские аспекты человеческой души.  

Каждый период,   эпоха  имеет свой художественный стиль и своё направление.  Музыкальное творчество в каждой эпохе, развивалось параллельно с другими видами искусства, поэтому в нём много общего с живописью, литературой и театром.

Итак, наше путешествие начинается эпохи «Барокко».

Эпоха   «Барокко».

Слайды.

Эпоха  «Барокко»   формировалось   приблизительно с 1600 – до 1750г.  Само слово «барокко»  в переводе с итальянского означает «странный», «причудливый» и действительно, для этой эпохи характерно стремление к величию, пышности, к совмещению реальности и вымысла.

Архитектура этой эпохи  выделяется пышностью декора, лепных украшений,  огромных зданий и картин, занимающих целиком потолок или стену залы. В  живописи появляются многофигурные композиции, которые  усиливают эмоциональное воздействие на человека.

Для музыки эпохи «Барокко» – характерно изобилие украшений. Музыкальный орнамент становится весьма  изощрённей, некоторые инструментальные пьесы увеличиваются в размере в несколько раз, за счёт  дополнительных звуков, украшений -  «мелизмов», которые придают звучанию изысканность, торжественность  и пышность. Основной инструментальный жанр  – концерт, но появился такой вид сочинений, как опера, оратория и кантата.

 Музыканты эпохи барокко очень любили играть  на органе, но и клавесин оставался одним распространённых музыкальных инструментов среди пианистов.

Давайте вспомним самых знаменитых музыкантов эпохи «Барокко».

Это Георг Гендель, Томазо  Альбинони , Антонио Вивальди,  Георг  Телеман, Арканджело Корелли, Иоганн Кригер, Генри Перселл,  Доменико Скарлатти, Жан-Филипп Рамо.

В музыкальном исполнительстве  эпохи  барокко, появляются  новые приёмы игры на инструментах, такие как тремоло и пиццикато;

Новая техника игры - notes inégales («неровная игра», «перепунктировка») — техника игры, при которой ноты, записанные в одинаковой длительности, тем не менее, играются ритмически неровно;

В технике Генерал-бас написаны многие произведения композиторов этой эпохи.  Данная  техника показывала, что каждый голос имеет самостоятельное значение и вполне независим от остальных, начала формироваться музыка полифонического склада.  

Высшим достижением  эпохи Барокко в области музыки, конечно, считают творчество Иоганна Себастьяна Баха, величайшего композитора всех времён и народов.  Немецкий композитор, органист-виртуоз, капельмейстер, музыкальный педагог - автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени, он  писал как духовную, так и светскую музыку.

Произведения для клавишных инструментов,  им довольно часто писались в качестве обучающего материала. Это своего рода были  упражнения для развития техники пальцев и слуха. К ним относятся произведения из тетради Марии Магдалены, инвенции, а также прелюдии и фуги из  «Хорошо темперированного клавира».

Без музыки нам не прожить ни дня, она живет в любые времена  в  эпохе каждой  разная она, в эпохе каждой музыка своя.  12 минут

  Эпоха «Классицизм»

 Слайд 4.

 Новое направление, в музыке зародившееся во Франции, охватывает период        конец  1750 – 1825 г. начинается эпоха «Классицизма».

Классический,  в переводе  с латинского языка  означает «совершенный», «образцовый». Действительно, искусство классицизма воспринимается как продуманное, просчитанное, стройное по форме искусство. В нём всё симметрично, как в геометрии.

Классицизм во всём выражает стремление к идеалу, искусство было жизнеутверждающим и светлым.

Архитектуре эпохи «Классицизма»  характерны многочисленные колонны, строгая организованность.

В живописи  предполагались строгие правила создания художественного произведения, они придавали ему лаконичность и логичность. Внимание уделяется только чёткой проработке основной части, не распыляясь на детали.

Музыка  предпочитала радоваться и веселиться, она звучит легко, « как будто меньше весит», чем многослойная музыка прошлого. Каждое произведение искусства  строится по строгим канонам, основным требованием  становится уравновешенность пропорций, исключающая всё лишнее, второстепенное.

Именно в  эпоху Классицизма»  сформировались серьёзные крупные жанры: квартет, симфония, соната, концерт,  сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. На формирование музыки эпохи «Классицизма» сильно повлиял театр. Подобно появлению разных персонажей в спектакле в симфониях и сонатах обязательно чередуются разные по характеру мелодии.

Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как венские классики.

Композиторы венской  классической школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний и каждый из них обладал яркой, неповторимой индивидуальностью.  

Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро и трогательные чувства.

Ян Ванхал, Даниэль Штейбельт, Доменико Чимарозо – так же являются яркими представителями этой эпохи и сейчас для вас в исполнении

Эпоха «Романтизма»

Французская буржуазная революция в конце XVIII завершила эпоху Просвещения и  сыграла огромную роль в формировании нового направления в искусстве –Романтизма, который сформировался  на рубеже XVIII – XIX вв. 1825 – 1900г.

На смену классицизма с его ясностью и точностью,  пришло эмоциональное искусство романтизма.  Акцент в романтической музыке ставился на  воплощение мечтательных, лирических и взволнованных настроений, сильных душевных движений и больших чувств.

Композиторы – романтики старались с помощью средств музыкальной выразительности  выразить глубину и богатство внутреннего мира человека, передать его чувства, мысли,  впечатления от окружающего мира,  особенно от природы. В произведениях звучат  острые контрастные сопоставления, контрастные интонации.

Появляются «лёгкие» жанры,  ведущее место принадлежит  миниатюре, часто имеющей конкретное название. Излюбленным жанром становится «Песня». Теперь песни исполняются не только голосом, но и звучат на инструменте как самостоятельное произведение. Создаётся множество альбомов, приобретают популярность детские альбомы и альбомы «Времена года», состоящие из целого цикла музыкальных пьес.

Наиболее яркими представителями романтизма были:

Николо Паганини; Ференц Лист; Фредерик Шопен; Карл Вебер; Иоганесс Брамс; Франц Шуберт; Рихард Вагнер; Роберт Шуман; Гектор Берлиоз; Феликс Мендельсон; Э. Григ.

В музыкальной жизни России так же слышны отголоски романтизма.

Очень точную характеристику русского романтизма дал  В. Г. Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на не свершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченному счастью, которое Бог знает,  в чем состояло".

Русские композиторы романтики:

Александр Алябев; Алексей Гурелёв; Александр Варламов; Милий Балакириев; Александр Гречанинов; Пётр Ильич Чайковский; М. Иванович  Глинка – который является основоположником русской классической музыки.

Развитие  романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв.  именно металлические конструкции были наиболее востребованы и распространены.

 Картины художников выделялись эмоциональностью, чувственностью в передаче изображения, выразительность достигалась при помощи игр света и цвета. Картины передавали лирическое видение мира.

Эпоха «Импрессионизма».

Импрессионизм в переводе с французского,  означает – впечатление. Импрессионизм в музыке сложился во Франции в последнюю четверть XIX начале XX века.

Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю.

Главное в музыкальном импрессионизме  - передача настроений, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажности, тембровое окрашивание тем становиться богаче и гармоничнее.

 Прорадителем импрессионизма по праву является Клод Дебюсси, обогативший все стороны современного композиторского мастерства: мелодию, гармонию, оркестровку и форму. Он написал множество вокальных и инструментальных миниатюр. Яркими представителями  импрессионистами наряду с Клодом Дебюсси, стали  Эрик Сати  и Морис Равель.

Всё то лучшее, что стало классикой предшествующих эпох, впитывалось композиторами импрессионистами,  добавляя черты нового времени, его ритмы и интонации. Композиторы  создавали свои неповторимые шедевры.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что для вас оно было по- настоящему увлекательным  и познавательным. Возможно,  многие из вас вдохновятся прозвучавшей сегодня музыкой и захотят в дальнейшем её выучить и исполнить, ну а мы, ваши преподаватели,  конечно, вам в этом поможем. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение классического наследия в формировании музыкальной культуры учащихся

Значение классического наследия в формировании музыкальной культуры учащихся...

Внеклассное мероприятие по музыку "Путешествие в волшебную страну фольклора"

Данное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. Цель- знакомство с музыкальными жанрами фольклора....

Сценарий, посвященный Дню музыки «Путешествие в музыкальную страну»

Сценарий, посвященный Дню музыки для детей музыкальной школы в возрасте 5-6 лет....

Методические рекомендации на тему: Урок классического танца и его музыкальное оформление

Методические рекомендации являются результатом анализа бесценного опыта ведущих педагогов отечественной пианистической школы и собственной концертмейстерской деятельности. Они могут быть интересны пиа...

Сценарий творческого вечера, посвящённого Дню Матери (литературно-музыкальная композиция «Дорога к маме»)

   Сценарий приурочен к замечательному празднику – Дню Матери и может быть полезен в работе педагога-организатора, классных руководителей при проведении общешкольного мероприяти...

Урок по музыке "Путешествие в Китай. Особенности китайской музыки"

Конспект урока по музыке для 5 класса "Путешествие в Китай. Особенности китайской музыки"...

Интегрированный урок (литература + музыка). Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага, или «звуки музыки» П. Мериме (по новелле «Маттео Фальконе»)

Интегрированный урок (литература + музыка). Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага, или «звуки музыки» П. Мериме (по новелле «Маттео Фальконе»)...