Методические рекомендации на тему: Урок классического танца и его музыкальное оформление
методическая разработка на тему

Минкова Наталья Николаевна

Методические рекомендации являются результатом анализа бесценного опыта ведущих педагогов отечественной пианистической школы и собственной концертмейстерской деятельности. Они могут быть интересны пианистам, занимающимся концертмейстерской практикой на хореографическом отделении, и могут быть использованы в качестве учебно-методического пособия концертмейстерами, начинающими свою практику.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

Методические рекомендации на тему:

«Урок классического танца и его музыкальное оформление»

                                            Составитель:

                                                 Концертмейстер хореографического отделения

                             первой квалификационной категории

                  Минкова Наталья Николаевна

Республика Коми

город Инта

2014 год

Содержание

Введение

  1. Специфика работы концертмейстера в классе
  2. Основные сведения о построении урока
  1. Экзерсис у палки
  2. Adagio  на середине зала
  3. Allegro (прыжки)
  4. Движения на пальцах

Заключение

Список  литературы

Введение

     Урок классического танца- это центральное методическое звено в процессе обучения и приобретения к хореографической культуре. Он отличается сложностью и красотой, наличием множества мелких нюансов, требованием следования традиции. Сложен урок и в отношении терминологии, основанной целиком на французском языке. Терминология классического и народно- характерного танца сложилась в XVII веке (1661 г.) во Франции, в Королевской  академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всём мире. Но она претерпела много изменений, дополнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и её создательница профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.

      Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь  в медицине. Знание терминологии классического танца  обязательно для концертмейстера, обеспечивающего музыкального оформления урока.

      Работа концертмейстера в  классе хореографии отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Содержательные публикации на эту тему отсутствуют. В настоящей работе сделана попытка восполнить этот пробел. Методические рекомендации являются результатом анализа бесценного опыта ведущих педагогов отечественной пианистической школы и собственной концертмейстерской деятельности. Они могут быть интересны пианистам, занимающимся концертмейстерской практикой на хореографическом отделении, и могут быть использованы в качестве учебно-методического пособия концертмейстерами, начинающими свою практику. 

Цель методической работы - изучить и обобщить имеющиеся  педагогические исследования, методические рекомендации и  свой  практический опыт  в области   педагогической деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера хореографического отделения в детской школе искусств.

Задачи работы:

  1. Выявить специфику деятельности концертмейстера хореографического отделения;
  2. Показать основные сведения о построении урока классического  танца, а так же его музыкального оформления, на примере накопленного опыта концертмейстерской деятельности в классе хореографии.

       

  1. Специфика работы концертмейстера в классе

       В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет музыкальная основа урока.  Главная задача концертмейстера состоит в воспи тании музыкального вкуса учащихся, расширении музыкального кругозора, повышение музыкальной культуры, понимания неотделимости танца от музыки. Очень важно прививать умение отмечать музыкальную фразу, предложение, период, и ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, в динамике и агогике музыки.

     Необходимо ознакомление учащихся с лучшими образцами классической музыкальной литературы, важно прививать навыки согласованности движения с музыкой.

Немаловажным фактором для концертмейстера является относительная техническая лёгкость используемого нотного материала.

     Доказано активное влияние музыки на развитие координации, двигательных способностей человека, повышение работоспособности. Музыка облегчает выполнение движений, повышает выразительность исполнения дисциплинирует занимающихся. Качество урока напрямую зависит от мастерства концертмейстера.

     Основная задача концертмейстера- не мешать, не тормозить учебный процесс, а создавать благоприятные условия для обучения. Требуется знания специфики классического танца и владение импровизацией, которых к сожалению нет в программе академического музыкального образования. Постижение профессии концертмейстера класса хореографии начинается с нуля, путём  проб и ошибок, в тесном содружестве с хореографом.

     Главное и необходимое условие работы концертмейстера в хореографическом классе- непрерывный поиск новой музыки, интерес к танцу, творческое содружество с педагогом (концертмейстера)- хореографа.

В младших классах по содержанию музыка должная быть более элементарна и проста, учитывая возраст, а в старших классах музыкальное оформление обогащается: разнообразится ритмический рисунок, гармонии, ускоряются темпы, и т.д. В начале обучения движения разучиваются в медленном темпе, расчленённо, с паузами. Проблема темпов в хореографическом обучении является одной из серьёзнейших. Быстрый темп музыкального сопровождения создаёт особую приподнятую праздничную атмосферу, а умеренный темп гарантирует ясность, чёткость в технике исполнения движений. Темп музыкального произведения полностью зависит от запросов хореографической методики. Важно сохранять единый темп на протяжении всего движения.

     Динамическая насыщенность исполнения не должная быть очень яркой и громкой, так как от навязчивости звука наступает усталость и раздражение, а специфика преподавания предполагает 5-6 часов классики в неделю.

И главное- поверх музыкального сопровождения хореограф- педагог корректирует работу исполнителей. Исправляет ошибки и напоминает порядок комбинаций.

     Звук рояля не должен перекрывать человеческий голос. (Необходимо учесть, что народно- сценический танец требует более яркого звукового сопровождения, чем классический, а историко- бытовой – предполагает только авторский музыкальный текст).

     Урок классического танца динамичен уже в самом своём построении. Он начинается с простых движений и постепенно переходит к более трудным. Каждое отдельное движение экзерсиса так же имеет свою динамическую линию. Это выражается в усилении, кульминации т ослаблении затрачиваемой энергии, поэтому в музыкальном оформлении урока динамика отдельных движений и комбинаций должна соответствовать динамическим оттенкам музыки (крещендо и диминуэндо).

     Перед каждым движением следует играть preparation два такта в темпе и характере основного движения (обычно используются два последних такта периода данного музыкального произведения или какой- то части произведения), необходим так же затакт в четверть, вызывающим ощущением ожидания, если заканчивается половинным кадансом.  

     Preparation- вступление- это подготовительное движение, предшествующее всей комбинации. Preparation- заключение оканчивается устойчивым звуком, т.е. полным кадансом. В первом классе preparation- вступление может занимать 4 такта при размере 2/4. По мере обучения preparation укорачивается до двух тактов и даже до одного такта 3/8. Preparation- заключение может быть равен одному такту ( Д7-Т; или II низкая- Т, или VI низкая- Т).

      В работе концертмейстера чаще должны использоваться жанры- миниатюры: этюды, юморески, экспромты, интермеццо и т.п. То есть произведения, в которых  разрабатывается один музыкальный образ, одно психологическое состояние. Главным критерием является соответствие звучания и движения, «зрительное» должно совпадать со «слуховым».

  1. Основные сведения о построении урока

     Урок  классического танца состоит  из целого ряда разнообразных движений, расположенных в определённом порядке. Урок подразделяется на 4 основные части.

  1. Экзерсис у палки
  2. Экзерсис на середине палки
  3. Allegro (прыжки)
  4. Упражнения на пальцах.

     Все движения исполняются поочерёдно с обеих ног, поэтому каждое оформление движений должно быть тождественным.

     Поклон (в начале и конце урока)- 8 тактов на ¾  празднично- величественного характера, близко к жанру мазурки. Перед началом движения следует играть два такта preparation- вступление в темпе и характере мазурки (например: А.  Гречанинов  «Вальс»; Л. Минкус «Выход из балета «Дон Кихот»).

     Plie (плие)- (фр. приседание). Ключевое слово- слитно, непрерывно. Музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4. Темп  спокойный, характер распевный. Мелодия должна быть плавной, мягкой, гибкой, пластичной, очень певучей.

Plie подразделяется на demi plie- половинное приседание, и grand plie- большое, полное приседание. Динамическая линия движения развивается cresсendo по мере приседания, достигая кульминации в крайней точке plie внизу и наоборот, по мере постепенного поднимания, идёт diminuendo.      Предлагаю следующие примеры нотной литературы:

  1. Л. В. Бетховен «Прощание с фортепиано»;
  2. А. Рубинштейн «Мелодия»;
  3. Л. Минкус «Выход теней» из балета «Баядерка»;
  4. Ф. Шуберт «Вальс»;
  5. Л. Делиб «Вальс» из балета «Коппелия».

     Battements tendus (батман тандю)- фр. Отведение и приведение вытянутой ноги.

     Характер музыки чёткий, бодрый, энергичный, темп умеренный. Музыкальный размер 2/4. Начинается движение с затакта. Акцент на первую сильную долю такта. Примеры:

  1. Э. Григ «Норвежский танец» Ля мажор;
  2. Д. Кабалевский «Рондо- марш»;
  3. Д. Шостакович «Гавот»;
  4. Р. Планкетт «Корневильские колокола»;
  5. Л. Минкус «Вариация» из балета «Баядерка»;
  6. Ш. Лекок «Гавот» из оперы «Дочь мадам Анго».

     Battements tendus jetes (батман тандю жетэ)- отведение вытянутой ноги с броском.  Ключевое слово- бросок, характерна, подчёркнутая отчётливость. Пунктирный ритм, резкий характер, музыкальный размер 2/4. Бросковому характеру этого движения в музыке соответствует приём staccato. Примеры:

  1. П. Чайковский «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик»;
  2. Л. Делиб «Пиццикато» из балета «Сильвия»;
  3. Ф. Ж. Госсек «Гавот» Ре мажор;
  4. Л. Шитте «Этюд»  ре минор, соч. 68 №9;
  5. П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»;
  6. М. Глинка «Детская полька» и т.д.

     Rond de jambe par  terre (рон дэ  жамб пар тэр)- вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу. Ключевое слово- круг. Важна непрерывность, слитность, закруглённость музыкальных фраз. Наиболее соответствует характер и темп andante cantabile. Музыкальный размер 2/4 или 4/4. При размере ¾  каждый такт считается за «раз», т.е. четыре такта в музыке равны четырём долям движения. Темп спокойный, характер напевный, 16 или 32 такта, затем -8 или 16 тактов por de bras (пор де бра)- ( упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы, в параллельном миноре: нежная мелодия на фоне непрерывных восьмых в аккомпанементе.

Примеры:

  1. Ф. Шуберт «вальс» си минор;
  2. Р. Глиэр «Вальс» Ля мажор;
  3. Г. Ашкенази «Медленный вальс» ля бемоль мажор;
  4. Р. Глиэр «Вальс» соль минор;
  5. А. Лепин «Вальс» ми минор.

     Battements fondus  (батман фондю)- мягкое, плавное, «тающее» движение. Fondu- от гл. таять. Характер музыки спокойный, тающий, певучий. Темп медленный, должна быть внятная  сильная доля. Музыкальный размер 3/4 или 4/4. Можно использовать следующие примеры:

  1. А. Полонский «Фигурный вальс»;
  2. И. Дунаевский «Лунный вальс»;
  3. А. Цфасман «У водопада»;
  4. И. Брамс «Венгерская рапсодия»;
  5. Л. Ружицкий «Песенка катон» из оперы «»Казанова»;
  6. П. Чайковский «Лебединое озеро»;
  7. М. Легран «Мелодия» из к/ф « Шербургские зонтики».

     Rond de jambe en L’air (рон де жамб ан лер)- круг ногой  в воздухе (Rond- круглый. Jambe- нога. L’air- воздух).

     Музыкальный размер 2/4 или 4/4. Ключевое слово- выжимать. Темп умеренный, характер напряжённый, сухой, отчётливый. В ритмическом рисунке обязателен затакт.

Музыкальные примеры:

  1. Ф. Шопен «Вальс» си минор;
  2. П. Чайковский «Вальс»  из  «Детского альбома»;
  3. А. Лядов «Вальс» фа диез минор.

     Frappe u doubles frappes (фраппэ и дубль фраппэ)- движение с ударом и с двойным ударом. Ключевое слово- ударить, отчётливо, резко, акцент на сильную долю, подчёркивая каждую четверть. Должна быть хлёсткость в характере. Н дубль frappe – ритмический рисунок иной. Наиболее соответствует характер energico, semple staccato. Музыкальный размер 2/4.

Примеры:

  1. П. Чайковский «Вариации Феи Серебра» из балета «Спящая красавица»;
  2. А. Дворжак «Юмореска»;
  3. Ф Шуберт «Экосез» Ми бемоль мажор;
  4. Э Григ «Норвежский танец» Ля мажор;
  5. П .Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»;
  6. П. Чайковский «Танец  пастушков» из балета «Щелкунчик».

     Adagio- медленная часть танца. Музыкальный размер 4/4 или  ¾.

     Характер музыки распевный, плавный, медленный. Акцент в музыке должен совпадать с первой сильной долей такта, желателен затакт одна- три ноты. В музыкальном оформлении crescendo и diminuendo должны совпадать с движением, то есть видимое должно сливаться со слышимым. Возможны следующие музыкальные примеры:

  1. Э. Фибих «Поэма»;
  2. А. Лепин «Вальс»;
  3. Р. Глиэр «Романс».

А так же адажио из балетов классического наследия.

     Grand battements jetes (гранд батман жетэ)- большой батман. Характер волевой, целеустремлённый, пунктирный ритм, яркая динамичность, волевой посыл. Музыкальный размер 2/4. Можно играть следующие произведения:

  1. Д. Кабалевский «Рондо- марш» Ми бемоль мажор;
  2. И. Дунаевский Марши;
  3. Конькобежцы (па-де-патинер);
  4. С. Прокофьев «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»;
  5. Р. Шуман «Смелый наездник»;
  6. Ф. Шуберт «Скерцо» Си бемоль мажор;
  7. Ж. Бизе «Ариезианка» фрагмент из сюиты;
  8. П. И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик».

 

     Port de bras (пор де бра)- упражнение для рук, корпуса. Головы, наклоны корпуса, головы. Характер движения плавный, певучий, близкий к адажио.

 В этом движении не должно быть акцентированной сильной доли, важна непрерывность, слитность, закруглённость музыкальных фраз.

Например:

  1. Б. Сметана «Витава»;
  2. Л. Минкус «Баядерка» «Выход теней»;
  3. А. Варламов «Красный сарафан»;
  4. П. Чайковский «Старинная французская песенка»;
  5. Л. В. Бетховен «Сурок»;
  6. Дж. Керн «Дым»;
  7. А. Хачатурян «Спартак» «Прощание Спартака и Фригии».

2. Adagio на середине зала

     Это маленький танцевальный этюд, обычно его длительность равна 32 тактам при музыкальном размере 3/4 или 4/4.

Можно использовать музыку из балетов классического наследия:

  1. Л. Минкус балет «Дон Кихот»;
  2. А. Адан «Жизель», «Корсар»;
  3. А. Глазунов «Раймонда».

      Для adagio на середине зала музыка является основой и первоисточником хореографического замысла , возможны неквадратные построения (например: Ф. Шопен «Этюд» op. 10  № 3), связки и переходы, которые ранее не находили применения в учебном процессе. Предлагаю использовать музыку Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова.

3. Прыжки

      Saute (сотэ)- прыжок на месте по позициям. На прыжки необходим бодрый и энергичный характер музыки. Должны быть обострённая мажорность, пунктирный ритмический рисунок и активная моторность. Следует выделять слабую долю и использовать приём staccato. Всем прыжкам  предшествует demi plie, заканчивается прыжок так же demi plie.

     Моменту прыжка наиболее соответствует оттенок sforzando. В начале обучения прыжки исполняются в медленном темпе, в расчленённом виде. Главная особенность музыкального сопровождения- акцент на затакт. Головкина С.Н. рекомендует использовать на уроке отдельные части вариаций из балетов классического наследия.

Маленькие прыжки

     Характер музыки подвижный и изящный. Важна пружинистая лёгкость, воздушность, эластичность. Музыкальный размер 2/4, необходим затакт, т.е. акценты смещены на слабые доли.

Примеры:

  1. Ц. Пуни «Марш»;
  2. М. Глинка «Детская полька»;
  3. И. Штраус «Полька пиццикато»;
  4. Ф. Шуберт «Музыкальный момент» фа минор;
  5. В. А. Моцарт «Рондо» из сонаты Ля мажор;
  6. В. А. Моцарт «Хор слуг» из оперы «Волшебная флейта»;
  7. Ф. Шуберт «Экосез»;
  8. Р. Планкет «Корневильсие колокола» (отрывок из оперетты).

Средние прыжки

      Музыкальный размер  2/4 или ¾, характер музыки близок к определению grazioso.

     Динамическая окраска сопровождения в пределах mf  и f.

Примеры:

  1. Вариации из балета А. Глазунова «Раймонда»;
  2. Л. Делиб «Вариация солистки» из балета «Ручей»;
  3. А. Крейн «Вариация солистки» из балета «Лауренсия».

     На прыжки хореограф иногда требует музыку в жанре мазурки, поэтому в репертуаре должно быть 3-4 мазурки (желательно знать наизусть). например: М. Глинки, Г. Венявского, М. Ошинского, Д. Львова- Компанейца.

     В заносках (от франц. battre - бить) важно собранность и компактность музыкально фразировки. Заноски вырабатывают силу ног, поэтому музыкальная фраза должна быть активной и целеустремлённой.

Большие прыжки

     Характер музыки волевой, мужественный, напористый. Эмоциональное состояние высокого накала. Музыкальный размер чаще всего ¾. Динамическая окраска  f  и mf.

Повороты и вращения  Тоur  (тур)

     Быстрый темп музыки, важна непрерывность музыкальной фразы. Характер музыки жизнерадостный, строптивый, озорной. Можно использовать коды из балетов классического наследия, например: Ж. Оффенбах «Адский галоп» из оперетты «Орфей в аду», П. Гертель  балет «Тщетная предосторожность»,  Л. Минкус «Дон Кихот», Л. Делиб балет «Коппелия», Р. Дриго балет «Конек - горбунок»  и  Р. Дриго балет «Арлекиниада».

  1. Движения на пальцах

     Различным движениям на пальцах присущ чёткий, упругий характер. В музыкальном оформлении они соответствуют определениям allegro,  grazioso.

    Необходим чёткий ритмический рисунок, облегчённая фактура, преимущественно в высоком регистре, изящество фразировки. Характерны лёгкость, заострённость и колкость. Подниманию на пальцах предшествует dеmi plie и опускание с пальца также происходит с dеmi plie. Поднимание на пальцы происходит резко, толчком. Вскакиванию на пальцы соответствует приём staccato, а опусканию legato. Акцент должен быть на сильную долю. Хорошо подходит жанр польки, на примере таких композиторов, как: И. Штраус, Б. Сметан, С. Монюшко, А. Зилоти, Э. Вальдтейфель,  Д. Шостакович, А. Хачатурян, С. Рахманинов, М. Глинка, В. Двилянский, А. Рубинштейн и другие.    

     В. М. Богданов- Березовский рекомендует на начальном этапе обучения использовать русские народные песни. Например: «В сыром бору тропина», «Я на камушке сижу», «Вдоль по улице метелица метёт», «Самара- городок», «Коробейники», «Чернобровый, черноокий», «Полянка», «Утушка луговая». На начальной стадии работы для удобства пианиста предлагается все мажорные мелодии играть в до мажоре, а минорные  в ля миноре. В идеале  тональности желательно менять чаще, т.к. они создают «окраску». Важно владеть тональностями до 5 знаков включительно и модулировать из одной тональности в другую, чтобы разнообразить вынужденную форму периода.

Заключение

      Искусство танца без музыки существовать не может. Музыка и танец в своем гармоничном единстве являются прекрасным средством развития эмоциональной сферы детей, основой их художественно-эстетического воспитания.

      Работа пианиста в хореографическом классе сложна, разнообразна и требует обширных знаний, навыков, эрудиции и высокой музыкальной культуры.

      Концертмейстер – это призвание, которое по своему предназначению сродни  труду педагога. Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика.

    Таким образом,        изучив и обобщив имеющиеся педагогические исследования, методические рекомендации и  свой  практический опыт  в области   педагогической деятельности концертмейстера, я  пришла к выводу, что обобщение опыта  деятельности педагога концертмейстера в классе хореографии  поможет молодым специалистам понять специфику данного направления исполнительского мастерства в области хореографии, круг проблем и пути их решения. Эта работа подскажет многим концертмейстерам, как расширить грани своей деятельности и занять активную позицию в формировании культурно-образовательной среды в учреждениях системы дополнительного образования.

Список  литературы

  1. Клавиры балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда» и т.д.  
  2. Классический танец / Сост. Д. Ярмолович. - С.-Пб.: Музыка, 1985
  3. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск 1-2. / Сост. И. Климкович, В. Малашева. - М.: Музыка, 1969-1971
  4. Музыка из классических балетов
  5. Музыка на уроках классического танца издательство «Союз  художни ков», г. Санкт- Петербург, 2010г.
  6. Музыка для уроков танца и художественной гимнастики выпуск №1, издательство «Музыкальная Украина», 1971г.
  7. Ревская Н. Музыкальное оформление урока классического танца. Учебное пособие, издательство «Союз  художников»,  г. Санкт-Петербург, 2010 г.
  8. Фрагменты из популярных балетов
  9. Хазанова С. Концертмейстер на уроках хореографии. Учебное пособие издательство «Композитор», г. Санкт- Петербург, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"

Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....

Методические рекомендации к построению урока по классическому танцу

Каждый танец- это уникальное, прекрасное но хрупкое новое произведение.Задача хореографа подобна дирижёру крупного оркестра смела и отвественна- добиться,чтобы все инструменты в нём играли слитно, без...

Урок на тему: «Развитие координации на уроке классического танца»

        Хореография является одним из действенных средств, позволяющих развивать творческую личность, способную к культурному саморазвитию и самоопределению. Особенно это ва...

Реферат на тему "Работа концертмейстера на уроке классического танца"

Данный реферат раскрывает участие и роль концертмейстера в хореографическом коллективе. Основные упражнения в классическом танце и подбор музыкального аккомпанимента к каждому из них....

Методические рекомендации "Тонкости подбора музыкального материала для оформления уроков классического танца"

В работе рассматриваются нюансы подбора концертмейстером музыкального материала совместно с хореографом....

Методическая разработка "Основные подходы к музыкальному оформлению уроков классического танца"

Основные подходы к музыкальному  оформлению уроков классического танца...

МУЗЫКА НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)

В материале представлены музыкальные примеры для сопровождения основных движений классического танца...