Сценарий внеурочного занятия . "Весенние посиделки"3 класс.
методическая разработка на тему

Макеева Ирина Николаевна.

Внеурочное занятие  по музыки интегрированное с ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_vesennih_posidelok.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  «Весенние посиделки».

1 часть   Благовещение  ( Закрепление знаний, проверка творческих работ)

(Сценарий весенних посиделок, посвященных третьей встречи весны)

 Выход хоровод под песню «Весну звали»

1 ведущий: - Ой, желанные вы гости,

   (Л.В.)            Девицы и молодцы,

                         Грусть печаль у входа бросьте,

                         Проходите в горницу!

2ведущий: - Гость хорош – хозяйка рада,

  (Юля)           Так ведется испокон.

                        Старину нам вспомнить надо,

                        И обряды стариков.

1 ведущий: Вот и закончились зимние морозы, отшумели метели,

                       на дворе весна.

2 ведущий: - Март сменяется апрелем,

                         Утро тонет в птичьих трелях.

1 ведущий:   С нами чудо из чудес –

                         Благовещенье с небес!

  (  Колокольный звон. Исполнение  тропарь «Благовещение»)  Клип

Выходят два ангела, держа в руках икону Благовещения. Ангел-девочка – со стороны Девы Марии, ангел-мальчик со стороны ангела. Рассказывая стихи, дети указывают на Богородицу и Ангела. ( на экране видеосюжет)

Ангел-мальчик:

Кто сей юный? В ризе света

Он небесно возблистал

И, сияющий, предстал

Кроткой Деве Назарета:

Дышит радостью чело,

Веют благовестью речи,

Кудри сыплются на плечи,

За плечом дрожит крыло.                                                                              

Ангел-девочка:

Кто сия? Покрыв лилейный

Осеняет ясный лик,

Долу взор благоговейный

Под ресницами поник;

Скрещены на персех руки,

В персех сдержан тихий вздох,

Робкий слух приемлет звуки:

«Дева! Сын Твой будет Бог!»        1

Ангел-мальчик:

Этот юноша крылатый-

Искупления глашатай,

Ангел, вестник торжества,

Вестник тайны воплощенья,

Ангел-девочка:

А пред ним – полна смиренья –

Дева, Матерь Божества.

Ведущая 1:  Всё это нас подводит к разговору об одном из самых главных праздников Православного календаря – Благовещение Пресвятой Богородицы, который мы отмечаем  когда?....

 Дети:  7 апреля.

( Ответы  учащихся:  Этим днём  апреля  завершается  первая апрельская неделя. В  этот день  Церковь  вспоминает, как  Архангел  Гавриил  принёс  Пречистой  Деве  Марии  весть  о том, что  она  станет Матерью Сына Божия.)

1 ведущий: Ангел был послан Богом для того, чтобы возвестить Богородице о том, что у Нее родится Сын Божий, который и спасет мир от зла , греха и смерти.

2 ведущий:  А откуда люди узнали об этом событии?

1 ведущая:  О явлении Ангела Богородице  рассказывает книга  Евангелие 

( что в переводе с греческого языка означает благая весть). Это книга о земной жизни Иисуса Христа. Написал её апостол Лука. Описание Евангелие от Луки (глава 1, стихи 26-38).

Ведущая 2: - Вы наверное догадались, что речь пойдёт сегодня о праздниках не светских, а народно-церковных.

2 ведущий: Наши прабабушки и прадедушки очень любили старинный обычай – на праздник Благовещения выпускать на волю птичку, в память той радости, которую принесла всему миру весть о скором рождении Спасителя. Они специально ездили на птичий базар, где в клетках у торговцев сидело множество простых серых птичек. Там выпускали птичку «на выпуск» и, в день праздника, с радостью и весельем отпускали ее на свободу.

В  наши дни в   Благовещение выпускают на волю  голубей, которые поют хвалу Богу и разносят миру радостную весть о скором рождении Спасителя. Кстати,  именно голубь очень часто изображался на картинах, посвящённых Благовещению.

2

Ведущая 3:   Много  творческих людей: художники, поэты, музыканты

  (И.Н.)           - и  профессионалы, и любители  посвящали  празднику

                         Благовещение  свои  произведения. Предлагаем вашему

                         вниманию  песню-клип на стихи русской поэтессы Марины

                         Цветаевой.  Попробуйте определить  характер, настроение,

                         форму произведения, какой вид развития использовал автор?

                         

                            (на экране клип-песня Благовещение)

Ответы детей:  Песня напоминает струящийся свет.  Написана  в  минорном

                             ладу,  характер  созерцательный, мечтательный, нежный,

                             добрый.  Темп --  спокойный.  В  некоторых местах мелодия

                             взмывает вверх, тем самым выражая и изображая полёт

                             птиц,   вырвавшихся на свободу.

3 ведущий:      Форма построения?

Дети:                  Двухчастная, мелодия  украшена  вокализом

                            (т.е. песней без слов)

1 ведущий: Вам было дано домашнее задание найти стихи, пословицы, народные приметы посвящённые этому празднику выучить и выразительно прочитать .                                                        (на экране слайды под стихи)

( Выходят те, кто выполнил )

Ученик: Благая весть сошла на землю –

                И изменилось все вокруг!

                Я Гавриилу сердцем внемлю,

                Ловлю с восторгом каждый звук.

Ученик: Летят из темных клеток птицы

                На благовещенский простор …

                Исчезли прежние границы,

                Распался ветхий договор.

Ученик: Открылась радостная тайна

                Великой жертвенной любви!

                Она открылась не случайно

                В лучах предутренней зари.

Ученик: В полях зазеленели всходы,

                В лесах забили родники ….

                И пташки, вестницы свободы,

                Взмывают ввысь с моей руки.

3

1 ведущая:  Какие вы молодцы!  Вы много песен учили. А я вас попрошу

                       спеть  сейчас  минорную,  одночастную, со старинными словами,

                       где  встречаются ласковые суффиксы  «-ышко» и «- ушко».

                       Есть такая песня в нашей коллекции?

Дети:         -   Есть. «Благовещенское солнышко»

Все исполняют песню «Благовещенское солнышко»

1 ведущий: На Благовещение, говорят, весна зиму поборола. Зимний путь рушится за неделю до Благовещения, либо неделю спустя. И в связи с этим народ придумал много интересных примет. Например: если на Благовещение снег пойдет – овса не будет. А какие вы приметы знаете?

 

1 ученик: На Благовещение дождь – родится рожь.

2 ученик: На Благовещение день ясный – к урожаю яровых.

3 ученик: Ночь на Благовещение теплая весна будет дружная.

4 ученик: Мокрое Благовещение – грибное лето.

5 ученик: Если мороз на Благовещение ударит – урожай на грузди.

6 ученик: А гроза на Благовещение обещает урожай на орехи.

7 ученик: С Благовещения медведь из берлоги встает.

1 ведущая:  Молодцы! Присаживайтесь…

                          ( из зала поднимается  рука   Оксаны Владимировны)

О.В. Самбулова:  - А можно и мне сказать?!... ( идёт к микрофону)

  1. ведущая:   Конечно, можно!  Оксана Владимировна Самбулова –

                           председатель  родительского  комитета  добровольного

                           объединения   « Славянский Лик», школьной лаборатории

                           творчества «Вдохновение». 

О.В. Самбулова:  С древности известно: « На Благовещение и Пасху грешников в аду не мучают»

2.«На Благовещение птица гнезда не вьёт, девушка косу не плетёт»

3. Крестьяне верили, что от помощи Богородицы, к которой нужно обращаться со словами молитвы в день Благовещения зависит судьба урожая.                                                                                                                                 4

4. Когда-то всё на Руси начиналось с весны. В крестьянском труде после Масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. И всё же весной приходят особые радости. Наступает ожидаемое обновление природы, Человек должен совершать свою вечно повторяющуюся миссию по отношению к природе и к себе самому. Так уж устроен мир: если вспахал, то надо и сеять, а коль посеяно, то и взойдёт. А что взойдёт то и вырастит, и даст плод. Хочешь, не хочешь, а будешь делать то, что предназначено провидением.

--   Доченька- Олеся!  Помоги  мне, пожалуйста!

       ( Олеся выходит  на фоне  щебета  птиц и ручья.  Вывозит  подносы

         с испеченными жаворонками)

В  начале марта, когда повсюду лежал ещё  снег, по древнему  обычаю встречали весну. К её приходу из теста пекли фигурки жаворонков—с хохолками, с расправленными крылышками, словно летящих.

( демонстрирует фигурки жаворонков, испеченных из теста.

На экране  семейная  фотография Самбуловых. Коллаж» Последовательность приготовления жаворонков»  )

Поднимаясь на высокое строения или горки, дети подбрасывали фигурки, произнося заклинания:

                  Олеся:      Жавороночки!

                                     Летите в поле,

                                     Несите здоровье:

                                     Первое коровье,

                                     Второе овечье,

                                     Третье человечье!!!                                                              

Жаворонков пекли для всех членов семьи. В них запекали, орехи, изюм, монетки…

Благовещение-  день ,когда запрещались любые работы. Считалось, что земля ещё спит, а её преждевременное пробуждение  грозит засухой и плохим урожаем.

А пение песен- закличек, первые девичьи хороводы—это обязательный ритуал. Считалось, что весну надо зазывать. Закликать. И это было возложено на детей и подростков. Сегодня мы с вами и начали нашу встречу с хоровода и  , кажется, хорошо получилось. Пусть  эти жаворонки достанутся  тем,  кто  уважает  и  чтит   традиции  нашего  народа, кто готовил  это мероприятие.

О,В. Самбулова:  - Весной пробуждается не только природа, но и душа человека. Я прочту вам авторское стихотворение….

                                             (читает стихотворение…)

3 ведущая: - Мы  благодарим  Оксану  Владимировну  за участие  и

                         великолепный  весенний   подарок,  который  украсил  наше

                         мероприятие. За  широту  и   щедрость  вашей  русской  души.

                         Но, ребята,  по  русскому  обычаю,  что  мы  с  вами  должны     5

                         сделать   в  ответ?  

                         

Дети:  (кричат 3 раза спасибо!)

1 ведущая:  -  Оксану Владимировну приглашаем  в  наш  зрительный зал. а вам, дорогие ребята,  нужно хорошо постараться, чтобы вам достался жаворонок….                        

2 часть.   «Вербное воскресение . Вход Иисуса в Иерусалим»

1 Ведущая:   А сейчас посмотрите-ка на сцену.

                     Юные воспитанники хореографической студии «Улыбка»

                     исполнят для нас танец, который  они  посвятили  другому

                    великому  празднику. Какому?  (Танец «Вербочка»)

1Ведущая:  Какие молодцы наши первоклашки!!! Аплодисменты!!!

                                      (Выходит   Ангел –мальчик. На экране слайды)

  1. Вербное воскресение

Здравствуй, беспримерное

Воскресенье вербное-

Праздник незакатный,

                  Чистый благодатный:

В город Иерусалим

Иисус вошёл,

 И народ, общаясь с Ним,

Ликовал душой.           --  Внимание на экран!

        

( Просмотр  видеосюжета «Въезд Иисуса в Иерусалим»)

1 Ведущая: В этот день по преданию  Иисус Христос приехал в Иерусалим, когда он заезжал в город на ослике, люди приветствовали Его как царя, и устилали дорогу перед ним пальмовыми ветвями, все кричали:

«Осанна царю!»

2.Ведущая: А сегодня, так как у нас пальмовых веток нет, а в нашей полосе первым деревом зацветает верба. У нас принято   ходить  в церковь с вербой и вспоминать этот памятный и торжественный  Его Въезд в Иерусалим.

Этот праздник всегда мы отмечаем за неделю до Пасхи в воскресение.

1 Ведущая: Давайте, и мы с вами исполним  песню, посвящённую этому

празднику.   (исполняем песню «Вербочка»)

1 Ведущая:  И с этим праздником,  очень  много связано  народных примет, обычаев, наблюдений. Родители придя из церкви с освящённой вербой, начинали стегать своих детей , приговаривая: « Верба- хлёст,  Бьёт до слёз, верба красна, бьёт не напрасно». Или «Как вербочка растёт, так и ты расти».

6

Например, освящённая в церкви верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. А  брошенная в пламя , останавливает действие огня. Воткнутая в поле –оберегает посевы. Если вбить  в стену своего дома колышек освящённой вербы – это поможет всякому трусу, желающему избавиться от своего  недостатка,  преодолеть  робость.

2.Ведущая:  И давайте-ка мы с вами посмотрим. Как наши мальчики преодолеют свою робость и станцуют для нас  танец «Осанна».

Осанна в Вышних!  Означает «спасение» . Это восклицание употреблялось как восклицание, выражающее радость в торжественных случаях; «осанна вышних» означает желание, чтобы крики радости были услышаны на небесах. (исполняется танец «Осанна!»)

1.Ведущая: Мы благодарим  хореографическую  студию «Улыбка»  и хореографа Людмилу Леонову Андрианову за то, что они украсили наш праздник своими выступлениями.

1 ведущий: Какие молодцы наши дети, как хорошо они подготовились к празднику. А сейчас мы узнаем, насколько хорошо они запомнили все, о чем сегодня узнали.

(А теперь загадки)

Ответьте-ка ребятки  на мои  загадки!   (По две загадки на ведущего)

1)  Кто предстал перед Пречистой:

     Дух могучий, смелый, быстрый,

     Это Вестник Горных Сил,

     Сам Архангел               (Гавриил)

2) Что за весть была такая:

     Не простая, а благая,

     То от Бога, неспроста,

     Деве, что родит          (Христа)

3) Нет, не по гордому уму

     Произнесла, а вот как:

     «Будь мне по слову твоему» -

     Сказала Дева               (кротко)

4) Всевышний дал Марии дар бесценный,

     Что на земле никто не в силах дать,

     Меж женами она благословенна

     И обрела у Бога           (благодать)

                                                       

7

 (Похвала от ведущих)

1 ведущий: Заглянули в старину мы,

                      Будто дождь омыл сердца.

                      Только не допели струны

                      Наши песни до конца.

2 ведущий: Всем спасибо от хозяйки

                      За улыбки и за смех,

                      За частушки, шутки, байки

                      Благодарствую я всех.

1 ведущий: Час прошел в веселом гаме,

                       Как же короток был он!

                       Хорошо нам было с вами,

                       Всем прощальный наш поклон.        

Поздравляем вас с наступающим Великим праздником Вербное воскресение или Въезд Иисуса в Иерусалим . Желаем  счастье и здоровье!!! Дарим Вам песню  «Вербное воскресение»

Исполнение песни «Вербное воскресение»   

        

1 Ведущая:  А после вербного воскресения, что наступит?

Дети: Страстная неделя, когда Иисуса предаст Иуда, и его казнят  в пятницу, а в воскресение он воскреснет, и мы будем отмечать любимый праздник Пасха- воскресение Христова!

  1. Ведущая: В нашей школе есть традиция – на страстной неделе проводить Ярмарку распродажу «Пасхальный сувенир - сделано с любовью!». Все сделанные сувениры мы продаём, а вырученные деньги передаём на строительство храма. Сначала в Германовский храм, затем. Храм св. великомученицы Ирины  в  районном посёлке Чердаклы.

1 ведущая:  Студия «Вдохновение» и добровольное объединение «Славянский Лик» уже приступило к подготовке к Светлову празднику Пасха. ЧЕГО И Вам желаем!

2. ведущая:  В исполнении воспитанниц студии «Вдохновение»  Самбуловой Олеси и Трубниковой Анны прозвучит песня «Пасхальное яичко»

Исполняется песня «Пасхальное яичко» на экране слайды.)

   

8

                                                                                                                                                                             

        9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки"

Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео...

Весенние посиделки

Конкурсно-развлекательная программа, может быть использована как внеклассное мероприятие по технологии...

«Весенние посиделки »

Данное мероприятие поможет познакомитьс русским фольклором, корректировать устную речь, внимание, мышление детей, развивать певческие навыки и двигательную активность,развивать умение выступать перед ...

«Весенние посиделки»

Классное мероприятие в 5 классе в форме состязания команд. Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, воспитание бережного отношения к природе, формирование чувства коллективизма, раз...

Классный час "Весенние посиделки"

Классный час "Весенние посиделки" направлен. На воспитание уважения и бережному отношению к матери. а так же созданию праздничной, доверительной,  дружной обстановке....

КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»

Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....