«Герои, вы в наших сердцах!» Литературно – музыкальная композиция, посвящённая годовщине вывода войск из Афганистана.
материал (7 класс) на тему

Однобокова Лилия Анатольевна

               «Герои, вы в наших сердцах!»

 

   Литературно – музыкальная композиция, посвящённая  годовщине вывода войск из Афганистана. 

Цели и задачи:

 

1. Формирование представлений учащихся о событиях войны в Афганистане  1979 ─ 1989 г. г.

2.  Воспитание толерантности, формирование гражданской позиции. 

3. Способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.

4.  Способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках».  Показать мужество и героизм советских воинов. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx34.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       

               «Герои, вы в наших сердцах!»

   Литературно – музыкальная композиция, посвящённая  годовщине вывода войск из Афганистана.

Цели и задачи:

  1. Формирование представлений учащихся о событиях войны в Афганистане  1979 ─ 1989 г. г.

2.  Воспитание толерантности, формирование гражданской позиции.

3. Способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.

4.  Способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках».  Показать мужество и героизм советских воинов.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, компакт-диск с записями песен об Афганистане.

Блок 1.

Ведущий 1.   (Слайд 1.  На фоне музыки.  Бетховен  «Лунная соната»)

Мы не знаем, нет нашей  вины,
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что мы их не смогли сберечь,-─
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Слайд 2. Звон колоколов.

- Что это? Вы слышите?

- Это колокола. Колокола памяти…

- Памяти? А разве такие бывают?

- Бывают. Слушай!  (Звон колоколов усиливается, затихает).

Это говорит сама память… Память о погибших. О всех павших, не вернувшихся с афганской  войны.

Это Волгин Олег Борисович, Горобец Сергей Николаевич; уроженцы Ялты.

  Слайд 3.      Пирогов  Юрий Николаевич – наш земляк, выпускник  Форосской  школы.

          В республике Афганистан с мая 1981 года. Рядовой. Радиотелефонист. Участвовал в 4-х операциях по уничтожению бандитских формирований мятежников.

Из воспоминаний матери: ,,Юра рос без отца, тихим, скромным. Знаете, когда даже кто-нибудь ко мне придёт, он никогда не мешал разговору. В школе учился нормально. После уехал в Ленинград. Очень по дому скучал. Не раз говорил. Закончу учиться, жить буду дома. Оттуда в армию ушёл. Сам пошёл в военкомат…”.

Из письма Юры  матери: ,,Здравствуй , мама. Долго не писал, возили нас  по разным местам, сейчас пишу из Афганистана. Жарко здесь сильно, зимы нет. Представляешь ─ в январе дыни! Здесь даже обезьяны есть. И ящерицы такие большие. Прошу тебя, положи в письмо вид Фороса, вид с церкви. Береги  себя и не волнуйся. До свидания. Целую. Пиши”.

При  проведении  в районе населённого пункта  Сурхруд  провинции  Нангархар  20 февраля 1982 года рядовой Пирогов был ранен в руку, но не покинул поле боя, продолжал поддерживать связь и вести огонь по противнику. В ходе боя ранен вторично и от полученных ран скончался.

Награждён  Орденом Красной Звезды (посмертно).  Похоронен в городе Ялта.

В этом скорбном списке ещё более трёхсот фамилий.

Слайд 3. (Звон колокола звучит громко и затихает).

- Но разве память бывает живой?

- Да. Человек может умереть дважды:

Там на поле боя, когда его догонит пуля,

А второй раз – в памяти народной.

Второй раз умирать страшнее.

Второй раз человек должен жить!

Жить в наших сердцах.

Слайд 4 (Клип «Память»)

Блок 2. Слайд 5.

─15 февраля - День памяти о воинах, исполнявших служебный долг за пределами  своей Родины, Советского Союза.

 ─15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов.

   ─ Дата для проведения  «Дня памяти воинов-интернационалистов»  была выбрана не случайно. Именно в этот день, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана.

─   Советско-афганская граница под  Термезом. 15 февраля 1989 года. В этот день был праздник. Праздник возвращения наших воинов из пылающего Афганистана. Праздник выхода из чужой войны последнего советского солдата. Гремела сияющая медь оркестра. Перед трибуной стояли два батальона гвардейцев-разведчиков, замыкавших нашу последнюю часть. Генералы, полковники в нарушение всех старых традиций не вызывали солдат к себе командами, а подходили к каждому воину и вручали ему боевую награду и памятный подарок.

Слайд 6 (Генерал Громов)─ 15 февраля 1989 года генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов, командующий ограниченным контингентом советских войск в Афганистане, доложил, что вывод войск из этой страны закончен и …на многострадальной земле Афганистана не осталось ни одного советского солдата. 

─ Наш народ ждал этого дня целых девять лет и пятьдесят один день.

─ Именно  в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная.

  Слайд 7  ─ Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях.

─ Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена.

─  26 лет отделяют нас от событий  той  войны.

 ─ Для нас, современных людей,  война в Афганистане – история.  История, написанная кровью солдат и слезами  матерей, обелисками со звёздочками и фронтовым ветром, ворвавшимся в нашу жизнь стихами и песнями.  Но эту историю должен знать каждый уважающий себя человек, потому  что это история нашей Родины, наших родных, близких, знакомых.

   

Слайд 8  Песня «Пароль Афганистан» (группа «Голубые береты»)

Блок 3.

            ─  Что мы знаем об афганской войне?

           ─ Десять лет продолжалась война в Афганистане. Официально это называлось «выполнением интернационального долга». Много наших ребят полегло на афганской земле.

─    Свой долг они выполнили с честью. По официальным данным, всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории Демократической Республике Афганистан,  прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих.

─ В той войне погибли 15 тысяч солдат, 35 тысяч ранено, тысячи попали в плен.

   Слайд 10     ─ Что же это за страна, которая причинила столько боли, горя, страданий.

 (на экране карта Афганистана).

        ─ Афганиста́н - государство на Среднем Востоке.  Столица - Кабул. Одна из беднейших стран мира. Основная религия ислам - 99%.

        ─Численность населения - 24 792 тыс. человек. Плотность населения - 38 человек на 1 кв. км.

  Слайд 11     ─ Свыше 80% населения проживают в аулах, в нищете.  

       ─ 3 млн. человек (это 20 % населения) ведут кочевой образ жизни.

   Слайд  12 ─ Страшная бедность, отсутствие элементарной помощи, массовая безграмотность, высокий уровень смертности.

     Слайд 13 ─  В апреле  1978 года афганский народ поднялся на борьбу за лучшую жизнь, свергнул монарха, провозгласив Афганистан республикой. Новая власть взяла курс на социализм.

      ─  Были изданы законы о ликвидации безграмотности, о наделении селян землёй, которая раньше была собственностью помещиков.

         ─ Учредили начальное образование. Дали право женщинам снять паранжу.

         ─ В мусульманских странах такие законы были обречены на провал, т.к. противоречил нормам ислама. Новый режим начал репрессии против

духовенства, закрывались и разрушались мечети.

─ Племенные и этнические вожди не признавали нового порядка. Начали формирование отрядов «моджахедов», что обозначало «борцы за веру».

В стране началась гражданская война.

Слайд 14      ─ Афганское руководство обратилось к  правительству Советского Союза  с просьбой об оказании военной помощи  в  вооружённой борьбе с антиправительственной оппозицией.

   Слайд  15  ─     Так уж повелось  у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это «выполнением интернационального долга».

   ─   И тогда, в далёком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь вглубь Азии.         

Чтец.  Всего лишь час до вылета нам дан,

 Всего лишь час последней передышки.

 Сказали нам: « Летим в Афганистан»,

Слайд 16 Песня  «Пришёл  приказ» (армейская песня воинов-интернационалистов).

 Слайд 17 (включить без звука)       ─ 27 декабря 1979 года были введены десантные войска в Баграм, Кабул и другие большие города. Со временем войска были втянуты в боевые действия по всей территории. Присутствие иностранных войск вызвало стихийное сопротивление народа.

       ─ Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, солдаты и офицеры лишь выполняли воинский долг.

 ─    Пик боевых действий пришёлся на 1984-1985 годы.

─     Служить в Афганистан отправляли на год, прошедших полугодовую подготовку в учебной части.  

Чтец. Мы   форму надели, не зная  вины,

Отличные  парни отличной  страны!

Нас время носило за «шелковый путь»,

Ты только, Россия, о том не забудь.

Мы  клятву давали и клятве верны -

Отличные парни отличной страны!

Мы дышим «афганцем» - не ветром весны,

Ползут бэтээры в мальчишечьи  сны,

И жжет  нас упавших горячий песок.

Живой я  и выйду живым из огня -

Ты  только, Россия, молись за меня!

     ─ Мальчишки, которые знали  о войне только понаслышке,  вдруг   попали в самое пекло. Условия жизни были тяжёлыми: бессонные ночи, ночёвки в палатках, летом пятидесятиградусная жара. А самое страшное, их всюду подстерегала опасность,   боль от потери друзей, смерть.  

   ─   Советская армия оказалась неготовой к длительной войне с партизанами. Она захватывала базы моджахедов, несла большие потери, штурмуя перевалы. Но партизаны уходили в Пакистан и Иран по горным тропам, пополняли свои ряды, и снова возвращались.

  ─       Перекрыть все горные дороги было невозможно. Американцы поставляли моджахедам самое совершенное оружие, проводили подготовку профессионалов-террористов. Моджахеды обстреливали советские гарнизоны и дороги, по которым шли поставки продовольствия и боеприпасов из СССР.

   ─    В ту пору люди узнали, как опасна профессия вертолётчика, что слово «дух» может обозначать не только что-то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с «калашниковым»  наперевес.

     ─  Военный жаргон обогатился новыми терминами: «зелёнка», «вертушка», «груз-300», «груз- 200»…

     ─    Сжимались в тоске и  надежде  сердца их родных.  Доля ждать и надеяться едва ли легче солдатской?

─ Чёрным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщину в один миг! Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдет чудо и на пороге появится сын, её кровинушка.

─   Ждут своих любимых несостоявшиеся невесты.

Слайд 18 Клип А. Розенбаума  «В чёрном тюльпане». (4.22мин)

Слово учителя.     Погибнуть на войне, когда на твоей Родине мир.

 Люди даже представить себе не могли, как в чужих горах,  ребята уходят в бой, из которого уже не вернутся. А они шли и, верные своему воинскому долгу, погибали, сохранив честь и мужское достоинство. 

Вспомним всех поименно.

Сердцем вспомним своим.

Это нужно не мертвым.

Это надо живым.

       ─   В память о воинах, погибших во время боевых действий в Афганистане, объявляется минута молчания.    Слайд 19    (Музыка – отсчёт ─ метроном)

─    Прошло время.  Новое правительство Советского Союза во главе с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым признало ошибочным решение предыдущего  правительства.  С конца 1986 года началось поэтапное выведение советских войск из Афганистана.

─  Вслушайтесь! Десять лет ошибочной войны.

─  Эти ребята не виноваты в том, что попали в Афганистан.

Солдат войны не выбирает и не начинает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть, – расплачивается жизнью за чужие ошибки.

─  Чтобы сегодня не говорилось  об Ограниченном контингенте, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, защищают южную границу Советского Союза, выполняют приказ своей Родины.

       Слайд  20       Клип «Мы уходим».

Слово учителя.