Главные вкладки

    Литературно - музыкальная композиция «Хранит земля войны минувшей память…», посвященная выводу советских войск из Афганистана
    классный час по истории на тему

    Глазкова Галина Николаевна

    Внеклассное мероприятие "Хранит земля войны минувшей память", посвящено 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. 

    Цели мероприятия: 

    • воспитание патриотизма, любви к Родине; • активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества; • сохранение и развитие у учащихся чувства гордости уважения к подвигу своих предков; • формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;• повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств; • формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях; • развитию кругозора, ответственности за будущее.

    В ходе литературно - музыкальной композиции используется не только информационный материал, но  стихи и песни на афганскую тему в исполнении детей.

    Особую атмосферу мероприятию придает рассказ непосредственного очевидца тех событий, участника афганской войны, который не только поделился воспоминаниями, но и принес военные фотографии, письма родных. Хранит земля войны минувшей шрамы, Погибших имена, бесчувственный гранит, Гвоздики красные, холодный мрамор, Рыданье женщин у могильных плит. Афган, Чечня, Таджикская граница- И снова сыновей мы отправляем в бой, Безусых, не успевших опериться И костыли уже вновь стучат по мостовой. О, Русь моя, о, боль моя- Россия! Где мне слова такие отыскать И где мне взять такие силы Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon khranit_zemlya.doc60.5 КБ
    Microsoft Office document icon foto_2.doc393.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие «Хранит земля войны минувшей память…»

    Цель мероприятия: 

    • воспитание патриотизма, любви к Родине;
    • активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
    • сохранение и развитие у учащихся чувства гордости уважения к подвигу своих предков;
    • формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;
    • повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
    • формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;
    • развитию кругозора, ответственности за будущее.

    Форма: литературная композиция

    Оборудование:

    • компьютер;
    • мультимедийный проектор;
    • экран;
    • мультимедийная презентация

    Звучит песня «Синева» группы «Голубые береты»

    Ведущий 1: 15 февраля исполняется 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Советские войска на территории этой страны воевали девять лет, один месяц и девятнадцать дней – с 1979 по 1989 гг. В мае 1988-го Советский Союз начал вывод войск из страны.

    15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан.

    Ведущий: многие события с годами стираются из памяти. Время врачует раны. Но мы не вправе забывать печальные страницы истории Афганской войны. Святая обязанность живых – вечно помнить павших, выполнявших до конца свою воинскую обязанность.

    Ведущий: Мужество, благородство, стремление до конца выполнить свой долг - вот главные качества русского солдата. Ребята, служившие в Афгане, привлекают своей смелостью, душевностью, самоотверженностью.

    Ведущий: Надеемся, что наш сегодняшний разговор поможет каждому проникнуться гордостью за их подвиг; пристальнее всмотреться в открытые, опаленные войной лица, задуматься над строками так похожих стихов, написанных об Афганистане.

    Ученики: Вспомним всех поименно,

    тех кто пал, не дойдя,

    тех, кто верил в знамена,

    как и деды в вождя.

    Кто взорвался на мине,

    Мать позвать не успел,

    В бэтээра кабине,

    Словно факел, сгорел.

    Кто столкнулся в «зеленке»,

    злым осколком сражен,

    Кто у пропасти кромки

    Пал под тягостный стон.

    Кто в отчаянном крике

    У дувала в пыли,

    В пересохшем арыке

    Не поднялся с земли.

    Кто остался на склоне,

    Прикрывая отход,

    Чеку вырвал в ладонях,

    Когда смолк пулемет.

    Кто был верен присяге

    И исполнил приказ.

    Им – медаль «за отвагу»

    Но их нет среди нас.

    Позабыть мы не в праве

    Наших павших ребят,

    Тех, кто в черной оправе

    На бетоне распят.

    Позабыть мы не в силах

    Кого кончил Афган.

    И горит на могилах

    Кровью красный тюльпан.

    Ведущий.  Всем павшим, не вернувшимся с афганской  войны, посвящается...

     Ведущий   Славным солдатам и командирам, выполнившим свой воинский долг, и, к счастью, оставшимся в живых, посвящается...-  

    Ведущий. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается...

    Чтец. Нет, мужество случайным не бывает,
    Оно в душе солдата родилось.
    Когда он о друзьях не забывает,
    И с Родиною мыслит вновь.
    Всему свой срок... И, может, в этом суть,
    Всё заживёт. Страна залечит раны.
    И потому уходит спозаранок
    Отряд друзей в небезопасный путь.

    Ведущий.  Для Советского Союза Афганистан был соседом первого порядка. Граница проходила через Туркменскую, Таджикскую и  Узбекскую ССР. После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было тесным. В стране постоянно находилось большое количество специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах.

    Ведущий. В марте 1978 года в Афганистане вспыхнул мятеж. К власти пришла группа офицеров во главе с Тараки, лидером Народно-демократической партии, которые стремились в стране построить социализм. Трудно было. Тараки обратился с просьбой к Советскому Союзу о военной помощи. Брежнев так мотивировал отказ: “ участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им”.

    Ведущий: С целью предупреждения агрессии извне и укрепления южных рубежей дружественным режимом в Афганистан по решению узкого круга членов Политбюро ЦК КПСС 25 декабря 1979 года  были введен  “ограниченный контингент” СССР.

    Ведущий: В абсолютном своем большинстве “ограниченный контингент” составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

    Ведущий: Афганистан – страна гор и песков. На севере высятся грозные хребты Гиндукуша, на юге простирается выжженная солнцем пустыня Регистан. Население в основном сосредоточено в долинах рек и предгорьях. Афганистан – многонациональное государство, где на сравнительно небольшой территории проживает более 30 национальностей и народностей.

    Ведущий: Советская армия оказалась неготовой к длительной войне с партизанами. Она захватывала базы моджахедов, несла большие потери, штурмуя перевалы. Но партизаны уходили в Пакистан и Иран по горным тропам, пополняли свои ряды, и снова возвращались.

    Ведущий. Перекрыть все горные дороги было невозможно. Американцы поставляли моджахедам самое совершенное оружие, проводили подготовку профессионалов-террористов. Моджахеды обстреливали советские гарнизоны и дороги, по которым шли поставки продовольствия и боеприпасов из СССР.

    Чтец.  И вот опять летим мы на задание,
    Режут небо кромки лопастей.
    А внизу страна Афганистания,
    Разлеглась в квадратиках полей.
    И несёт спокойствие привычное
    Вот уже тебя под облака,
    Тянутся прерывистые встречные
    Огненные трассы ДШКА.
    И кому судьба какая выпадет,
    Предсказать пока что не берись,
    Нам не всем ракетой алой высветят
    Право на посадку и на жизнь.
    Ни к чему гаданья и пророчества,
    И о прошлом тоже не жалей.
    Не спастись порой от одиночества
    Даже в окружении друзей.
    И вот опять летим мы на задание,
    Режут небо кромки лопастей,
    А внизу страна Афганистания
    Разлеглась в квадратиках полей.

    Музыка

    Ведущий:  У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая “в чужой монастырь со своим уставом”. Да и афганцы заявляли вполне откровенно: “Уходи, шурави. Мы сами разберемся. Это наше дело”.

    Чтец.  «Не играйте в войну»

    Если видишь у друга седины
    Не проси и не требуй ответ.
    Видно, там, где он был, без причины
    Не белеют виски в 20 лет.
    Не пугайся, девчонка, не надо,
    Серебра цвет надёжен всегда.
    Рядом с чёлкой твоей как награда,
    Пусть сияет его седина!
    Невосполнимо горе матерей,
    Но в прошлое не сожжены мосты.
    И к обелискам их подвижниц дочерей
    Опять ложатся свежие цветы.
    От прошлого не отрекаются любя.
    И забывать об этом мы не вправе.
    Пусть не коснется боль войны тебя.
    Пусть будет в мире мир и мир в державе.

    Чтец “Смерть солдата”

    Вчера был бой и он был страшен,
    Но мы смогли сдержать врага
    Осталась лишь треть роты нашей
    И лучший друг погиб тогда...

    В горах совсем нам не знакомых,
    Где к солнцу тянется трава
    Остался он, в дали от дома,
    И встретил смерть простой солдат

    И скоро в дом с резным окошком,
    Где мать-старушка сына ждет,
    Придет соседка прямо с почты
    И похоронку принесет....

    Заплачет мать прочтя повестку,
    К своей груди кота прижмет
    И молча в дом войдет невеста
    Увидит мать и все поймет...

    Один лишь дом, в одной деревне
    А сколько их по всей стране?
    Где мать одна – ей в доме тесно
    А сын остался на войне.....

    Ведущий: 15 февраля 1989 г., стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...”

    Чтец “Где ты, ноль двадцатый?” 

    Замер ключ внезапно
    На последней точке.
    Смерть вонзилась в сердце
    Пулеметной строчкой.
    В онемевших пальцах
    Ложе автомата
    И зовут в эфире:
    Где, ты “ноль двадцатый”?
    А в глазах угасших
    Неба синь и звезды.
    Мать вдали заплачет,
    Прислонясь к березе.
    Пулей грудь пробита,
    Песня не допета.
    Где ты, “ноль двадцатый”?
    Смерть не даст ответа.
    Где ты, “ноль двадцатый”?
    Тишина в эфире,
    Словно все убито
    В этом странном мире.
    Словно все оглохло
    В пламени и дыме:
    Там отцы остались
    Вечно молодыми...
    В бронзе обелисков
    Встали над планетой.
    Русские мальчишки
    Юностью бессмертной.

    Ведущий:  После вывода войск их Афганистана республика в Афганистане продержалась 3 года. Она могла бы продержаться и дольше, если бы Ельцин не поддался уговорам американцев и не занял сторону моджахедов. Были прекращены поставки оружия, топлива. Вскоре пал Кабул, казнен Наджибула.

    Ведущий:  Отмечая 24 года со дня вывода советских войск из Афганистана, мы склоняем головы перед павшими и гордимся теми, кто вернулся.

    Чтец. Хранит земля войны минувшей шрамы,
    Погибших имена, бесчувственный гранит,
    Гвоздики красные, холодный мрамор,
    Рыданье женщин у могильных плит.
    Афган, Чечня, Таджикская граница-
    И снова сыновей мы отправляем в бой,
    Безусых, не успевших опериться
    И костыли уже вновь стучат по мостовой.
    О, Русь моя, о, боль моя- Россия!
    Где мне слова такие отыскать
    И где мне взять такие силы
    Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.

    Ведущий. Окончание войны подразумевает Победителя и Побежденного. Для ограниченного контингента войск война закончилась 15 февраля. Победой или поражением?

    Ведущий. Последним покидал Афганистан батальон 201 – дивизии. Перед выводом войск Б.В. Громов построил батальон и, зная, что с ним больше уже не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов, и сказал, что в этот особенный день разведбат 201 дивизии войдет  в историю как последние подразделение советских войск, покинувших территорию Афганистана. Но последним Афганистан покинул БТР, на котором выезжал командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-полковник – Борис Всеволодович Громов.

    Ведущий. Прошло уже много лет, но участники этих событий до сих пор помнят эту войну.

    Ведущий. И у нас сегодня, ребята, есть уникальная возможность узнать о события тех лет из уст солдата «той» войны. К нам в гости пришел Бородинов Владимир Семенович, участник боевых действий в Афганистане.

    Ведущий. Владимир Семенович, расскажите ребятам о событиях тех лет, о воинской дружбе, своих переживаниях.

    Рассказ афганца

    Чтец. Русский  парень  лежит  на  афганской  земле.
    Муравей- мусульманин  ползёт  по  скуле.
    Очень  трудно  ползти.…Мёртвый  слишком   не брит,
    И , тихонько  ему  муравей  говорит:
    « Ты  знаешь,  где  точно  скончался  от  ран,
    Знаешь  только  одно -  где – то  рядом  Иран.
    Почему  ты  явился  с  оружием  к  нам,
    Здесь впервые  услышавши  слово  «ислам»?
    Что  ты  дашь  нашей  родине – нищей,  босой?
    Если  в  собственной – очередь  за  колбасой.
    Разве  мало  убитых  вам,  чтобы  опять
    К  двадцати   миллионам  ещё  прибавлять?
    Русский  парень  лежит  на  афганской  земле
    Муравей – мусульманин  ползёт  по  скуле…

    Чтец. И опять плачут свечи,
    Из воска льётся слеза...
    Опускаются плечи
    И устала душа.
    Я молюсь днём и ночью
    Неумелой рукой,
    Чтобы Бог дал вам силы
    Всем вернуться домой.
    Может, эта молитва,
    Что родилась в душе,
    Белой птицей взметнётся
    К облакам в синеве.
    И услышит Господь наш
    Те простые слова,
    И вернутся родные
    С той войны навсегда.
    В сердце тонкие нити -
    Между мной и тобой.
    Возвращайся, мой милый,
    Возвращайся живой!

    Чтец. С покоренных однажды небесных вершин
    По ступеням, обугленным на землю, сходим,
    Под прицельные залпы наветов и лжи
    Мы уходим, уходим, уходим.
    До свиданья, Афган, этот призрачный мир,
    Не пристало добром поминать тебя вроде.
    Но о чем-то грустит боевой командир,
    Мы уходим, уходим, уходим.

    Ведущий:  Печальное наследие афганской войны столь велико, что еще долго не даст успокоиться нашей совести.

    Ведущий. Общие людские потери в Афганистане составили 15051 человек. Пропали без вести, оказались в плену 417 человек, из них на Родину вернулись 130.

    Ведущий:  Предстоит поставить немало памятников, издать немало книг Памяти и просто книг о тех трагических годах

    Ведущий:  Все это обязательно нужно сделать, поскольку только так в полной мере можно извлечь уроки из политической и военной авантюры, в которой страна оказалась ввергнутой в 1979 году. При этом ни в коем случае в потоке цифр и фактов нельзя забывать главное – судьбы людей.

    Чтецы

    Там птицы песни грустные поют…

    В мир мертвых души их  забрали…

    Их матеря домой напрасно ждут…

    Оборвалась их жизнь в Афганистане…

    Их тел на поле боя не нашли…

    Пропавших в церкви местной отпевали…

    Парней безусых, тех, что не нашли…

    А их девчонки, так с надеждой ждали…

    С войны не нашей, всем такой чужой…

    Хоть говорили, долг там выполняли…

    Зачем чужбина эта нам с тобой…

    За что они там жизни оставляли…

    Спокойно спите, матери-отцы,

    Невесты, жены, сердцу дорогие

    Храним мы свято честь родной страны,

    Мы верные сыны твои, Россия.

    И, повстречавшись на родной земле

    Уйдя в круговорот воспоминаний,

    Помянем невернувшихся парней

    Единственной минутою молчанья…

    Объявляется минута молчания 

    Ведущий.

    Я не жалею, не кричу, не плачу,

    Что путь моей войны прошел через Афган,

    Я горд, что прожил так, а не иначе,

    Мужчину только красят шрамы ран...

    Ведущий.

    Звучит песня «Давай За!» – группа Любэ

    «Хранит война войны

    минувшей раны…»

    (внеклассное мероприятие, посвященное выводу советских войск из Афганистана)

                            Подготовили и провели

                            классные руководители

                            Серегина О.В и Глазкова Г.Н.

    2013 – 2014 уч. г.



    Предварительный просмотр:

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной

    Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной  судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...

    Литературно-музыкальная композиция "Заступники земли Русской...."

    В этом мероприятии представлен материал о защитниках нашего отечества в разные эпохи....

    Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70летию Победы "В память о ней".

    Звучат стихи поэтов, изучаемых на уроках литературы, входящих в обязательную учебную программу, а также стихи Н. В. Крандиевской, пережившей блокаду Ленинграда... Вся композиция проходила в актовом за...

    Литературно-музыкальная композиция «Береги землю родимую, как мать любимую!»

    Сценарий мероприятия затрагивает экологическую проблему. Поможет вам организовать мероприятие, посвящённое охране природы....

    Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Горькая правда войны: цифры и факты»», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне

    Аннотация       Одним из приоритетных направлений учебно- воспитательной работыДома художественного творчества детей, как учреждения дополнительногообразования, является ...

    Сценарий литературно-музыкальной композиции «Мы живем коротким словом -Память»

    Литературно-музыкальная композиция «Мы живем коротким словом -Память» может использоваться при проведении классного часа, посвященного ВОВ...