Литературная гостиная "Непобедимая и легендарная" для учащихся 6-8 классов
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Литературная гостиная с элементами конкурса чтецов. История любого народа – история войн. Сколько их было – не счесть! В ходе мероприятия будут освещены наиболее яркие страницы из героической истории российской армии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_literaturnoy_gostinoy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

 «Непобедимая и легендарная»

Цели: расширять кругозор учащихся; воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.

Ход вечера

Педагог:

Пускай назад история листает                                                                                                                                                                                                        Страницы легендарные свои.                                                                                                                                                                                                 И память, через годы, пролетая,
Нам восстановит памятные дни.
С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
С взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память.
Здесь в этой стране,
Где непомнящих – нет,
Попробуем это представить…
                                                                                                                                                                                       

Педагог:

Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас зрителями литературной гостиной. История любого народа – история войн. Сколько их было – не счесть! В ходе мероприятия будут освещены наиболее яркие страницы из героической истории российской армии. Армия в нашей стране всегда была предметом особой гордости.  Испокон веков русский солдат стоял на страже мира и покоя своего народа. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем поэтическую программу, посвященную непобедимой и  легендарной армии.

(Ролик про армию)

Ведущий 1: 23 февраля - День Защитника Отечества.  В самом названии этого дня заложено благородное призвание и обязанность – защищать Родину и свой народ. У каждого праздника свое лицо. У нашего праздника лицо воина, защитника отечества. Этот праздник в разные годы имел разные названия. История Советской Армии и Военно-Морского Флота началась с образования первого в мире социалистического государства.

Ведущий 2:  В январе 1918 года Совнарком принимает декреты о создании Рабоче - Крестьянской Красной Армии и Рабоче - Крестьянского Красного Флота. Начало празднику, положило сражение под Нарвой и Псковом в феврале 1918 года, в котором воины молодой Советской республики достойно противостояли немецким войскам.

Ведущий 1:  

В 1946 году Красную Армию  переименовали в Советскую, и праздник  получил название - День Советской Армии.  10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором этот день назван  «День защитника Отечества».

Ведущий 2: Отечество – единственная, уникальная родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в самые трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где прошло детство, свою малую родину как часть большого Отечества.

Выступление 7 «а» группы. А.Черный «О мать, моя, Россия»

Ведущий 1: Все может родная земля. Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить  родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить себя, сама она не может... Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям  отстаивать свободу и независимость своей Родины.  

Выступление 7 «а» группы.  С. Есенин «Тебе одной плету венок»

Ведущий 1: Во все времена любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символом мужества и чести.  

Выступление 7 «а» группы.  «Мужество»

Слова Левитана о начале вторжении гитлеровцев на территорию Советского Союза

Шумовой эффект: разрыв бомбы.

Педагог: Эти слова услышали миллионы мирных жителей Советского Союза, проснувшись 22 июня 1941 года. Давайте перенесемся на несколько минут в те годы, память о которых до сих пор жива. 

Показ слайдов о ВОВ

Ведущий 1:  Весть о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз была воспринята как всеобщее горе. На защиту Родины поднялись и стар, и млад, мужчины и женщины, все — независимо от национальности и вероисповедания.   Горечь первых отступлений, страдания под гнетом  оккупации, блокадный голод, шелест похоронок в руках наших бабушек - все это было суровой начальной школой поколения наших  дедов и прадедов.  

Выступление. Худи Анна 7 «б» группы. Т. Лаврова «Гвардии мальчишки»

Ведущий 2: Солдаты участвовали в Сталинградской, Курской битвах, битвах  за Кавказ, Днепр, Смоленск и Киев, освобождали Будапешт, Белград, Прагу, Бухарест и Вену, штурмовали Кенигсберг и Берлин.  За четыре года   борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых  советские люди проявили  мужество и героизм, чтобы победить врага.

Педагог: Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Война родила многих поэтов – одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили, потому что ранения сократили им жизнь, другие живут до сих пор – их осталось мало. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников, корреспондентов. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Алексей Сурков, Муса Джалиль, Бауыржан Момышулы, Степан Щипачев, Ольга Бергольц, Вера Инбер, Аркадий Гайдар, Вали Гафуров и многие другие. Они с оружием в руках защищали Родину. Они создавали стихи и песни, которые поднимали дух солдат.

Выступление 6 «Б» группа.

Вануйто Валера.  А.Твардовский «Два солдата».

Сэротэтто Марина.  М. Матусовский «Баллада о солдате».

Педагог:  Война – это 1000 км от Бреста до Москвы. Поездом – меньше 2 суток, а наши солдаты, где по-пластунски, где ползком…. За 4 года. Война – 27 миллионов человек, 19 тысяч человек в день, 793 человека в час, 13 человек – в минуту. Четыре года – 1418 дней и ночей, 34032 часа. Об этом надо знать и помнить!

Выступление 6 «а» группы. Худи Мария. Н.Найденова «Нужен мир».

Сэротэтто Кирилл. Р.Алдонина «Строй».

Ведущий 1: Среди людей, писавших о войне, были и те, кто родился уже после Победы, кого не оставили равнодушным годы великих лишений советского народа. Они также внесли свой вклад в поэзию послевоенных лет.

Выступление 6 «а» группы. Вануйто Никита. Н.Самоний. «Пусть останутся войнушки».

Ведущий 2: Течет река времени. Любая война остаётся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата. А внуки и правнуки солдат хотят жить в мире.

 

Ведущий 1: Давно закончилась та война. Так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

Выступление Яптик Виталины 7 «б» группы

Получают мальчики повестки

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

 Матери сыночков провожают

И свои наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

 И отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжёл солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руку:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

 Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока ещё не знают,

Что домой они не все придут.

 Поседевших мам и пап всё меньше,

Все они уходят в мир иной...

А сынок в граните остаётся –

Остаётся вечно молодой.

Л. Пляцева

Выступление 6 «а» группы. Яптик Лидия. А.Усачев. «Сынок любимый».  

В. Богданова «Баллада о матери».

Ведущий 2:

Эта необъявленная война началась в 1979 году.

... Первые крики по мёртвому,

Первые сломы судьбы...

В такт караулу почётному

Первые плыли гробы...

Ведущий 1: Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернационального долга». 15 февраля 1989 года наши войска под командованием генерал-лейтенанта Бориса Громова были выведены из Афганистана. Армия выполнила свой долг с честью.

Выступление 6 «а» группы. Пуйко Серафима. Р.Алдонина «Армия любимая»

Ведущий 2. Как известно, войн не бывает без жертв. Древние говорили, что оценить урон войны могут только грядущие поколения.

Педагог: Ты к доброте воды привык –

Губами жадными приник.

Но был у злого родника

Коварный взор подрывника...

Эти строчки - об Александре Леонидовиче Карпунине. Он погиб в Афганистане 16 июля 1985 года. Ему было всего 20 лет. За совершённые им подвиги Александр Леонидович Карпунин посмертно награждён орденом Красной Звезды.

Выступление 6 «а» группы. Сэротэтто Надежда. В.Орлов.  «Мой брат в армию идет»

Ведущий 1. Всё новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте страны, и среди них, ставшее для многих просто ужасом, слово «Чечня».

Ведущий 2.

Крылатая пехота

Не вышла из огня...

Прости, 6-я рота,

Россию и меня.

 Погибшая, бессмертной

Ты стала наяву

В бою под Улус-Кертом,

Как в битве за Москву.

 Прощай, 6-я рота,

Ушедшая в века, -

Бессмертная пехота

Небесного полка.

Педагог: в трагедии шестой роты до сих пор много непонятного. В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года некто вновь попытался открыть «коридор» в Дагестан для боевиков. Численность банды Хаттаба (теперь уже уничтоженного) достигала 2,5 тыс. боевиков. Как стало известно из радиоперехватов, Хаттаб намеревался вернуть под свой контроль Ведено, Хатуни и ряд других населённых пунктов. Но двадцатикратному превосходству бандитов десантники противопоставили собственное мужество.

1 марта в 5 часов утра боевики всеми силами пошли в атаку сразу с нескольких направлений. Взяв соседнюю высоту Безымянную и видя, как немного русских воинов осталось в пункте, бандиты устремились туда. Раненный в грудь сапёр гвардии старший лейтенант Александр Колгатин под огнём боевиков успел установить две управляемые мины и привести их в действие.

Взрывы положили на землю десятки корчащихся от боли бандитов. Но озверевшие боевики снова пошли на штурм. Их было так много, что даже ценой жизни десантники уже не могли их остановить.

Оставшаяся в живых немногочисленная группа во главе с комбатом Марком Евтюхиным приняла последний бой. Весь личный состав 104-го полка, принимавший участие в боях с боевиками 29 февраля - 2 марта 2000 года в районе Улус-Керта, навечно зачислен в списки части, а 22 десантника (13 офицеров, 9 солдат и сержантов) представлены к званию Герой России, в том числе и Александр Колгатин.

Выступление 7 «б» группы. Худи Егор. И. Бутримова. «Офицеры»

Ведущий 1:   Всему миру известны замечательные качества русского воина:  храбрость,   выносливость, дисциплинированность и благородство. Много воды унесла река времени с тех пор, заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения людей.

Ведущий 2.

Кто б ни был ты,

Солдат иль маршал, -

В истории ты свой оставишь след.

И слышатся торжественные марши,

Как символ будущих побед.

Тобой гордимся мы по праву –

Ты не искал судьбы иной,

И пусть всегда пребудет слава

Солдатам армии родной!

Педагог: «Действуй спокойнее, не спеши, - сказал он солдату. - Всё будет нормально».

Рядовой Данила Бондарев, 7 месяцев отслуживший в разведывательном подразделении Камышинского десантного полка, взял гранату, выдернул кольцо, размахнулся и швырнул боеприпас за бруствер окопа. Старший лейтенант Виталий Попов попытался проследить, куда упала граната, но вдруг понял, что вперёд полетела лишь скоба - спусковой рычаг запала. А где же граната?! Он не увидел, а, скорее, кожей ощутил, что граната, зацепившись за бруствер, отлетела прямо под ноги солдату. На принятие решения оставались доли секунды. Офицер, оттолкнув остолбеневшего солдата в сторону, прикрыл своим телом гранату... Так Виталий Попов спас жизнь рядового Данилы Бондарева. К счастью, оба остались живы. Данила был легко ранен. А вот жизнь Виталия была в опасности. Но благодаря искусству врачей Виталий остался живым.

Выступление 6 «б» группы. Вануйто Алиса. М. Матусовский «Солдат всегда солдат».

Ведущий 2:   Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь еще не близкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути  и надо учиться преодолевать их. Шаг за шагом бегут километры. Сколько пройдено этих километров солдат не считает. Сколько надо – столько и пройдет.

Выступление 6 «б» группы. Сэротэтто Вадим. «Пограничник».

Выступление 6 «а» группы. Вануйто Кристина. А. Усачев. «Будущий защитник».

Ведущий 1:  обращение к памяти военных лет непременно включает в себя  размышление о границах жизни в целом. Анализируя прошлое, мы хотим предупредить о нем будущее. Войны уходят в историю, но не уходят из истории. Память продолжает свой долгий путь.

Ведущий  2:  Искрение слова благодарности и признательности мы сегодня хотим адресовать всем солдатам и офицерам, кто сегодня служит в рядах Российской Армии. Тем, кто защищал, защищает, будет защищать всю нашу державу.

Выступление 6 «а» группы. Худи Валентина. Презентация «Мой папа-защитник Родины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я вас любил" (по любовной лирике А. С. Пушкина) литературно музыкальный вечер для учащихся 9 - 11 классов

«Я ВАС ЛЮБИЛ...»(по любовной лирике А. С. Пушкина) Литературно-музыкальный вечер для учащихся 9-11 классовЗвучит «Вальс» Свиридов (из кинофильма «Метель»).Чтец.      На ...

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 9-11 классов «Я вам пишу… »

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. ...

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 7-8 классов «Святые звонницы Кубани»

Церковь – сердце русского пейзажа,Но вдали виднеется едваНе архи и не тектура даже,Как мираж, блестящая глава.Литературно-музыкальную композицию можно использовать во время проведения предметных Недел...

Методическая разработка " Поэзия военных лет". Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся 8-11 классов.

Сценарий литературно-музыкальной композиции  " Поэзия военных лет". Это меропрртиятие целесообразно проводить во внеурочное время в 8-11 классах....

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 5-ого класса

Литературно-музыкальная композиция "Авам ышкаш ынак черим, аяк-хээлик ак-кок Тывам!"...