Главные вкладки

    Литературно-музыкальный вечер для учащихся 9-11 классов «Я вам пишу… » МОБУ ООШ № 18 г.Кореновск Краснодарский край
    материал (9 класс) по теме

    Ядрышникова Лариса  Александровна

                                            Не зная прошлого, невозможно понять

                                                             подлинный смысл настоящего и цели будущего.

    М.Горький

    Литературно-музыкальный вечер знакомит учащихся с эпистолярным наследием русских писателей, письменным фольклором.

    Это мероприятие способствует формированию нравственных качеств личности на основе документальной повести о кубанских сынах, павших за свободу и целостность России за время антитеррористической операции в Чеченской республике в 1999-2001 годах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literat_vecher_ya_vam_pishu.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературно-музыкальный вечер для учащихся  9-11 классов

    «Я вам пишу… »

    МОБУ ООШ № 18 г.Кореновск  Краснодарский край

    Учитель русского языка и литературы Миронец Наталья Евгеньевна

    Учитель изобразительного искусства Ядрышникова Лариса Александровна

    Цель проведения:

            знакомство учащихся с эпистолярным наследием русских писателей, письменным фольклором,

            формирование нравственных качеств личности на основе документальной повести о кубанских сынах, павших за свободу и целостность России за время антитеррористической операции в Чеченской республике в 1999-2001 годах.

    Оформление зала: на центральной стене большой конверт и заголовок вечера, фигурки бумажных голубей, шары, изображение конвертиков.

    Справа и слева – высказывания о русском языке классиков русской литературы, цитаты из писем воинов-кубанцев.

            Презентации

            Звучит фонограмма песни «Письма, письма сам я на почту ношу…»

    (сл. М.Матусовского, муз. Б.Мокроусова).

            Ведущий: Вступление. Значение и роль эпистолярной литературы в жизни человека.

            Сценка «Ванька Жуков пишет письмо на деревню дедушке»

            Почтальон: (зачитывает письмо).

            «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

    А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.

    Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у  хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, .а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.

    Милый дедушка, сделай милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей

    возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно Бога молить, увези меня отсюда, а  то помру...

    Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, все равно как за мамку Пелагею...

    Приезжай, милый дедушка, Христом Богом молю, возьми меня отсюда...

    Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.

    На деревню дедушке. Константину Макарычу».

    1. Конечно, это письмо так и не попало к дедушке. И всем вполне понятно, по каким причинам.
    2. А как же развивался эпистолярный жанр?

    (Выходят два ведущих).

    1-й Ведущий: Мода на альбомы пришла в Россию в 18 веке из Франции и очень скоро получила широкое распространение. Были альбомы светских дам, куда поэты вписывали свои стихи и экспромты – строфы, сочиненные на лету, без предварительного обдумывания. Сложился даже такой жанр – стихи в альбом. Заводили альбомы и в провинции, не желая отставать от столиц. Пушкин в «Евгении Онегине» писал:

            Конечно, вы не раз видали

            Уездной барышни альбом,

            Что все подружки измарали

            С конца, с начала и кругом…        (Слайды 1-3)

    2-й ведущий: Безымянные, неизвестно кем, когда и где сложенные стишки, подобно народной песне или сказке, переходят из поколения в поколение. Разработана целая система альбомных записей, сначала идет обращение  хозяйки:

            Пишите, милые подруги,

            Пишите, милые друзья,

            Пишите все, что вы хотите, -

            Все будет мило для меня!

    Или:

            Прошу альбом не пачкать,

            Листы не вырывать,

            Имя и фамилию

    Полностью писать.

    1-й ведущий: За начальными пригласительными стихами следуют стихи-пожелания, которые вносят в альбом друзья и родные ее владелицы.

            Дружба и любовь – самые главные темы альбомных записей:

    Любовь на свете всех дороже –

    Поймешь ли ты?

    Она ценнее кислорода

    И крепче серной кислоты.

            

    Друзья стараются дать добрый совет, пожелать что-то хорошее. Вообще эта поэзия, как бы к ней не относиться, по большей части старается воспитать в молодом человеке нравственные принципы.

    Люби простого человека

    С красивой, чистою душой

    И никогда не увлекайся

    Его наружной красотой.

    2-й ведущий: Страницы альбома часть загибаются уголками – это «секреты». Там тоже всякие и шутливые и серьезные слова. Сверху уголка написано: «Секрет на сто лет», а если отогнуть – прочитаешь: «Осел, чего прочел?»

            

    1-й ведущий: И, наконец, серьезный вопрос и подпись. Многие стараются скрыть свое имя: «Писала белочка, угадай какая девочка», «Писал поэт, фамилий нет, а месяц и число снегом занесло».(Слайды 4-6)

            Многие альбомные стихи и афоризмы стали использоваться как подписи к фотографиям и открыткам:

    «Люби меня, как я тебя…»

    «Кого люблю, тому дарю…»

    «Люблю сердечно, дарю навечно»

            Пожалуй, быт и духовный мир народа были бы скуднее без этих непритязательных стишков.

            

    2-й ведущий: Мы кратко познакомили вас с письменным фольклором. Он встречается во множестве вариантов и использует зачины, концовки, общие места. Вот, например, «формулы» обращения в письмах: «Добрый день или вечер, в зависимости от того, когда получите, с приветом к вам такой-то, кланяюсь я вам от бела лица до сырой земли» или поновее: «Добрый день, веселый час, пишу письмо и вижу вас».

            

    1-й ведущий: Письма, послания относятся к эпистолярной литературе. Первоначально в 18 веке эпистолярная форма использовалась для описания путешествий «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина. Одновременно развивался и получил популярность жанр романа в письмах «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, позднее «Бедные люди» Ф.М.Достоевского, дающие возможность передать мысли и чувства персонажей, оценки ими окружающего мира.

            2-й ведущий: Примером этому служат письма Гончарова А., которые являют собой прекрасные образцы эпистолярного жанра, привычного людям 30-40-х годов 19 века. «Это была неторопливая беседа человека, который хочет подробно и искренне поделиться своими мыслями и чувствами и рассказать о том, что с ним происходит, но и вызвать своего собеседника рядом вопросов участливого внимания и мирных шуток на такое же повествование» (вспоминал юрист и общественный деятель А.Ф.Кони). Письма Гончарова столь живы, увлекательны и талантливы, что их можно считать автобиографическими художественными произведениями. (Слайды 7-9)

            

    1-й ведущий: В июле 1857 года в немецком городе Мариенбаде Гончаров писал И.И.Льховскому, своему сослуживцу по министерству финансов: «Узнайте, что я занят…, не ошибетесь, если скажете женщиной! Да ей; нужды нет, что мне 45. А сильно занят Ольгой Ильинской… Едва ли выпью свои три кружки лечебной воды и избегаю весь Мариенбад с 6 до 9 вечера, едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигарету – и к ней: сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но не поворотливее, и я надеюсь их скоро развести. Но теперь волнение мое доходит до бешенства: так и молодости не было со мной. Я едва могу сидеть на месте, меряю комнату большими шагами, голова кипит… Вы покачаете головой и опять глубоко мысленно засмеетесь; может быть даже пожалеете: не жалейте, я счастлив – от 9 до 3, чего же больше. Женщина эта мое же создание, письменное, конечно, - ну теперь угадали, недогадливый, что я сижу за пером?»        

    2-й ведущий: К 50-летнему юбилею своей литературной деятельности писатель получи письмо-приветствие от «русских женщин» (более 1000 подписей): «Читая вас, не только наслаждаешься, но и учишься: у бабушки - житейской мудрости; у Ольги – как любить и с достоинством переносить разочарования; у Веры – как после горьких опытов, ошибок, гордости и неведения не падать духом, не умаляться, а возрастать на пути разумной сознательной жизни».        

    1-й ведущий: Вы познакомились с примером письма-приветствия, посвященного юбиляру.

    Чтец: А.А.Фет «Старые письма» 1859 год.

    1-й ведущий: Письма Марии Лазич к А.А.Фету подтолкнули поэта к написанию этого стихотворения. История знакомства Фета с Марией Лазич таковы: Находясь на военной службе, в Херсонской губернии, Фет познакомился с умной и обаятельной девушкой Марией Лазич, великолепной музыкантшей. В Марии Фет нашел знатока поэзии, ценительницу его собственных стихов. Пришла любовь… Но Лазич была бедна. Мечтающий о восстановлении дворянского звания и материального достатка, Фет не решился жениться на бесприданнице. Влюбленные расстались. Вскоре Мария Лазич трагически погибла. Много жертв принес Фет, стремясь к своей цели, но самой тяжелой была потеря этой беззаветно любившей его девушки. Ее образ присутствует во многих любовных стихах Фета, придавая им горестную окраску.(Слайды 10-13)

    2-й ведущий: (Продолжает разговор на фоне музыки романса «Я встретил вас»). На одном из стихотворений Ф.И.Тютчева стоят инициалы А.К. Какая же тайна кроется за этими инициалами?

    1-й ведущий: В середине 1822 года в русскую дипломатическую миссию в столицу Баварии Мюнхен прибыл новый сотрудник – Ф.И.Тютчев. На одном из светских раутов он увидел девушки поразительной красоты и почувствовал себя околдованным, влюбленным. (На слайде Амалия Крюденер – гравюра). Звали ее Амалия, она была побочной дочерью Прусского короля Фридриха Вильгельма Ш и двоюродной сестрой будущей императрицы России Александры Федоровны, жены Николая. Тогда в первую встречу с Тютчевым Амалии было 14 лет… Позднее став женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона А.С.Крюденера, Амалия будет блистать на придворных баллах в Петербурге. Между Амалией и Тютчевым завязалась переписка, пролетели годы (30 лет). Тютчеву 67, Амалии 60, состоялась новая встреча.

            

    2-й ведущий: Казалось бы, встретились два старых человека, все в прошлом, все поросло травой забвения… Но… как будто бы романтичный юноша встретил ту же девочку, которая когда-то бесконечно, бесконечно давно – так потрясла его воображение и сердце.

    (Звучит романс «Я встретил вас»).

    1-й ведущий: Любовные письма – сколько было написано их Николаем Алексеевичем Некрасовым Авдотье Яковлевне Панаевой. Это в письмах, когда она находилась далеко от него, изливал он слова страсти, это на расстоянии любил ее пылко и нежно. Любовь помогла им: написать вдвоем два огромных романа! (До тех пор русская литература не знала подобного!) – «Три страны света», «Озеро смерти»; создать лучший в России журнал, ангелом хранителем которого была, конечно же, А.Я.Панаева; перенести огромное горе (оба их сына умерли в младенческом возрасте). Их общий путь не назовешь гладким – несмотря на любовь, они расстаются, но жизнь без любимого и любимой утратила свой смысл… (Слайды14-16)

    (Звучит музыка Л.В.Бетховена Соната 14, часть 1)

    Чтец: Н.А.Некрасов. Стихотворение «Горящие письма».

            2-й ведущий: После разлуки, успокоившись немного, поэт желает А.Я.Панаевой счастья. Появляется щедрость пушкинских благословений: «Как дай вам Бог, любимой быть другим».

    Чтец:        Н.А.Некрасов. Стихотворение «Прощение».

    1-й ведущий: Стихотворению «Прости» Н.А.Некрасова принадлежит своего рода рекорд: более 40 композиторов положили его на музыку. Среди них Кюи, Римский-Корсаков, Чайковский. (Слайды 17-19)

    (Звучит романс «Прости»).

    2-й ведущий: «На поверку выходит, что настоящая любовь – чувство вовсе не похожее на то, как мы ее себе представляем. Любовь даже вовсе не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела, она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить… Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни дать, ни взять холера или лихорадка…», - рассуждает герой повести Тургенева «Переписка». Тоже самое мог сказать о себе Тургенев. Одну деталь изменил автор повести: в жизни ему встретилась не танцовщица, а певица. (Слайды 20-22)

    1-й ведущий: В конце 40-х годов 19 века произошло важное событие в жизни писателя. Он познакомился с Полиной Виардо. Любовь к ней Тургенев пронес через всю жизнь. Любовь возвышенная была для Тургенева основной жизненной ценностью. В один из приездов Тургенева в Ясную Поляну у него спросили: «Расскажите, какая была самая счастливая минута в вашей жизни: он ответил: «Разумеется, самая счастливая минута жизни связана с женской любовью. Это когда встретишься глазами с ней, с женщиной, которую любишь, и поймешь, что и она тебя любит». (Из воспоминаний С.Л.Толстого).(Слайды 23-25)

    (Звучит романс «Утро туманное»).

    2-й ведущий: «Утро туманное» вросло в русскую судьбу, оно не просто часть нашей стихии и нашей судьбы. Это некий узел, сложнейшее симфоническое эхо дрожит в нем, это времен: время личное, связанное с жизнью автора и близких ему людей, время историческое, и время сверхисторическое, в котором живет наша Родина и наше искусство» (В.Л. Смирнов).

            1-й ведущий: Так уж случилось, что через сто лет русские женщины получали послания с фронтов Великой отечественной войны – маленькие треугольнички. Многие из этих писем, хранящихся до сих пор, стали частичкой ушедших от них навсегда, крупицей памяти о павших. (Слайды 26-28)

            2-й ведущий: Сейчас писем пишут мало. Как и много лет назад пишут письма из армии. Независимая народная газета «Вольная Кубань» выпустила документальную книгу «Помним о вас», в которой напечатаны письма воинов-кубанцев, мальчишек 19-20 лет, сложивших головы на второй чеченской войне, и их родителей.

            1-й ведущий: Может быть, они не научились писать красивые письма. Не смогли выразить чувства, переполнявшие их. Мы слышим голоса их, читая письма из армии. Тоска по дому, любовь к близким и родному очагу.

            Выходят 6 юношей в военной форме.

            1-й юноша: «Вам за меня краснеть не придётся» - писал родителям старший лейтенант, Герой России Сергей Богданченко из Лабинска. Слово свое он сдержал: принял огонь основных сил ваххабитов на себя и тем самым спас жизни многих своих подчинённых.

            2-й юноша: Только два письма, всего два, получила мама Григория Батарина, единственного сына. «Жаль, что нет фотоаппарата, заснять здешние места – уж очень красивые горы, а внизу река Терек…        Мамочка, за меня сильно не переживай, всё будет хорошо…»

            3-й юноша: Рядовой Павел Брижанев писал всё те же строки: «Жив, здоров, не волнуйтесь… Я вернуть в январе. До скорой встречи». Он вернулся домой в январе. Но вернулся «грузом-200». Прямо за баранкой машины его сразила снайперская пуля.

            4-й юноша: Младший сержант Винников Юрий, призванный Кореновским райвоенкоматом, писал о своих новых друзьях, о продвижении по службе, о получении звания, и скучал по родным местам: «Ну, батя, если вернусь, мы с тобой от души порыбачим».

            Потом писем не было. И однажды в программе «Вести» родители увидели, как несли на носилках безжизненное тело военнослужащего. «…Убит сержант Винников» - произнес диктор.

            5-й юноша: Через неделю после выпускного вечера в нашей школе Иван Сватко был призван на службу. Ваня писал домой часто, но никогда не жаловался на трудности:

            «Дорогие мои, я спешу вам сообщить, что скоро уезжаю в учебку в разведчасть учиться на командира отделения. Из всего батальона нас только четверых туда взяли… Я очень соскучился по вам. Каждое утро, просыпаясь, думаю, что я дома. Днём как-то не вспоминаешь, а вечером такое же чувство, как и по утрам. Пишите, очень трудно без писем. Ваш Иван».

            «Мама, знаешь, здесь всё понимаешь по-другому, чем на гражданке. Начинаешь задумываться. И всё, что ты делал на гражданке неправильно, хочется исправить. Начинаешь лучше понимать родителей, по-другому относиться к людям… Пришлите мене фото, где вы все вместе. Мне очень нужно. Не волнуйтесь, я вернусь».        

    Бой был жестокий. Пятеро убитых, 20 раненых. Командир отделения сержант Иван Сватко представлен к высшей воинской награде - ордену Мужества (посмертно).(Слайды 29-35)

            Чтец: «Мама, я вернусь…» (О.Корхонен, г.Апшеронск)

            Ты шёл туда,

            Откуда ждут с тревогой,

            Куда сопровождает только грусть.

            Минута проводов была недолгой,

            И ты сказал: «Не бойся, я вернусь!»

            Вагон качает плавно и уныло…

            И мысль одна: «Я смерти не боюсь…»

            Но сердце вдруг забилось и заныло,

            И всё же вторило:

            «Я должен… Я вернусь!»

            Уже земли коснулись твои ноги,

            Натерли строны руки – ну и пусть,

            А ты в объятьях пыли и дороги

            Твердил: «Вернусь, я все равно вернусь…»

            Рванула мина где-то слишком рядом,

            Ты твердо знал: «Я с нею не столкнусь!»

            И смерть уже смотрела колким взглядом,

            А ты шептал:        «Вернусь, вернусь, вернусь…»

            И вот вернулся в край,

            Куда стремился.

            На памятнике – красная звезда,

            И на граните между дат ютится

            Отрывок фразы, сказанной тогда…

            Прошла весна, а ты и не заметил

            И первому цветку не улыбнулся,

            И маму не увидел и не встретил,

            Но все-таки, как обещал, вернулся.

    6-й юноша: Замечательный парень из отряда специального назначения «Росич», рядовой Антон Доронин в последнем письме сестре писал: «Сегодня у меня день рождения. Я его встречал в очень «романтической» обстановке – сидя на БТР, который несётся в сторону Самашек по грязи, ветер в лицо, в руках – автомат, и неизвестно, что ждет нас за поворотом… За два дня потерял пятерых друзей… Самое страшное – это видеть, как рядом падают и корчатся люди, истекая кровью…Честно, я думал, это моя последняя ночка, и никто не подавал виду, что боится. И все-таки мы остались живыми… Когда возвращаешься на базу, понимаешь. Что мог и не вернуться, и тогда начинают трястись руки и становится очень страшно. Когда воюешь, ты смеёшься, бегаешь, а приезжая на базу, прячешься в угол, закуриваешь и плачешь… Хочу, чтобы наши дети не видели и не слышали того, что я видел и слышал…».

    1-й юноша: «Чего я хочу в жизни? Знать минимум три языка – английский, немецкий, французский. Я хочу владеть словом, как устным, так и письменным. Хочу знать и разбираться в философии, логике, истории, языкознании, психологии…», - так писал молодой лейтенант Евсюков Роман, выпускник филологического факультета Кубанского университета. Он даже написал «программу» жизни: планы, мечты, задачи: «Никогда не хвалить себя и не жалеть. Никогда не мстить, не таить зла. Принимать людей такими, какие они есть. Я хочу быть нужным людям. Больше требовательности к себе, чем к другим».

    2-й юноша: Близкие считают, что Дмитрий Глыбин предчувствовал свою судьбу, поэтому писал: «Не твердите: До скорого! Я не вернусь, не вернусь». Пуля поразила солдата насмерть. В кармане нашли последнее неотправленное письмо. Вот фрагмент его рукописи: «Кубань… Многие народы прошли через эту землю. Буйный красочный мир природы неодолимо манил людей, заставлял волноваться при встрече. Всё здесь во все времена пробуждало радость, вдохновляло на жизнь.

    И кто хоть раз попал в ёё бескрайние объятия, ощутил дыхание кубанского чернозема, радость восхождения на горную вершину, к самым облакам, окунулся в бездонную черноморскую синь, тот так и останется навсегда на этой земле.

    Так и случилось со мной… С самого детства я приезжал сюда, и уже тогда в детской душе зарождалась любовь к этой маленькой стране, стране степей и гор, морей и рек. Стране, в лесу которой я первый раз увидел светлячков, ощутил дыхание реки, почувствовал дым костра на поляне. И уже тогда я знал, что приеду сюда, пусть через годы, но приеду.

    Очень хочется мне, чтобы люди, живущие на этой земле, сберегли ее красоту и неповторимость, для тех мальчишек и девчонок, которые сменяют наше поколение и следующее, и идущие после него. Чтобы малыш, впервые взглянувший на мир, увидел краски и цвета Кубани, а не пустыню. Помните о будущем, люди!»

    1-й ведущий: Проникновенны слова из писем воинов-кубанцев, наших земляков, замечательных патриотов своей Родины. Благодаря их письмам мы видим, как велика любовь мальчишек «к этой маленькой стране, стране степей и гор» - Кубани. Мы понимаем, что должны сберечь «её красоту и неповторимость», потому что Кубань – это тот родной дом, куда мечтали вернуться эти погибшие ребята.

    Так форма письма помогает глубоко раскрыть внутренний мир его автора.

    2-й ведущий: Помяните павших кубанцев – каждого и всех вместе – минутой скорбного молчания. Мы уже ничего не сможем сделать, чтобы они вернулись к нам. Остаётся одно: помнить их подвиг, помнить строки, адресованные нам.

    Минута молчания.

    Чтец: «Прости, солдат» (Андрей Дементьев)

    Он возвращается домой

    Из прошлой жизни, из разлуки.

    Но край родной окутан тьмой,

    И красок нет, и смолкли звуки.

    Вслед за молчанием его

    Пылит печальная дорога.

    Но он не видит ничего

    Из оцинкованного гроба.

    И мать, ослепшая от слёз,

    Идёт навстречу сыну, горбясь.

    И возле медленных колёс

    Несут сельчане страшну горесть.

    Прости, солдат, что отчий дом

    Тебя согреть не может в холод.

    Прости за то, что мы живём.

    Тебе бы жить! Ты был так молод.

    Прости, что всё изведал сам.

    Не ожил, возвратясь оттуда.

    Что мать, припав к твоим ногам,

    Ещё надеется на чудо.

    Блеснёт закатный луч в окне.

    Зашелестят в саду ракиты.

    О, сколько ныне по стране

    Таких вот холмиков нарыто.

    Не дай, Отчизна, умолчать…

    И этим матерей обидеть.

    Они идут сынов встречать,

    Чтоб никогда их не увидеть.

    Мы всем им воздадим сполна

    За боль, за мужество и доблесть.

    Но не стихает в нас вина.

    И всё больнее наша совесть.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

    Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

    Путешествие в страну сказок (Әкиятләр иленә сәяхәт) литературно- музыкальная композиция для учащихся начальных классов русскоязычных групп.

    Сценарий для учащихся начальных классов русскоязычных групп.Герои из знакомых сказок: "Репка" русская народная сказка, "Шурале", "Водяная" сказки Г. Тукая, "Лиса и журавль" татарская народная сказка....

    «ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО…» (литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана)

    литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана...

    "Отечество нам Царское Село". Литературно-музыкальная композиция для 6-9 классов.

    Детские годы и становление личности А. С. Пушкина в лицее. Наиболее интересные факты биографии....

    Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»

    Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...

    Литературно-музыкальная композиция в 9-11 классах "Иди за ним! И факел, им зажженный, раздуй сильней и всюду им свети"

    Литературно-музыкальноке мероприятие разработано в канун празднования 165-ой годовщины содня рождения Коста Хетагурова и 205-ой годовщины со дня рождения М.Ю.Лермонтова....