Главные вкладки

    Сценарий внеклассного мероприятия по рассказу А.П.Чехова "Злоумышленник"
    методическая разработка (7 класс) по теме

    А.П. Чехов - мой любимый писатель, поднимающий многие злободневные вопросы в своих произведениях.  Сценарий данного внеклассного мероприятия содержит множество вопросов для анализа содержания рассказа "Злоумышленник" на внеклассном мероприятии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарный план внеурочного мероприятия

    Учитель: Томина Ю.В.

    Тема: «Грустное и смешное в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

    Цель: раскрыть смысл названия рассказа А.П. Чехова

    Ход урока:

    Какой русский писатель конца 19 века стал учеником  и последователем М.Е. Салтыкова-Щедрина?

    (А.П. Чехов)

    Продолжаем знакомство с сатирическими произведениями А.П. Чехова.

    Какие произведения называются сатирическими? (В сатирическом произведении беспощадно высмеиваются человеческие пороки, общественные явления.)

    Каковы особенности чеховского сатирического рассказа? Назовите их.

    (1. Лаконизм, краткость, экономная манера письма.

    2. Рассказ напоминает драматургическую сценку-миниатюру, сценку-диалог.

    3. Часто событие происходит до начала повествования.

    4. «Говорящие» фамилии.

    5. «Открытый финал».

    6. Сочетание грустного и смешного.)

    Чтение рассказа «Злоумышленник», просмотр фрагмента фильма.

    Рассказ был напечатан в 1885 году в «Петербургской газете» и уже при жизни писателя был признан шедевром. В списке лучших произведений, отмеченных Л.Н. Толстым, он был отнесен к «1-му сорту».

    Сообщение учащегося «Злоумышленник» в оценке литературных критиков».

    Беседа.

    Назовите героев произведения (Денис Григорьев и судебный следователь)

    Кто такой Денис Григорьев?  (Бедный крестьянин). Послушайте фрагмент рассказа (1 абзац до слов «…паучью суровость. Он бос», аудиокнига) и обратите внимание на описание его внешности.

    Найдите описание главного героя  Дениса Григорьева  из текста рассказа "Злоумышленник" к  иллюстрациям.

    Как вы думаете, с какой целью автор подробно описывает внешность Дениса Григорьева? (У него трудная жизнь. Похож на древнего человека: «пестрядинная рубаха», «латаные порты». Он перенес тяжелые болезни. Смотрит сурово, недоверчиво и угрюмо.)

    Какие детали в рассказе помогают понять характер главного героя, дают представление о его жизни?

    Почему образ Дениса представлен в рассказе зрительно: описан его портрет, названо имя, а образ следователя – без имени и портрета? (Следователь представляет государство и его закон, имеет власть над людьми. Должностное лицо. Его задача – разобраться во всем, не показывать свих чувств. В речи употребляет слова и выражения официально-делового стиля: канцеляризмы, термины, штампы).

    Звучит фрагмент рассказа (до слов «Дураку закон не писан…»)

    Как речь характеризует Дениса Григорьева? Что мы еще о нем узнаем? (непросвещенный, наивный, необразованный, неграмотный, добрый, смирный, откровенный)

    Как речь характеризует следователя? (образованный, интеллигентный, умный, рассудительный человек)

    Какое значение имеет речь героев рассказа?

    Какой смысл вкладывает автор в сообщение о том, что как «климовские мужики грузила из гаек делают»? (Основное занятие климовских мужиков – рыбная ловля. Гайки на железной дороге отвинчивают многие жители деревни – от мала до велика. Денис отвинчивает гайки, как и все мужики, на глазах у всех, и вся деревня об этом знала. «У нас и господа так ловят».)

    После попытки выяснить причину отвинчивания Денисом гайки судья объявил о своем намерении взять мужика под стражу и отослать в тюрьму.

    Судебный следователь действует в рамках законно возбуждённого дела. Отвинчивать гайки, которые скрепляют шпалы с рельсами на железнодорожном полотне, – преступление, за которое, согласно статье Уложения о наказаниях, полагается ссылка и каторжные работы. И следователь формально и фактически прав: подобные повреждения на железной дороге приводят к катастрофам, в которых могут погибнуть сотни и тысячи людей. Следователь резонно вспоминает: "В прошлом году здесь сошёл поезд с рельсов... Я понимаю!" Как образованному человеку, ему дики и непонятны действия Дениса Григорьева и других крестьян. Установив факт отвинчивания гаек (и не одной, а нескольких) мужиком, следователь пытается выяснить причину: "...а для чего ты отвинчивал гайку?" С этого момента его постигает неудача. Он отказывается понять и принять причины, по которым Денису Григорьеву позарез понадобились гайки. Следователю кажется, что мужик врёт, выставляя нелепую причину, что он прикидывается идиотом, что он "не мог не знать, к чему ведёт это отвинчивание..." Мотивы, называемые Денисом Григорьевым, не укладываются в сознание следователя, потому что они лежат в области жизни, в том быте, в той нравственности, какие следователю неизвестны и которые для него недоступны и недосягаемы.

    Так и не установив мотив, причину преступления, следователь обращается к нравственному чувству Дениса Григорьева, к его совести: "Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!" Но и здесь его ждёт неудача: мужик отрицает всякий злодейский умысел и божится, что совесть его чиста: "Слава Те Господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было... Спаси и помилуй, Царица Небесная... Что вы-с!" Мужик понял следователя так, что будто бы, отвинчивая гайку, держал в уме злое намерение, хотел по своей воле лишить людей жизни. Между тем такого умысла у мужика не было, его совесть в этом отношении абсолютно чиста. Можно сказать ещё решительнее: в сознании Дениса Григорьева гайка вообще не имела никакого отношения к железной дороге и движению поездов, кроме одного: получить хорошее грузило в виде гайки мужик мог только на железной дороге. В остальном она, железная дорога, не представляла для него никакого интереса.

    А что бы вы сделали на месте судьи? Почему?

    В одной беседе с молодым юристом Чехов сказал, что на месте судьи он бы оправдал Дениса. На каком основании он бы сделал это?

    Обратимся к названию рассказа. Каков лексическое значение слова «злоумышленник»? (Злоумышленник – человек, который совершает или совершил преступление по злому умыслу)

    А что такое умысел? (Заранее обдуманное намерение, зло, направленное против кого-нибудь) Злой умысел может стать причиной трагедии, катастрофы.

    Действительно ли мужик – злоумышленник? Какая авторская интонация слышится в названии рассказа? (Заглавие звучит иронически, насмешливо: какой там злоумышленник этот мужик, который совершенно не отдает себе отчета в том, что он причиняет вред железной дороге)

    Постарайтесь определить авторскую позицию: писатель гневно обличает преступника, смеётся над необразованным мужиком или…?

    Виноват ли Денис в своем поступке?

    Среди отличительных особенностей сатирических рассказов Чехова вы назвали «сочетание смешного и грустного». Что смешно в этом рассказе? (Денис Григорьев говорит часто невпопад. Герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга.)

    То, что не понимают ли друг друга следователь и мужик – это смешно или грустно?

    Что вызвало чувство грусти? (Дремучая необразованность Дениса, непонимание им очевидных вещей)

    Железная дорога – достижение европейской технической мысли – не внесла в крестьянские умы никакого нового отношения к старым знаниям. Но она пригодилась крестьянам: им стало легче добывать грузила, для которых гайки были очень хорошо приспособлены.

    Крестьянин и следователь живут в разных измерениях, у них разная жизнь, у каждого свои понятия о совести и справедливости. Следователь не может понять жизнь крестьянина, крестьянин – следователя.

    Какую тему (проблему) поднимает автор своим рассказом?

    Основан ли рассказ на реальности или это сущая выдумка автора?

    Подумайте, справедливо ли будет наказан Денис Григорьев? Считаете ли вы финал этой истории правильным?

    Понимает ли Денис, за что его наказывают? Подтвердите суждения примерами из текста.

    Сам факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают – это смешно или грустно?

    Речь в рассказе идёт не о социальной системе (косвенно она всё же затрагивается), а о фундаментальных, коренных основах "русского мира", которые глубже и значимее всякого социального и иного устройства. В рассказе действуют герои, наследующие разный исторический опыт, разную нравственность, разные понятия о жизни.

    Рассмотрите иллюстрации к рассказу. Какие художники обращались к произведениям этого автора? Так ли вы представляли себе эпизоды, героев? Подберите отрывки из текста к изображенным эпизодам.

    Продолжает ли данный рассказ оставаться актуальным?

    С какими отрицательными качествами человеческой личности пытался бороться в своих рассказах?

    Задание: письменный развернутый ответ на вопрос «Чем опасно наказание человека, не понимающего, за что его наказывают?»

    Используемые ЦОР: 

    Рассказ в исполнении И.Ильинского и В.Попова http://www.staroeradio.ru/audio/18535


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу А.П.Чехова "Репетитор"

    Материал содержит краткую биографическую справку о Чехое, организует анализ математической проблемной ситуации по сюжету рассказа, выводит на разнообразие решения этой проблемы средствами арифметики и...

    Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

    Разработка может быть использована как внеклассное мероприятие или на уроке по теме "Решение задач на оптимизацию"...

    Профилактическое мероприятие по профилактике ДДТТ. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактики ДДТТ Открытие акции «Засветись».

    Акция «Засветись» проводится в  целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах области, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведени...

    Сценарий внеклассного мероприятия по рассказу В. Шукшина «Обида» «Что такое творится с людьми?»

    Сценарий внеклассного мероприятия по рассказу В. Шукшина «Обида» «Что такое творится с людьми?»...

    Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы. Литературно-музыкальная композиция: «Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам…»

    Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы.Литературно-музыкальная композиция: «Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам…». Сценарий и презентация....

    СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Творчество А.П.Чехова. Рассказ «Каштанка». Дата проведения 01.12.2012 года.

    Творческая и иследовательская работа учащихся о творчестве А.П.Чехова объединенная единой темой и через рассказ "Каштанка"....

    Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

    Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....