Сценарий внеклассного мероприятия по рассказу В. Шукшина «Обида» «Что такое творится с людьми?»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Данилова Татьяна Владимировна

Сценарий внеклассного мероприятия по рассказу В. Шукшина «Обида» «Что такое творится с людьми?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.docx26.99 КБ
Office presentation icon shukshin.ppt328 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Сценарий внеклассного мероприятия

                                                         по рассказу В. Шукшина «Обида»

                                                         «Что такое творится с людьми?»

Слайд 1

 Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим разговор о тех нравственных ценностях,   которые необходимы в жизни и без которых нельзя строить отношения между людьми. И в этом, я думаю, нам поможет Василий Макарович  Шукшин, всегда так трепетно и нежно относившийся к человеческой душе.

  (на фоне симфонической поэмы – рапсодии Светланова «Памяти В.М.Шукшина»)

- Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители- крестьяне-колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую его судьбу не знаю. В 1956 году он посмертно реабилитирован.

В 1943 году окончил сельскую семилетку .Работал в колхозе, потом в 1946 году ушел из деревни. Работал  в Калуге ,во Владимире, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем, учеником маляра, грузчиком… В 1949 году призван служить на флот…После демобилизации приехал домой.

Во все времена, везде много читал. Решил, что смогу,  пожалуй, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал…Считаю это своим маленьким подвигом…

 После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодежи… Учитель я был, честно говоря, без специального образования, без опыта, но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное и интересное. Я  любил их в такие минуты и в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье…

         

Рассказать нам что-то важное и интересное интересно Василию Макаровичу Шукшину удалось в своих произведениях. Приглашаю вас встретиться сегодня с героями рассказа «Обида». Надеюсь, что и у нас получится хорошее настоящее дело, и  мы сумеем ощутить счастливые минуты прозрения, прикоснувшись к наследию настоящего мастера.

Рассказ написан в 1977 году, а режиссер Алексей Остроумов по сюжету рассказа снял художественный фильм «Воскресенье». Отрывок из  фильма, который  мы с вами посмотрим, напомнит нам сюжет, а средства кинематографа, возможно, помогут ярче передать весь драматизм жизненной ситуации, которую переживает главный герой.

Но прежде чем мы начнем просмотр, обращу ваше внимание на слова исследователя  творчества Василия Шукшина Григория Горышина: «Шукшин – закодированный писатель. Затронутые им проблемы, загадки человеческого духа дают работу нашему уму и сердцу – для самопонимания и воскрешения; они не устаревают, они вечны»

Во время просмотра фильма попробуйте сформулировать те острые проблемные вопросы, которые в свое время волновали  автора и до сих пор дают пищу для размышлений нашему разуму и работу нашему сердцу.

                                                  (просмотр фильма)

Слайд 2

Говорят, что устами младенца глаголит истина. Именно маленькая дочка Маша дает точную нравственную оценку произошедшему в магазине: «Плохие тети и дяди». Ребенок так говорит, потому что эти тети и дяди какие? ЗЛЫЕ. Они творят зло. Как же мы сформулируем важнейший вопрос, над которым задумывается автор? ПОЧЕМУ…(в душах людей так много зла?)

Главный герой Сашка попытался противостоять злу. Получилось? Нет. Более того, чуть все бедой не закончилось. Так может правда, как пишет Шукшин в начале рассказа

                                                    (зачитывается фрагмент рассказа № 1)

Итак. Наш второй вопрос: НАДО ЛИ…(противостоять злу?)

Зла в нашем мире действительно много. Попробуем понять, что может помочь человеку…(преодолеть искушение творить зло?)

А хотел бы кто-нибудь из вас оказаться на месте главного героя? Вряд ли. Тогда возникает вопрос: как не попасть в такую ситуацию, КАК…(оградить себя от зла?)

Вот мы и определили основной круг вопросов, на которые нам предстоит найти ответы.

Приступая к чтению художественного произведения, мы, прежде всего, знакомимся с его названием. Смысл названия данного рассказа нам поможет определить небольшое исследование лексического значения слова «ОБИДА».

Слайд 3

                                                  (сообщение учащегося)

Итак, если исходить из того, что обида – это причиненное огорчение, оскорбление, то каков смысл названия рассказа? Что отражает название?

(Это тема произведения, ведь в основу сюжета положен случай, когда главного героя несправедливо обидели, оскорбили)

А подумайте, только ли Сашка обижен? А продавец?  Дважды, вчера ее обидел пьяный дебошир, а сегодня? Сашка: «сами с похмелья». А человек в плаще, когда Сашка называет его в открытую «подхалим» обижен?

Люди в очереди если и не обижены в прямом смысле, то раздражены и даже озлоблены, готовы на оскорбление. Обижены все. Обида разрастается, как снежный ком, и получается. Что слово «обида» отражает общую атмосферу жизни. Люди словно заражены злобой, ненавистью друг к другу.

А ведь что поражает: никому не приходит в голову, что Сашка не вчерашний дебошир. Все верят в его виновность. Почему?

(Так могло быть, так часто случается, к хамству привыкли)

Кстати, а каким себя видит сам герой? Какой он в собственных глазах?

(Уважаемый человек, не Сашка, Александр Иванович)

А в глазах продавца?

(Сначала дебошир, фон-барон, пьянчуга подворотная, потом вообще  « кто  попало»)

Для заведующей он какой-то ненормальный. А для человека в плаще просто помеха-«вас тут каждый день – не пробьешься».

Что же так больно задело Сашку, в чем суть обиды? Только ли в том, что ему нахамили?

(Главное то, что его проигнорировали и унизили как личность, растоптали чувство собственного достоинства)

А какое обстоятельство усиливает драматизм этого момента?

(Рядом маленькая дочка, при которой унизили ее отца, нанесли и ей душевную рану. Но об этом никто из взрослых даже не думает)

Обратим внимание на внутреннее состояние героя. Какие слова помогают автору передать его?

(сводит челюсть от обиды, Сашку затрясло, остро почувствовал обиду, у него затряслись губы)

Замечает ли кто-нибудь это, хоть на минуточку? Хоть кто-то попытался понять, что творится в его душе?

(Нет, каждый сосредоточен на себе, все торопятся, раздражены, озлоблены. Тебя обидели – и ты ответил тем же, тебя оскорбили – ты еще покрепче, чтоб неповадно было)

Каков же ответ на 1-й вопрос? ЗЛО…(рождает зло)

Обратим внимание на одну деталь. Шукшин пишет: «В последнее время Сашка наладился жить хорошо».

Что значит «наладился»?

(ТО есть сознательно старался жить в мире, быть хорошим. Да и продавец в какой-то момент почувствовала, что может она и ошиблась, обозналась, но никаких надежд нет, «извиняться она не станет, с какой стати?»

Ответ на вопрос очевиден: никто не прикладывает тех духовных усилий, которые необходимы, чтобы зло не распространялось. Сами  расплодили хамов.

Как вы думаете, что в рассказе важнее: то как нанесли обиду или как человек переживает обиду?

Значит, этот рассказ своего рода психологическое исследование . Автору интересно понаблюдать, как поведет себя человек в сложной жизненной ситуации, в ситуации, когда необходимо сделать выбор, как поступить, что делать, где границы дозволенного.

 Это своего рода проверка человека на нравственную стойкость.

Обратимся к тексту.

                                                       (чтение фрагмента №  2)

Ситуация непростая. Был ли у героя выбор?(был, молча уйти)

Почему не ушел? (задето самолюбие, его несправедливо оскорбили, что подумала бы дочь?)

Правильно ли сделал,  что не ушел? Почему?

(Если зло поощрять, оно торжествует)

Что пришло в голову? Какой нашел выход? (обратиться к начальству)

Ситуация разрешилась? (нет)

Почему? (снова не поверили)

Сашка в недоумении: «заговор какой-то».

Перечитаем внутренний монолог героя. Как этот монолог характеризует  героя?

                                              (чтение фрагмента № 3)

1.Сашка болезненно реагирует на несправедливость.

2.Чувство справедливости в нем обострено.

3.Он неравнодушный человек, с активной жизненной позицией.

4.Способен к анализу, живет и думает о жизни, дает нравственную оценку происходящему.

5.Сохранил веру в человека, может проявить участие к человеку.

Желание прояснить ситуацию приводит Сашку в квартиру, где живет Чукалов. Приходит с миром, даже улыбается. Но попытка разрешить ситуацию закончилась ужасно.

Попробуем понять, что в этот момент чувствует герой?

(теперь он раздавлен не только морально, но и физически, им овладел гнев)

А дальше все происходит молниеносно,  выстраивается план: взять молоток и с помощью силы восстановить справедливость.

Что могло бы произойти, если бы на пути Сашки не оказалась жена? (убийство – суд - тюрьма)

Хотели бы вы такой участи для героя? (нет)

Так что же, со злом бороться бесполезно и благоразумнее отойти в сторону, оставив все как есть?

(Нет .Бороться нужно, но, возможно, другими способами)

Вероятно, Сашка где-то допустил ошибку, сделал неправильный выбор.

 Попробуем найти эти ошибки. Проследим, как меняется внутреннее состояние героя.

Слайд 4

Когда продавщица спросила: «Помнишь вчерашнее-то?», Сашка…удивился, удивленно посмотрел

Продавщица назвала героя Иисусиком  и …челюсть свело, обида толкнула в грудь, обиделся, оскорбился

Обуреваемый обидой, Сашка произносит: «Сами вы с похмелья» и…Сашка ответил тем же, то есть оскорбил

Теперь обиделась тетя и начинает мстить, морально унижая героя. К ней присоединяется заведующая, очередь и от унижения и моральной раздавленности  рождается какое чувство? Озлобленности

А после того, как Сашку спустили  с лестницы? Желание отомстить, убить.

И это тот самый Александр Иванович, уважаемый человек, наладившийся  жить хорошо, мирно!

Так в чем же первая ошибка героя? (Ответил злом на зло)

Продавщица назвала его Иисусиком, почему? (Вид невинного , безгрешного человека)

А ведь в тексте сказано, что именнно из-за этого Иисусика Сашка особенно оскорбился. А следующее предложение начинается со слов «Черт возьми». Случайность? Вряд ли. Герой вновь стоит перед выбором, каким?

(поступить в соответствии с христианскими заповедями, то есть «ударили по одной щеке – подставь другую» или отдаться  Сатане, подчинить себя злой воле)

Сашка…проглотил наживку, им овладело зло  и в ту страшную минуту на лестнице Игорь для него уже и не человек, а …тварь поганая!

Кто спас Сашку? Жена. Случайно ли ее зовут Вера? Она чутьем угадала, что творится в душе мужа. «Сашка, милый, пойдем домой…»

И опять герой перед выбором. Каким? Между чем и чем ему приходится выбирать?

(Меджу желанием отомстить за себя, то есть на весах самолюбие, гордыня  … или…забыть в этот миг о себе, подумать о близких, тех, кто тебя по-настоящему любит и кому ты нужен, то есть на весах семейные ценности, любовь, забота о них)

Что выбрал? Прав? Легко ли ему было сделать этот выбор? Сильный или слабый человек  Сашка? Почему?

(Сильный, потому что смог отказаться от мести, смирить свою гордыню)

«Пойдем домой, ради Бога!»-просит жена. А зовут ее Вера.

Так что же может помочь человеку преодолеть искушение творить зло?

(вера, любовь, семья,  терпение, смирение, прощение)

А легко ли это – смириться, простить обиду?

(Очень сложно, нужно проявить невероятное усилие воли, погасить раздражение, гнев, обиду ради своих близких и, главное, для самого себя, чтобы не уподобиться обидчику, не преумножать зло, не допустить духовного падения и остаться кем?  Личностью!)

Слайд 5

Может, и не так уж парадоксально звучит одна из заповедей Христа:

«Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…»

Накануне я попросила вас, ребята, поставить себя на место главного героя и ответить, как бы поступили вы в подобной ситуации. Вспомните свои ответы. Изменилось ли что-то сегодня, после наших с вами размышлений? Чего больше в вашей душе – добра или зла?

Каждый из нас может попасть в сложную жизненную ситуацию. Как оградить себя и других от зла?

Попробуйте дать друг другу добрые советы, как поступить, если что-то подобное произошло?

                                                                     

Слайды 6-9

                                          (ответы учащихся)

Слайд 10

Надеюсь, вы воспользуетесь этими искренними добрыми советами в вашей жизни.

(на фоне симфонической поэмы – рапсодии Светланова «Памяти В.М.Шукшина»)

И поблагодарим Василия Макаровича Шукшина, заставившего работать наше сердце и душу для самопонимания и самовоскрешения.

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Шукшин - закодированный писатель. Затронутые им проблемы, загадки человеческого духа дают работу нашему уму и сердцу - для самопонимания и самовоскрешения; они не устаревают, они вечны". Г. Горышин.

Слайд 2

Вопрос Ответ Добрый совет Почему Надо ли Что Как в душах людей так много накопилось зла ? противостоять злу? может помочь человеку преодолеть искушение творить зло? оградить себя от зла

Слайд 4

Удивился обиделся терпение смирение прощение оскорбился оскорбил озлобился готов мстить может убить

Слайд 5

«Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (ЛК 6:27-28)

Слайд 6

Добрые советы

Слайд 7

«Не было у нас за последние десятилетия такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во всякую человеческую душу и предлагал ей проверить, что она есть, в каких просторах и далях она заблудилась, какому поддалась соблазну или, напротив, что помогло ей выстоять и остаться в верности и в чистоте. Читателем и зрителем Василия Шукшина остаётся вся Россия, от самых высоких умов до самых падших, его талант – это, прежде всего, голос взыскующей совести». В. Распутин "Шукшин сумел задеть нас за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить: "Что с нами происходит? Не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду и этой правдой сблизить людей". В. Горн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посв., судьбе матери в годы Великой Отечественной войны:"Ты одна такая - любимая, родная "

   Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу А.П.Чехова "Репетитор"

Материал содержит краткую биографическую справку о Чехое, организует анализ математической проблемной ситуации по сюжету рассказа, выводит на разнообразие решения этой проблемы средствами арифметики и...

Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Разработка может быть использована как внеклассное мероприятие или на уроке по теме "Решение задач на оптимизацию"...

Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида") Литература 11 класс (2 урока)

Дать ряд приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в комплексном анализе текста малой эпической формы практически любого образца....

Сценарий внеклассного мероприятия "Где-то на белом свете школа такая есть"

Сценарий внеклассного мероприятия разработан для учащихся 3 класса музыкального отделения школы искусств. Рассчитан на обязательное участие родителей. Для данной разработки использованы как личные тво...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы. Литературно-музыкальная композиция: «Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам…»

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы.Литературно-музыкальная композиция: «Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам…». Сценарий и презентация....

Сценарий внеклассного мероприятия по рассказу А.П.Чехова "Злоумышленник"

А.П. Чехов - мой любимый писатель, поднимающий многие злободневные вопросы в своих произведениях.  Сценарий данного внеклассного мероприятия содержит множество вопросов для анализа содержания рас...