Сценарий литературных дебатов
методическая разработка (9 класс) на тему

Альтернативной формой подготовки к итоговой аттестации по литературе, русскому язык могут стать ДЕБАТЫ.

Дебаты – форма урока (участвует весь класс).

Дебаты – общешкольное мероприятие (участвуют команды от классов, остальные болельщики и зрители).

Дебаты – городские соревнования для учащихся 9 -10 классов (участвуют команды-победители от школ + болельщики. Зрители – все желающие).

Эта интеллектуальная игра, представляет собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды (каждая состоит из спикера, свидетеля, спорщика и 4-х болельщиков-помощников) выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри в своей правоте.

Социологи и психологи отмечают, что сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Общение подростков, которое происходит в ходе образовательной игры «Дебаты», где есть дух соревнования, этому способствует. Запоминается и усваивается лучше то, к чему прибавляем свои эмоции. А главное, что художественные произведения читаются, и читаются осознанно. Ибо как сказал Цицерон: «Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_turnira_po_literaturnym_debatam.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ТУРНИРА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ДЕБАТАМ

Цели Турнира:

  1. формирование дискуссионных навыков, личностных и метапредметных; результатов образования, связанных с коммуникативными умениями;
  2. развитие критического мышления, навыков и умений, необходимых для анализа литературного произведения и для подготовки к написанию сочинения ОГЭ;
  3. популяризация дискуссионных методов в школьной среде.

Задачи Турнира:

  1. развивать коммуникативные умения, ораторские способности, умение работать в команде;
  2. развивать навыки ведения коллективной аргументированной дискуссии;
  3. создать условия для формирования общественной инициативы, личностной активности школьников;
  4. создать и апробировать модель организации турнира по литературным дебатам как технологии развития у учащихся критического, аналитического мышления;

Команды :……..

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.        Вступительное слово ведущих

Ведущий 1. Добрый день, друзья!

Ведущий 2. Я отрицаю, что сегодняшнее событие можно назвать обычной, пресловутой, расхожей фразой, добрый день! Я могу подобрать тысячу аргументов в пользу того, что день сегодня изумительный, неповторимый, долгожданный!

Ведущий 1. Я утверждаю, что сегодня один из тех самых дней, когда наши гости будут заниматься привычным для них, любимым делом – отстаивать собственную позицию, вести самый настоящий интеллектуальный спор.

Ведущий 2. Разрешите турнир по литературным дебатам «О жизни современного школьника» считать открытым.

Ведущий 1. Сегодня собрались мы неслучайно,

Здесь игры интеллектуальные пройдут.

И точку зрения отстаивать отчаянно

Дебаты всем возможность нам дадут.

Ведущий 2. Не бойтесь в споры ярые вступать,

И мысль доказывать примером,

Отстаивать, мыслить, рассуждать –

Займемся мы прекрасным этим делом!

Ведущий 1. Удачи всем, победы и везенья,

Желаем: будьте на коне,

Чуть-чуть разумного терпенья

И уважения к соперникам в игре.

Ведущий 2. Мы приветствуем команду ……

Тренер команды: …

Ведущий 2. Мы рады, что среди нас есть две команды десятиклассников Многопрофильного лицея. Команда «Свои люди – сочтемся», руководитель Юрьева Наталия Борисовна. И команда «Лицейское чтиво», руководитель Яровенко Любовь Владимировна.

Ведущий 2. А также прошу вас поприветствовать наше беспристрастное и компетентное жюри, которое будет внимательно следить за ходом игры и оценивать убедительность аргументов. 1____________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________4____________________________________________________________________________5____________________________________________________________________________

Ведущий 1. Следит за соблюдением регламента дебатов и правилами игры будет Дебатский Таймкипер _____________________________________________________________________________

Ведущий 1. Ну а сейчас, мы вкратце расскажем вам, что же такое дебаты

Ведущий 2. Если обратиться к словарю, то мы найдем следующее определение этого понятия. Дебаты – это обмен мнениями по какому-либо вопросу на собрании или заседании.

Ведущий 1. Дебаты (в нашем случае) это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам.

Ведущий 2. В каждом турнире дебатов участие принимают две команды: утверждающая и отрицающая заданную тему.

Ведущий 1. Каждая команда, обсуждая тему, формулирует утверждение, затем выдвигает свои аргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте. Один аргумент приводят из жизни и два из литературных произведений.

Ведущий 2. После начинается раунд перекрестных вопросов. Команды задают по 2 вопроса противнику и 1 вопрос может быть задан из зала. Отвечать на вопросы может любой член команды, включая группу поддержки.

Ведущий 1. Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Ведущий 2. В игре участвуют три игрока с каждой стороны: спикер, свидетель и спорщик.

По жребию в начале турнира команды получают тему, в течение 5 минут готовят выступление, затем защищают позицию команды.

Ведущий 1. Команды могут отойти от стола и вести обсуждение в отдалении от стола и от команды противника. За 10 секунд до окончания раунда подготовки команды приглашаются к столу.

Ведущий 2. В своём выступлении команда может либо утверждать тезис, либо опровергать его. Главная задача выступающих – довести до зрителей и судей свою позицию.

Ведущий 1. Помните основные правила дебатов:

а)        соблюдение регламента времени;

б)        не переходим на личности;

в)        обсуждаем аргумент, а не позицию.

Ведущий 2. Также хотим напомнить, что судьи имеют право начислить команде штрафные баллы за:

 некорректное поведение, как участников, так и тренера команды,

 нарушение техники безопасности,

 незнание условий соревнований,

 нарушение или невыполнение условий соревнований;

Ведущий 1. А сейчас путём жеребьевки мы определим команды соперников (т.е. кто с кем будет дискутировать в первом раунде) и тему дебатов.

Ведущий 2. В добрый путь! И пусть победит достойнейший из вас! Удачи.

команды путем жеребьёвки определяют последовательность участия в игре (тем самым команду противника), затем тему и позиции.

1 раунд

Ведущий 1. Первыми сражаются команды ( назвать команды)

5 минут для подготовки выступлений. За 10 секунд до окончания раунда подготовки судья приглашает команды к столу.

Ведущий 1. Время на подготовку выступлений вышло.

Ведущий 2. Раунд аргументов из жизненного опыта. Слово предоставляется СПИКЕРУ команды респондентов.

Ведущий 1. Выступает СПИКЕР команды оппонентов.

Ведущий 2. Раунд аргументов из жизненного опыта завершен.

2 раунд

Ведущий 2. Следующий раунд литературных свидетельств. В ходе данного раунда команды должны привести 2 примера-аргумента из отечественной или зарубежной литературы.

Ведущий 1. Выступает СВИДЕТЕЛЬ команды респондентов.

Ведущий 2. Слово СВИДЕТЕЛЮ команды оппонентов.

Ведущий 1. Раунд литературных свидетельств завершен.

3 раунд

Ведущий 2. Нам ваши позиции ясны, переходим к перекрестным вопросам участников друг другу. Каждая команда задает вопросы соперникам, на обдумывание ответов у вас 2 минуты. Напоминаем, что один вопрос разрешается задать группе поддержки из зала. А отвечать может любой член команды, включая и группу поддержки.

Ведущий 1. Спикер команды респондентов, первый вопрос вашей команды

(Для обдумывания ответа на вопрос команде дается до 2 минут) 

Команда оппонентов отвечает. После этого задается ответный вопрос командой оппонентов, на который отвечает команда респондентов. После первого вопроса задавать вопросы имеет право любой член команды.

Заключительное слово участников

Ведущий 2. Сейчас мы выслушаем наши команды, которые в течение одной минуты постараются подвести итог сегодняшних выступлений.??????

Ведущий 1. Большое спасибо обеим командам за интересные выступления.

Подведение итогов.

Ведущий 2.  Жюри подсчитывает баллы, заработанные каждой командой, а гости могут тоже принять участие в подведении итогов. У вас есть желтые и красные жетоны, которые символизируют каждую команду. Если вы считаете, что ДРУЖБА НЕ МОЖЕТ ПЕРЕРАСТИ ВО ВРАЖДУ, то в ящик опустите красный жетон, иначе – желтый.

Ведущий 2. Мы продолжаем, и для состязания в литературных дебатах приглашаются команды (название команд)

1 раунд

2раунд

3раунд

Подведение итогов.

Заключение

Ведущий 2. Спасибо участникам. Время, отведенное на прения, истекло. Сейчас мы обратимся к экспертам и попросим их дать оценку выступления каждой из спорящих сторон. Насколько они были сегодня убедительны?

Объявление решения судей.

Ведущий 1. Слово для оглашения итогов предоставляется (ФИО судьи)_______________________________________________________

Ведущий 2.  Слово для оглашения результатов зрительского голосования предоставляется(ФИО)__________________________________________________________

Ведущий 1. Ребята! Вы сегодня были на высоте! И неважно,  кто победил, я считаю, что победу одержал каждый из вас, ведь сегодня вы научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни.

Ведущий 2. В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов. Я думаю, что сегодняшняя игра помогла получить знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном обществе. Действительно, дебаты учат многому, и не просто учат, а развивают. Удачи вам! Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...

Дубровский – благородный разбойник? Литературные дебаты. 6 класс

laquo;Дебаты» – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контр...

Литературные дебаты (по произведению Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

групповая исследовательская работа на уроке литературы...

Сценарий проведения дебатов выборов ШУС

Сценарий проведения дебатов выборов ШУС...