Методическая разработка общешкольного мероприятия "Наш дом-природа!
классный час на тему

Ляхова Елена Петровна

Методическая разработка общешкольного мероприятия "Наш дом-природа!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-1.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наш дом – природа.

                                                                             Природа - это  дом, в котором мы живем.

                                                                             И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

                                                                             Под сводом голубым, под светом золотым.

                                                                             Хотим мы в этом доме жить навеки!

Вед. Добрый день. Мы начинаем наше внеклассное мероприятие  «Наш дом – природа». Лейтмотивом его станут следующие строки…

Вед. Мы живем на планете Земля. Главное, ее отличие от других планет – на ней есть жизнь.

  Давайте все вместе вспомним, какие условия необходимы для жизни на земле.

В первую очередь это сама Земля. Вот такой мы ее видим. (Вывешиваю)

А что еще?

(Ответы: воздух, вода, солнце, как источник света, тепла и энергии)

Вед. Правильно. На Земле много света, тепла, воды, Землю окружает толстый слой воздуха – все это создало условия для появления жизни на Земле.

       Земля, на которой мы с вами живем, т.е. литосфера (вывешиваем) имеет природные богатства, как внутри себя – это недра, полезные ископаемые. А также богатства, которые «лежат» на поверхности. Это: удивительный мир растений – цветы, травы, деревья. И разнообразный  животный мир – птицы, рыбы, звери.

Красота Земли не может не трогать души людей и эта любовь выражена в творчестве поэтов, музыкантов, художников, композиторов.

Вашему вниманию  любовь к Земле в песне.

«Трава у дома» исполняют учащиеся 9класса.      № 933

Вед. Мы поговорили о Земле, о том,  как она  прекрасна. А я знаю, что земля может быть и опасной.

Вулканы.   (Ковалев Д.)

Вулканы возникают над трещинами в земной коре. Погруженные до верхней части мантии,  породы плавятся, и образуется магма. Под сильным давлением магма прокладывает себе путь наверх. Вырвавшаяся на поверхность магма называется лавой.

На Земном шаре много мест, где извергаются вулканы. А также они имеются и на территории нашей страны. Например «Ключевская сопка» на Камчатке. (показ)

Многие извержения вулканов  не наносят ущерба окружающей среде, но бывают очень мощные и разрушительные. Во время таких вулканов лава может заливать прилегающие к нему территории. Вниз могут обрушиваться удушающие клубы пара, пепла, горячие газы и камни. Одним из самых известных, разрушительных  вулканов в 79 году нашей эры считается Везувий (находится на территории сегодняшней Италии). В результате был разрушен римский город Помпеи. Огромное облако золы и пепла накрыло его, благодаря чему, он хорошо сохранился до сегодняшнего времени. (Показываем картину)

  Землетрясения.    (Соколова Е.)

Землетрясения наблюдаются при смещении тектонических плит относительно друг друга. В зоне контакта плит накапливается напряжение. При резком смещении или столкновении плит происходит высвобождение накопленной энергии в виде землетрясения. Сила большинства землетрясений не велика, но многие могут стереть с лица земли целые города. Ученые сейсмологи (вывесить) измеряют силу землетрясения по шкале Рихтера.

Величина или сила землетрясения обычно составляет от 1 до 8 баллов. Например, землетрясение в 1 балл можно обнаружить только с помощью специальных приборов. А  землетрясение в 8 баллов вызывает крупномасштабные разрушения: обвал мостов и зданий, разрушение автострад. Увеличение баллов на единицу означает увеличение силы землетрясения в 10 раз! История человечества хранит в памяти множество страшных землетрясений, которые привели к гибели тысячи людей.                                          

Вед. Возвращаясь к прекрасному, давайте вспомним, что еще необходимо для  жизни на Земле?

Вода

Конечно же  вода – которая занимает 3\4 поверхности земли и   образует водную оболочку  нашей планеты – гидросферу (от греческих слов «гидор» - вода,  « сфера» - шар). вывешиваю

Гидросфера (от греческих слов «гидор» -вода,  « сфера» - шар).

Гидросфера включает три главные составные части:

Мировой океан - на  который приходится 96 % всей воды на планете.

Воды суши – это – моря, реки, озёра и болота, что составляет 0, 02 % .

 Ледники  - 2%  от общего количества  воды на планете.

Подземные воды.-  Составляют  тоже около 2% .

Вода в атмосфере - это водяной пар, капельки воды, кристаллики льда Они составляют доли процента от общего количества воды на земле, но без них невозможен был бы хорошо вам известный круговорот воды в природе, который  связывает все эти части между собой.

Итак, Вода – будучи колыбелью жизни, является самой жизнью.

Это для  вас не новость, но знаете ли вы, что из огромного объёма этой воды только  маленькая часть может быть использована человеком для своих нужд.

 (Убираем 96% воды океанов, ведь она в них слишком солёная,  и не пригодна для питья и использования в промышленности и сельском хозяйстве.

 Убираем часть  озёр и подземных вод, среди них тоже встречаются солёные.)

 Получается, что пресная вода – это всего лишь 3% водных ресурсов Земли. Кроме того большая часть этой воды почти не доступна до человека. Вечные льды и снега – это 68, 7%  ( от 3% пресной воды);

Грунтовые воды – 30, 1%;

Вечная мерзлота и подземный лёд – 0,9%;

Итого  на доступные людям озёра, реки и болота приходится всего-навсего 0, 3% пресной воды.

 А ведь любое вещество, даже самое сухое на ощупь, имеет в своём составе воду. Также и любой живой организм.

 Кстати: наше тело состоит на 70-75% из воды, мозг – на 90%, кровь на 95%. Лиши человека воды и что с ним будет?

 На 1-2% - приводит к ощущению жажды;

 На 5 % -  кожа начинает сморщиваться, пересыхает во рту, сознание затуманивается, могут появиться галлюцинации.

 Т. е. обезвоживание приводит к потере некоторых функций  и наносит организму  серьёзный ущерб.

  Об этом всё чаще и громче пытаются кричать многие  учёные –врачи, доказывая , что почти любая  болезнь – это реакция организма  на нарушение водного баланса.   « Вы не больны- у вас жажда» утверждает автор книги «Вода для здоровья». И предлагает целый список болезней, от которых можно избавиться с помощью воды. Вывешиваю список.

 Поэтому и диетологи и врачи сходятся во мнении, что человеку для нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья  необходимо потреблять  - от 2 до 3 литров воды в день.

Джон Бернал говорил: Вода – древнейшая из тайн – вечно ставила в тупик физиков и химиков. Его мысль повторяет  Академик, Физик В.И.Макаров.  Он пишет:

«Вода не подчиняется никаким физическим законам. Точнее у неё свои, будто бы созданные для неё одной законы. Все вещества при охлаждении сжимаются, вода – расширяется.  Любое вещество в твёрдом состоянии тяжелее, чем в жидком, вода -  наоборот.

Кроме того, последние  исследования воды доказывают её информативность. Т.е.  способность запоминать, хранить и передавать информацию. Мало того, она способна оценивать   получаемую информацию и соответственно менять свою структуру. Это свойство объясняет феномен  существования « живой», «мёртвой» и  наконец,  Святой воды.

Во время освящения воды, она считывает определённую информацию  и соответственно  меняет  свою структуру. Святая вода излучает такой же аккуратный «заборчик» волн, какой выстраивает абсолютно здоровый организм. Т.е. она содержит информацию «Здоровья». Попадая в больной орган, вода передаёт ему  эту информацию и он начинает исправляться.

Наглядно это демонстрирует Масару Эмото.

Он фотографирует кристаллы воды, и доказывает воздействие информации на её структуру.

 Если  вода, слышит  молитвы, классическую музыку, добрые слова ( причём воспринимает она  их на любом языке как произнесённые вслух, так и написанные) то, такая вода образует правильные шестигранные кристаллы идеальной формы.

Если же, этой же воде включают рок музыку или произносят нецензурную брань т.е. воздействуют на неё   отрицательными  факторами,   то идеальные кристаллы разрушаются, вместо них  получаются бесформенные образования.  Такая вода показывает излучение «гнилого яблока».

Эти эксперименты  наглядно подтверждают вывод о том,

Что здоровье человека – это образ его жизни.

Наши мысли, как первоисточник любой информации, влияют не только на нашу личную жизнь, но и на жизнь планеты, участвуют в создании будущего. Ведь вода, находящаяся в нашей крови и омывающая клетки мозга. После завершения жизненного цикла  возвращается в конечном итоге в Мировой океан, привнося  в него всю накопленную человеком за  его жизнь информацию. Таким образом,  Мировой океан вполне может оказаться тем Энергоинформационным полем, о котором в последнее время идёт столько разговоров.

Воду называют кодом здоровья вселенной, наместником Бога на земле.  Кстати, вы помните в Библии описано, как Иисус ходил по морю.  Это кажется невероятным, но в лаборатории российского профессора Павла Госькова удалось получить небольшой столбик абсолютно очищенной воды ( обычно вода содержит массу всяких примесей и в чистом виде в природе не встречается). Диаметр этого столбика был всего лишь 2,5 см, а вот сцепление молекул в ней оказалось настолько мощным, что для разрыва столбика потребовалось приложить силу в 900 кг.  По озеру или морю такой воды можно было не только ходить, но и кататься на коньках…

Подводя итог, хочу заметить:

Мы ещё слишком мало знаем, чтобы не верить в чудеса.

Определите по описанию,  о чём идёт речь.

  1. Они образуются из снега и возникает там, где снега выпадает больше, чем успевает растаять. Снег накапливается и  уплотняется. Ими  покрыта примерно 1\10 часть суши., что составляет 2%  от общего количества  воды на планете.- ледники.
  2. Отколовшиеся по берегам Антарктиды  глыбы льда образуют плавающие горы. – айсберги.
  3. Они располагаются в верхней части земной коры. Эти воды могут быть солёными и пресными, холодными и горячими. Нередко они насыщены полезными для здоровья человека веществами и являются лечебными. – подземные воды.
  4. – Во многих местах, например, по берегам рек, в оврагах, подземные воды выходят на поверхность, образуя -? Источники, родники, ключи.
  5. Дождевая вода просачивается в почву, На большой глубине она нагревается до 200 С  и пытается вырваться на поверхность. На своём пути она встречает какое-то препятствие, её давление возрастает, а температура повышается. В конце концов скопившийся в подземных пустотах пар выталкивает воду на поверхность, и она вместе с паром извергается высоким горячим фонтаном.?  Гейзер.

Список заболеваний,

от которых вы сможете избавиться с помощью воды:

- вода предотвращает закупорку сосудов; сердечно сосудистые заболевания;

- различные инфекции – вода повышает сопротивляемость организма и нфекциям и возникновению раковых клеток;

- депрессия – вода помогает телу естественным образом восполнять запасы нейротрансмиттера серотонина;

- расстройство сна – вода необходима для производства натурального регулятора сна, мелатонина;

- нехватка энергии – вода генерирует электрическую и магнитную энергию в каждой клетке тела, обеспечивая естественный прилив сил;

- пагубные привычки – вода может помочь избавиться от пристрастия к кофеину, алкоголю и некоторым наркотикам;

- остеопороз – вода укрепляет костную систему;

- лейкемия и лимфома – вода нормализует работу кроветворных систем, которые могут помочь предотвратить многие формы рака;

- дефицит внимания – хорошо насыщенный водой мозг получает достаточно энергии, чтобы постоянно вносить новую информацию в свой банк памяти.

Песня «Живи родник, живи» исполняет ученик 1 класса Терехов Евгений. №

Вед. Если без воды человек может прожить несколько дней, без чего не сможет прожить и нескольких минут? Для жизни на земле необходим воздух. (вывешиваю)

Воздух.

Л.В.  А знаете ли вы, что обычный человек без воздуха может прожить 2мин., а тренированные люди, например пловцы, искатели жемчуга до 5мин.

Наша Земля окружена толстым слоем воздуха. А что же это такое воздух?

Воздух,  т.е. атмосфера (Вывешиваем) – это смесь окружающих Землю газов, которые удерживаются силой тяжести. Воздух, которым мы дышим, состоит из: 78% -азота, 21% кислорода, 0.9% аргона, 0.03% углекислого газа, а также водяных паров (вывесить). В нем имеется незначительное количество других газов, частички пыли, пыльцы растений и различные твердые вещества.

Чистый воздух не имеет запаха, но иногда в воздухе витают различные ароматы. Давайте посмотрим, как хорошо вы улавливаете и различаете запахи. Другим словом проверим, как развито у вас обоняние.

Игра «Чем пахнет»

Л.В. Атмосфера  защищает нас от вредного воздействия космоса,  регулирует температуру на планете, а также формирует погоду. А что такое погода?

Ванглис.

Погода это состояние атмосферы в определенном месте, в определенное время. Ученых предсказывающих погоду называют – метеорологами. Для точного предсказания, они собирают информацию по всему миру.  В этом им помогают метеоспутники , которые, следят за процессами, зарождающимися в атмосфере. На снимках из космоса хорошо видны зарождающиеся ураганы и циклоны.

Также метеорологи запускают – аэрозонды. Это такие приборы, измеряющие условия окружающей среды. Существует много приборов для наблюдения за атмосферными явлениями.

Термометр измеряет температуру воздуха, барограф – давление, анемометр – измеряет скорость ветра, флюгер – направление ветра.

Л.В.Всем известно, что не только метеорологи наблюдают за погодой. Всех тех, кто определяет погоду по каким-то признакам, называют «народное  метеобюро».

Какие приметы вы знаете? ( Ласточки летают низко – к дождю. В правом ухе звенит – к теплу. Кошка стену дерет - к непогоде. Собака валяется - к ненастью. Солнце в красках садится – к ведру)

Игра с залом «Народное метеобюро»  

При дыхании все живое поглощаем кислород, а выделяет углекислый газ.

Л.В. Я приглашаю 3 учеников. Сейчас мы проверим, кто из вас за определенное время больше выдохнет углекислого газа.

Конкурс «Кто больше надует шарик»                  Музыка    №

Л.В. Если все живое поглощает кислород, почему он не кончается? ( ответы из зала)

Правильно, кислород не заканчивается, потому что растения  поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. Вот почему нам так легко дышится там, где много растений, много зелени.

Л.В. А где больше всего зелени?    (В лесу)

Лес.

Севрюк Ел.

  Настоящий зеленый рай для всех  живых существ и человека – это лес.

Нашу страну часто называют великой лесной державой. Действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. В лесной зоне выпадает довольно много осадков, поэтому для роста и развития растений достаточно и тепла и влаги.

На планете встречаются леса разных видов: хвойные, широколиственные, смешанные, тропические.

Так как леса выделяют основную долю кислорода, их  называют – легкими планеты.

Вед. Помимо деревьев, на планете много разных растений, которые не только очищают воздух, но и просто доставляют эстетическое наслаждение.

Флора Брянской области насчитывает около 1400 видов растений. Среди них есть регионально редкие виды, включенные в Красную книгу Брянской области.  А также растения, занесенные  в Красную книгу России. Мы остановимся на некоторых. Например, всем знакомый ландыш.    (Вывешиваем)

Жанна.

Ландыш – одно из самых чудесных растений нашего края. Во многих странах раньше отмечали Праздник ландыша. Тогда в каждом доме ставили букетик нежных серебристых цветов – символ верности, любви и нежности.

Растет ландыш в тенистых уголках леса, в долинах рек. У нас мы можем встретить ландыш за рекой Беседь. Цветет он в мае, июне. Осенью на месте цветков повиснут круглые ярко-красные ягоды с семенами внутри. Есть ягоды нельзя! Они очень ядовиты. Ядовит и сок этого растения.

Ландыш, цветок с сильным характером. Он не жалует многих соседей по вазе. Попробуйте, например, в эту вазу поместить веточку сирени, и вы заметите, как быстро поблекнет ее красота. Единственное,  пожалуй, исключение ландыш делает для незабудки – с этой голубоглазой красавицей он хорошо уживается.  Легенда.

Кувшинка белая или лилия водяная белая. (вывешиваем)     Вика

Одно из самых красивейших многолетних водных растений Брянщины. Растет она в водоемах с медленно текущей или стоячей водой. Крупные.  До 25см, пахучие цветки для опыления  на короткое время выносятся  на поверхность воды.

 Цветки раскрываются утром. Вначале из-под воды появляется закрытый бутон, затем он начинает белеть и раскрываться. Закрываются цветы вечером (в18-19часов) и бутон снова погружается под воду. Листья в форме сердечка до 30см в диаметре всегда лежат на воде, их поверхность покрыта воском. Подводные листья тонкие, нежные и почти прозрачные.  

На Брянщине кувшинка белая встречается на всей ее территории, но везде стала довольно редким видом, поэтому включена в список охраняемых растений.  

Вед. На территории Красногорского района много лекарственных трав, которые мы используем в народной медицине.

Вашему вниманию выставка засушенных растений, обладающих целебными свойствами.

Выставка растений.

(Подорожник, земляника, мать и мачеха, сабельник, черника и др. все подписано и что от чего помогает)

Солнце.

А.М. Следующая составляющая  жизни на земле - солнце. (вывешиваем)  Люди с давних пор относились к солнцу с любовью и уважением. Они понимали, что без солнца не проживут ни человек, ни растения, ни звери.

Солнце – ближайшая к земле звезда. Как и другие звезды - это огромное раскаленное космическое тело круглой формы. Оно постоянно излучает тепло, свет и энергию. Энергия, которую вырабатывает Солнце, определяет погоду на Земле. Солнечное тепло вызывает движение воздуха – ветер. А также, солнечное тепло усиливает испарение – поэтому идут дожди.

С земли солнце кажется небольшим. На самом деле, оно очень велико и по сравнению с ним наша планета совсем маленькая.

Эксперимент.

Если представить себе, что солнце – размером с апельсин, то Земля будет с маковое зернышко.

А.М.  А вы не задумывались, почему солнце такое большое,  нам кажется таким маленьким?

Юра.

Ученые – астронавты установили, диаметр солнца в 109 раз больше диаметра земли. Масса его примерно в 330 тысяч раз больше. А кажется оно нам небольшим, потому что находится на огромном расстоянии от Земли.

Температура на Солнце очень, очень высокая. Человеку  это трудно представить. Мы знаем, когда температура нашего тела поднимается выше 37 градусов, у нас начинается жар. Также мы знаем, что вода кипит при температуре 100 градусов. Сталь плавится при температуре 1500 градусов.

Так вот температура Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре 15-20 миллионов градусов. (рисунок)

А.М. А знаете ли вы, что Солнце не всегда  может быть теплым и ласковым. Оно бывает опасным, излучая  ультрафиолетовые лучи, которые очень вредны для здоровья человека. От этих губительных лучей  нас спасает озоновый слой, который находится в слоях атмосферы.

Вед. Не смотря на это, без  солнечного тепла, света, жизнь на Земле была бы, невозможна.

Утром на рассвете,  солнечному лучику рады и люди, и звери, и растения.

Песня «Рассвет-чародей»   исполняет Кругликов А.       №

Е.П.  Мы поговорили о составляющих,  необходимых для жизни на  планете: земле, воздухе, воде, солнце, а как это обобщить одним понятием?   (неживая природа)

 Я сейчас  проверю, как вы можете ориентироваться в понятиях неживой природы.

 Игра с залом. Загадки.

1.Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется.   (Огонь, земля, ветер)

2. Что человек всегда видит и чего никогда достать не может (небо, солнце, звезды, луна)

3. Есть на свете конь – всему миру не сдержать (ветер)

4. Бежать, бежать, не добежать, лететь, лететь  - не долететь. (горизонт)

5.Без него плачемся, а придет – прячемся. (солнце)

6. Горя не знает, а слезы проливает (туча)

7. Есть невидимка: в дом не просится,  а прежде людей бежит, торопится. ( воздух)  

Братья наши меньшие.

Вед. Пришло время поговорить и о братьях наших меньших. Без них жизнь на Земле была бы скучна и однообразна, а может быть и невозможна вообще!

Животные на нашей планете расселены не случайно. В отдельном природном комплексе, обусловленном климатом, почвой, ландшафтом данного региона  обитаю определенные животные.

Эти природные комплексы называют биомы. (вывешиваем)

Наша  планета поделена на множество биомов (Показываю), мы сегодня обо всех говорить не будем, а остановимся подробнее на лесном биоме умеренного климата.

А как вы думаете, почему?

Правильно, потому что мы с вами проживаем в этом биоме.

Предлагаю вспомнить  животных, рыб и птиц  нашего биома, которых можно встретить на территории Брянской области. 

Вед. Игра с залом «Дополни фразу»

Давайте попытаемся вспомнить и восстановить  известную фразу Михаила Пришвина,

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу – значит охранять Родину.

Рыбы.

Поговорим  о рыбах, которые встречаются в водоемах нашей местности.

(Вывешиваю Карась)

Я уверена,  они вам хорошо известны. Вот мы сейчас и проверим.

(Кроссворд на рыбе нарисован)

  1. Рыба с усами.
  2. Бывает голый, чешуйчатый, зеркальный.
  3. Хищник наших водоемов.
  4. Одна из благород…..
  5. Обитатель озер и болот, бывает белый и красный.

Вед. Возвращаясь к нашей фразе, что необходимо птице?

Птицы.

На территории Брянской области обитает  множество птиц. Об одной из них нам сейчас расскажут.

Лебедь. Анжела.

Перед вами изящный лебедь. Его называют лебедь – шипун, поскольку он не может кричать, а издает только тихое шипение. Длина шеи лебедя равна длине остального тела. Благодаря такой шее он способен доставать пищу со  дна неглубоких рек.   Размах крыльев лебедя составляет примерно 4.5 м. Ударом крыла он способен сломать человеку ногу.

На воле эту красивую птицу встретишь редко. Лебеди осторожны и селятся вдали от людей, в глухих местах, на дальних лесных озерах.  Впрочем, если люди и их не обижают. Они могут прилетать и на водоемы, поблизости от человека.  С зимовки лебеди возвращаются ранней весной и уже с подругой.  Пару они выбирают один раз на всю жизнь и никогда не расстаются.  В народе бытует  пословица: говорят, что у лебедя существует закон – умирает любимая, умирает и он.

 Облюбовав участок для гнезда, лебеди не пускают туда чужаков. За место дерутся отчаянно.

Для строительства гнезда в дело идет все: и тростник, и камыш,  и ветки деревьев и кустарников.  Гнезда у них крупные, ведь они сами большие птицы.

Место в гнезде, где будут лежать яйца, мама лебедь выстилает сухой травой, перьями, мхом и собственным пухом, который выщипывает из собственной груди  и брюха.

Птенцы, выбравшись из скорлупы, обсохнув, сразу идут в воду. Они могут себя уже кормить.  Маленькие лебеди все делают дружно: вместе плавают, учатся летать, отправляются на зимовку. Собственную семью они заводят, когда им исполняется 4 года.

Едят лебеди корневища, зелень водных растений, а также червей, насекомых, моллюсков. По земле эти царственные птицы ходят плохо, на сушу выбираются лишь изредка

Вед. Возвращаясь снова к нашей фразе, что необходимо зверю?

На территории Брянской области  проживает  много разных животных. Остановимся на самом крупном  животном  Брянских лесов – зубре.

Животные.

Зубр. Марина.

А я расскажу о животных нашего края.

Зубр – самый крупный дикий бык Европы. Длина его тела составляет 350 см  (3.5м), а высота в плечах до 2м. Вес примерно 700-1000кг, а бегает он со скоростью до 50км в час. Продолжительность жизни зубра 22-27лет.

Зубр  раньше обитал на всей территории Европы, но в результате истребления он перестал существовать как дикий вид и сохранился лишь в питомниках и зоопарках.

В наши дни осуществляется программа восстановления зубров в естественной среде обитания. В прошлом зубры жили свободно на территории Брянщины. Вот почему государственный заповедник «Брянский лес» был выбран местом для выпуска зубров в природу.  В марте 1997г. сюда были привезены 3 первых зубра. Выпущенные -  2 впоследствии, к сожалению, погибли.  В 1999г. были привезены еще 4 зубра. Убийство зубров – преступление, влекущее за собой суровое наказание, вплоть до уголовной ответственности.  

Бобр. Радик.

А я расскажу вам об обитателе водоема.

Бобр – самый крупный грызун. Длина его тела достигает 70-100см, длина хвоста – 25-38см, хвост напоминает лопату и в воде служит рулем, а еще громко шлепая хвостом  по воде бобр предупреждает родичей об опасности, вес от 11до30кг. Бобр ценное пушное животное.

Бобры полуводные ночные животные, живущие преимущественно по берегам медленно текущих лесных рек и озер.

В 19 веке, бобры  чуть  было  не погибли из за своего красивого меха. Спасло их то, что мода на него постепенно прошла, и были приняты законы об их охране. В 1944году для этого в Клетнянском районе Брянской области был организован заказник. Сейчас бобровые поселения известны на многих реках Брянщины, особенно на реке Ипуть, на реке   Габье, а также на реке Беседь.

На тихой неглубокой речке, можно увидеть хатку бобра. Она бывает довольно высокая – выше человеческого роста. В хатке он живет со своей бобрихой и бобрятами. Бобр и бобриха образуют семью и живут до конца жизни. Бобрята рождаются весной, уже зрячие и  в шерстке. Через 2 дня они плавают, недели через 3 кормят себя.  Отец и мать  с бобрятами  заботятся о своей хатке, ремонтируют ее. Осенью семейство занято заготовкой корма.  Интересно наблюдать, как бобры легко валят осину,  иву. Если дерево толстое пара бобров работает по очереди. Древесину он может грызть и под водой, когда например, чинит хатку. Кстати, бобр под водой может находиться до 15 минут. Вот такой он трудяга – бобр.

Игра «Кто я»   (Приглашаем 1 учителя, ученика и 1 гостя)

Сова, Коза, Пчела.

Вед. Возвращаемся к нашему высказыванию. Что же необходимо человеку?

Человек

Вед. Вот такой чистой и невинной была природа изначально. Пока не появился человек.

Высшее творение природы –  обладающий разумом, познающий, создающий и, увы – разрушающий.

Для удовлетворения своих потребностей, человек создал: (вывешиваем: завод, машина, самолет, охотник, пеньки, мусор, костер)  заводы, атомные станции, средства передвижения:  автомобили, самолеты, корабли.  Стал в немереных количествах использовать природные ресурсы: убивать животных, истреблять птиц, вылавливать рыбу, вырубать леса, отдыхая на природе, человек оставляет не потушенные костры, горы мусора. И вообще, человек посчитал себя царем природы. А природа очень сильно заболела. Кто-то скажет, а разве может природа заболеть?

 Оказывается,  может. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. Таких проблем очень много. Обсудим некоторые из них.

1. Что такое загрязнение. Загрязнение воздуха.       (Аршан)

2. Загрязнение воды.                                                      (Ната)

3. Загрязнение почвы.                                                   (Антон)

4. Кислотный дождь.                                                       (Рома)

5. Парниковый эффект.                                                  (Вова)

6. Смог.                                                                             (Рудый)

7. Как уменьшить загрязнение.     (Миша)

    Загрязнение происходит везде, где находится много людей и где имеются промышленные предприятия. Это неизбежно. Но уменьшить уровень загрязнения можно. Во всем Мире принимают много законов, направленных на уменьшение загрязнения окружающей среды. Законы позволяют установить стандарты, нормы, которые должны соблюдать промышленные предприятия, чтобы в воду и воздух выпускать меньше загрязняющих веществ. Многие предприятия не торопятся выполнять принятые законы, утверждая, что для этого необходимы большие расходы.   Например Красногорский сырзавод   не имеет очистных сооружений и вредные вещества засоряют  атмосферу, а отходы с отстойников попадают прямо в  реку Беседь.  Пока концентрация вредных веществ в реке небольшая это не очень заметно, но со  временем вредные  вещества накопятся, и начнет погибать животный и растительный мир водоема. Это  сказалось лишь на том, что уменьшилось число отдыхающих в этом районе реки.                                

Не смотря на все принятые законы сегодня нельзя сказать, что государство  полностью  контролирует загрязнение  окружающей среды.

Люди стараются  многое сделать  для того, чтобы очистить воздух, воду и землю.

Вед. Вопросы:  

1. Что делают люди, чтобы уменьшить наличие вредных веществ в воздухе?

- Некоторые компании стали выпускать автомобили, работающие на менее вредном топливе или работающие от электричества.

- Предприятия работают на топливе, которое при сгорании выделяет меньше вредных веществ в атмосферу.

2. А что надо делать, чтобы уменьшить загрязнение вод?

- Если на предприятие будет установлено очистное  оборудование, то вода, сбрасываемая в водоемы, не будет наносить вреда живущим там растениям и животным.

3. А как быть со множеством мусорных свалок?

 - Мусорные свалки можно покрывать слоем почвы, высаживать на них деревья, цветы, превращать в парки.

4. А как еще мы можем уменьшить загрязнение окружающей среды?

- Свою долю в уменьшение загрязнения могут вносить и отдельные семьи.

Пользоваться упаковками и изделиями, которые можно потом переработать, так вместо полиэтиленовых пакетов использовать бумажные, вместо пластиковых бутылок использовать стеклянные, металлические или бумажные.

Также мы должны экономно расходовать воду, электричество.

Еще, отдыхая на природе не оставлять не потушенные костры, горы мусора.

Вед. Эксперимент. Посмотрите и скажите, что на ваш взгляд дольше будет перерабатываться в естественных условиях?

(полиэтиленовый пакет, бумага, консервная банка, пластиковая бутылка)

Оказывается! Бумага разлагается 2 года, консервная банка 70 лет, полиэтиленовый пакет 100лет,  пластиковая бутылка  450 лет, а памперс на 50 лет дольше, чем пластиковая бутылка!  

Вед. Мы обсудили, что делается на государственном уровне по улучшению окружающей среды. А что делает школа и в частности мы?  

Юля.

В нашей школе создана детская организация «Юность». Мы работаем  по нескольким направлениям, но основным – является экологическое воспитание учащихся. Что мы делаем, чтобы улучшить экологическое состояние  нашей местности?

 В первую очередь мы пропагандируем бережное отношение к природе, растениям, животным, одним словом ко всему, что нас окружает.

Мы занимаемся озеленением школьных клумб. А также постоянно ухаживаем за обелиском: садим цветы, пропалываем клумбы, убираем сухую траву, мусор. Еще мы  следим за школьным садом, вовремя обсекаем ветки, обрабатываем стволы деревьев побелкой. Зимой для птиц делаем кормушки и постоянно подкармливаем птиц. Весной и осенью проводим субботники. Если мусор раньше мы жгли здесь же, на территории нашей школы, то сейчас мы его вывозим, за населенный пункт. Отдыхая на природе всей школой,  обязательно убираем за собой мусор.

Вед.  А сейчас проверим,  сможете ли вы по описанию узнать, что это за бытовой отход?

1. –Много игрушек сделано из него.

   - Она бывает разноцветной,  ее очень трудно сломать.

    -Предметы, сделанные из нее весят мало.

   - Если ее поджечь, появится черный едкий дым.

    -Ее нельзя выбрасывать, так как в природе, она практически не разлагается.                                 (Пластмасса)

2. – Его делают из песка.

- Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

- Брошенное в лесу, может стать причиной пожара.

   - Чаще всего оно прозрачное.

- Когда падает, оно разбивается.

 (Стекло)

3. – Ее изобрели китайцы.

- У нас, ее получают из древесины.

- Она легко горит.

 - На ней, обычно рисуют или пишут.   (Бумага)

4. – Это получается, когда изделие становится старым или ломается.

     - Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, вдоль дорог.

     - Это можно сдать и получить деньги.

    - Это можно переплавить и получить что-то новое.

    - Это бывает и цветным, его тоже можно сдать на переплавку, но это будет уже             дороже.           (Метал)

 

Вед. И продолжая тему, что же делает школа для улучшения экологии, хочется сказать следующее. Мы проводим различные мероприятия на экологическую тему, конкурсы: чтецов, сочинений, дискуссии, круглые столы. И,  готовясь к внеклассному мероприятию мы провели конкурсы.

В  конкурсе рисунков на экологическую тему  принимали участие начальные классы. Лучшими оказались рисунки __________________________________________________________________________

Также был проведен конкурс плакатов  среди  старших классов. Лучший плакат у учащихся __________класса_______________________________________________

В конкурсе фотографий «Братья наши меньшие» победили -_____________________________________________________________________________

 

Целью проведения этих конкурсов было эстетическое и экологическое воспитание учащихся.

Экологическое воспитание заключается в формировании экологического сознания с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.

Формирование этой культуры – сложный длительный процесс, который обычно начинается в семье, продолжается  в школе и  за ее стенами. К сожалению, в настоящее время сложилась такая ситуация, что старшее поколение было лишено возможности овладеть основами экологических знаний, и поэтому основная тяжесть ложится на плечи воспитателей,  учителей и педагогов.

И взрослые, и дети, должны понять, что человек – это часть природы, и если с детства мы будем приучены заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и радоваться, такое отношение поможет избежать глобальных экологических катастроф!  

Инсценировка

Вед. Настало время задуматься: выживут ли будущие поколения земли, смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов?

Дорогие друзья! Приглашаем вас на небольшое театрализованное представление

«Давайте дружить с природой»

Эколог.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая, перелетных,

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой,  на свете нету!

(Выбегает заяц)

Заяц.

Внимание! Внимание!

Мне тигр дал задание

Сообщить важную весть

Сегодня на лесной полянке

Состоится общее собрание.

Собрание ведет царь зверей – тигр!

(Звери собираются на полянке. Возмущаются: зачем их потревожили.)

Тигр.

Друзья! Мы находимся в опасности. Сейчас здесь присутствуют лишь те, кому небезразлична судьба планеты Земля.

Есть ли среди вас те, кто хотел бы обратиться к человечеству?

Звери.

Да!!!

Белка.

Я рыжая белка, пушистая белка,

Ловко скачу я с ветки на ветку.

Орехи грызу и любуюсь тайгой.

Какое блаженство здесь покой.

Было прекрасно, теперь все ужасно.

Человек стал губить березы, сосны, ели.

Густые леса вмиг опустели.

Волк.

Я тоже недавно столкнулся с людьми.

Ружья у них так блестели,

Они шкуру волка очень хотели.

Мало осталось нас, всех истребили.

Братья мои, жизнь очень любили!

Лиса.

Зайчиха вчера потеряла сынишку.

В капкан угадил несмышленый зайчишка.

О помощи звал, плакал, метался,

Но все равно человеку достался.

А я посмотрите, вся шуба испорчена.

Гонялись за мной собаки охотничьи.

Медведь.

Могучий, дай слово сказать.

Вы чувствуете дым? Нечем дышать.

Пришли туристы, костер развели,

Наелись, напились и быстро ушли.

Костер разгорелся, а с ним и тайга.

Спасайтесь, кто может – это беда!

Погибнут звери, птицы и змеи.

Жестокости, люди вы это хотели?

Тигр.

А ты что молчишь птица певучая

Живется вам как на полянке под кручею?

Птица.

Чем меньше деревьев, тем меньше семян,

Поэтому трудно приходится нам.

Петь не хотим, танцевать не хотим,

В чужие края мы все улетим.

Медведь.

В чужие края, говорите.

Ну что же, там тоже

Не сладко животным живется.

Губителей много в мире найдется!

Тигр.

 Братья мои меньшие! Испокон века я считаюсь царем зверей. Предлагаю напомнить человеку правила поведения в природе, напомнить ему, что он гость в нашем доме-природе, а не хозяин, не покоритель.

(Показывают знаки)

Тигр.

Думаю, люди услышат нас и поймут и тогда наша планета будет спасена. (музыка)

Охотник.

Ну, сейчас я постреляю,

Поохочусь я в лесу.

Хватит у меня патронов

И на зайца, на медведя, на лису.

Елку вырублю в лесу

Ее детям принесу,

Будет елочка опять

Неделю в комнате стоять.

Потом я выброшу ее,

А через год срублю еще!

Эколог.

Стой человек! Не губи ты природу.

Ты видишь в опасности наша земля.

Вырубается лес, загрязняются реки,

Без рыбы остались озера, моря.

Людская беспечность, зло и жестокость

Большую приносят беду.

Должны мы все вместе сберечь планету,

Услышать животных мольбу!

(Охотник оглядывается с тревогой, смотрит на испуганных зверей)

Охотник.

О Господи! Верни мне разум!

Верни мне силы, чтобы все понять!

Увидел я беду и горе, сразу

Понял, планету срочно нужно нам спасать!

Земляне, люди!

Охраняйте красоту земли,

Берегите лес луга и реки.

Мы в ответе за жизнь на всей планете!

Под музыку уходят.      «Ничего на свете лучше нету»  №

Анжела.

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь

Все это  называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах  ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим.

Прощальный вальс танцует с ветром лето.

Дрожит в окне прощальная звезда.

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!       все

Песня «Ничего на свете лучше нету»      Кругликов А.      №

Рефлексия

Вед. Мы сегодня говорили о нашем доме – природе. Каждый человек с детства приучен заботиться о доме, в котором он живет. Так вот сейчас я предлагаю всем  внести свой вклад в ту «часть дома», которая на ваш взгляд экологически более, уязвима, которая больше остальных нуждается в  вашей помощи и поддержке.                                                                        

Загрязнение водоемов.

В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание. Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их.  Хейердал писал: Мы обгоняли пластиковые бутылки, изделия из нейлона, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут. До самого горизонта поверхность воды была в черных пятнах.

С тех пор прошло немало времени, но ситуация не изменилась. Загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось.

От загрязнения страдают существа, обитающие в океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А, сколько мальков рыб гибнет от загрязнения вод нефтью, отходами с заводов и фабрик.

Чтобы уменьшить загрязнение вод на планете, необходимо: усилить контроль за состоянием  рек, озер, морей, океанов. На заводы, фабрики и различные предприятия обязательно поставить очистные сооружения. Ужесточить наказание за нанесение вреда водоемам.

Мне хотелось бы рассказать о загрязнении воздуха. Из-за того, что на многих заводах, фабриках  нет фильтров, в воздух ежедневно выбрасывается огромное количество вредных веществ. А также из-за того, что в последнее время увеличилось число средств передвижения, в  воздух попадает огромное количество выхлопных газов.

- загрязнение водоемов

- загрязнение воздуха

- мусорки, свалки

- пожары и вырубка лесов

- несанкционированная охота, рыбалка

Сон-трава.

Редкое охраняемое растение-первоцвет с голубыми цветами. Растет по сухим борам Брянщины. Его называют сон-трава или прострел раскрытый. Это один из масых ранних цветов. Растет он на проталинах опушек, зацветает он уже в марте, апреле. Цветки фиолетово-синей окраски, похожи на колокольчик, но между собой лепестки совсем не срастаются. Листья тоже необычные – рассечены на множество долек, как будто прострелены. Стебелек, листья и наружная сторона цветка покрыты длинными шелковистыми волосками. Они защищают растение от весенних холодов.

Народное имя  - сон-трава родилось из поверья: цветок этот как будто бы навевает сны. Кое-где цветок называют сон-дремой, сончиком, бобриком. Медицина подтвердила: в простреле раскрытом содержатся  вещества, обладающие успокаивающим и снотворным действием

Сохраним

     Окружающую

          Среду

Живешь ты в атомный наш век

И сам - не муравей.

Будь Человеком, человек

Ты на земле своей!

Вед. Добрый день, мы открываем очередной номер нашего устного журнала

«СОС» - Сохраним окружающую среду.

Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. Долгое время было принято считать, что Человек – это царь природы. Но непродуманное использование природных ресурсов показало, что человек лишь часть природы, причем ее неотъемлимая часть. И в настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Экологическое воспитание заключается в формировании экологического сознания, то есть вдумчивого, гармоничного отношения к окружающей природной среде с целью охраны, и рационального использования природных ресурсов.

Формирование этой культуры – сложный длительный процесс, который обычно начинается в семье, продолжается  в школе и  за ее стенами. К сожалению, в настоящее время сложилась такая ситуация, что старшее поколение было лишено возможности овладеть основами экологических знаний, и поэтому основная тяжесть ложится на плечи педагогов, учителей и воспитателей.

И взрослые, и дети, должны понять, что человек – это часть природы, и если с детства мы будем приучены заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том что она может и грустить, и радоваться, такое отношение поможет избежать глобальных экологических катастроф!  

И открывая наш устный журнал, мы хотели бы озвучить главный вопрос, над которым работает наш журнал.

Сын или покоритель.

Когда-то, давным-давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было техники: компьютеров, сотовых телефонов, современных жилищ, не было, привычной нам, обуви и одежды.

Жизнь людей зависела от капризов природы. Из-за неудачной охоты, они голодали. Сильные морозы или засуха грозили гибелью. Наши далекие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от нее.

Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, заводы, фермы, были созданы различные машины, построены дома и людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, человек решил покорить природу. Вооруженный техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему теперь все подвластно…

Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят ее.

Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой.

Сейчас мы поговорим о природе, как о доме. Посмотрите на эти два рисунка, на одном изображен обычный дом, а на другом – дом-природа. Давайте, вместе сравним эти два дома. Что общего  у них и чем они отличаются?

(Работа по карточке)

? Отчего в нашем доме бывает светло?

О. От лампочки

?А что можно сравнить с лампочкой в природе?

О. Солнце

? Но солнце не только светит, но и греет. Значит с чем в доме его еще можно сравнить?

О. С обогревателем, печкой, батареей.

? В природе идет дождь, а где его можно встретить в доме?

О. Душ.

? В природе ветер, а в доме что?

О. Вентилятор.

? В комнате есть пол, а в природе что под ногами?

О. Земля, почва.

? В доме горит пламя на газовой плите, а в природе?

О. Огонь вырывается из вулкана.

? В природе выпадает снег, лед накапливается на вершинах гор, а где человек научился в доме делать лед?

О. Холодильник.

? В природе дикие животные, а дома?

О. Домашние.

Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло и воздух, и свет и растения. Что произойдет, если  не будет воздуха, воды, солнца?

О. Природа погибнет и вместе с ней человек.

Правильно, погубив природу, мы погубим себя.

Так кем же должен быть человек – сыном или покорителем природы?

Это и есть наш главный вопрос, который мы сейчас попытаемся решить.  

Биомы. 

Первичным элементом экологии является индивидуальный организм, или особь, будь то животное либо растение. Особи не в состоянии жить сами по себе, они постоянно взаимодействуют. Любой организм обитает лишь в определенной среде, представляющей собой  целый комплекс природных условий, который называется – биома. На земле несколько видов крупномасштабных биомов, мы обрисуем некоторые из них.

Каждый биом обусловлен климатом, почвой, ландшафтом данного региона.            

(Рассказывая показываем)

Крайний Север и Крайний Юг Земли, покрытые снегом и льдом, являются полярными биомами. Там слишком холодно, чтобы могли расти деревья, но во время короткого лета верхний слой почвы оттаивает и появляются небольшие растения, например: мох.

Южнее располагается пояс умеренно холодного климата. В нем расположены биомы: тайга, хвойные леса, где деревья способны выдерживать холодные зимы с обильными снегопадами.

Горные местности по всему миру составляют горные биомы.

Ручьи, реки и озера составляют пресноводные биомы.

Самым большим биомом является Мировой океан.

 

(Знакомлю с рубриками, страничками на плакатах)

1стр.  «Справка эколога»

(День, когда отмечаем и почему)

- вода

- воздух

- лес

- птицы

- потепление

- Чернобыль (дата и последствия)

 

2стр. «Нерукотворная красота природы»

Пойдет речь о Памятниках природного наследия.

(Рассказы детей, картинки, исторические справки, по телевизору заставки)

- Заповедники России   (№13 с.3)

- о.Байкал

- Каспийское море-озеро

Вед. Белорусские озера, топи и болота считают     легкими Европы.

Леса средней полосы – легкими планеты. (Рассказ о климате, о средне-европейской равнин, о том что у нас много лесов, их называют…..)

3стр. «Пикник на природе»

- Написано высказывание Михаила Пришвина, часть фразы закрыта.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Вед. Кто из вас попробует предположить, что Пришвин считает необходимым человеку.

(Ответы детей. Открываю фразу. Почему вы так считаете ?

Ответ: Родина включает в себя все: и птиц, и рыб, и зверей, и горы, и воздух. Земля – это дом, в котором мы живем, здесь нам жить, пить воду, дышать воздухом. Человек является частицей природы.

- «Красная книга» узнай себя, кто ты?

(1 ученик, 2 гости)

- Загадки для зала

- «Найди ошибку»

Текст. Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки. Собирали большие букеты ландышей. На поляне разожгли костер, включили громко музыку, пообедали и оставили после себя много мусора. По пути домой поймали ежа и взяли его с собой.

Вед. Какие ошибки вы заметили в поведении детей?  

Советы, отдыхающим на природе:

Нельзя трогать и брать домой лесных птиц и зверей, брать яйца из гнезд, разорять муравейники, доставлять беспокойство животным, обязательно убирать за собой мусор.

4стр. «Юные экологи»

(Освещаем экологические  проблемы)

Мини сценки:

- вода (Рассказ о проблемах нашей реки, дамбы, Беседи и т.д.)

- лес ( Рассказ о животных, грибах, лекарственных растениях

- воздух (Сырзавод, тракторные станы на берегах рек и т.д.)

Вед. Маленькие безобидные шалости влекут за собой глобальные экологические проблемы для всего человечества, которые решаются на уровне государства.

5стр. «Судьба природы – наша судьба»

(Защита окружающей среды)

-Что делает государство

- что делают движения, организации

- что делают местные власти

(Послушаем рассказ наших экологов, какую работу по охране природы ведут в Брянской области.)

- что делаем мы

 Ответ: Мы сажаем деревья, выращиваем цветы – на школьных клумбах, дома, а также на обелиске «Воинам, погибшим в ВОВ». Охраняем зеленые насаждения. Строим домики для птиц весной – скворечники, зимой – кормушки и подкармливаем птиц. Следим, чтобы никто не разорял гнезда, муравейники, не ломал деревья, не играл в лесу с огнем, после сбора березового сока, чтобы раны замазывали сосновой смолой или глиной.

Раньше сухую листву и мусор  мы жгли, а теперь вывозим за территорию деревни и там закапываем.

А также я считаю, было бы хорошо, если  взрослые и дети будут экономили  воду, разумно охотиться на животных, ловить рыбу только в разрешенное время года – ни в коем случае, когда нерестится рыба. А еще, должны снизить до минимума использование плохо перерабатываемых (продуктов) отходов – пластиковые пакеты, бутылки, их можно заменить на стекло и бумагу.

6стр. «Твори добро!»

(Как дом.зад.)

-конкурс плакатов – старш.кл.

-конкурс рисунков «Оказывается» небольшой интересный факт!

-конкурс сочинений (Лучшее зачитать ученику)

-конкурс фотографий «Братья наши младшие»

-конкурс знаков

-конкурс поделок из бытовых отходов.

- конкурс стихотворений о проблемах экологии

(5 детей, Терехов – Стихотворение и песня «Живи родник»

Редколлегия

Рефлексия: жетоны  раздать до начала мероприятия  красные - гостям, желтые -старшеклассникам, зеленые - мл.школьникам.

Какая страничка больше всего понравилась в тот конверт и положить житон.

Экология: «эко» – дом, жилище, «логос» – учение.

Экология изучает экологические системы.

(Изучает взаимодействие сообществ растений и животных между собой и с окружающей природой.)

Основы формирования социально-экологических представлений.

В настоящее время человечество вступает в новую эпоху взаимоотношений с окружающей средой.

Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности  и общества в целом.

 Отношение человека к природной среде, к себе, как к неотъемлемой части природы во многом определяется его социально-экологической культурой, сознанием, от уровня развития, которых зависит понимание ценности самой природы, принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.

Современные проблемы взаимоотношений природы и человека могут быть решены только при условии повышения уровня социально-экологической культуры и грамотности всех людей.

В современных условиях начальной школы существует достаточно возможностей, позволяющих формировать социально-экологические представления у детей.. Эти возможности состоят в применении учителем соответствующих форм и методов, в использовании экологических пространств развивающей экологической среды.

Одним из основных методов экологического образования младших школьников, который эффективно можно использовать в процессе формирования социально-экологических представлений, является – наблюдение. Наблюдение – это чувственная форма познания объектов окружающей среды. Именно в процессе наблюдений у детей можно сформировать конкретные, обобщенные, осознанные  образы представлений. Циклические наблюдения могут проводиться за ростом растений, ростом и развитием животных, явлениями неживой природы.

Следующий метод, способствующий формированию социально-экологических представлений – моделирование. С помощью данного метода можно формировать у детей умение оперировать представлениями в новой, незнакомой для них ситуации, а также наглядно показать скрытые свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений окружающей действительности. В основе метода моделирования лежит принцип замещения:  реальный предмет дети замещают другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Особенно хотелось бы остановиться на игровых методах, позволяющих формировать социально-экологические представления. В экологическом образовании младших школьников существует большое разнообразие игр экологического содержания.: это творческие игры, игры с правилами, игровые обучающиеся ситуации и т.д.

Интересной и продуктивной формой экологического образования младших школьников является – экскурсия. Экскурсия – это особая форма занятия, которую педагоги, к сожалению, часто недооценивают. Вместе с тем в процессе формирования социально-экологических представлений  можно использовать природоведческие (познавательные) экскурсии и экскурсии на сельскохозяйственные объекты, а также комплексные экскурсии. Помимо традиционных форм экологического образования, в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранительные акции и экологические проекты. Акции – это социально значимые, комплексные мероприятия, которые проводятся  в образовательном учреждении педагогами, сотрудниками и детьми (возможно участие родителей). Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение. Например: Всемирный день воды -22марта, Всемирный день здоровья – 7 апреля, День Земли – 22 апреля и т.д.

Экологические проекты - это менее продолжительные мероприятия и не всегда приурочены к каким-либо событиям. Например: «Любимое дерево», «Зеленые ежики», «Капелька» и т.д.

Экологическая безопасность.

Памятка

(как защититься человеку от загрязненной воды и загрязненных продуктов)

  1. Не купайтесь в загрязненных        водоемах.
  2. Очищай воду, которую пьешь, с помощью фильтра.
  3. Пей только кипяченую воду.
  4. Надевай головной убор во время дождя.
  5. Тщательно мой овощи и фрукты.
  6. Не собирай грибы и ягоды вблизи автомобильных дорог, свалок, промышленных предприятий.
  7. Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной воде.

Внимание – проблемная ситуация!

Ситуация 1.

Появляются случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и многие годы употреблялись в пищу.

Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?

Ситуация 2.

Основной корм выдры – рыба. Установлено, что в случае истребления выдр сначала в водоеме рыбы станет больше, но со временем ее будет становиться все меньше и меньше.

Объясни почему?

Береги природу, человек,

И тогда счастливым будешь ты навек.

Ведь природа – дом родной,

Создает уют, покой.

Дом, в котором мы живем, -

Как легко, просторно в нем!

Будем мы себя оберегать,

Наш долг – природу защищать!

Это интересно!

Название животных

Продолжительность жизни       (в годах)

Черепаха

                175

Попугай

                120

Орел

                105

Жаба

                  36

Слон

                150

Лошадь

                  40

Кошка

                  16

Кролик

                  10

Годы

             Количество зубров на Кавказе

1917

                            500

1920

                              50

1960

                             185

1980

                           1400

2004

                               50

2009

                             ???

Значение, ценность объектов и явлений природы для самой природы и человека.

Ценность объектов и явлений природы – в том, что они и составляют саму природу.

Для человека природа важна по нескольким направлениям. Прежде всего, она обеспечивает нашу физическую и физиологическую жизнь.

Действительно, природа нас кормит, поит, мы дышим воздухом,  берем материалы для строительства, для изготовления одежды, обуви и т.д.

При изучении любого природного объекта обязательно изучается вопрос о его значении. Например, при введении понятия «дикие животные» обсуждается вопрос об их значении (Окружающий мир 1 класс стр.100).

Природа является важнейшим средством сохранения и укрепления нашего здоровья.

Природа существенно влияет на наши эмоции, на наш духовный мир.

Словом, природа обеспечивает жизнь человека!

Нормативно – правовые меры по охране природы.

 

Это знание общегосударственных законов по охране природы в целом и отдельных ее компонентов, специальных постановлений, заповедников и их деятельности, Красной книги;

региональных административных мер (распоряжений, приказов и т.д.), региональной Красной книги и т.п.

Нравственный аспект экологической культуры.

Для экологически культурного человека важны такие качества личности: любовь к природе, понимание ее красоты, доброта, умение быть экономным по отношению к природе, милосердие, умение предвидеть последствия своего поведения, чувство ответственности за природу и отдельные ее объекты

Стихи

В России Заповедные места

Так согревают душу человека

Редки тропинки, гладь воды чиста –

Незыблемый покой от века к веку.

Здесь первобытной кажется гроза

Торжественно смолкает вся природа.

А в теплый день хозяйка стрекоза,

О, чудо опускается на воду!

И человек бежит от суеты

В такие уголки, храня любовно

Деревья, заводи, и травы, и кусты,

И тишину местечек тех укромных.

Еще чтоб перечесть их, нужно время.

Давайте же беречь и сохранять,,

Чтоб повзрослевши, молодое племя

Могло от нас бесценный дар принять.

11 января День заповедников и национальных парков.  

Ты до того березонька красива

И в полдень жаркий и в часы росы,

Что без тебя не мыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы.

«Сохраним природу России»

В июне 1980г. в нашей стране был принят закон об охране природы и воздуха.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Пусть на земле не умирают реки

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку, светлую мою.

Правила поведения в природе.

- Не оставляй мусор в лесу

- Не ломай деревья

- Не разоряй муравейник

- Не разжигай костры

- Не рви большие букеты.

Живешь ты в атомный наш век

И сам - не муравей.

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей.

Стих на конец

Зеленые листья, вода и прохлада.

Чтоб это разрушить, немного надо.

Природу нам надо беречь и лелеять:

Копать осторожно, умеючи сеять,

Ловить и стрелять не подряд, а с умом:

«Что нынче посеем – то завтра пожнем»

Экология

«эко» – дом, жилище (с греческого)

«логос» - наука

Экология изучает экологические системы.

(Изучает взаимодействие сообществ растений и животных между собой и с окружающей природой.)

Как и что заповедовать.

Одна из главных задач охраны природы в современных условиях – изучение биологической продуктивности сберегаемых в целостности отдельных участков естественных ландшафтов.

Они как правило, сильно изменены хозяйственной деятельностью человека, на их месте часто  возникают культурные, индустриальные ландшафты : посевы, лесополосы, города, села, деревни, дороги и т.д. Естественных почти не осталась. На наших глазах идет вторжение в нетронутые уголки природы. Вот почему остро встает вопрос  о создании охраняемых территорий.

В эту систему входят заповедники, заказники, памятники природы, природные государственные парки. Термины: памятник природы, заказник, заповедник закреплены в законодательстве.

На землях заповедников установлен строгий режим в отношении природных объектов, представляющих научную или культурную ценность. Например: редкие ландшафты, редкие виды животных,  растений, редкие геологические образования и т.д.

В биосферных заповедниках проводятся наблюдения за влиянием производственной деятельности человека на окружающую среду.

В настоящее время у нас организовано 13 биосферных заповедников. Предполагается в дальнейшем развивать биосферные парки  на базе существующих заповедников: Астраханского, Баргузинского, Воронежского, предусматриваются обширные зоны свободного посещения. В парках типа Селигерского планируется создать условия для спортивной рыбалки.

Государственные природные национальные парки.

Национальные парки имеют огромное научное, экономическое, экологическое и социальное значение, но в целом по стране они еще находятся в начальной стадии организации.

Национальные парки – это природоохранные учреждения, приближающиеся по статусу к заповедникам. Как и заповедники, они изымаются из хозяйственного пользования и представляют собой территории, которые тщательно охраняются.  Но при этом выполняют эстетические, оздоровительные, научно-просветительские функции и в отличие от заповеднико, в них допускается туризм. Обращается внимание и на то, чтобы парки были интересными, привлекательными для посетителей.

Рассмотрим уже организованный национальный парк – в Подмосковье «Лосиный остров».    

Парк «Лосиный остров»

В 1960г. территория «Лосиного острова» отошла к Мытищинскому Лесопарку. Через 13лет возникла идея преобразовать его в национальный парк.3опрцентов земель парка находится в черте Москвы, остальные земли в Московской области. Территория примечательна во всех отношениях. Здесь сохранились следы поселений вятичей (три кургана 10века). Земли интенсивно использовались, а затем оказались заброшенными  и начали зарастать лесом.

Впервые упоминание о «Лосином острове» встречаются в русских летописях 15века. Этот о лесной массив долгое время был излюбленным местом охоты царей. С 19века здесь ведется культурное лесное хозяйство.

При Советской власти запрещалась рубка в «Лосином острове» и даже в трудные годы ВОВ. В парке представлены такие лесные сообщества: сосновые боры, ельники, смешанные хвойно-широколиственные леса, березняки.

Животный мир довольно разнообразен. Здесь можно встретить лосей, пятнистых оленей, косуль, кабанов, , лиса, лесная куница, норка, горностай, , зайцы, , белка, бобр, ондатра и т.д.

Планируется парк разделить на три зоны: заповедную, для отдыха и буферную. Планируется ядро парка – музейно-выставочный комплекс, научно-исследовательская лаборатория, а также центры  обслуживания посетителей и проведения экскурсий.  

Памятники природы.

Типовое положение о памятниках природы было утверждено в 1981г. Государственными памятниками природы были объявлены уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношении природные объекты. Например:  рощи, озера, участки долин, достопримечательные горы, участки  месторождений, полезных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные источники, живописные скалы и т.д.

Передача государственного памятника природы под охрану производится органами государственной власти и оформляется охранным обязательством. На каждый памятник должен заведен паспорт, в котором указывается название, значение и установленный режим, а также местонахождение и занимаемая площадь, описание с фотографиями, меры, необходимые для сохранения, наименование организации, взявшей на себя обязательство по охране государственного памятника.

На территории государственных памятников запрещена всякая деятельность, угрожающая их сохранности.

В нашей стране зарегистрировано около 10тысяч памятников природы.

В книге К.Г.Пысина «О памятниках природы России» описаны геологические, водные, ботанические, зоологические и комплексные памятники.

Общество охраны природы активно способствует осуществлению государственной политики, направленной на сбережение фауны страны. На его счету много дел: помощь в установлении численности тех или иных животных, создание постоянных или сезонных заказников, зон покоя, всяческая опека мест концентрации и очагов размножения животных и т.д.

Государственные заповедники.

Каждый заповедник – это своеобразная естественная лаборатория, где ведется всестороннее изучение природы, разрабатываются научные принципы ее охраны. Заповедники в нашей стране стали организовывать с первых же лет советской власти.  Постепенно сеть их расширялась. В 1986г. насчитывалось 150 заповедников на площади более чем на 14миллионах гектаров. Значительная часть их подчинена Главохоте, часть Агропромам, некоторые находятся в ведении Академии наук. Назову несколько заповедников из 60 в Российской Федерации: Алтайский, Байкальский, Волжско-Камский, Воронежский, Уссурийский, Кедровая падь, Остров Врангеля и др.

Не станем рассматривать их все, остановимся на одном  - Завидовском заповеднике.

Завидовский заповедник.

К северу от Москвы, на границе Московской области и Калининской расположен Завидовский заповедник.

Основан он в 1972году, площадь 125тыс. гектар. Для заповедника характерно сочетание различных ландшафтов среднерусской природы. Угодья составляют обширные лесные массивы с оптимальными условиями для жизни охотничьих зверей.Благодаря интенсивным биотехническим мероприятиям удалось достигнуть разнообразия и обилия животных. Научно-опытной станцией с 1931 года здесь было выпущено: зубров -2, маралов -344, пятнистых оленей – 74, косуль – 303 и др. Они успешно размножались и со временем их количество существенно увеличилось.

Завидовский заповедник отличает высокая культура ведения заповедного дела и охраны животных.

Красная книга.

Решением Международного союза охраны природы (МСОП) была учреждена Международная Красная книга. В нее внесены следующие категории животных:

  1. Исчезающие, численность которых сократилась до критического уровня в результате неограниченного промысла. Они не могут выжить без активного вмешательства человека, нуждаются в полной охране, вплоть до создания заповедников и других охраняемых территорий.

В эту категорию входят азиатский речной бобр, красный волк, амурский леопард. Туранский тигр, гепард. Из ластоногих – обыкновенный тюлень, белобрюхий тюлень-монах. Из китов – высоколобый бутылконос, серый, гренландский и  горбач и др. Из копытных – пятнистый олень, горал, винторогий козел и др.

2. В эту категорию входят сокращающиеся в числе – угнетенные животные, численность которых постоянно снижается под воздействием антропогенных и др. факторов. В отношении этих животных необходимы усиление мер охраны, разработка специальных восстановительных мероприятий.

Во вторую категорию входят выхухоль, даурский еж, обыкновенный длиннокрыл, закавказский медведь,, атлантический морж и др.

  1. В третью категорию входят редкие животные, численность которых дошла до низких величин по различным причинам. Они нуждаются в общей охране и постоянном контроле за состоянием их популяций.

В 3 категорию входят кавказский крупнозубый крот, летучие мыши – средиземный и южный подковоносы, гигантская вечерница, сурок Мензбира, путоранский снежный баран и др.

4.В четвертую категорию входят неопределенные или малоизученные животные, о которых нет точных данных, но есть основания считать , что они могут попасть в первые три категории. Требуют дальнейшего изучения. Сюда относятся средняя могера (крот), закаспийская мышевидная соня, туркменский мышевидный хомячок, балтийская кольчатая нерпа, атлантический белобокий и серый дельфин, черная касатка  и др.

5. К пятой категории относятся восстановленные виды, которые были в числе исчезающих, но благодаря принятым мерам,  доведены до уровня, гарантирующего их сохранность.

Сюда относятся – ладожская нерпа, новоземельский северный олень и зубр. Перечни Красной книги продолжают пополняться.

Красная книга не закон об охране животных, это программа деятельности, в которой собраны и конкретизированы знания и многолетний опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы. С их помощью фиксируются все случаи появления и исчезновения отдельных видов зверей.

Материалы Красной книги необходимы для законов, любых нормативных документов об охране животных. Главное ее практическое значение – спасение исчезающих видов и восстановление редких.

Всего в Красную книгу РФ  внесено 247 видов, из них млекопитающих -65, в том числе насекомоядных – 4, рукокрылых – 8, грызунов – 5, хищников -14, ластоногих – 8, китов – 16, копытных -10. Этот список животных не исчерпывает состав видов фауны млекопитающих, нуждающихся  в охране.

Животные, занесенные в Красную книгу.

- Даурский еж

- Выхухоль

- Японская могера (крот)

- Подковонос Мегели

- Большой подковонос

- Остроухая ночница

- Трехцветная ночница

- Гигантская вечерница

- Обыкновенный длиннокрыл

- Широкоухий складчатогуб

- Байбак европейский

- Бобр западносибирский

- Бобр тувинский

- Пятипалый карликовый тушканчик

- Гигантский слепыш

- Командорский (голубой) песец

- Красный волк

- Белогрудый (гималайский) медведь

- Белый медведь

- Перевязка

- кавказская выдра

- северный калан

- Амурский тигр

- Восточносибирский леопард

- Снежный барс

- Манул

- Лаптевый морж

- Обыкновенный тюлень

- Ладожская нерпа

- Беломордый дельфин

- Малая или черная косатка

- Нарвал или единорог

- Высоколобый бутылконос

- Белобрюхий тюлень (тюлень – монах)

- Черноморская афалина и др.

Как и что заповедовать.

Одна из главных задач охраны природы в современных условиях – изучение биологической продуктивности сберегаемых в целостности отдельных участков естественных ландшафтов.

Они как правило, сильно изменены хозяйственной деятельностью человека, на их месте часто  возникают культурные, индустриальные ландшафты : посевы, лесополосы, города, села, деревни, дороги и т.д. Естественных почти не осталась. На наших глазах идет вторжение в нетронутые уголки природы. Вот почему остро встает вопрос  о создании охраняемых территорий.

В эту систему входят заповедники, заказники, памятники природы, природные государственные парки. Термины: памятник природы, заказник, заповедник закреплены в законодательстве.

На землях заповедников установлен строгий режим в отношении природных объектов, представляющих научную или культурную ценность. Например: редкие ландшафты, редкие виды животных,  растений, редкие геологические образования и т.д.

В биосферных заповедниках проводятся наблюдения за влиянием производственной деятельности человека на окружающую среду.

Наш дом – прир

Уголок профориентации.

В мире тысячи профессий. Легко ли разобраться в этом многообразии, взвесить свой выбор? Определить в начале пути, однажды, а может быть, и на всю жизнь?

Геоморфолог – изучает рельеф земной поверхности.

Физикогеограф –  оценивает природные комплексы и определяет их  пригодность для той или иной цели.

Ботаникогеограф – изучает растительный покров нашей планеты, закономерности географического распространения растений и растительных сообществ.

Техник и инженер-геодезист – составляют карты и планы. Измеряют и показывают на карте высоты гор, глубины впадин, течение рек, уровни морей, озер и т.п.

Техник – топограф – при постройке крупных сооружений, прокладке дорог, трубопроводов необходимо предварительно изучить, описать и изобразить местность на подробных картах. Эту работу проводят  техники-топографы.

Инженер – океанолог –  исследует физические свойства воды (температура, соленость, плотность, электропроводимость и т.д.), волновые процессы, возникновение и условия существования крупномасштабных течений, взаимодействие атмосферы и океана и  т.д.

Инженер – гидрогеолог – занимается поиском, разведкой и эксплуатацией месторождений подземных вод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка общешкольного мероприятия по развитию творческого потенциала у детей "Просинец или Колядки"

В работе представлены материалы зимнего  народного праздника. В мероприятии отображены обычаи и традиции русского народа....

Методическая разработка общешкольного праздника "Всех на Масленицу Ждем!"

Методическая разработка в полном объеме раскрывает все этапы подготовки и проведения общешкольного праздника Масленицы.Целью проведения праздника является патритическое, нравственно-эстетическое, труд...

Методическая разработка общешкольного мероприятия «Открытие малой школьной Олимпиады»

Цель:                 Внедрение в практику работы методологии олимпийского воспитания  и образования, направл...

Методическая разработка общешкольной викторины "Животные-братья наши меньшие"

В данной разработке представлен материал для проведения общешкольного мероприятия для начальных классов, посвященное Всемирному дню животных....

Методические разработки общешкольных мероприятий

1.Сценарий концерта "Дарите женщинам цветы"2.Сценарий Дня матери "Мама-солнышко моё"3.Сценарий Дня учителя"С любовью к Вам,учителя"4.Сценарий торжественной линейки "Последний звонок 2014"...

Методическая разработка общешкольного внеклассного мероприятия "Живи и помни"

Цели:Образовательные:- обратить внимание учащихся на великий подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне « 1941 – 1945»;-способствовать патриотическому воспитанию учащихся;-дать представление о...

Методическая разработка общешкольного мероприятия, посвященного 8 Марта

Методика организации и проведения мероприятия. Надо помогать друзьям,  Вместе с ними вырастая,...