Литературная гостиная "В гостях у дедушки Корнея"
план-конспект по теме

Шафигуллина Наиля Наилевна

Цели:

·         Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.

·         Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.

·         Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

·         Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление:

·         Компьютерная презентация «В гостях у дедушки Корнея»

·         Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.

·         Плакат "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_dedushki_korneya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 П.Г.Т. КУКМОР

Литературная гостиная,

посвящённая творчеству

К.И.Чуковского

«В гостях у дедушки Корнея»

 (к 130 – летию со дня рождения)

                                                          Составитель:

                                                                                заведующая библиотекой

                                                                   Н.Н.Шафигуллина

КУКМОР

2012


Цели: 

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
  • Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
  • Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление:

  • Компьютерная презентация «В гостях у дедушки Корнея»
  • Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.
  • Плакат "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.

Ведущий. Дорогие ребята, гости! Приглашаю Вас в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы.

Ученик.

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Ведущий. Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Далее учитель обращается к портрету К.И.Чуковского.

- Итак, кто такой К.И.Чуковский? По каким произведениям вы знаете этого замечательного писателя?

Ответы детей

- А еще? Давайте взглянем на экран – здесь мы увидим некоторые произведения К.И.Чуковского. Это – сборник загадок «Шел Кондрат в Ленинград», подарочное издание «Сказки Корнея Чуковского», «Котауси и Мауси», «Цыпленок», сборник стихов «Чудо-дерево». И это далеко не полный список его произведений. Ну, а что мы знаем о нем самом? Ребята, вы знаете: как и где он жил? Чем интересовался? Нет? Тогда внимательно слушайте.

- В этом году мы отмечаем юбилей – 125 лет со дня рождения К.И.Чуковского. Во втором номере журнала «Мурзилка» за этот год была опубликована статья «Волшебник Корней Чуковский», где повествуется о его жизни. О чем там говорилось, я вам сейчас расскажу, а вы внимательно слушайте.

Ведущий. Под Москвой, в писательском городке Переделкине жил в середине прошлого века знаменитый сказочник Корней Иванович Чуковский. В нынешнем году ему исполнилось бы сто двадцать пять лет. Немыслимо много! Но и прожил он совсем немало: восемьдесят семь.

Он был очень высок. Его дочь вспоминала, как когда она была маленькая и просила посадить ее на шкаф, чтобы оттуда, как любят дети, смотреть на все в комнате сверху, он легко подсаживал ее и выходил из комнаты, а она вдруг пугалась, что так и останется жить на шкафу, и молила:

- Глубокоуважаемый папаша…сними меня, пожалуйста со шкафа. Мне здесь не понравилось жить…

Он чудесно играл с детьми. Придет навестить тяжело больную девочку Иришку, которую уже ничто не радовало, и начнет показывать фокусы. Ее мама вспоминала: «…Взял со стола стакан с водой и на вытянутой руке стал быстро вращать то в одну, то в другую сторону…» Потом «снял стакан с ладони и показал: вода не пролилась, ни капельки… Иришка развеселилась, даже привстала на подушке, и смеялась, и кричала:

- А вот и не пролил! А вот и не пролил!»

Дети его обожали. Еще бы! Они знали наизусть все его сказки.

Конечно, взрослые знали, что кроме сказок, Чуковский написал множество увлекательных статей и книг почти обо всех известных писателях, которые жили в одно с ним время. Написал мудрую книгу «От двух до пяти» - о том, как говорят маленькие дети…

Каждый день, едва рассветало в доме, все еще спали, он садился за свой письменный стол и писал. А когда вдосталь поработает, встречал взрослых и детей, которые приходили к нему в гости.

Для детей у него в кабинете было немало занятных игрушек, и он тоже играл в них с удовольствием вместе с детьми. Игрушечный паровозик, который гудел и дымил, и сам ходил и поворачивал, когда натыкался на ножки стола и стула. Пружинка-кружинка, которая сама спускалась по лестнице, со ступеньки на ступеньку. Игрушечный лев, который умел разговаривать. «Я добрый лев, - говорил он. – Я самый настоящий лев. Я люблю детей…» Корнею Ивановичу самому нравилось, что говорил лев, и больше всего его слова: «Я люблю детей».

Ох, как хорошо было детям в обществе Корнея Ивановича и Корнею Ивановичу в обществе детей. Чтобы доставить им радость, он выстроил на своем дачном участке Детскую библиотеку. Все книги, а их здесь несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем, подарены библиотеке писателями, издательствами. Вы библиотеке очень уютно, светло и удобно: есть читальня, где можно посидеть за столами, почитать журналы, поиграть в шахматы; есть комната для малышей, где можно поиграть на ковре и порисовать карандашом и красками за маленькими раскладными столиками. На стенах висят портреты знаменитых детских писателей – Маршака, Житкова, Пантелеева, рисунки художников, тоже подаренные библиотеке.

Выдают книги ребятам дежурные – школьники и школьницы постарше. Перед своей библиотекой ребята посадили цветы и деревья. На полках библиотеки есть книги и самого Корнея Чуковского.

А два раза в год Корней Иванович устраивал на своем участке для всех детей Переделкина, окрестных поселков и даже тех, кто приезжал из Москвы, веселые костры: «Здравствуй, лето!» и «Лето, прощай!» там перед детьми на маленькой эстраде выступали изумительные артисты и детские писатели – Агния Барто, Лев Кассиль, Сергей Михалков, музыканты, акробаты, жонглеры, фокусники, дрессировщики зверей и птиц. И сам Корней Иванович, который приходил в удивительном головном уборе индейского вождя. А потом зажигали костер и водили вокруг него хоровод…

Библиотекарь читает вступительную часть к книге Чуковского “ От двух до пяти”.

- Последние издания этой книги я посвящал своей единственной правнучке Маше. Но Маша уже давно не единственная. Добрая моя судьба то и дело обогащает меня все новыми и новыми правнуками. Теперь у меня кроме Маши есть и Юра, и Боба, и Коля, и Андрюша, и Марина, и Митя. Каждому из них и всем вместе я посвящаю эту правдивую книгу, а также их внукам и правнукам, которые будут жить и работать в завтрашнем двадцать первом столетии.

– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Дети читают наизусть стихотворения “Поросёнок”, “Черепаха”, “Радость”, “Бутерброд”, “Ёжики смеются”.

Ведущий. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Ведущий. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Так родился на свет “Мойдодыр”.

–  Ребята, вы нарисовали рисунки к сказкам и стихам К.И.Чуковского. Давайте рассмотрим их.

(Обращение к выставке рисунков)

– Угадайте, к каким произведениям Чуковского ваши рисунки. 

(Награждение победителей)

Ведущий. Героем многих сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Вспомните: какие это сказки. Я показываю рисунок, читаю отрывок из сказки, а вы должны угадать сказку.

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами
. (“Путаница”)

Бедный крокодил
Жабу проглотил.
(“Тараканище”)

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…
(“Мойдодыр”)

…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
(“Телефон”)

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил.
(“Бармалей”)

А в Большой Реке
Крокодил Лежит
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное…
(“Краденое солнце”)

Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?”
(“Крокодил”)

Ведущий. К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.

Ведущий. К.И.Чуковский вспоминал:

“А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,
Если пойду я ко дну…

Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было”.

Игра – викторина по произведениям К.И.Чуковского

Конкурс «УГАДАЙ-КА»

1. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
2. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”?
(Они объелись лягушками)
3. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?
(Гоголем-моголем)
4. Кто напал на муху-цокотуху?
(Паук)

5.  В какой сказке действует больше всего вещей? (Федорино горе)

6. В какой сказке звери самые трусливые? (Тараканище)

7. Почему Айболит не мог полететь в Африку? (Он лечит зверей бесплатно, и у него не было денег на самолет)

8. Чем болели страусята в сказке «Айболит»?

(И корь, и дифтерит у них,

И оспа , и бронхит у них,

И голова болит у них,

и горлышка болит).

Конкурс «ПРОДОЛЖИ СТРОЧКУ»

  1. Добрый доктор Айболит… (он под деревом сидит)
  2. Вдруг откуда-то летит маленький комарик…(а в руке его горит маленький фонарик)
  3. Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю…(но пузатый от меня убежал, как от огня)
  4. А потом позвонила свинья…(нельзя ли прислать соловья)
  5. Скачет сито по полям…(а корыто полугам)
  6. Замяукали котята: «Надоело нам мяукать…(мы хотим, как поросята ХРЮКАТЬ!»

Конкурс «КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ СКАЗОК»

Что такое, почему? Ничего я не пойму (Федорино горе)

Таня, Ваня задрожали, Бармалея увидали (Бармалей)

«Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!» (Мойдодыр)

Музыканты прибежали, в барабаны застучали (Муха-Цокотуха)

А лихие обезьяны подхватили чемоданы (Тараканище)

Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал (Айболит)

И такая дребедень целый день (Телефон).

Ведущий. Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Среди всех его героев мы ощущаем присутствие самого автора: “У меня зазвонил телефон” или “я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живёт крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришёл, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки - мы очень любим его”.

Ведущий. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б.Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским- переводчиком. Он перевёл с английского “Приключения барона Мюнхаузена”, “Приключения Тома Сойера”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принц и нищий”, “Рикки-тики-тави” и другие. (Показ книг). Однажды Чуковский К.И. записал единственное лирическое признание:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день – мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И, усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети…

Ведущий. Таким остаётся в памяти поколений дедушка К.И.Чуковский. Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.

Список использованной литературы:

  1. В нем выживала русская культура//Читаем вместе. – 2007. - № 2. – С.13

  1. Глоцер В. Волшебник Корней Чуковский//Мурзилка. – 2007. - № 2. – С. 2-3.

  1. Корней Чуковский. Стихи и сказки. От двух до пяти. Всемирная детская библиотека. Москва: Планет

  1. Куликова А. Пирог дружбы с Мухой-Цокотухой// Пионерская правда. – 2007 - № 12(30 марта) С.5.

  1. Пиранов О. Корней Чуковский бранил детей только в письмах//Телесемь. – 2007. - № 13 (26 марта – 1 апреля) С.24.

  1. Потехина Е. Прогуляйся с бутербродом //Пионерская правда. – 2007 - № 12(30 марта) С.1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "В гостях у дедушки Корнея"

Викторина для учащихся 2-3 классов....

Конспект открытого занятия для педагогов «В гостях у дедушки Корнея»

Конспект открытого занятия для педагогов «В гостях у дедушки Корнея»...

"Старшие - младшим". Литературная викторина "Сказки дедушки Корнея" по произведениям К.И. Чуковского"

Викторина предназначена для обучающихся начальной школы. Проводить ее могут учащиеся основной школы в рамках деятельности "Старшие-младшим". Чтобы скачать игру - пройдите по ссылке.https://d...

Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»

Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»...

Сценарий праздника « В гостях у дедушки Корнея» 2022

Сценарий праздника « В гостях у дедушки Корнея»...

Речевой праздник "В гостях у дедушки Корнея!"

Приобщение учащихся к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка....

Проект по речевому развитию в средней группе В гостях у дедушки Корнея.

Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей.  На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они  говорят, думают, переживаю...