Классный час "Символ несгибаемой воли..."
классный час на тему
Классный час к 9 Мая для учащихся школы с презентацией и фильмом. Урок - память, посвящен герою Д.М. Карбышеву, за основу взята книга Сергея Васильева "Достоинство". Урок направлен на развитие патриотических чувств у обучающихся и формирование гордости за свою Родину и народ, выстоявший и победивший в Великой Отечественной войне. Ведется беседа о генерал - лейтенанте Д.М. Карбышеве, содержит хронологические события жизни героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyati_dmitriya_karbysheva.docx | 74.22 КБ |
Предварительный просмотр:
1. | Информация об участнике | Култышева Светлана Юрьевна, педагог – организатор МБОУ «Тейская средняя школа №3», поселка Тея, Северо – Енисейского района Красноярского края. |
2. | Номинация | «Лучшее массовое военно – патриотическое мероприятие по пропаганде боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации» |
3. | Название | СИМВОЛ НЕСГИБАЕМОЙ ВОЛИ… |
4. | Цель | Воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма генерала омича Д.М. Карбышева, храбрости и мужества народа. |
5. | Задачи | - Воспитание волевых качеств на примере жизни Д.М. Карбышева. - Расширить и углубить знания учащихся о жизни героя Великой Отечественной войны генерала Карбышева. - Формирование у учащихся осознания исторического прошлого, национального самосознания - Сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинства личности. |
6. | Длительность | 45 минут |
7. | Участники | Учащиеся 5 — 9 классов, педагогический коллектив. |
8. | Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point |
9. | Аннотация | Классный час к 9 Мая для учащихся школы с презентацией и фильмом. Урок – память, посвящен герою Д.М. Карбышеву, за основу взята книга Сергея Васильева «Достоинство» Урок направлен на развитие патриотических чувств у обучающихся и формирование гордости за свою Родину и народ, выстоявший и победивший в Великой Отечественной войне. Ведется беседа о генерал – лейтенанте Дмитрии Михайловиче Карбышеве, содержит хронологические события жизни героя. |
СИМВОЛ НЕСГИБАЕМОЙ ВОЛИ…
Цель: воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма генерала омича Д.М. Карбышева, храбрости и мужества народа.
Задачи:
- Воспитание волевых качеств на примере жизни Д.М. Карбышева.
- Расширить и углубить знания учащихся о жизни героя Великой Отечественной войны генерала Карбышева.
- Формирование у учащихся осознания исторического прошлого, национального самосознания
- Сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинства личности.
Учитель. Вот уже 72 года мы живем под мирным небом. И все эти годы мы вновь и вновь вспоминаем с болью и скорбью о минувшей войне. Мы не должны забывать героев того времени, и сегодня поговорим о военном времени и герое войны, о генерале-лейтенанте Карбышеве Дмитрии Михайловиче.
Слайд 1. Звучит песня о Карбышеве.
Слайд 2. В1. Дмитрий Михайлович Карбышев – символ несгибаемой воли, стойкости и мужества.
Слайд 3. В2. Имя героя Советского Союза генерал – лейтенанта инженерных войск Дмитрия Михайловича Карбышева продолжает тревожить людей. Подвиг легендарного генерала - одного из организаторов и активного участника движения Сопротивления в гитлеровских лагерях смерти является действенным примером для воспитания молодежи в духе преданности Родине.
Слайд 4. В.3. Он был выходцем из семьи мелкого военного чиновника. Род Карбышевых славился не только храбростью и отвагой, свойственными сибирскому казачеству, но и тягой к знаниям.
Блестяще окончив Омский кадетский корпус, в 18 лет Дмитрий Карбышев поступает в Николаевское военно-инженерное училище. Поручик Карбышев участвует в строительстве укреплений Порт-Артура.
Слайд 5. В.4. 30 декабря 1903 года Д.М. Карбышев был командирован в Никольск - Уссурийский для формирования четвертой телеграфной роты. С этого дня он фактически участвует в русско-японской войне. 29 марта в составе этой же роты он был откомандирован в город Ташичао в распоряжение начальника штаба 1-го Сибирского армейского корпуса. 14 марта 1904 года Д.М. Карбышев пересек границу Маньчжурии и 21-го в составе этой роты присоединился в городе Лаояне к батальону. Согласно циркуляру Главного штаба от 21 апреля 1904 года Карбышев назначается начальником кабельного отделения 4-й телеграфной роты.
В.1. Действия молодого поручика Карбышева, проявившего хладнокровие и отвагу и выведшего с боями из окружения своих подчиненных и военнослужащих других частей с техникой и оружием, были достойны всяческого подражания.
Слайд 6. В 2. Приказом наместника на Дальнем Востоке № 657 от 2 сентября 1904 годе Д.М. Карбышев был награжден своей первой боевой наградой - орденом Св. Владимира IV степени с мечами и бантом. Это одна из почетнейших офицерских боевых наград. Сослуживцы впоследствии вспоминали, что он очень дорожил этой боевой наградой, на которой был начертан девиз «Польза, честь и слава».
Слайд 7. В.2. В 1904-1905 гг. Д.М. Карбышев был награжден еще четырьмя боевыми орденами: Св. Станислава III степени и бантом (4 ноября 1904г.), Св. Анны III степени с мечами и бантом (2 января 1905г.), Св. Станислава II степени с мечами (20 февраля 1905г.). Кроме того, 27 марта Д.М. Карбышев повторно представлен к ордену Св. Станислава II степени за отличие в боях с 8 февраля по 6 марта 1905г. (в первом случае - за январские бои 1905г.).
Слайд 8. В.3. Поскольку повторное награждение орденом той же степени не допускалось, после выявления ошибки Капитулом эта награда была заменена на орден Св. Анны IV степени, предназначенный для ношения на личном оружии офицера. На эфесе гравировалась надпись: «За храбрость». Замена наград свидетельствует о том, что Д.М. Карбышев, равно как и его непосредственные начальники, не знал о факте его награждения, иначе бы повторное представление не состоялось еще на начальном этапе.
Слайд 9. В.4. Боевой и жизненный опыт, приобретенный в годы русско-японской войны, невзгоды, которые он делил с солдатами, находясь рядом с ними с момента формирования подразделения, закалили его характер, что не могло не проявиться в его дальнейшей жизни и службе.
Слайд 10. В.1. В 1911г. в Брестскую крепость прибыл уже военный инженер Д.М. Карбышев. Ему было поручено переустройство форта N1 крепости, обращенного лицом на запад. Карбышев был убежден, что Брестская крепость еще послужит Родине. Будущее показало правильность этого пророчества. В Бресте и застала его первая мировая война.
Слайд 11. В.2. Октябрьскую революцию подполковник инженерных войск Карбышев признал сразу. В 1918г. он уже в рядах молодой Красной Армии. Под руководством М.В. Фрунзе он организует инженерное обеспечение многих операций.
Слайд 12. В.3. В 1918г., когда сложилась трудная обстановка на Восточном фронте, требовалось превратить города Поволжья в неприступные крепости. Карбышев возглавил строительство Самарского и Симбирского укреп-районов по разработанной им схеме обороны.
В.4. В конце декабря 1918г. Дмитрий Михайлович прибыл в Самару. Сразу же начал формировать Управление военно-полевого строительства Восточного фронта. Перед Карбышевым стояла сверхсложная задача: в районе Самарской Луки создать в самый короткий период оборонительный рубеж на пути полчищ Колчака. Более чем на 200км растянулся фронт работ. Не хватало рабочих. Кулаки грозили расправой всем, кто помогал молодой советской власти.
В.1. В феврале 1919г. Карбышев докладывает командующему М.В. Фрунзе, председателю Самарского губисполкома В.В. Куйбышеву о состоянии работ по укреплению Волжского рубежа. За небольшой срок было сделано все возможное и невозможное, чтобы соорудить оборонительные узлы на важнейших направлениях: окопы с проволочными заграждениями, блиндажи и убежища на Батракской, Самарской, Кинельской, Красноярской, Ставропольской и Усинской оборонительных позициях. Карбышев проектировал новые сооружения, составлял инженерные расчеты, писал инструкции, памятки, язык которых был четок и понятен.
В.2. Весной 1919г. армия Колчака почти вплотную подошла к Самаре. В это время Карбышев назначен главным руководителем оборонительных работ всего Восточного фронта с переводом в Симбирск. Но он не оставляет Самару до завершения работ по укреплению рубежа. Южная группа войск Восточного фронта готовилась к контрнаступлению. Карбышев получает задание укрепить северо-восточные подступы к Самаре. Укрепления должны были проходить в 5-7 верстах от центра города. Ныне в районе этого рубежа и находится улица, носящая имя Карбышева.
В.3. Все работы были проведены своевременно и рубежи стали надежным заслоном на пути Колчака, который под напором Красной Армии стал отступать. Осенью 1919г. Карбышев выехал из Самары, его перевели на Южный фронт. После гражданской войны почти 20 лет Дмитрий Михайлович преподавал в военных академиях, воспитал целую плеяду советских военных инженеров.
Слайд 13. В.4. Генерал-майор И.О. Белинский, патриарх советских инженерных войск, так характеризует Карбышева:
«Он был небольшого роста, пропорционально сложен. Был весь как натянутая струна, его отличала резкая поворотливость в движениях. Лицо у Дмитрия Михайловича было слегка рябоватое, глаза черные и блестящие. Он мило шутил и вообще был очень остроумен».
Слайд 14. В.1. Более 100 работ написал Д.М. Карбышев по различным отраслям военно-инженерного искусства.
Уже в 1941г. ему присвоена ученая степень доктора военных наук.
Слайд 15. А начале июня 1941г. он выехал из Москвы в Белоруссию с инспектированием укрепрайонов. Война застала его в Гродно, в штабе 3-й армии. Он участвует в тяжелых оборонительных боях.
Слайд 16. В.2. В первые дни августа 1941 года отряд, возглавляемый Карбышевым, оказался в лесах Могилёвщины, у деревни Добрейка. Нужно было выйти к Днепру и форсировать его. Но за рекой, во время миномётного обстрела, генерал был тяжело ранен и контужен. В бессознательном состоянии фашисты захватили его в плен.
С этого времени начинается героическая биография Дмитрия Михайловича Карбышева.
Слайд 17. В.3. У коменданта концлагеря «Шталаг-324» было предписание самого Гиммлера - попытаться склонить Карбышева на службу рейху. Но генерал отверг это предложение.
Сцена допроса:
В.4.Господин Карбышев, мы подарим Вам жизнь и свободу, если Вы согласитесь честно сотрудничать на великодержавную армию Фюрера…
(Молчание)
В.1. Ему и покой, и свободу
Фашистский палач обещал, –
А он, неподкупный и гордый,
Стоял, и смотрел, и молчал…
В.4.Вы в скором будущем можете стать Генералом вермахта …
В.3. Зря стараетесь, Родиной не торгуют…
В.4. Не торопитесь с выводами. Хорошо подумайте и мы организуем Вам приятную встречу с высшими чинами инженерной службы вермахта, которые служили с Вами в Первую мировую войну…
В.3. С изменниками Родины разговаривать не желаю!..
Слайд 18. В.2. Генерал не шёл на компромиссы гитлеровцев и, несмотря на издевательства и террор лагерной администрации, он не падал духом, помогал другим узникам сохранять надежду на освобождение. Немцам был объявлен бойкот.
Из уст в уста передавали наставление Дмитрия Михайловича:
В.3. «Никогда не делайте того, что хочет враг, а делайте то, чего он не хочет».
В.1. В одном из документов гитлеровцы писали о нем: «...Этот крупнейший советский фортификатор... фанатически предан идее верности воинскому долгу и патриотизма. Карбышева можно считать безнадежным в смысле возможности использовать его у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела».
В.2. Карбышев находился в концлагере «Шталаг-324» (в 5км. от польского города Острув-Мазовецки). Подпольная коммунистическая группа совместно с немецкими антифашистами готовила Карбышеву и его товарищам побег на самолете. Побег планировался на 20 октября 1941г. Предполагалось, что летчик антифашист приземлится «вынужденно» на немецком почтовом самолете у лагерного лазарета. Там должна была находиться подготовленная группа из семи человек, включая Карбышева, для «оказания с помощи» летчику.
В.3. Планировалось, что пленные быстро займут места в самолете, и тот быстро взлетит и возьмет курс на восток. Все было готово для побега: люди, списки, документы, свидетельствующие о злодеяниях гитлеровцев. Но самолет не прилетел. Позднее выяснилось, что за два дня до намеченного побега пилота неожиданно перевели на другой участок фронта.
В.4. Замосць… Хаммельбург… Нюрнберг… Лангвассер… Флоссенбюрг… Майданек… Освенцим… Заксенхаузен…
В.1. Скорее ты камень раздавишь,
Чем русское сердце возьмёшь!
И льдами его не остудишь,
И в жарком огне не сожжешь!
Слайд 19. В.2. Гитлеровцы убедились, что советский генерал непреклонен. В документах значится:
«Можно считать безнадёжным использование Карбышева у нас,
как специалиста по военно – инженерному делу».
Резолюция:
«Направить в концлагерь Маутхаузен (Австрия) на каторжные работы.
Не делать никаких скидок на звание и возраст».
Слайд 20. В.3. В последнем лагере, Маутхаузене, было решено уничтожить советского генерала.
В.4. И вывели вновь из подвала,
В морозную полночь его;
Молчанье врагов бесновало,
Казалось, страшнее всего.
В.1. Облили водой ледяною,
Свалили, замерзшего с ног,
Но даже под пыткой такою,
Он верность Отчизне сберёг.
В.2. Ночью, на февральском морозе, эсэсовцы из пожарных шлангов обливали Карбышева водой до тех пор, пока он не покрылся ледяной коркой и не превратился в ледяную глыбу. Откуда – то издалека доносился всё глуше голос старого генерала:
В.3. «Бодрее, товарищи!
Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!»
Слайд 21. В. 4. Дмитрий Михайлович и сегодня с нами…
Его именем названы улицы городов России и бывшего Советского Союза.
В.3. «…Хочу найти свою Звезду…
У каждого человека должна быть своя путеводная Звезда…»
Слайд 22. В.4. Мечта Дмитрия Михайловича Карбышева сбылась.
Отныне частица Солнечной Системы, Малая Планета № 1959, открытая советскими астрологами, именуется «Малая планета Карбышева».
Слайд 23. В.1. Он вернулся к нам в легендах и памятниках, где непобеждённый, встаёт изо льда.
В.2. Какие бы ни довелось им муки
В аду фашистском испытать,
Прижав к груди большие руки,
Твердит незыблемо: «Стоять!»
В.3. «Стоять, не пошатнуться», -
Обледеневший он твердит.
«Колени… руки … нет, не гнутся», -
И холодеют, как гранит…
В.4. И вот стоит, весь из гранита,
Солдат, учёный, коммунист.
Всё с тем же непреклонным взором,
Лишь опустив, ресницы вниз.
В.1. Вот он сейчас их вдруг поднимет
И сам поведает о том,
Как он твоё, Отчизна, имя,
Под леденящим нёс дождём.
В.2. За три с половиной года Карбышев прошел сквозь ад тринадцати лагерей смерти, в том числе Освенцим, Майданек, Заксенхаузен, Маутхаузен. Перенес тиф, воспаление легких. Но старый генерал не только не сдался, но и вел активную подпольную работу. В невероятно трудных условиях он оставался верным сыном своего отечества, часто повторяя:
В.3. «Пленный, но не раб, Главное не покориться, не пасть на колени перед врагом». Железная стойкость советского генерала бесила фашистов. Враги боялись его авторитета среди заключенных. До нас дошли «Правила поведения советских людей в фашистском плену», сформулированные Карбышевым. Эти правила помогли нашим людям выстоять в концлагерях. В ночь с 17 на 18 февраля 1945г. фашистские изверги вывели 65-летнего генерала раздетым на площадь Маутхаузена и обливали его холодной водой из брандспойтов до тех пор, пока он не превратился в ледяную статую. «Бодрей, товарищи! Думайте всегда о своей родине и мужество вас не покинет» - были его последние слова.
Слайд 24. В.4. За исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с фашистами, 16 августа 1946г. Д.М. Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В бывшем лагере смерти Маутхаузен установлен ему памятник «Непокоренный» (скульптор В. Цигаль).
Слайд 25.
Учитель литературы читает отрывок из произведения Сергея Васильева «Достоинство».
Учитель. Нерукотворный памятник воздвиг себе генерал Карбышев, героической жизнью и доблестной смертью заслужил вечную славу, любовь и бессмертие.
Слайд 26. Давайте почтим память Д.М. Карбышева и всех кто героической жизнью и доблестной смертью заслужил вечную Славу, любовь и бессмертие минутой молчания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа "Круг воли"
Методическая разработка...
классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"
данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....
Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»
Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...
Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»
Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...
Классный час "Добрая воля - добрые дела".
Классный час о том, кто такие добровольцы, волонтеры....
Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»
Цель:Оказать позитивное влияние на учащихся при выборе ими жизненных ценностей.Развитие волонтерского движения в колледже, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.За...
ЧЕЛОВЕК НЕСГИБАЕМОЙ СИЛЫ ВОЛИ
Тема о родном крае, о людях, которые внесли большой вклад в развитие своего края – актуальна, значима для каждого гражданина нашей страны. Она никогда не перестанет волновать людей, потому что п...