Методическая разработка классного часа "Круг воли"
классный час по теме

Борисова Нина Дмитриевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Студенческая молодёжь - это не только самая активная и динамичная часть любого общества, объективно она является его будущим, так как именно ей вскоре предстоит решающим образом определить судьбу страны.

Нарушение связей между различными сферами жизни молодежи (трудом, потреблением, досугом) отражается на структуре его сознания.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение. В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема очень актуальна. Молодые люди должны найти свое место в жизни, точно определить  свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется.

Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или педагог, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей.

Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе со студентами, вполне устранимо в результате направленного формирования их личности. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень — стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.

Классные руководители должны вести систематическую работу по формированию потребности в самовоспитании  у студентов и привитию соответствующих навыков поведения

Необходимо объяснить студентам, что никакие благие намерения, клятвы и хорошие планы самовоспитания не дадут результата, если человек не будет воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей. Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы всякое разумное решение переходило в действие.

 ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «КРУГ ВОЛИ»

Цель: активизация интереса к волевой сфере личности;  уточнение и расширение представлений подростков о волевом компоненте образа «Я».

Задачи:

  1. обсудить такие понятия, как воля, сила воли, волевые качества;
  2. выработка адекватных представлений о своих волевых качествах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. На нашем занятии сегодня пойдет разговор об одном из важнейших качеств человека – силе воли. Давайте вместе обсудим такую непростую тему, как умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь владеть собой, необходимо обладать такой чертой характера, как воля.  Вооружившись, знаниями вы сможете  сознательно и  разумно принимать  решения  связанные с преодолением препятствий и с приложением усилий для их реализации.

Воля — это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели.

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (то есть свои второстепенные желания и стремления).

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для их осуществления.

Приведем  высказывания великих людей по  поводу воли.

  1. Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает, велик или мал в зависимости от собственной воли.

(С. Смайлс.)

  1. Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без труда. Воля людская, воля твердого человека страшно велика.

(А.Г. Герцен.)

  1. Воля есть отличительный признак человеческого рода, и сам разум – только вечное правило для руководство волею.

(Ф. Шиллер.)

  1. Большая воля – это не только умение чего-то добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно.

(А.С. Макаренко.)

  1. Там, где нет воли, нет и пути.

(Б. Шоу)

Упражнение «Я — центр воли».

Сядьте удобно, выпрямите спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторите вслух или про себя:

У меня есть тело, но Я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное я. Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое тело — это не Я.

У меня есть тело, но Я — это не мое тело.

У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим Я, радуюсь или горюю, успокаиваюсь или волнуюсь, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу понимать, наблюдать и оценивать свои эмоции и, более того, управлять, владеть ими, использовать их, то, очевидно, что они есть мое Я.

У меня есть эмоции, но Я — не мои эмоции.

У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект.

Он достаточно развит и активен.

Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое Я.

У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект.

Я — центр чистого самосознания.

Я — центр воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, телом и всеми моими психическими процессами.

Я — это постоянное и неизменное Я.

Ведущий. Возьмите чистый лист бумаги формата А-4.

Возьмите восемь цветных карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и простой карандаш.

Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг — это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у вас силы воли.

Сила воли -  внутренний источник энергии, позволяющий человеку достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий

Вы можете закрасить полный круг или  только часть его.

Ведущий. Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплинированности, смелости и  инициативности. Это — волевые качества.

Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные.

Волевые качества тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе. Для того чтобы оценить волевые качества, нам необходимо понять, как они проявляются, какие у них признаки.

Признаки решительности:

  1. быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка;
  2. выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоционального возбуждения;
  3. осуществление решительных действий в непривычной обстановке.

 Признаки самостоятельности:

  1. выполнение посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны других людей (способность без напоминаний и подсказок выполнять трудовые, учебные задания и т. п.);
  2. умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. п.);
  3. умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.

Признаки дисциплинированности:

  1. сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т. п.);
  2. добровольное выполнение правил, установленных коллективом;
  3. соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.

Признаки настойчивости:

  1. стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
  2. умение продолжать деятельность при нежелании заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
  3. умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т. п.).

Признаки выдержки:

  1. проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);
  2. умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);
  3. умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. п.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки смелости:

  1. преодоление чувства страха;
  2. сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями;
  3. проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения.

Признаки инициативности:

  1. проявление творческих способностей, выдумки, рационализации;
  2. участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
  3. активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов.

Признаки целеустремленности:

  1. умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них;
  2. умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;
  3. умение осуществлять намеченное.

А сейчас я предлагаю на перечисленные волевые качества подобрать определенный цвет и этим цветным карандашом нарисовать круг. У вас получится восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.

В каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качества у вас.

Проранжируйте круги волевых качеств по степени закрашенности секторов от наибольшего к наименьшему.

Подумайте, насколько ваши представления о своих волевых качествах соответствуют полученным данным, какие, по вашему мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств необходимо поработать. Запишите.

«КРУГ ВОЛИ»

Ф.И.________________________________ Возраст______________

Дата_______________________

Инструкция:

1. Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует вашей силе воли.

2. Подберите те цвета карандашей, которые как вы считаете, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, соответствующие количеству этого качества в вас самих:

1.  Решительность                                                2. Настойчивость

3.  Смелость                                                          4. Самостоятельность

5.  Целенаправленность                                      6. Инициативность

7.  Выдержка                                                        8. Дисциплинированность

Ведущий. Давайте сделаем  с вами выводы:

Можно ли тренировать силу воли?

Регулярным повторением с постановкой более трудных задач. Например , регулярными занятиями спортом.  Кто может сказать, что настоящие спортсмены не волевые люди?

Что для этого нужно?

Духовное здоровье, бодрость, вера в творческие силы разума и воли, умение преодолевать препятствия, собственное слабоволие, умение властвовать собой.

Как заставить себя работать?

Поставить цель и идти до конца, добиваться успеха

На что нужно обратить внимание?

Выработать привычку к труду, добросовестность в исполнении долга, иметь чуткость души, воспитывать характер твердый и решительный, способный к борьбе с трудностями и препятствиями.

Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?  

СТРОЙТЕ СОБСТВЕННУЮ ДОРОГУ ЖИЗНИ, ДОСТОЙНУЮ ЧЕЛОВЕКА!

В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Волю можно определить как некоторый до сих пор еще до конца не познанный по своей природе вид энергии, с помощью которой человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля — это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основе оказывает влияние на окружающий мир, изменяя его по своему разумению. Один из существенных признаков воли, заключается в том, что воля практически всегда  связана с принятием человеком сознательного, разумного решения с преодолением препятствий и с приложением усилий для его выполнения (реализации).

Волевое решение, кроме того, принимается и реализуется человеком в условиях конкурирующих друг с другом разнонаправленных потребностей, мотивов или влечений, которые примерно одинаковы по своей побудительной силе. Разницы в этой силе между соответствующими разнонаправленными побуждениями недостаточно для того, чтобы одно из них победило другое, и человеку приходится принимать решение и реализовывать его волевым путем, подавляя одно из конкурирующих влечений и способствуя осуществлению другого. Например, человеку хочется почитать книгу и одновременно с этим погулять на улице. Допустим, что оба эти влечения несовместимы во времени друг с другом и приблизительно одинаковы по силе. В этой ситуации человеку приходится выбирать одно из них и, подавляя другое, усилием воли заставить себя реализовывать принятое решение.

Из приведенного примера следует, что воля всегда предполагает самоограничение человека: поступая волевым образом, добиваясь поставленной цели, реализуя какую-либо актуальную потребность, человек, действующий по своей воле, всегда сознательно лишает себя чего-то другого, привлекательного и желательного для него. При этом если он поступает разумно, то отдает предпочтение более значимым и важным для него (в перспективе) делам, подавляя сиюминутные, менее важные и значимые побуждения.

Существенным признаком волевого действия является усиленное внимание человека к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. В данном случае имеется в виду то, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием непосредственного эмоционального удовлетворения, но зато наличием отсроченного, морального удовлетворения, которое возникает не в ходе выполнения волевого действия, а в результате его осуществления. Моральное удовлетворение возникает по той причине, что, несмотря на трудности, человеку удалось данное действие выполнить.

Еще один признак участия воли в регуляции поведения — это наличие продуманного плана его выполнения. Действие, не имеющее плана, не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю

Воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий.

Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению.

Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей.

Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные.

Волевое поведение предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, т. е. управление собственным поведением.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь./ Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь,2006.-216 стр.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).
  3. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образвание,2005. – 639 с. – (Основы наук).
  4. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.: Генезис, 2005. – 169с. – (Психологическая работа с детьми).

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРУГ ВОЛИ Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности Уинстон Черчилль

Слайд 2

Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает, велик или мал в зависимости от собственной воли (С. Смайлс.)

Слайд 3

Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без труда. Воля людская, воля твердого человека страшно велика. (А.Г. Герцен.)

Слайд 4

Воля есть отличительный признак человеческого рода, и сам разум – только вечное правило для руководство волею. (Ф. Шиллер.)

Слайд 5

Большая воля – это не только умение чего-то добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. (А.С. Макаренко.)

Слайд 6

Там, где нет воли, нет и пути. (Б. Шоу)

Слайд 7

Воля, управляемая разумом, рождает личность Личность характеризуется определенными, свойственными только ей чертами не только физическими, но и интеллектуальными, психическими, в том числе и силой воли История учит, что только люди с сильной волей становились историческими личностями, сыгравшими прогрессивную роль в жизни человечества (Махатма Ганди, Л.Н.Толстой, Сократ и др.)

Слайд 8

Но положительные примеры мы можем увидеть не только в жизни исторических персонажей О. Брусникина А. Тищенко Е. Плющенко А. Курьянов С. Журова

Слайд 9

Воля проявляется в волевых качествах Решительность Самостоятельность Дисциплинированность Настойчивость Выдержка Смелость Инициативность Целеустремленность Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные

Слайд 10

Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоционального возбуждения осуществление решительных действий в непривычной обстановке

Слайд 11

Признаки самостоятельности: выполнение посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны других людей (способность без напоминаний и подсказок выполнять трудовые, учебные задания и т. п.) умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. п.) умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав

Слайд 12

Признаки дисциплинированности: сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т. п.) добровольное выполнение правил, установленных коллективом соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки

Слайд 13

Признаки настойчивости: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями умение продолжать деятельность при нежелании заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т. п.)

Слайд 14

Признаки выдержки: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.) умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.) умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. п.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке

Слайд 15

Признаки смелости: преодоление чувства страха сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения

Слайд 16

Признаки инициативности: проявление творческих способностей, выдумки, рационализации участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов

Слайд 17

Признаки целеустремленности: умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности умение осуществлять намеченное

Слайд 18

Инструкция 1. Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует вашей силе воли. 2. Подберите те цвета карандашей, которые как вы считаете, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, соответствующие количеству этого качества в вас самих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Ремесло и искусство"

Работа по профориентации школьников должна проводиться постоянно. Данная разоаботка позволит развить коммуникативные способности учащихся; привить учащимся понимание ценности труда и ремесла ...

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

методическая разработка классного часа "Как воспитать силу воли".

Данная разработка даёт детям представление о приёмах самовоспитания, о методах работы над собой....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...