Сценарий открытого мероприятия по познавательно-речевому развитию – досуг «Путешествие с Доктором Айболитом».
план-конспект

Степаненкова Людмила Анатольевна

Цель мероприятия : всестороннее развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Задачи:

  • воспитательные – воспитывать у детей доброту, внимание, чуткость, желание помогать тем, кто оказался в беде;
  • развивающие – развивать все компоненты речи; мышление, внимание, память; кругозор, любознательность; мелкую моторику рук, артикуляционный аппарат; речевое дыхание; чувство ритма, координацию движений.
  • образовательные – закреплять знания слов по разным лексическим темам, обобщающих слов; умение называть слова-антонимы, обогащать словарный запас детей; совершенствовать связные высказывания; расширять знания детей о животном мире Африки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_s_doktorom_aybolitom.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Кайдаковский детский сад «Рябинка»

Вяземского района Смоленской области

Сценарий открытого мероприятия по познавательно-речевому развитию – досуг «Путешествие с Доктором Айболитом» (Средняя группа)

19.03.2019.

Авторы:

воспитатель

Храброва Галина Васильевна,
музыкальный руководитель
Степаненкова Людмила Анатольевна

2019 год

Цель: всестороннее развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Задачи:

  • воспитательные – воспитывать у детей доброту, внимание, чуткость, желание помогать тем, кто оказался в беде;

  • развивающие  развивать все компоненты речи; мышление, внимание, память; кругозор, любознательность; мелкую моторику рук, артикуляционный аппарат; речевое дыхание; чувство ритма, координацию движений.

  • образовательные  закреплять знания слов по разным лексическим темам, обобщающих слов; умение называть слова-антонимы, обогащать словарный запас детей; совершенствовать связные высказывания; расширять знания детей о животном мире Африки.

Оборудование:

  • телеграмма;

  • проектор;

  • ноутбук;

  • подборка для музыкального сопровождения досуга;

  • костюм Доктора Айболита;

  • картонные макеты или крупные иллюстрации (автобус, самолёт, корабль с парусами, вертолёт);

  • слайды к играм;

  • мультфильм «Животные Африки»;

  • тазик с водой (1 или 2);

  • бумажный кораблик (1 или 2);

  • угощение (бананы)

Предварительная работа:

  • Чтение с детьми сказки К.И. Чуковского «Айболит», беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций.

  • Познавательные беседы по теме «Африка», «Животный мир Африки».

  • Разучивание с детьми артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, логоритмических игр, дыхательных упражнений.

2

Ход досуга:

Дети под музыку входят в зал, здороваются, рассаживаются на места.

Ведущий:

Ребята, сегодня возле детского сада я (показывает детям большую телеграмму), потому что некоторые слова в телеграмме прочитать и понять, для кого она. Читаем:

«Приезжайте, доктор,

  • Африку скорей И спасите, доктор, Наших малышей! …У них ангина, Скарлатина, холерина, Дифтерит, аппендицит, Малярия и бронхит!

нашла        срочную        телеграмму

  • для кого она, неизвестно, стёрлись. Давайте попробуем

Приходите же скорее,

Добрый …(слова стёрты  кто, кого зовут на помощь?)………..(доктор

Айболит!)

Подпись: Животные Африки»

  • Оказывается, это срочная телеграмма для Доктора Айболита!

Кто просит его о помощи? (Животные далёкой Африки)

  • Что случилось с детёнышами африканских животных? (Детёныши Африканских животных заболели)

  • Как одним словом можно назвать ангину, скарлатину, аппендицит, малярию, бронхит, которые упоминаются в телеграмме? (Заболевания,

болезни)

  • Доктор Айболит – врач не простой, он лечит не людей, а животных. Как называется такая профессия? (ветеринар, ветеринарный врач).

  • Надо срочно позвать Айболита и рассказать ему о случившейся беде. Давайте громко расскажем отрывок из сказки о добром Докторе Айболите и сделаем пальчиковую гимнастику, и он нас услышит и придёт.

Дети встают возле стульчиков, громко рассказывают отрывок из сказки и выполняют пальчиковую гимнастику «Доктор Айболит»

3

Добрый доктор Айболит!        Большой пальчик левой руки ритмично

прижимается к кулачку и поднимается вверх.

Он под деревом сидит.        Правая рука –«дерево», пальчики растопырены, Шевелятся («веточки» качаются).

Приходи к нему лечиться        Пальчики обеих рук «идут вперёд, шагают».

И корова,

Загнуть мизинчики на обеих руках (или 1)

И волчица,

Загнуть безымянные пальцы на обеих руках.

И жучок,

Загнуть средние пальцы на обеих руках.

И червячок,

Загнуть указательные пальцы на обеих руках.

  • медведица!Загнуть большие пальцы на обеих руках.

Всех излечит,

2 раза погладить сверху правую руку левой.

Исцелит

2 раза погладить сверху левую руку правой.

Добрый доктор Айболит!

4 хлопка руками.

  • А вот, кажется, и сам добрый Доктор Айболит к нам уже спешит.

  • зал под музыку (песню Доктора Айболита из мультфильма «Доктор Айболит») с чемоданчиком в руке, спеша, заходит Доктор Айболит,

обходит круг и останавливается)

Доктор Айболит (запыхавшись):

Что такое, что случилось?

Что у вас тут приключилось?

Ведущий:

Ребята, расскажите Доктору Айболиту, что произошло.

Дети (ребёнок) с помощью ведущего объясняют, что произошло.

Доктор Айболит:

Что? В Африке заболели детёныши животных?

Я, конечно, побегу, малышам я помогу!

Ведущий:

Доктор Айболит, пешком Вы не дойдёте, это очень далеко: нужно преодолеть луга, леса, поля, горы, реки, океан. А чтобы добраться быстрее, можно воспользоваться разными видами транспорта.

4

Мы с ребятами с удовольствием тебя проводим и вместе с тобой отправимся в далёкую Африку.

Предлагаем по суше поехать на автобусе.

Автобус – это какой вид транспорта: наземный, водный или воздушный? Почему? (Автобус  наземный вид транспорта, потому что он движется по земле, по дороге)

Чтобы купить билеты на автобус, надо выполнить «Весёлую гимнастику для язычка», которая помогает язычку говорить четко, правильно и красиво. Доктор Айболит, поиграй вместе с нами. 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем с язычком играть!

Проводится «Весёлая артикуляционная гимнастика»

(можно, сделать более короткий вариант)

(Дети с ведущим и Доктором Айболитом  выполняют упражнения, а музыкальный руководитель пропевает стихотворные тексты к каждому из упражнений под музыкальное сопровождение)

1). Упражнение «Улыбочка» («Лягушата»)

(зубы сжаты, губы широко улыбаются так, чтобы были видны зубы);

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

2). Упражнение «Слонята» («Хоботок»)

(зубы сжаты, губы тянуть вперёд так, чтобы были видны зубы)

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну,

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

3). Чередование «Улыбочка» – «Хоботок»

(зубы сжаты, губы то широко улыбаются так, чтобы были видны зубы, то тянутся вперёд «хоботком»)

Лягушата и слонята –

5

Очень дружные ребята.

Вместе занимаются,

Друг другу улыбаются.

4).Упражнение «Иголочка»

(губы натянуты в улыбке, вытягивать вперёд тонкий твёрдый язычок)

Как в лесу у ёлочки

Острые иголочки.

Язык тоненький сложи

И иголку покажи.

5). Упражнение «Часики»

(губы натянуты в улыбке, тонкий язычок движется вправо-влево, доставая уголки рта; рот приоткрыт)

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так.

  • одну сторону, в другую, Поиграй в игру такую.

6).Упражнение «Чистим зубки»

(рот открыт; кончиком языка «чистим» зубы верхние и нижние)

Утром зубы каждый день,

Чистить нам совсем не лень.

  • вверху и внизу Щёткой я своей пройду

7). Упражнение «Вкусное варенье»

(рот открыт; облизываем кончиком языка губки – верхнюю, нижнюю, по кругу):

Любишь ты, дружок, варенье, –

Сделай это упражненье.

Каждый, хоть совсем немножко,

Любит есть варенье ложкой.

7). Упражнение «Маляр»

6

(рот широко открыт, приподнимать твёрдый кончик языка на нёбо и проводить им по нёбу в направлении от горла к зубам, имитируя работу маляра кисточкой)

Будет наш язык маляр,

Он нисколько не устал,

Постарайся ты, дружок,

Покрась кистью потолок.

8). Упражнение «Лошадки»

(щёлкать языком, рот стараться держать открытым)

Цок-цок-цок-цок,

  • лошадка – серый бой, Очень быстро я скачу, И копытцами стучу.

9). Упражнение «Блинчик»

(рот приоткрыт; широкий язык положить на нижнюю губу, как «блинчик на тарелочку», выровнять край языка по краю нижней губы, чтобы «блинчик не свисал с тарелочки»)

Блинчик вкусный и румяный

Испекла на завтрак мама.

Раньше встанем мы с Серёжей,

Маме печь блины поможем.

Блинчик губками помнём

И зубами погрызём.

10). Упражнение «Котик лакает молоко»

(рот открыт; языком «лакаем молоко», как котики)

Молока налили в миску,

Кис-кис-кис позвали киску.

Стала кошка лакать молоко,

Язычком лакать нелегко.

Доктор Айболит:

Очень весёлая зарядка для язычка, а главное – полезная!

7

Ведущий:

Итак, пора в путь, друзья, занимаем места в автобусе!

Проводится музыкальная логоритмическая игра «На автобусе»

(Е. и С. Железновых)

Дети вместе с Ведущим и Доктором Айболитом поют и выполняют

движения по тексту.

Вот мы в автобусе сидим,        Дети стоят в кругу, ритмично покачиваясь,

И сидим, и сидим,        поют.

  • из окошечка глядим,Смыкают пальцы рук «окошечком»,

Всё глядим!

«глядят в окошечко».

Глядим назад,

Ритмичные повороты в одну и другую

Глядим вперёд,

сторону, смотрим из-под ладони «козырьком».

Вот так вот, вот так вот,

Ну что ж автобус не везёт,

Не везёт?

Колёса закружились,        Ритмичная «моталочка» руками перед грудью.

Вот так вот, вот так вот,

Вперёд мы покатились,        Ритмичная ходьба по кругу с одновременным

Вот так вот!        выполнением «моталочки» перед грудью руками.

А щётки по стеклу шуршат, Движения согнутыми в локтях Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик, руками вправо-влево, имитируем

Все капельки смести хотят, Вжик-вжик-вжик!


движения «дворников»,

с одновременной ритмичной ходьбой.

  • мы не просто так сидим,   Ритмично идём, «крутим руль» и «сигналим».

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип, Мы громко-громко все гудим, Бип-бип-бип!

Пускай автобус нас трясёт,        Ритмично идём, одновременно ритмично

Вот так вот, вот так вот,        шлёпая по бёдрам.

Мы едем-едем всё вперёд,

Вот так вот!

Мы громко, громко все гудим,        Ритмично идут («едут на места»),

Бип-бип-бип!        «сигналят».

8

Ведущий:

Вот мы и преодолели по дороге зелёные леса, широкие поля и луга.

Теперь нужно преодолеть высокие горы.

Перелетим через высокие горы на самолёте. К какому виду транспорта относится самолёт? (Самолёт  это воздушный вид транспорта, потому что он движется по воздуху)

Чтобы купить билеты на самолёт, надо правильно выполнить задание.

Проводится дидактическая игра «Четвёртый лишний» (на знание разных лексических тем и обобщающих слов) – используются слайды-иллюстрации.

  • Медведь, кот, лиса, заяц

(Взрослый задаёт вопрос: «Кто это?(или Что это?)»

Ответ ребёнка: «Медведь, кот, лиса, заяц».

Взрослый задаёт вопрос: «Кто (или что) лишний?»

Ответ ребёнка: «Лишний кот, потому что – это домашнее животное, а все остальные – это дикие животные)

  • Голубь, снегирь, петух, аист

  • Платье, шорты, рубашка, сапоги

  • Шапка, куртка, пальто, шуба

  • Автобус, поезд, самолёт, трамвай

  • Берёза, ромашка, роза, колокольчики

  • Тарелка, стол, кружка, кастрюля

  • Подъёмный кран, экскаватор, бетономешалка, автобус

И т.п.

Ведущий:

Мы правильно выполнили задание, пора садиться в самолёт.

Проводится музыкально-речевая игра «Самолёт»

Дети встают возле стульчиков, вместе со взрослыми проговаривают слова, изображают в соответствии с текстом:

Пролетает самолёт,

Показывают рукой на небо.

С ним собрался я в полёт.

Рукой показывают на себя.

Правое крыло отвёл,

Отводят правую руку в  сторону.

9

Посмотрел.

Смотрят на отведённую правую руку.

Левое крыло отвёл,

Отводят левую руку в сторону.

Поглядел.

Смотрят на отведённую левую руку.

  • мотор завожу:«Моталочка» руками перед грудью,

«Ж-ж-ж-…-!»        жужжат: «Ж-ж-ж…!»

  • внимательно гляжу. Смотрят из-под ладони «козырьком». Поднимаюсь ввысь, лечу. Поднимаются на носочки, одновременно

Возвращаться не хочу!поднимая руки вверх перед собой.

Полетели!

Под песню «Самолёт» (в записи) летят на самолётах по залу. По окончании музыки и команде взрослого: «На посадку, на аэродром!» возвращаются на места.

Ведущий:

Вот мы и высокие горы преодолели и приземлились на аэродроме.

Доктор Айболит:

Ребята, а вы знаете, что такое аэродром? (Это место, с которого самолёты взлетают, на которое приземляются и где стоят)

Ведущий:

Давайте расскажем с помощью рук и язычка, как мы летали.

Дети встают возле стульчиков и вместе со взрослыми рассказывают стихотворение «Мы летали высоко…» с одновременным изображением по тексту:

Мы летали высоко,        Руки поднимают вверх и тянутся на носочках.

Мы летали низко,        Руки опускают вниз, ладони смотрят вниз.

Мы летали далеко, Руки отводят от себя вперёд, ладони смотрят на себя Мы летали близко. Руки к себе, ладони смотрят на себя.

Доктор Айболит:

Какие интересные слова: «высоко  низко, далеко  близко».

Ведущий:

10

Да, интересные, потому что это слова противоположные по значению, слова-наоборот, слова-неприятели.

Чтобы нам двигаться дальше, а дальше нам надо переплыть через океан, нам надо купить билеты на корабль – водный вид транспорта. Почему корабль – это водный вид транспорта (Корабль  это водный вид транспорта, потому что он движется по воде).

Чтобы купить билеты на корабль, нам надо выполнить задание, связанное со словами, противоположными по значению.

Проводится речевая игра «Назови слово  наоборот»

(можно, использовать слайды-иллюстрации)

1,2 – начинается игра!

Огонь горячий, а снеговик … холодный.

Летом жарко, а зимой … холодно.

Ночью темно, а днём … светло.

Заяц скачет быстро, а черепаха ползёт… медленно.

Перышко лёгкое, а камень… тяжёлый. Камень твёрдый, а подушка… мягкая. Мышка пищит тихо, а лев рычит громко Уголёк черный, а снег… белый. Конфета сладкая, а лук горький.

Бармалей злой, а Доктор Айболит …добрый

И т.п.

Доктор Айболит:

Задание выполнено, можно занимать места на корабле.

Ведущий:

  • чтобы кораблик под парусами быстрее плыл, нужно, чтобы ветерок его подгонял. Как мы можем подуть ветерком? (Дети дуют через губы)

  • как можно подуть ветерком через кончик языка? (Дети дуют через кончик языка)

Давайте поможем кораблику плыть быстрее, чтобы быстрее добраться до берегов Африки и помочь больным малышам животных.

11

Проводится игра на развитие речевого дыхания «Ветер по морю гуляет и

кораблик подгоняет…»

(под музыку или песню)

(В тазике с водой (или двух тазиках, если для игры разделить детей на 2 команды) плавает бумажный кораблик. Дети по очереди подходят (подбегают) к «морю-океану» и дуют «ветерком» на кораблик через кончик языка, чтобы он быстрее плыл. Возвращаются обратно в свою команду. Одной команде помогает Доктор Айболит, другой – ведущий.)

Дети занимают свои места на стульчиках

Ведущий:

Вот и приплыл наш корабль к берегам жаркой Африки. На берегу океана ветер качает высокие деревья – пальмы, в океане живут разные морские обитатели и даже крабы, которых иногда морской волной может выбрасывать на берег. Мы можем об этом не только рассказать, но и спеть, изобразить с помощью рук.

Дети встают возле стульчиков

Проводится пальчиковая музыкальная игра «А под пальмой краб сидит…» (Е. и С. Железновы)

Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает. Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает.

  • под пальмой краб сидит И клешнями шевелит,

  • под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.

Руки приподняты, соединены (это ствол пальмы), пальцы растопырены (это крона); «пальма» в такт музыки качается из стороны в сторону.

Руки – это клешни краба; шевелить пальцами, слегка наклоняясь вправо и влево в такт музыки.

Чайка над водой летает        Перекрещенные в запястьях ладони – крылья; «махать крыльями».

  • за рыбками ныряет,Ладони сомкнуты, округлены, выполнять ими волнообразные «ныряющие» движения.

12

Чайка над водой летает        Те же движения.

И за рыбками ныряет.

А под пальмой краб сидит        Повторение движений

И клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне. Под водой на глубине Крокодил лежит на дне.

  • под пальмой краб сидит И клешнями шевелит,

  • под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.

Ладони основаниями прижаты друг к другу;

«Пасть крокодила» ритмично открывается

и закрывается; слегка ритмично покачиваться.

Те же движения

Повторение движений

Дети присаживаются на стульчики

Доктор Айболит:

Поспешу скорее лечить малышей, меня уже заждались!

Ведущий:

Хорошо, а мы, Доктор Айболит, Вас подождём, чтобы вместе вернуться домой.

Доктор Айболит поспешно удаляется.

Ведущий:

Пока будем ждать Доктора Айболита, давайте посмотрим познавательный мультфильм и узнаем, какие животные обитают в Африке, кого будет лечить Доктор Айболит.

Смотрят короткий «Развивающий мультфильм про животных Африки» («Носики-курносики») (6-7 мин)

13

Доктор Айболит возвращается

Доктор Айболит:

  • вот и я вернулся! Всех больных вылечил, все африканские животные здоровы!

Ведущий:

  • ребята посмотрели мультфильм о животных Африки и теперь знают, каких животных Вы лечили.

Доктор Айболит:

Правда? Назовите животных Африки, которых вы запомнили.

(Дети называют)

Ведущий:

Одни из самых весёлых животных в Африке – это, конечно, разные обезьяны, они подвижные и забавные. Давайте попробуем изобразить их, поиграем перед отправлением в обратный путь в игру «Весёлые мартышки»

Дети и взрослые встают в круг

Проводится музыкальная игра «Весёлые мартышки» – сокращённый

вариант

(Движения выполняются по тексту)

Мы - веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

  • друг другу даже Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, Хвостик на макушке.

14

Доктор Айболит:

Ребята, я чуть не забыл, весёлые обезьянки передали для вас угощение – их любимое лакомство, бананы, вы их съедите в группе (передаёт ведущему) (Дети говорят спасибо)

Ведущий:

Пора нам всем из далёкой Африки домой возвращаться!

Полетим домой на вертолёте! Завели моторы: ж-ж-ж-… Полетели!

Дети «улетают» из зала в группу на вертолёте под музыку

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Сценарий открытого мероприятия "Чайная вечеринка" по английскому языку для 5 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение №32города Ставрополя   Открытое внеклассное мероприятие "Чайная вечеринка"по английскому языку для 5 классамуниципального об...

Путешествие с доктором Айболитом

Внеурочное мероприятие, данный материал разработан по УМК М.З. Биболетовой, 2 класс....

Открытое мероприятие к Дню космонавтики квест "Космическое путешествие"

Квест "Космическое путешествие" проводится между командами 2-4 классов. Цель квеста познакомить воспитанников с Днем космонавтики, активизировать их познавательную активность, расширить знан...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССА «ПУТЕШЕСТВИЕ в Лондон»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  «ПУТЕШЕСТВИЕ  в   Лондон»Цель – развитие коммуникативной компетенции обучающихся через игровую деятельность....

сценарий открытого мероприятия ко Дню Победы "Путешествие во времени "Военный госпиталь"

Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.Задачи:- Развивать интерес обучающихся к...