Информационно – познавательный час «В гостях у Пампалче»
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Ямбарцева Валентина Нестеровна

Сценарий информационно-познавательного часа "В гостях у Пампалче"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebrozubaya_pampalche_stsenariy.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – познавательный час «В гостях у  Пампалче».

Цель: познакомить с  марийской народной культурой, сказкой народа мари «Сероброзубая Пампалче», природными богатствами родного края.

Задачи.

1) Образовательная: закрепить знания о марийской культуре, фольклоре.

2) Коррекционно – развивающие: развивать и корригировать внимание, память, мышление через игру, разгадывания загадки, разучивание танца, одевание национальной одежды.

3) Воспитатель. : 1) Вызвать интерес к марийской национальной культуре

2) Развивать артистические способности детей

3) Прививать любовь к родному краю

4) Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, костюмы, муз.инструменты, иллюстрации с озерами, загадки, сувениры.

Учитель. Поро кече, удыр ден рвезе - влак, да уна влак. Я пожелала вам доброго дня, доброго солнышка.

Давайте, ребята, поздороваемся с гостями

Дети хором: «Поро кече»

Учитель. Сегодня мы с  вами оказались в гостях у марийской сказки, а называется она Сереброзубая Пампалче. Вы должны будете помочь Пампалче спастись от отрицательных героев сказки. А также на занятии мы узнаем много интересного об озерах нашего края, прочитаем стихи марийских поэтов о природе.

 А теперь слушайте и смотрите 

Музыка

 Слайд.  Сереброзубая Пампалче.

Слайд.  Когда- то давным - давно жил в марийском крае бедный старик и его дочь.

Так и жили они: старик охотился, ловил рыбу, а Пампалче собирала в лесу грибы и ягоды.

Пошел как – то старик на охоту. Идет по лесу и вдруг пить ему захотелось так, что сил терпеть нет. Подошел он к  озеру, только наклонился, пошли по озеру волны, забурлила вода, высунулась из глубины ручища, схватила старика за бороду и потянула на озеро.

Слайд. Испугался старик, стал молить Грозного Водяного владыку: «О великий Грозный Водяной владыка! Не губи ты меня, отпусти домой!» Отвечает Водяной владыка: «Я отпущу тебя домой, если отдашь за меня замуж свою дочь Сереброзубую Пампалче!»

Слайд. Делать нечего. Согласился старик и пошел домой.

Сценка 1

Рассказчик: Идет старик думает горькую думу..
Старик: Тяжело расстаться с дочерью, не знаю, как сказать Пампалче, что обещал отдать ее в жены Вуд – кугыза. 
Пампалче:
- Отчего ты не весел, батюшка? (Старик вздохнул и отвечает)
- Обвалились ступеньки у нашего крыльца. Чем их чинить - не знаю. 
Пампалче:
- Не горюй, отец, завтра починим крыльцо, я уже и доски припасла. 
(а отец головы не поднимает.)
Пампалче:
- Почему ты, батюшка, стал еще грустнее? 
Старик:
- Да вот сгнила крыша. 
Пампалче:
- Это не беда!. - И крышу перекроем. (старик заплакал и открылся ей)

Старик:
- Обещал я, отдать тебя замуж за Вуд – кугыза. Завтра придет он сюда и заберет тебя в свое подводное царство. 
Пампалче (успокаивает):
- Не горюй, отец! Уйду я от Водяного владыки к моей старшей сестре. 
Старик:
- Дочь моя, - пусть беда обойдет тебя стороной! 
(Поклонилась Пампалче отцу, обняла его)

Пампалче:
-Прощай, отец. (УХОДЯТ)

Рассказчик: Чтобы никто не узнал Пампалче, она надела кафтан, лапти, залепила свои серебреные зубы еловой смолой. (Делает вид, что залепляет зубы смолой)

Учит. Ребята, а вы знаете как правильно надевать лапти?

Игра «Кто лучшее наденет лапти»

Учитель. Молодцы, ребята.

Сценка 2.

Рассказчик: Идет Пампалче по лесу.

(Повстречались ей в свадебных кафтанах юноши.)

Старинный танец  под нац. инструмент тумбыр

Пампалче: Куда идете?
Все:
- Идем за невестой, красивой невестой с серебряными зубами. 
Пампалче:
- Идите, идите, она вас давно поджидает. (УХОДЯТ)

Учитель: Ребята, давайте  поможем Пампалче лучше спрятаться в  лесу. Как вы все знаете, марийский  край богат природными ресурсами. Поэтому наши леса нужно хранить и оберегат, и приумножать их богатства.

А теперь послушаем выступления детей в защиту природы.

Чтение детьми стихов марийских авторов.

Анатолий Новиков. Сусыр куэ. 

Орат, ко, могае айдеме,

Ош куэм тыге карген?

Ару капшым кузо дене

Кок вере лоден коден.

Тулыжген куэ, кеч шошо –

Сусыр верже пеш коржеш.

Пыртланат чурий ок кошко –

Йосланен, кузе шортеш!

С. Чавайн. Ото

Ик тымык ото уло мемнан элыште,
Шога тудо ото кугу ер серыште.
Тушто ладыра деч ладыра пушеҥге кушкеш,
Тушто мотор деч мотор саска шочеш,
Тушто, ужар лышташ лоҥгаште, шӱшпык мура,
Тудо ото гыч ерышке яндар памаш йога.
Тушто шудыжат ужаргырак,
Тушто пеледышат сылнырак.
Тудо отым мый йӧратем,
Тушто пушеҥге руышым мый вурсем.

 Учит. Деревья тоже плачут.  Ребята, не губите их!

Сценка 3.

Рассказчик: Бежит навстречу Пампалче старуха.

Пампалче: «Куда идешь бабушка?»

Слайд.  Вувер Кува: «Иду за красивой невестой с  серебряными зубами». (Засмеялась Пампалче, отвалилась еловая смола, заблестели серебряные зубы.)

 Вувер Кува: «Я тебя  узнала!». Из моих рук не уйдешь, отведу тебя к  Водяному Владыке».

Слайд. Побежала Пампалче скорее от старухи, влезла Пампалче на высокую сосну и запела. «Ой, сестрица, спусти мне шелковую лестницу! Не то поймает меня Вувер – кува и отдаст Водяному Владыке!»

Слайд. А старуха достала топор и давай рубить сосну, на которой сидела Пампалче.

Слайд. Мимо медведь проходил, пожалел девушку и говорит Вувер – куве: «Дай порублю сосну, а ты  отдохни»

Учитель. Ребята, давайте и мы поможем Пампалче спастись от злой старухи.

Отгадайте загадку

Энерат огыл, тенызат огыл, коллан поян.

Не река, не море, а богато рыбой.

Дети отвечают:  ер (озеро)

Учитель. Правильно, молодцы

Слайд. Пока старуха спала, медведь закинул топор в  озеро.

Игра.

Учитель: Давайте ещё раз поможем Пампалче.  Сейчас вы увидите на слайдах озера нашего края,  ваша задача запомнить самое глубокое озеро и позже назвать его

Показ слайдов

Самое глубокое озеро – Зрыв (Табашинское)

Озеро с сине-зеленым цветом воды из- за живущих в нем водорослей – Морской глаз

Озера, носящие названия рыб – Карась, Щучье, Окуневое

Самое чистое озеро республики и Поволжья – Нужъяр

Самое солнечное и удобное для купания озеро – Кичиер

Озеро, на котором есть остров - Таир

Озеро, образовавшееся, по легенде, на месте монастыря – Женское

Учитель: в какое самое глубокое озеро медведь закинул топор?

Дети: Зрыв (Табашинское)

Учитель. Правильно, молодцы

Рассказчик:

Слайд. Проснулась старуха – нет медведя и топора. Только круги по озеру идут.

Слайд. Рассердилась старуха, выпила всю воду в  озере, достала топор и дальше рубить сосну принялась.

Слайд. Пампалче ещё громче песню запела.

Слайд. А сестрица отвечает с  горы: «Погоди сестренка, я  шелковую лестницу плету». Услышала песню лиса и прибежала к  сосне.

Слайд. Говорит лиса Вувер – куве. «Ты устала старуха, отдохни, а я  помогу тебе сосну рубить.»

Слайд. Схватила лиса топор, стукнула один раз по сосне, а в другой раз размахнулась и закинула топор в  озеро.

Учитель: Скажите, чем отличается река от озера?

Дети: (река - это природный поток воды, несущий воды от истока до устья (места впадения в другую реку, озеро и т. д). Озеро – это природное углубление, заполненное водой.)

Учитель: Лесные озера – это визитная карточка республики Марий Эл, Сколько их в республике? ( около 700)

Слайд. Снова выпила воду старуха и достала топор.  Затрещала сосна и стала валиться

Слайд. Но тут спустилась сверху шелковая лестница и поднялась по ней Пампалче на высокую гору к своей сестре.

Учитель: вот  вы и помогли спастись Пампалче от Вувер Кувы, злой колдуньи

Учитель. Пампалче благодарит вас за помощь. Ну а нам пора возвращаться с путешествия. На память о себе Пампалче  приготовила вам подарки.

Что нового вы  сегодня  узнали?

Чему научились?

Понравилось вам в  гостях?

Вывод: Любите свой край, берегите природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как инновационное средство формирования информационно-познавательной и мотивационной компетенции на уроках географии в современном образовательном пространстве лицея

При организации современного учебного процесса, важным становится вопрос о создании педагогических условий в  современной системе обучения, таких, чтобы выпускник лицея, безусловно, обладающий хо...

Информационно-познавательный час "День народного единства"

Цели: познакомить учащихся с историей праздника; подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Слайд №1Все проходи...

сценарий информационно-познавательного часа "История праздника"

Информационно - познавательный час по теме "День народного единства.История праздника" содержит сценарий и мастер- класс по выполнению макета российского флага. Сценарий использовался для выступления ...

Познавательное занятие "В гостях у лесных жителей"

для учащихся 1 класса коррекционой школы 8 вида...

конспект по познавательному развитию "В гостях у сказки"

конспект занятия по ФЭМП для детей дошкольного возраста средней группы...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ «В гостях у пчелок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 «Город детства» ОТКРЫТЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ «В гостях у пчелок»...

Конспект педагогической деятельности с детьми по познавательному развитию « В гостях у белой кувшинки» в старшей группе

Цель: Формировать у детей представления  о цветке белой  кувшинки ;  развитие познавательного интереса у дошкольников; воспитание бережного отношения   к природе. Углубля...