Внеклассное мероприятие: «Правонарушения – дорога в пропасть».
методическая разработка (5 класс)

Солдатова Ирина Олеговна

Цель:  - профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

Задачи:

•        образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения в обществе.

•        развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.

•        воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание социально-культурно-правовой грамотности.

  • социальные: формирование навыка сотрудничества.

 

Методы обучения:

  • словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
  • частично – поисковый – выполнение работы в группах;
  • наглядно – образный – плакаты, иллюстрации, аудио, отрывки из литературных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravonarusheniya-doroga_v_propast.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: «Правонарушения – дорога в пропасть».

Цель:  - профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

Задачи:

•        образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения в обществе.

•        развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.

•        воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание социально-культурно-правовой грамотности.

  • социальные: формирование навыка сотрудничества.

Методы обучения:

  • словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
  • частично – поисковый – выполнение работы в группах;
  • наглядно – образный – плакаты, иллюстрации, аудио, отрывки из литературных произведений.

Оборудование: плакаты, иллюстрации, аудио, отрывки из литературных произведений, толковый словарь, музыкальные клипы, отрывки из мультфильмов.

Подготовительная работа: учащиеся подбирают литературные произведения, в которых задета тема «права», рисуют иллюстрации по правилам поведения учащихся в школе и на улице, заучивают отрывки стихотворений о правилах поведения, самостоятельно работают с толковым словарём, энциклопедиями.

Ход мероприятия:

  1. Звучит отрывок из песни «В каждом маленьком ребенке….»   СЛАЙД 1
  2. Психологический момент.

Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова«Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».

Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?

Конечно, солнышко! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова)

Солнышко, солнышко,

Мы твои лучи.

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

  1. На доске эпиграф

Учитель: - Ребята, посмотрите на доску. На доске слова известного французского философа Вольтера.

      «Только слабые совершают правонарушения: сильному и счастливому они ни к чему»  

Учитель: -Читая эти слова, сразу можно понять, чему будет сегодня посвящено наше мероприятие? (ответы детей)

И тема нашего мероприятия будет звучать так «Правонарушения – дорога в пропасть».

-Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и их последствиях.

      СЛАЙД 2

-  Что же такое ПРАВОНАРУШЕНИЕ? Обратимся в толковый словарь Ожегова.

Правонарушение – это  нарушение  права,  проступок, преступление. 

Учитель:

- Почему люди совершают правонарушения? Каждый человек может сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

СЛАЙД 3

Ролик, направленный на противодействие преступности.

Учитель:

- Много лет тому назад, люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находит дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу. Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды u солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы и обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроен им?» Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их чётко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

СЛАЙД 4

- Что же такое закон? Обратимся к словарю Ожегова.

ЗАКОН - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

Ученик 1:

Ну что, дорогой подросток,

В жизни тебе потеряться так просто!

Гуляй до полуночи, закон игнорируя,

Жизнь хулигана слепо копируя.

Будешь тогда ты лишним в обществе,

Думаю, такого тебе не захочется!

Дело найди, по душе увлечение!

Значит, закон – твое спасение!

Ученик 2:

Законы создаются для людей,

Чтоб чувствовать себя свободным в государстве.

Но нарушать закон ты, гражданин, не смей,

Иначе можешь ты виновным оказаться.

Учитель:

-«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.

Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководитель поправляет и дополняет примеры)

СЛАЙД 5

-плохо учатся, а потом бросают школу;

-курят и выпивают;

-грубят и сверстникам и взрослым;

-унижают маленьких и слабых;

-лгут даже без причины;

-стараются выяснить отношения только с помощью силы;

-играют в карты;

-разрисовывают стены;

-портят школьное имущество и многое другое.

- Да, ребята, именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы за поступки, которые они нередко совершают.

СЛАЙД 6          Ролик «Тем, кто за нас в ответе»

  1. Работа у доски.

(На доске картинки разных правонарушений. Ребята подходят к доске выбирают нужную надпись и прикрепляют к соответствующей картинке).

- хулиганство

-кража

-побои

-ложное сообщение о теракте

-оскорбление

-грабеж

Ученик :

За всякий проступок – свое наказанье.
Все принимается во внимание.
За что-то штраф.
За что-то арест.
Но может и строже быть наказанье:
И будешь писать из северных мест
Папе и маме свои ты посланья.

Учитель:

- Некоторые подростки рассматривают свои поступки как проявление обыкновенной шалости. Однако, уже с 14 лет дети несут уголовную ответственность. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) суд может лишить подростка свободы и направить его в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступников или приговорить к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений.

5. Выходят группа детей и судья (монтаж)

Ученик :


Я работать не могу – 
Я здоровье берегу,
Но ужасно уважаю
Эту самую деньгу.
Заработать? Ну уж нет!
Дайте хлопцу пистолет,
Живо Вас оставит хлопец
Без пальто и без штиблет.

Судья
А финал весьма уныл!
Срок наш хлопец получил…

Статья 162. Разбой.

Ученик :

Я маленький мальчик 14 лет

У деда стащил наградной пистолет

В соседа попал, хоть метился в галку.

Приехала быстро машина с мигалкой.


Судья 
Страшнее всего – человека убить
Другую жизнь ты ему не купишь.

Статья 105. Убийство.

Ученик :


Спорить с Вами не хочу –
Лучше Вас поколочу.
Суд сказал, что я не прав,
И папа мой заплатит штраф.

Судья 

Конечно, заплатит

Статья 116. Побои.


Ученик :

Тот – свинья, а та – корова,
Этот – поросенок.
Ведь у нас свобода слова,
А я – еще ребенок.


Судья 

Только суд решил иначе, и теперь он горько плачу.

Статья 130. Оскорбление.


Ученик :
Я , ребята, – балбес позвонил в МЧС,
Что заминирован их райсобес.
Вряд ли родители будут довольны …

Судья 

Штраф заплатить им придется огромный.
Статья 207. Заведомо ложное сообщение о террористическом акте.


Ученик :
«Дорогие жители,
Вы отдать мне денежки
Ваши не хотите ли? –
Если не хотите – что ж,
Есть у меня кулак и нож.
Так что отдавайте,
Меня  не раздражайте».

Судья 
Но перед полицией
Побледнел наш мальчик.
И в суде ребятки
Стал он одуванчик.

Статья 161. Грабеж.


Ученик :
Словно в гангстерском кино
Мчусь я быстро на «Рено».
Ах, какой я удалец! Ах, какой я молодец!

Судья

Но поймал патруль воришку.
В камере он тих, как мышка.

Статья 166. Угон автомобиля.

В 14 лет – держите ответ,
В 16 лет – тем более,
Получите, дети, реальный срок,
Проститесь с вольною волей.

Если не будите соблюдать законы!

Учитель:

- Мудрый человек, известный историк Василий Осипович Ключевский говорил: “Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает”.
Но сколько же подростков вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Значит – гуляй, развлекайся, получай удовольствие.

Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы!

6.Работа в парах (ребята собирают известные пословицы и поговорки и зачитывают их)

  • С кем поведешься, от того и наберёшься.
  • Перед законом все равны.
  • Украсть-в беду попасть.
  • Не воровством добывают деньги, а трудом
  • От лжи к преступлению прямая дорога.

7. Работа в группах.

Учитель:

СЛАЙД 7

-В разоблачении какого- либо преступления нам помогают сотрудники правоохранительных органов. Конечно, хочется, чтобы дети никогда не имели проблем с правосудием, никогда не задерживались полицией. Однако подростка могут задержать, если сотрудники полиции подозревают, что подросток совершил преступление или правонарушение. Сейчас мы с вами попробуем помочь сотрудникам полиции раскрыть правонарушения.

- Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (разложены на полу в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики.  На обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании.

1 команда «Случай в парке»

Слова на следах:

- друзья , всем по 16 лет (1)

-пошли гулять в парк (2)

-был день рождения Вани (3)

-мальчики шумели, пили пиво на скамейке и ругались нецензурной бранью (4)

-подошли сотрудники полиции (5)

Учитель:

-Вот, что определила полиция по следам.

Текст: (читают дети)

Друзья, которым всем по 16 лет пошли гулять в парк. У Вани было день рождение, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью. К ним подошли сотрудники полиции.

Учитель:

-Ребята из 2 команды сейчас ответят на мой вопрос: Какие правонарушения были совершены подростками и как называется статья закона, которую они нарушили?

2 команда «Раскрытие преступления»

 

Слова на следах:

-Вите 16 лет (1)

-сбежал с урока , пошел гулять (2)

-встретил мальчика Гену из соседней школы и стал его бить (3)

-у Гены сильные побои, перелом (4)

-Витя отобрал телефон у Гены (5)

Учитель:

-Па данным следам полиция получила следующую информацию.

Текст: (читают дети)

Вите 16 лет, он сбежал с урока, и пошел гулять. Встретил мальчика Гену из соседней школы, стал его бить. У Гены сильные побои, перелом. Витя отобрал телефон у Гены.

Учитель:

-Ребята из 1 команды сейчас ответят на мой вопрос: Какие противоправные действия совершил Витя и как называется статья закона, которую он нарушил?

-Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли полицейским раскрыть преступление.

СЛАЙД 8

8. Просмотр мультфильм «Правонарушения в мультфильмах».

СЛАЙД 9

9.  Родители и мы.

Учитель:

- Совершая правонарушения, подростки практически никогда не думают о своих родных и близких, не вспоминают о них идя на преступление. Они не задумываются, а как будут чувствовать себя родители, когда узнают, какое правонарушение совершил их сын или дочь. Как они будут смотреть в глаза людям, чьих детей обидели вы. Ведь практически родители всегда находятся на работе и не могут постоянно контролировать вас. Поэтому у вас должно быть чувство ответственности перед своими родными и близкими, и вы сами должны уметь контролировать свое поведение. А ни так, как это произошло в шуточной песенке, которую я вам предлагаю послушать.

Исполняется песня «Все хорошо, любимая мамуля!...»

Мама
-Алло, алло, привет, детишки,
с работы вам звоню сейчас.
Ну, как у вас идут делишки,
как школьный день прошёл у вас?

1 ребенок
-Алло, алло, любимая мамуля,
всё хорошо у нас пока.
И школьный день прошёл отлично,
за исключеньем пустяка.

2 ребенок
- Алло, алло, любимая мамуля,
тебя не стану огорчать.
2/3 принёс я нынче по диктанту,
а 2 плюс 3 ведь будет пять!

3 ребенок
-Да, чуть сказать мы не забыли-
окно сегодня мы разбили,
А в остальном, любимая мамуля,
всё хорошо, всё хорошо.

Мама
- Алло, алло, стекло разбили,
скажите, где на этот раз?
В столовой, в классе иль в спортзале?
Ну, угадала я с трёх раз?

1 ребенок
- Алло, алло, любимая мамуля,
не угадаешь всё равно-
Мы у полиции играли,
попали им мячом в окно!


2 ребенок
-Ну, ничего, мы убежали,
портфели, правда, потеряли.
А в остальном, любимая мамуля,
всё хорошо, всё хорошо.


Мама
-Алло, алло, сидите дома,
не выходите никуда!
Я в пять часов приду с работы,
Поговорим же мы тогда!


3 ребенок
-Алло, алло, любимая мамуля,
мы никуда и не пойдём-
Ведь тут друзья к нам в гости заглянули,
мы хорошо себя ведём!

Все вместе
-Ковёр нечаянно зажгли, но сразу потушили мы -
-Набрали три ведра воды и быстро всё залили мы.


-Куда-то делась вся вода, соседи приходили, да,
-Кричали что-то про ремонт, но мы им не открыли, вот.


-Да, в доме кончилась еда - друзей мы угостили, да
- А в остальном, любимая мамуля, всё хорошо, всё хорошо.

Учитель:

-Чтобы не совершать плохих поступков, за которыми обязательно будет следовать наказание, я предлагаю вам ознакомиться с памяткой, которая лежит у вас на партах. Прочитав ее, может быть многие прислушаются к советам и никогда не встанут на путь, который ведет в пропасть.

Памятка «Как не допустить правонарушение»

(Ученики читают памятку вслух)

  1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
    2. Посещай кружки, секции, занимайся любимым делом.
    3. Не общайся с сомнительными компаниями.
    4. Если что-то произошло обязательно расскажи об этом взрослым.
    5. Помни, что за все свои поступки всегда наступает ответственность
    6. Ребята, знайте, что жизнь прекрасна и она даётся всего лишь раз. 7. Берегите свою жизнь, берегите себя и близких!

СЛАЙД 10

10. Просмотр музыкального клипа «Все зависит от нас самих…»

Ученик 1 :

Два мира есть у человека

Один во тьме, незнании и лжи,

.На преступленье против человека,

Затягивает в миражи.

Ученик 2 :

Другой мир честный, сильный,

Уверенность несет, защиту он

 Мы все стоим на страже мира,

Название которому –закон!

11. Подведение итогов мероприятия.

Учитель:

- Подводя итоги нашего мероприятия всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ.

Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем, а дорога по жизни вас поведет ни в пропасть, а в мир доброты и тепла.

Добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – это уже не человек.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего мероприятия, вы будите совершать только хорошие поступки.

12. Рефлексия  

СЛАЙД 11

«Сердце доброты» 

Учитель:

- А сейчас я предлагаю собрать сердца доброты. У вас на партах лежат пазлы, попробуйте собрать сердце доброты.

(Дети складывают «пазлы», получается большое сердце.)

Посмотрите, у вас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать во всем. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

ПРИГОТОВИТЬ

  1. Буквы (название)
  2. Распечатать картинки, эпиграф, пословицы, памятки, сердце, слова к картинкам.
  3. Стол и стул для судьи, молоток, статьи, шапка, плащ черный
  4. Столик маленький + стульчик, шляпа, шарф, кепки, телефоны 3.
  5. 2 пистолета, нож деревянный
  6. Разрезные пословицы в конвертах.
  7. Следы с надписями.
  8. Памятки в файлах
  9. Пазлы сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дороге жизни" (5-6 кл.)

Мероприятие направлено на учащихся 5-6 классов. Цель его проведения - выработка навыков здорового образа жизни....

Внеклассное мероприятие "По дорогам сказок"

Цель: обобщить знания детей по теме «Сказки», научить любить сказки, вызвать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение. Задачи:Образовательные: учить учащихся показывать сказк...

Сценарий внеклассного мероприятия "Мои дорогие бабушка и дедушка"

Сценарий мероприятия поможет провести семейный праздник, посвящённый Дню пожилого человека...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Коррупция – шаг в пропасть!» для учащихся 10-11 классов

Цель мероприятия: сформировать у учащихся собственное мнение и позицию по отношению к антикоррупции, а так же четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.Задачи:Познакомить ...

"Правонарушения – дорога в пропасть"

расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”, “преступление”, “административное правонарушение”. развитие гражданского, патриотического сознания и п...

"Правонарушения - дорога в пропасть"

Цель классного часа:расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”, “преступление”, “административное правонарушение”. развитие гражданского, патриоти...