Методическая разработка классного часа "Союз добра и красоты"
классный час (7, 8, 9 класс)
Как вести себя, чтобы стать настоящим человеком? Что значит счастливая семья? На эти вопросы звучат ответы в содержании классного часа. Можно сказать, семья - это почва, на которой растут молодые деревца. От неё зависит, каким будет это деревце.Хорошая семья, наполненная добром, красотой, поможет ребенку занять достойное место в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_soyuz_dobra_i_krasoty.docx | 148.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
классного часа
Автор: Хоменко Клара Петровна, заслуженный учитель
Республики Бурятия
Аннотация
Как вести себя, чтобы стать счастливым, успешным, настоящим человеком? Что значит счастливая семья? На эти вопросы звучат ответы в содержании классного часа. Можно сказать, семья – это почва, на которой растет молодое деревце. Одни растут в ухоженном саду, другие - в оранжерее, третьи- на скудной, каменистой почве. И вырастают деревца, конечно, разными. Хорошая семья, наполненная духовными ценностями, помогает ребенку укорениться в этом мире, защищает от внешних угроз, помогает стать достойным человеком. Семья для каждого из нас – это первый образ мира, который мы затем проецируем, переносим на внешний мир. В сценарии звучит замечательное стихотворение Сергея Острового, которое учитель может использовать в любой беседе, на любом классном часе.
Тема
Союз добра и красоты
Цель: показать роль семьи, школы и отклика детей на добро в развитии личности, творческих способностей и формировании активной жизненной позиции
Ход
1.Музыка
2. На фоне музыки учитель рассказывает древнегреческое сказание о Нарциссе
Среди многих прекрасных девушек, которые окружали богиню любви и красоты Афродиту, была гордая Нимфа Эхо. Афродита доверяла ей и считала самой верной подругой. И вдруг она узнала, что коварная нимфа обманывает ее.
- Убирайся прочь, негодница! - воскликнула в гневе Афродита. - Теперь твой язык будет молчать. Ты станешь немой, как рыба.
- Сжалься, богиня! - успела вымолвить наказанная.... И больше не смогла произнести ни звука.
- Так и быть, - умерила свой гнев Афродита. - Если ты услышишь слова людей, то я позволю тебе повторять только их последний слог.
Огорченная Эхо покинула Афродиту и с тех пор стала одиноко скитаться среди лесов и гор. Однажды она увидела, как по лесной тропинке шел юноша удивительной красоты. Очарованная красотой юноши, Эхо кинулась к нему. Глядя влюбленными глазами, она схватила его за руку, но он холодно отстранил нимфу и пошел дальше своей дорогой. Это был прекрасный, но холодный и гордый Нарцисс, сын речного Бога Кефиса и нимфы Лаврионы. Никого не любил он, лишь себя, лишь себя считал достойным. Девушка побежала за ним, но Нарцисс словно не замечал ее. Эхо в слезах опустилась на колени и беззвучно стала молить богов, чтобы они наказали гордого бесчувственного Нарцисса. Разгневалась и богиня любви Афродита, ведь Нарцисс отвергал ее дары, и наказала его.
Однажды весной во время охоты Нарцисс вдруг почувствовал, что хочет пить. В это время он проходил мимо прозрачного лесного источника.
Юноша склонился над спокойной поверхностью воды, чтобы напиться, и увидел, как в зеркале, свое отражение. Тут-то и постигла его кара Афродиты. Нарцисс замер: до того изумительным показалось ему собственное лицо. Он не мог оторвать от него взгляда и только смотрел и смотрел на чудесное отражение, полными любви глазами.
Наклоняется Нарцисс к воде, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную, прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь, любуется самим собой. Не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, простирая руки к своему отражению, Нарцисс восклицает:
- О, нас разделяет только полоска воды, и все же мы не можем быть с тобой вместе. Выйди же из ручья!
И вдруг Нарцисс задумался: страшная мысль пришла в голову:
- О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь это я сам! Если я люблю самого
себя, то жить мне осталось недолго. Но смерть не страшит меня; она принесет конец моим
мукам любви.
Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в прозрачные воды ручья. Появляются круги, изображение исчезает. Со страхом Нарцисс просит:
- О, где ты! Вернись! Останься! Не покидай меня. Ведь это жестоко. О, дай хоть смотреть на тебя!
Но вот опять спокойная вода, опять появляется отражение, опять не отрываясь смотрит на него Нарцисс. Тает он, как роса на цветах. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его. У неё с болью сжимается сердце.
- О, горе! - восклицает Нарцисс.
- О, горе! - отвечает Эхо.
Наконец, измученный слабеющим голосом восклицает Нарцисс, глядя на свое отражение:
- Прощай!
И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:
- Прощай!
Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок.
И кажется, что хочет нарцисс наклониться пониже и посмотреть, нет ли рядом прозрачного источника, в котором он мог бы полюбоваться своей красотой.
3. Диалог с ведущим.
- Каких людей называют нарциссами с незапамятных времен? (Самовлюблённых).
- Древнегреческое сказание имеет не очень печальный финал. Нарцисс погибает, но после него остаётся красивый благоухающий цветок. А бывает, и ничего не остаётся от человека. От чего это происходит?
Ведущий. Это зависит от того, как живут люди. Одни живут как звёздочки, активно, интересно. Другие – серенько, незаметно.
- Маша, ты наша выпускница - в прошлом году закончила школу. Где ты сейчас учишься?
- Можешь ли ты сказать, чем тебе запомнилась школа, какие навыки ты приобрела, которые тебе пригодятся в жизни, а может быть, уже пригодились?
(В школе мне часто было некогда. Я старалась многое успеть, поэтому всегда была занята. Думаю, что мне пригодятся навыки, которые я получила в музее. 7 лет работы в музее – это достаточно, чтобы многому научиться . Здесь и оформительские навыки, и исследовательские. Много раз мы выезжали на краеведческие конференции «Равнение на старшее поколение», на научно-практическую конференцию «Шаг в будущее», у нас у каждого из моего класса по несколько призовых мест за проекты, за исследовательские работы.. Разговаривая со строителями, мы научились брать интервью, ведь чтобы написать историю своей малой родины, нужно провести большую поисковую работу. А сколько раз мы проводили для ветеранов «Голубой огонёк», митинги, посвящённые 9 Мая! Здесь и умение составить сценарий, и умение выступить перед людьми, и навыки общения. Очень часто мы слышали слова благодарности со слезами на глазах от строителей, от ветеранов. Приятно, когда осознаёшь, что живёшь не напрасно, что твоя работа - нужна людям. Я научилась понимать людей, ценить их труд, сохранять в памяти. Ведь жизнь уходит, а память остаётся. А память продолжает жизнь.)
4.Выступление члена актива музея.
А я хочу сказать, что до 9 класса мы просто помогали в краеведческой работе, а в этом году конкретно подключились к работе в музее. Действительно, жизнь уходит, а память остаётся. Например, мой дедушка, Подлубный Григорий Степанович, умер. Но в музее, в разделе «Поклонимся великим тем годам», есть его фотография. И фотография моей бабушки – Подлубной Зинаиды Степановны, которая живёт вместе с нами. (Показывает на стенде). И ребята, и я знаем, что моим родным во время Великой Отечественной войны было по 14 лет. Бабушке пришлось работать на шахте.
Могу сказать, что мне можно гордиться своими родными. Мои родители тоже живут не только для себя. Они – строители Байкало-Амурской магистрали. Основные объекты посёлка Ангоя построены руками строителей, о которых рассказано вот на этом стенде. Среди всех – мой отец – Романов Михаил (показать) и Романова Ирина (она уже много лет работает на железной дороге.
Они вполне могут быть ориентирами для меня. И, наверное, изучая их жизнь, рассказывая другим ребятам, я должен пересмотреть своё отношение к жизни, которое ещё не во всём правильное. Может быть, что-то уже я начинаю менять. В этом году я впервые принял участие в районной краеведческой конференции «Равнение на старшее поколение». Занял II место за проект «История Байкало-Амурской магистрали».
- Саша, повтори, пожалуйста, ещё раз, что тебя заставляет пересмотреть своё отношение к жизни?
- Пример моих родных. Одним словом, моя семья.
5. Песня. Родительский дом.
Учитель. Мы будем говорить о семье, потому что:
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты входишь из семьи.
У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю… Добрые семейные традиции, подобные этим родникам, укрепляют, животворят семью.
Сегодня у нас в гостях две семьи, которые могут рассказать о своих семейных традициях, помогающих детям раскрыть свои способности, быть человеком с активной жизненной позицией. Давайте с ними познакомимся.
А) Представление портфолио первой семьи.
Сабина: Рассказ о своей семье я хотела бы начать словами Сергея Острового, которые очень точно характеризуют нашу семью
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённой солнце достать
И подарить его людям.
Понять это мне помогло семейное портфолио, составлением которого я увлеклась совсем недавно.
Мои родители – строители БАМа. Совсем молодыми они приехали на стройку века.
Мама дополняет:« Сабина, можно, о своей молодости я расскажу сама. Вот на этом стенде «Они создавали историю нашей родины» тоже есть моя фотография, потому что я работала в бригаде штукатуров-маляров.
Сабина: Трудиться нас, троих детей, научили наши родители. Но самое главное, они научили нас быть полезными для людей. Мама у нас принимает активное участие в местном самоуправлении. Она депутат, член женсовета, входит в Управляющий Совет школы. Сестра Эльвира - общественница, помогает в работе с молодежью. Брат Руслан тоже многого добился в жизни. И я не могу быть другой. Я член Совета «Молодая гвардия», организатор школьных мероприятий. С каждым днем я больше убеждаюсь, что моя семья готовит меня к жизни, учит быть активной и полезной людям. Есть ли у меня успехи? Да. Вот уже мое портфолио.
Б) Представление творческого проекта семьи второй семьи.
Андрей: Не сразу можно увидеть , что семья дает своему ребенку. Чтобы понять это, надо видеть себя в детях, надо принимать их как повторение своего детства, надо, наконец, жить жизнью детей.
Наша семья – это единое целое. У нас общие радости, проблемы, общие интересы. Мы всё делаем вместе. Например, приучаем детей отдыхать, наблюдать природу, с которой связана наша профессия. И все полученные знания пытаемся направить в нужное русло. Первым итогом совместной работы был проект дочери «Профессия моих родителей». Расскажи, Лада, кто что делал».
Лада: «Я рисовала, папа фотографировал, мама оформляла материал».
Андрей: Мы верим, что придёт время, и наша дочь с трудностями будет справляться вполне самостоятельно».
А пока мы помогаем детям раскрыть себя: занимаемся фотографией, рисуем, а
в минуты досуга отдыхаем с гитарой.
Учитель. Ребята, мы хотим, чтобы вы ответили на вопрос: в какой семье можно добиться успеха? Послушайте притчу и ответьте на этот вопрос сами.
6. Притча о ступеньках «Волшебные полоски».
- Так в какой семье можно добиться успеха? (Где понимание, поддержка….)
Рефлексия.
- Подумайте, а в вашей семье есть такое понимание?За что бы вы могли сказать спасибо своим родителям. Прошу положить на ладонь вот это сердечко, наполнить своё сердце любовью и начать со слов: «Я благодарен своей семье за то…»
- Спасибо! Это очень важно, если человек способен быть благодарным. Капельки добра, посеянные семьей, школой и вашим пониманием, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реки . И только тогда русла этих рек становятся ровными, правильными, значимыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа "Добро и зло" для 10 класса
Добро и зло - это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это основные понятия морали. Данный классный час познакомит учащихся с закономерностями проявления...
Методическая разработка классного часа "Будем добрыми и милосердными".
Данная разработка классного часа предназначена для учащихся 6 класса по духовно-нравственному воспитанию. Цель классного часа: воспитание таких нравственных качеств у учащихся, как доброта, отзывчивос...
Методическая разработка проектной деятельности "Добро пожаловать в Ржев"
Работа со студентами первого курса над пректом " Welkom to Rzhev". Создание презентаций по темею...
Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела", 6 класс
Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела" посвящена движению волонтеров в России....
методическая разработка классного часа "В добрую дорогу"
Методическая разработка для обучающихся в 9* классе , ее применение целесообразно в рамках классного часа 1 сентября...
Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...
Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...