Сценарий внеклассного мероприятия "Зелёные святки"
методическая разработка

Александрова Галина Юрьевна

В данном материале представлена разработка массового мероприятия "Зелёные святки". Праздник был проведён на базе летней смены внешкольного лагеря дневного пребывания для детей 8-12 лет.

Краткое содержание: 

-Пояснительная записка

-Цели и задачи

- План проведени

- Сценарий праздника.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» г. Пудожа Республики Карелия

186150 г. Пудож ул. Пионерская 21 тел. 5-15-14

 

Муниципальный конкурс «Фестиваль методических идей – 2019»

Номинация:

сценарий внеклассного мероприятия

Праздник «Зелёные святки. Семик»

Составила Александрова Галина Юрьевна,

педагог – организатор

2019 год,

г. Пудож

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников. Подытожить результаты трудовой деятельности, порадоваться успехам, разделить свою радость с близкими – цель праздничных торжеств. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

В народной культуре встречаются различные формы праздников: праздники-концерты, театрализованные праздники. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для Дома творчества наиболее естественны те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, «Покров», «Масленица», «Новый год» и т.д.. Включать ребят в процесс подготовки праздника неотъемлемая часть работы педагога-организатора.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающего поколения.

 Во-первых, обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых будней. Праздники отражали то чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых, массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.

В-третьих, праздник — это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии. В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей и идеалов ведёт к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности. В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как не терялась связь поколений созидающих на родной земле, объединённых общим трудом и общим празднеством.

Номинация: сценарий внеклассного мероприятия

Праздник «Зелёные святки. Семик».

Цель: формирование интереса у детей к русским народным традициям празднования Зелёных святок, создание благоприятных условий для созревания у обучающихся положительного отношения к народному наследию.

Задачи:

Образовательные:

• расширить знания детей об истории русских народных праздников;

Развивающие:

• познакомить с традициями и обычаями русского народа;

• знакомство с русским фольклором (частушки, песни, танцы, игры).

Воспитательные:

• воспитывать уважение, интерес к прошлому и настоящему, чувство сопричастности к истории и культуре своего народа.    

Возраст – участники летнего детского лагеря Дома творчества 8-12 лет.

Количество участников – 20-25 человек.

Предварительная подготовка: подбор народных костюмов, разучивание частушек, народных игр, танцев.

Оформление: в зале предметы стилизованного деревенского дома, на столе –  скатерть,  вазы с веточками берёзы,  предметы домашней утвари. Присутствует оформление летнего праздника на сцене: берёза, берёзовые ветви, солнце, летняя цветовая гамма в оформлении задника.

Оборудование и реквизит: музыкальный  центр, рояль, фонограммы - минусовки, костюмы, угощение ( яйца), реквизит персонажей ( берёзовый веник, ленты, веточки берёзы), для игр ( шляпа), мел.  

План проведения:

Встреча гостей. Звучит мелодия русской народной песни «На зелёном лугу»

• Появление ведущей в народном костюме. Рассказ об истории праздника Семик.

Появляется Семик – персонаж в народном костюме с корзинкой в руках. Его рассказ о традициях праздника.

Выход девочек. Загукание русалок. Частушки. 

• Завивание берёзки

• Хоровод «Во поле берёза стояла», игра-танец «Ручеёк»

• Игра «Обжималки»

• Игра с мальчиками «Нос»

• Продолжение праздника. Игры на улице: «Окошечки», «Горелки», «Плетень»

• Заканцовка праздника: общий хоровод, угощение.

Сценарий «Зелёные святки. Семик».

Ведущая: Здравствуйте, ребята!

Конец весны – начало лета – время весёлого и красивого древнего русского праздника – Зелёных святок с главным его днём, который назывался Семик. Зелёные святки или ещё их называют русальей неделей начинались перед церковным праздником Троицы и продолжались после него. Здесь переплетаются традиции славянского народного праздника с каноническим церковным праздником Троицы. Праздник проходил с хороводами, играми, плясками, с весёлыми песнями. Троицу называют праздником русской березки, которая является символом Руси. Березка считалась деревом счастья. Дерево украшали лентами и венками. Ее очень почитали и любили наши предки. А венки и просто березовые веточки хранили и свято верили, что они — надежный оберег, спасающий от напастей, от бед и дарующий счастье.

До сих пор на Руси на праздник Троицы принято березовыми ветками изгонять из домов всякую нечисть, украшать  жилища берёзовыми ветками, молодой зеленью, травами, цветами. Сегодня мы познакомимся и с другими народными традициями этого праздника.

Под русскую весёлую мелодию с корзинкой в руке, пританцовывая,  входит Семик.

Семик: Я - Семик. Прихожу в четверг перед Троицей.

В старину меня любили и почитали.

Пришёл лето вам красного обещать,

Да здоровья всем недюженного, да богатства видного.

Ведущая: Семик, а сбудутся ли твои обещания? Обещать - то всякий может!

Семик: Целительная сила березовых веток в эти дни велика.

Оберегали ветки березы от всяких нечистых духов.

Вот и я берёзовый веничек сейчас возьму,

И берёзовым веничком вас «угощу».

 Семик под весёлую русскую мелодию   похлопывает детей веничком, изгоняет недуги, приговаривая:

Вылечу всех я берёзовым веником,

Отвлеку от вас горе и беду, призову к вам богатство.

Пусть уходит горе, болезни, неприятности!

Семик:

Девочки меня особенно любили. На Семик они венки заплетали и гадали, загадывали желание, украшали берёзку лентами, цветами, водили хороводы вокруг берёзки, ведь берёзка дарила человеку сверхъестественную живительную силу! А я - Семик был днем, который предсказывал, чему статься.

Выходят девочки.

(1-я)  - Вот дружки да подружки и честной Семик к нам в гости пожаловал, Зелёные Святки настали, скоро и Троица.  

(  -я)  - Радуйтесь, радуйтесь, скоро святая Троица!

(  -я)  - А знаете, что на Семик перед Троицей случается?

(  -я)  - Может, что и знаем, да всё равно расскажи!

(  -я)  - В эту пору русалки на поля выходят! И играют там в свои игры. И там, где они играют, такой колос родится!!

(  -я)  - Так это ж разве плохо?

(  -я)  - Оно конечно хорошо было бы, кабы не русальи шутки!

(  -я)  - Да что ж за шутки-то такие?

(  -я)  - Сказывают, что могут  русалки путников заманивать ауканьем своим! А как заманят – враз уморят, защекочут до смерти!

( -я)   Русалка почитается у нас как лесная богиня, в кукушек русалки превращаются. Вот выйдет из воды русалка красоты невиданной, очарует тебя, защекочет да и утащит к себе на дно. На русальей неделе купаться нельзя.

(  я)  - Ой, и я об этом слыхала! Бабка Марфа сказывала!

(  -я)  - Ох, боюсь я, страшно-то как!

(  -я)  - Да что ж делать-то?

(  -я)  - А давайте мы русалок обманем! Загукáем их, авось испугаются!

ВСЕ  - Давайте!

 ЧАСТУШКИ

1. Мы вокруг берёзки встанем,

Платочки в руки мы возьмём.

Радостно и звонко вместе

Мы частушки  запоём.

 

2. Вот сегодня Троица,

Земля травой покроется.

Скоро миленький приедет

Сердце успокоится.

 

3. Куковали две кукушки

Во саду на вишенке.

Горевали две подружки

По дружку по Мишеньке.

 

4.С неба звездочка упала

На сарайчик тесовой.

Отдай, милый мой, колечко

И платочек носовой.

 

5.Под высокие окошки

Подставляла лесенки.

Под миленкову гармошку

Подпевала песенки.

 

6.  В Троицу венки вязали,

Опускали по воде,

И гадали мы с подружкою,

О будущей судьбе.

 

7.  Девки в лес пошли, запели,

По лесочку раздалось

У берёзоньки мальчишек

Очень много собралось.

Семик: Есть у меня корзина с лентами цветными, расписными,

приглашаю девочек к берёзке подойти, да «русы косы» её заплести

Украсить её по старинному обычаю, да загадать при этом желание заветное.

Семик достает корзину с разноцветными полосками, лентами и раздаёт по ленточке всем девочкам. Девочки вплетают ленточки в берёзовые ветви.

Ведущая: Вот березка и готова! К празднику наряжена

И к весёлым хороводам, лентами украшена.

Семик: Становитесь же, девчата, поскорее в хоровод,

ХОРОВОД «Во поле берёза стояла» игра-танец «Ручеёк»

Семик: Эй, ребята, детвора, познакомится пора

Кругом, кругом все вставайте, и со мною поиграйте!

Игра «ОБЖИМАЛКИ».

Звучит музыка. Дети прыгают, кружатся, танцуют.

Музыка обрывается Семик называет число: допустим – «ТРИ». И все «обжимаются ( то есть – обхватывают друг друга )по ТРИ человека.

Дети тут же берутся за руки и образуют «хороводики по-трое».

Музыка. «Хороводики» кружатся.

Семик: Пять!

Дети объединяются по пять человек… И так далее.

Семик: вот и поиграли для начала, познакомились. Присаживайтесь, друзья!

А знаете ли вы, что в то время, пока девушки завивали берёзку, плели венки да водили хороводы, мужское население отправлялось на ярмарку, на большой базар, который уже с раннего утра шумел в ближайшем городе или большом селе. Ярмарка была не только шумным торжищем, но и местом общих забав и развлечений. Она не обходилась без каруселей, кукольного театра, шарманщиков и медвежьих танцев.

Приглашаю мальчишек на весёлую игру.

Игра «НОС»

Игра для мальчиков. Участники садятся гуськом друг за другом, водящий - впереди. Второй игрок закрывает глаза первому, кто-нибудь (на него может указать Семик) выходит из ряда и, подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен найти «обидчика». Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место, и игра повторяется. Если отгадает, на его место садится другой.

Ведущая: дорогие друзья, для продолжения праздника, я приглашаю всех выйти на улицу.

Игры на улице.

Игра «ОКОШЕЧКИ»

- Дети стоят кругом вокруг берёзки, взявшись за руки подняв руки вверх. Семик ходит за кругом (по солнцу) заглядывая «в окошки» и говорит громко слова:

Я хожу, хожу, хожу и в окошечки я гляжу,

Я тихонечко возьму и в окошко постучу.

(Останавливается за спиной ребёнка и говорит): Тук, тук! (рукой об плечо, имитируя стук)

Ребёнок: Кто там?

Семик: Это я Семик (называет своё имя), а ты кто?

Ребёнок отвечает: Я - Ваня! (называет своё имя)

Семик: Побежишь со мной на перегонки?

Ребёнок отвечает: Побегу.

Встают за круг спинами друг к другу, все считают:

 - Раз, два, три, беги!

По команде бегут за кругом в разные направления на перегонки, кто быстрей добежит до своего места, возьмёт соседей за руки, (образовав круг), тот и победил. Кто не успел тот ходит за кругом заглядывая в окошки и произнося громко слова, выбирая и знакомясь с другими детьми.

 Игра «ГОРЕЛКИ»  

Выбираем водящего - «горящего». Все играющие встают парами друг за другом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. Все хором на распев говорят: гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.

Начиная со слов «глянь на небо», «горящий» смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, один игрок идёт слева, другой справа вдоль колонны вперёд. Ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются бежать вперёд мимо «горящего». Он гонится за любым из них и старается поймать прежде, чем они снова возьмутся за руки (достаточно коснуться рукой) игроки стараются соединиться, добежав до условленного места. На расстоянии 20 шагов обозначают место (линией мелом или веточками березы), к которому стоящие; в последней паре бегут.

На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно, пока не пробегут все. Кого поймает, с тем становится парой впереди колонны. «Горельщиком» становится игрок, оставшийся один. Если же водящий никого не поймал, он снова ловит следующую пару.

Игра «ПЛЕТЕНЬ»

Дети, берутся за руки и становятся двумя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей площадке, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень" (взяться за руки крест-накрест).

1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень -

В зной прохлада радует.

 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень

На меня не падает.

 Заканцовка  праздника.

Ведущая: В Троицу было принято водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают Солнцу – главному источнику жизни.

С давних пор и по сей час

Хоровод в чести у нас.

Семик: Эй, честной народ, заводи вокруг берёзки хоровод.

Ведущая: Ой, как здорово мы пели, хороводы водили,

 И в народные игры играли, берёзку «завивали»,

 Старинный праздник «Зелёные Святки» мы вместе весело встречали!

Семик: Но пришла пора, подкрепиться детвора!

Семик берёт под берёзкой корзинку

Ведущая: Главное лакомством на Троицу – яйца, друзья,

Ведь яйца на Троицу первейшая еда!

Семик: Детвора угощаю вас, посмотрите, по яичку разберите.

Семик берёт корзину с яйцами, раздаёт их всем участникам праздника.

Семик:

Прихожу я каждый год, созываю хоровод.

Славно пели все, плясали, славно праздник вы встречали. Ну, а мне пришла пора попрощаться, детвора.

Ведущая: ребята, давайте поблагодарим нашего гостя и сфотографируемся с ним на память.

Общее фото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего внеклассного мероприятия "Святки.Неизвестные традиции"

С давних времен наши предки славяне  встречали и провожали времена года как важных и добрых гостей. Их ждали,  зазывали, заманивали песнями, плясками, угощением, с почетом провожали, п...

Всякая душа празднику рада. Сценарий рождественского праздника СВЯТКИ

Формирование качеств гражданина - патриота Отечества - одно из важнейших и актуальных направлений деятельности педагога - воспитателя. Источниками для национально - регионально...

Сценарий внеклассного мероприятия "Святки"

Сценарий разработан для учащихся 9-х классов в рамках предметной декады.  С целью воспитания патриатизма, повышения интереса к предмету, сплочения классного коллектива и ...

Сценарий театрализованного праздника "Святки"

Сценарий театрализованного праздника "Святки"  разработан для 5 класса , но может быть использован и в других классах  во внеклассной работе и системе дополнительного образования с целью зна...

Сценарий внеклассного мероприятия "Святки"

Сценарий  внеклассного мероприятия для 5-6 классов призван пробудить у детей интерес к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; по...

Внеклассное мероприятие "Святки-колядки"

Внеклассное мероприятие посвящено зимним святочным праздникам.Учащиеся знакомятся с историей возникновения колядования и сами становятся участниками действа. Мероприятие способствует созданию благопри...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. СВЯТКИ.

Приобщение обучающихся к русским народным традициям и обычаям; воспитание уважения к прошлому нашего народа; формирование чувства гордости за нашу Родину....