Сценарий театрализованного праздника "Святки"
методическая разработка (5 класс) на тему

Королева Светлана Евгеньевна

Сценарий театрализованного праздника "Святки"  разработан для 5 класса , но может быть использован и в других классах  во внеклассной работе и системе дополнительного образования с целью знакомства учащихся с народными праздниками и обрядами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatki.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

С  В  Я  Т  К  И.

Сценарий  для  учащихся

 начальных  и  средних классов.

                                                                     

СКОМОРОХИ:  1.Хозяин-хозяюшка, барин-батюшка,

                               Добрые молодцы, красные девицы,

                               Молодушки, мужички, старушки, старички –

                                Здравствуйте!

2.Здравствуйте и почтенные  господа! Вот мы и пришли сюда!

   Извините нас в том,  что мы в платье худом

                  3. Эх, да и я скоморох, жил да был побывал,

                       На босу ногу топор обувал!

                       Кушаком дрова рубил,

                        Кашей палец занозил.

4. Подходите, подходите и друзей своих поближе зовите!

    Мы- развесёлые потешники, скоморохи и насмешники.

                5.Ой, сколько пришло, сколько привалило!

6. Глядите, не моргайте, рты не раззевайте, ворон не считайте!

              Все:   Занавес мы открываем, праздник  развесёлый  начинаем!

7. Все на святки, все на святки, приходите-ка, ребятки!

   И овсень, и коляда будут вместе с нами?  Да!

8. Это что такое святки? Вы не слышали , ребятки?

   Что ж придётся рассказать  и, конечно, показать.

Группа ребят собралась на улице, на лавочке.

  • Что-то скучно сегодня.
  • Да.
  • А какая сейчас неделя-то идёт?
  • Святочная.
  • Тогда хорошо бы друзей позвать да нарядиться.
  • Ребята, а пошли с нами колядовать.
  • Пошли.
  • А кто механошей будет?
  • Давайте посчитаемся:  На златом крыльце сидели:

                                        Царь, царевич, король, королевич,

                                       Мимо шел сапожник с ношей_

                                       Ты же будешь механошей.    

  • На тебе мешок.
  • А куда пойдём – то?
  • Да пошли к тётушке Марье.
  • Пошли.

                 №1.  АВСЕНЬ, АВСЕНЬ, МЫ ГУЛЯЛИ ПО ВСЕМ,

                        ПО ЗАУЛОЧКАМ, ПО ПРОУЛОЧКАМ.

                         КОМУ ПЕСНИ ПОЁМ – ТОМУ СБУДЕТСЯ,

                         КОМУ СБУДЕТСЯ – НЕ МИНУЕТСЯ.

                          ВЫХОДИ, ХОЗЯИН! ВЫХОДИ, ХОЗЯЙКА!

                         ПРИНИМАЙ ГОСТЕЙ СО ВСЕХ ВОЛОСТЕЙ!

  • Дома ли хозяин?
  • Дома ли хозяйка?

ХОЗЯЙКА:   -Дед, слышь поют, никак к нам гости идут.

ХОЗЯИН:  -  Пойдём, посмотрим.  Кто там?

КОЛЯДОВЩИКИ:  Это мы – колядовщики.

                                  Пришла Коляда, отворяй ворота!

ХОЗЯЙКА:  - Здравствуйте, гости дорогие.

КОЛЯДОВЩИКИ:  - Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.

  • Позвольте, хозяева, во горенку войти?
  • Во горенку войти да на серёдочку встать?
  • На серёдочку встать да поздравление спеть?

ХОЗ.  -  Ну что ж заходите, гости дорогие,  спойте, порадуйте нас с дедом.

                    №2.  Коляда, молода, накануне Рождества,

                          Мы нашли Коляду во Петровом двору.

                          Мы малы-веселы колядовщички,

                             Мы пришли прославлять, хозяев величать.

                                 Как на улице мороз, подмораживает  нос,

                          Не велит долго стоять, велит скоро подавать,

                          Или маслице, творог, или тёпленький пирог,

                          Или денежку с орлом, или рубль серебром.  

ХОЗ:     - Рада бы вас угостить да нечем. Вчера всё съедено да выпито.

КОЛ.:  - Ой, жадная хозяйка. Давайте споём ей корилку.

                 №3     КОЛЯДУШКА – КОЛЯДА, ТЫ ПОДАЙ ПИРОГА.

                     НЕ ПОДАШЬ ПИРОГА – МЫ КОРОВУ ЗА РОГА.

                         А НЕ ДАШЬ НАМ КАШКИ – РАЗБРОСАЕМ ЧАШКИ.

                         КТО НЕ БУДЕТ ДАРИТЬ – ТОГО БУДЕМ КОРИТЬ,

                         А КТО БУДЕТ ДАРИТЬ – ТОГО БУДЕМ ХВАЛИТЬ.            

   

ХОЗ.:   - Ой, да пошутила я.  А где  же  ваш  механоша?

              Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,

              Тёпленький пирог да маслице- творог.

ХОЗ.:   - Денежку копьём да рубль серебром.

КОЛ.:   - Спасибо, хозяева, за угощение.

  • Будьте здоровы!
  • Счастливы будьте!
  • Живите без бед, много лет!
  • Ребята, ай да к дяде Семёну!
  • Ай да!

                 КОЛЯДА №1  АВСЕНЬ.

  • Дядя Семён, можно авсень  прокликать?

СЕМЁН:   - Я вам такой дам авсень. Ступайте от моего двора, не то метлой  вас  подженю.

КОЛ.:  - На двор тебе чертей.

  • На огород тебе червей.
  • У скупого мужика родись рожь хороша: колоском пуста, а соломкой - густа.

СЕМЁН:  - Я знать никого не знаю и  с вами знаться не желаю.

                 Расходитесь по домам, я вам ничего не дам.

                 №4.  1.Как  у нашего Семёна нет ни сена, ни соломы.

                         Припев:  Ой, калина моя, ой, малина моя.

                         2. У него жена -неряха, да неряха – растеряха.

                         3. Растворила ничего да, становила на чело да.

                         4. Становила на чело, да две недели процвело да.

                         5. На четвёртую неделю стало пениться,

                             А на пятую неделю стала хлебушка валять.

                         6. Как у нашего Семёна даже хлеба  нету  дома.

СЕМЁН:  -  Прочь от моего двора.

КОЛ.:    - Ребята, пошли к следующему дому.

  • Пошли.

              КОЛЯДА  № 1         АВСЕНЬ.

 

КОЛ.:  - Дома ли, хозяин?

  • Дома ли богатый?

ХОЗ.:  Дома, дома, давно вас жду поджидаю, праздник без вас не начинаю.

КОЛ.:  - Можно ли, хозяева, во горенку войти да поздравление спеть.

ХОЗ.:  - Спойте, гости дорогие.

          №5. 1.   УЖ ТЫ, КУРКА, НЕ ПОЙ, КОНОПАТКА НЕ ПОЙ.

                  ПРИПЕВ:  Ой. Авсень, ой, таусень!

  1. ОЙ, ТЫ ПОЙ , ПЕТУШОК, ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК.
  2. ПОДАВАЙ  ГОЛОСОК  НА  ЕГОРОВ  ДВОРОК.
  3. У  ЕГОРОВА ЖЕНА – В ШЕЛКИ, БАРХАТ СРЯЖЕНА.
  4. А  ЕГОР-ТО САМ МНОГО ДЕНЕГ КИНЕТ НАМ.

КОЛ.:  - Чем ты  нас, хозяйка, одаришь?

  • Денег мешок или каши горшок?
  • Кусок пирога иль кувшин молока?
  • Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички?

ХОЗ.:  - Ах, вы хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки:

  1. Старик у ворот всё тепло уволок  (мороз)
  2. Пришла девушка Беляна, побелила все поляны  ( снег).
  3. Всю зиму пролежит, весной в речку убежит  (снег).
  4. Шуба нова, а на подоле дыра  (прорубь).
  5. Летит, а не птица, воет, а не зверь   (ветер)
  6. Гуляет в поле да не конь, летает на воле, а не птица  (метель).

ХОЗ.:  - А теперь отгадайте название вещей, без которых зимой не обойтись:

             1. Весь шерстяной, а кожи нет  (валенок).

              2. Пять чуланов – одна дверь.  (перчатки).        

  1. Зимой протянулся, а летом свернулся  (шарф).        
  2. Четверо вместе, а один на месте  (варежки).        

ХОЗ.:   - Ну, догадливы, ребятки, отгадали все загадки.

Шум под окнами:   - Хозяин с хозяйкой, слезайте с печки, зажигайте свечки,

  • Открывайте сундучок, вынимайте пятачок,
  • Мы ждать не можем, мы озябли.

ХОЗ.:  - Ой , ещё гости.  Пойду, открою!  Проходите в избу!

КОЛ.:  - Мы не сами идём, мы козу ведём.

  • Где коза ходит – там жито родит.
  • Где коза рогом -  там жито стогом.
  • Где коза хвостом  -  там жито кустом.
  • Где коза ногою – там жито копною.
  • А, ну-ка, коза, потешь честной народ, попляши гостям на удивленье.

( Коза прыгает и падает)

ХОЗ.  – Ой, а коза-то ваша упала.

КОЛ.  – А чтобы коза наша встала надо три куска  сала, решето овса,  поверх колбаса.

ХОЗ.   – Будет вам и угощенье.  Где ваш  механоша?

КОЛ.   – Хозяйка, можно мы у вас поиграем?

ХОЗ.   – С удовольствием.

Игры:   1. «Шла коза по  лесу».

                  «Золотые ворота».

                  «Ходит царь».

  1. Собери пословицу.
  2. Конкурс частушек.

КОЛ.   – Спасибо, хозяюшка, за приятный вечер.  

 Методические рекомендации:

       

            В театрализованном празднике могут участвовать одна фольклорная группа или распределить сценарий на несколько эпизодов и дать разучить разным группам, а потом все представить на сцене в единой постановке. Заранее готовятся народные костюмы, разучиваются песни, игры, выбираются скоморохи. В постановке необходимо использовать простейшие русские народные инструменты. Песни можно выбирать любые, так как колядок очень много самых разных.

       

                      Подготовили:

                                                            С.Е. Королёва – учитель русского языка и

                                                                                      литературы школы №13.

                                                             О.В. Фирсова – учитель музыки

                                                                                           школы  №13.

Resource id #5256

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя.

В данном материале представлен сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя по мотивам к/ф «Чародеи». Данная разработка поможет сэкономить время  классного руководителя, учащихся или ...

Сценарий театрализованного представления "Merry Christmas" – "Рождество" для учащихся 2–5-х классов

Сценарий театрализованного представления "Merry Christmas" – "Рождество" для учащихся 2–5-х классов...

Сценарий театрализованной сказки "Колосок"

Сказка для начальной школы о труде....

Сценарий театрализованного представления книги В.Вересаева "Спутники Пушкина"

Внеклассное мероприятие по литературе рассчитано на учащихся 8 - 9 классов; расширяет и углубляет представления школьников о жизни и творчестве А.С.Пушкина и его эпохе,  служит привлечению подрос...

Сценарий театрализованного концерта к Дню Победы.

Сценарий театрализованного концерта к Дню Победы."Война и любовь".Цель: патриотическое воспитание молодежи.Задачи: 1. воспитание любви к Родине, жизни;2. воспитание человечности;3. расширение кру...

Сценарий театрализованного Новогоднего представления

Сценарий Нового года. В постановке участвовали девятиклассники...