«Богатырская застава»
методическая разработка (5 класс)

Обухов Александр Михайлович

Сценарий конкурсной программы: «Богатырская застава», посвященный празднованию Дню  Защитника Отечества для  учащихся 5-6  классов

Будущее России определяется уровнем воспитания, физического и духовного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Цель – создание условий для позитивной мотивации учащихся к изучению истории, культуры, быта Древней Руси.

Задачи:

1. развить творческий потенциал детей путем вовлечения их в активную творческую деятельность;

2. расширить кругозор и словарный запас детей;

3. приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества;

4. обогащение знаний о качествах национального героя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.razrabotka_3.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий конкурсной программы: «Богатырская застава», посвященный празднованию Дню  Защитника Отечества для  учащихся 5-6  классов

Будущее России определяется уровнем воспитания, физического и духовного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Цель – создание условий для позитивной мотивации учащихся к изучению истории, культуры, быта Древней Руси.

Задачи:

1. развить творческий потенциал детей путем вовлечения их в активную творческую деятельность;

2. расширить кругозор и словарный запас детей;

3. приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества;

4. обогащение знаний о качествах национального героя.

Особенности реализации программы: участники программы – команды учащихся 6-х (8-10 человек в команде). Сцена оформлена как русская изба; стоит печь (ширма), стол, деревянная лавка. Сидячие места для трех команд располагаются полукругом в зале. Программа проводится в зале, оснащенном экраном, видеопроектором и аппаратурой. Главное условие успешного проведения – предварительная подготовка участников. У всех трех программах один ведущий.

Особенность этой программы: в течение всего мероприятия происходят театрализованные вставки, являющиеся связующим звеном между конкурсами.

Продолжительность – 1 час 15 минут.

Подготовительные мероприятия:

  1. знать ответы на вопросы (см. приложение 1)
  2. знать назначение следующих предметов и уметь объяснить их использование (см. приложение 1)
  3. прочитать былины (см. приложение 1)
  4.  уметь по описанию узнать героя былины
  5. подготовить инсценировку былины

Музыкальное сопровождение: в программе используются фонограммы

русских народных плясовых мелодий; композиции группы «Иван Купала».

Оборудование:

  1. экран, проектор;
  2. музыкальная фонограмма;
  3. костюмы для героев: русские народные костюмы;
  4. карточки с кроссвордом, устаревшими словами;
  5. канат.

План проведения:

  1. Организационный момент. Сообщение о цели мероприятия.
  2. Кроссворд «Древняя Русь»
  3. Конкурс «Устаревшие слова»
  4. Викторина по былинам
  5. Инсценировка былины
  6. Конкурс «Древнерусское оружие»
  7. Конкурс «Хозяюшка»
  8. Конкурс «Перетягивание каната»
  9. Конкурс «Тараторки»

10. Заключительная беседа. Вручение свитков.

Действующие лица:

Ведущий

Отставной воевода киевский Святослав Микитич

Варвара (дочка Святослава Микитича)

Детей встречает ведущий.

Участники рассаживаются по командам.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на программе «Богатырская застава». Вы наверно, уже догадались, что сегодня мы будем говорить о Древней Руси. Я предлагаю вам окунуться в эту эпоху.

Идет текст фонограммы (см. приложение 2). На экране появляются изображения подобранные к тексту.

Ведущий: Сейчас, ребята, я хочу проверить ваши знания по этой теме.

Кроссворд «Древняя Русь»

(см. приложение 2)

На экране изображение белокаменного города.

Ведущий: Действительно жизнь в Древней Руси была очень не спокойная. И поэтому появились заставы богатырские.

Звучит музыка. На экране появляется изображение богатыря. На сцену выходит отставной воевода киевский Святослав Микитич. Садится за стол.

Святослав Микитич (вздыхает, охает): Ой, было время….Эх, было…Были молоды…Богатырями были…Куда сила ушла?...Эх…..

На сцену выходит Варвара (дочь Святослава Микитича).

Варвара: Батя, опять вы здесь сидите! Изба еще не убрана. Шли бы на крыльцо на солнышке погрелись.

Святослав Микитич: Эх, Варвара, тебе лишь бы покричать. А я вот друзей ратных вспоминаю, да память уже не та.

Варвара: Пойдем, Батя, я с тобой посижу, что в пыльной хате сидеть-то?!

Герои уходят.

Ведущий: Ребята, давайте тоже вспомним дела ратные и имена богатырские.

Проходит викторина

Викторина (см. приложение 3)

Ведущий: Молодцы! Отлично знаете историю написания былин, их описание.

На сцене появляются герои, произносят следующие слова (см. приложение 4). Слова все разные, это связано с инсценировками детей.

Ведущий: Святослав Микитич, слегка приукрасил эту былину. А как же было в былине на самом деле?

Инсценировка

Участники показывают инсценировку былины.

На сцене появляются герои. Святослав Микитич садится за стол. Варвара метет пол.

Святослав Микитич: Эх, Варварушка! Многое уже  кануло в лету. Вот вы сейчас как говорите?

Варвара: Как?

Святослав Микитич: Неправильно говорите! Старые слова забываете, речь свою новыми словами коверкаете.

Варвара: Так время уже не то, вот и слова новые!

Святослав Микитич взмахивает рукой. Герои уходят.

Ведущий: Действительно, ребята,  многие старые слова поменяли свой смысл или вообще исчезли из речи. Попробуем узнать их и дать определения.

Конкурс «Устаревшие слова»

Конкурс на смекалку учащихся. От каждой команды вызываются три человека. Участникам  предлагается дать определения устаревшим русским словам.

На экране изображение летописи.

Как вы думаете, что это такое? Например, очи – глаза

Жидовин – так в былине обозначен чужеземный, хазарский, богатырь.

Борзой – быстрый

Мех – мешок

Супостат – злодей

Долонь – ладонь

Полон – плен

Рать – войско

Зыкать – кричать

Чело – лоб

Ведущий: Изменение  русской речи происходит и до сих пор. Но надо помнить историю русского языка.

Появляется на сцене Святослав Микитич и Варвара.

Святослав Микитич: (размахивает мечом) Да было время, мы сражались и с ордой татарской и с другой тьмой басурманской.

Варвара: Батя, что опять вы за старое! Не пораньтесь!

Варвара забирает меч. Уходит.

Святослав Микитич остается на сцене, садится в  задумчивости за стол. Засыпает.

Ведущий: Вот вам, ребята, следующие задание: определить, чем защищал богатырь Русь.

Конкурс «Древнерусское оружие»

Каждой команде выдается карточка с названиями различных предметов. Участникам надо вычеркнуть те слова, которые не относятся к древнему русскому оружию.

На экране изображение кольчуги и щита.

Оружие: палица булатная, кулак, сабля вострая, лук тугой, копье, плеточка шелковая, стрела калёная.

Лишние слова: чело, перо, палка-капалка, свист, стремечко булатное, косица (висок), мурава, мешок.

Ведущий: Но вернемся к нашим заданиям! Пока богатыри несли службу на богатырских заставах, девицы-красавицы на посиделках готовили себе приданное: шили рубахи, полотенца; вязали, ткали полотно. Ведь многое зависело от жены богатыря: смелой, находчивой, но в тоже время женственной и домашней. Вот и проверим сейчас, наших девочек.

Конкурс «Хозяюшка»

Игра для девушек. На экране появляются предметы крестьянского обихода. Участницы от каждой команды должны не только правильно назвать предмет, но и объяснив его прямое назначение, показать в действии. (См. приложение 4).

Ведущий: Богатыри на Руси были умные, сильные да ловкие. Где они проходили, там травка не гнулась, лед не ломался. Вот вам и следующее задание.

Конкурс «Перетягивание каната»

Состязание только для мальчиков. Условие состязания: между командами соперников проведена черта. Взявшись за противоположные концы, игроки по знаку ведущего, начинают тянуть канат на себя. Та команда, которой удается перетянуть соперника за черту, считается победительницей.

На экране изображение богатыря.

На сцену выходят герои.

Святослав Микитич: Ой, Варвара, ну ты и тараторка. Поспать не дала, все под окном с девчатами балаболила.

Варвара (смеется): А я еще и не так, батя, умею. (Проговаривает скороговорку)

Герои остаются на сцене.

 Ведущий: Ребята, я вам тоже предлагаю себя попробовать в этом разговорном жанре.

Конкурс «Тараторки»

Команды получают скороговорку. Каждый участник команды должен быстро и четко протараторить свою скороговорку рядом стоящему. Тот, в свою очередь, другому  и так далее.

На экране изображение двух девушек.

«Две товарки-тараторки тараторят во все глотки».

«Бык топогуб, топогубенький бычок, у быка губа была бела».

«Ложечка желокобоковыгибистая, желобоковыгибистая ложечка».

Ведущий: Вы, ребята, молодцы справились со всеми заданиями.

Подведение итогов. Объявление результатов.

Ведущий: А теперь наставление нашим молодцам и красным-девицам.

Святослав Микитич встает.

Святослав Микитич: Хотелось бы мне, Варюша, чтобы все молодцы знали, что богатыри – были людьми великой силы и храбрости. Но истинный русский богатырь – это не только сила. Это человек чести и долга, верный в дружбе, человек, который видит свой долг в защите родины, даже если за нее сложит свою «буйную головушку».

Ведущий раздает командам наставления, оформленные в виде свитка.

Герои уходят.

Ведущий: Наше мероприятие подошло к концу.

До свидание, ребята!

Список литературы

  1. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в 5-11 классах. Вып. 2 – Волгоград: Учитель, 2007
  2. Илья Муромец/Пересказ и обработка Н.И. Надеждина – М., Изд-во «Белый город», 2003
  3. Орлова Н.Г. Герои русских былин. – М., «Белый город», 2008
  4. Праздничный калейдоскоп / авт.-сост. Е.В. Шаталова. – Волгоград: Учитель, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Невская Застава в конце XIX - начале ХХ веков

Презентация, иллюстрированная видами промышленных предприятий, культовыми сооружениями (утраченными и сохранившимися),фотографиями конца прошлого века...

"Я весь мир заставил плакать … " по творчеству Б.Л.Пастернака

Расширение и углубление знаний учащихся о жизне и творчестве русского поэта и писателя Б.Л.Пастернака...

Мастер -класс "Меня заставили"

Этот мастер-класс был разработан на конкурс "Самый классный классный"...

викторина "Богатырская застава"

викторина "Богатырская застава" 7 классВоспитание у учащихся верности боевым традициям старшего поколения, преданности своей Отчизне, готовимся к защие ее рубежей...

Былины - богатырский эпос русского народа. Былины "На заставе богатырской", "Три поездки Ильи Муромца"

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из эти...

Спортивно-интелектуальная игра "Богатырская застава"

ПРОГРАММАспортивно-интеллектуальной игры«Богатырская застава»для обучающихсяМБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»Цели и задачи:Способствовать расширению кругозора детей, уважительному отношению к культуре род...