"Я весь мир заставил плакать … " по творчеству Б.Л.Пастернака
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Расширение и углубление знаний учащихся о жизне и творчестве русского поэта и писателя Б.Л.Пастернака
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК - МОНТАЖ
ТЕМА: Я весь мир заставил плакать … по творчеству Б.Л. Пастернака.
ЦЕЛЬ: Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта и писателя Б.Л. Пастернака;
Ознакомить с наиболее интересными стихами и прозой;
Воспитание чувства гражданственности;
Развития навыков самостоятельности чтения и анализа стихов ,произведений.
Оборудование: плакат со стихотворными строками Б.Л. Пастернака :
Природа ,мир, тайник Вселенной
Я службу долгую твою ,
Объятый дрожью сокровенной
В слезах от счастья отстою…
Репродукции с картин И. Левитнан Золотая осень, И.Репина Под конвоем литературной бюллетень Венок поэту ,выставка произведений Б . Пастернака , М. Цветаевой ,А. Ахматова ,Я. Мондельштама , С .Есенина, Н . Бумелева , А .Блока ,А.Пушкина , Портреты писателей и поэтов, грамзаписи с произведениями П.И. Чайковского(“Времена года”), Г. Глиэра Концерт для голоса с оркестром , А Рубинштейна Ария Демона в исполнении Г.Отса
Эпиграфом к уроку взяты строки из стихов. Б . Пастернака Нобелевская премия
Я весь мир заставил плакать
Над красотой земли моей
Ход урока
Слово учителя ( звучит сочинение П.И.Чайковского Время года –ноябрь )
- Международный планетный центр , который базируется в США утвердил названия группы малых планет открытых сотрудниками Крымской астрофизической обсерватории. Это Планеты Ф.Достоевского , М .Булгакова, Б . Пастернака , обращающие между орбитами Марса и Юпитера .Это произошло накануне 100-летия со дня рождения Пастернака , в пору восстановления справедливости в отношении его имени и его дела .
Б.Пастернаку не пришлось участвовать в жестоких расправах , не посылали его в сопредельные земли . Но он прошел свой путь. Анна Ахматова писала после его кончины:
Он поведал мне , что передним
Вьется путь золотой и крылатый ,
Где он вышнею волею храним .
Откуда и куда вел путь ставший символом творческой судьбы Б.Пастернака ? Он уводил к духовному возмужанию от благополучного Московского детства , смешного комфорта, обособленного мира элитарной интеллигенции
1-й ученик делает краткое сообщение о жизни поэта _____________________________________________________________________________
- Б. Леонидович Пастернак родился в 1890 г. В Москве . Отец его Леонид Осипович Пастернак – известный художник , мать- Розалия Кауфан- профессиональная пианистка. В доме Пастернаков бывали художники – живописцы И.Левитан , В.Перов . Писатели: Л. Толстой , В.Гиляровский , В .Маяковский . Мать , ученица известного композитора , музыканта Антона Рубинштейна привила сыну любовь к музыке
Жизнь вне музыки я себе не представлял… музыка была для меня культом – писал позднее Б.Пастернака .
Рядом с музыкой жила живопись . Отец его был академиком живописи ,ваяния и зодчества. Перед глазами юного пастернака проходило более половины запасов нынешних галерей и государственных хранений. Это плотная Серова ,репина, Мясоедова, Сурикова и др.
Часто у них бывал Л.Н. Толстой . Отец Б.Пастернака иллюстрировал произведения великого писателя . Учила русский грамоте мальчика детская писательница Боратынская . В 1901 г. Б. пастернак поступил учиться в Московскую классическую гимназию , здесь упорно занимались под руководством известного композитора Р. Блиэра. Уже с 13 лет сочинял музыку. Его музыкальные сочинения получали одобрения композитора А. Скрябина. Ему предсказывалось композиторское будущее . Пастернака в юности увлекался и философией . В 1908 г. Он поступает на юридический факультет Московского университета. Но в 1909 году по совету Скрябина закончил по 1912 г. Едет в философии в 1912 г. Едет в Германию , занимается в Маргбурском. Университете . Ему было предложено остаться в Марбурге для получения докторской степени .Но он от этого наотрез, как отказался ранее от композиторского поприща .К этому времени уже было написано стихотворений.
УЧИТЕЛЬ: Б. Пастернак первую книгу стихов написал еще в 1913 году. После революции поэт много пишет и работает, и испытывает редкостный душевный подъем. Именно тогда он целиком отдается литературной деятельности.
Стал знаменитым после сборника «Сестра моя -жизнь» (1927 г.). Прочитав стихи этого сборника, А.Луначарский писал: «Слово я прошелся под черемухами» Книга посвящена М.Ю.Лермонтову.
С первых шагов поэзии Пастернак обнаружил особый строй художественных приемов и средств.
К его стихам надо было человекупривыкать надо было в них вживаться Я думаю – пишет Ф. Искандер – самые невнятные его стихи – преимущественно музыкального происхождения . Однако он всю жизнь стремился к простате . Пройдя трудный путь творчества , он этого и достиг.
Он пришел в русскую поэзию одновременно с Маяковским , Есениным , Цветаевой , Мандельштамом . Огромное влияние на формирование Пастернака оказался А. Блок и для Пастернака поэзия стремление открывать прекрасное а природе, душе и сердце человека:
Это – круто налившийся свис
Это щелкань сдавленных льдинок
Это ночь , леденящая свист
Это двух соловьев поединок
2-ой учении читает наизусть ст. Ветер , посвещенное А.Блоку
Блоковская метель врывается в стихи Пастернака , в которых горит Пушкинская свеча. Ветер для Пастернака – символ обновления . У Блока он берет идею свободного творчества , идею служения отечеству , что было присуще представителям классической литературы.
УЧИТЕЛЬ: Волновала Пастернака историческая тема. Вскоре после революции он пишет поэмы 905 год «Высокая болезнь»
Б. Пастернак никому не подрожал , поэтому его творчество не укладывалось в программирование расмки . Однако не отрицал своей внутренней связи с Пушкином и мечтал о том времени , когда истинна поэзия найдет путь к сердцам читателей.
Через все творчество Б. Пастернака проходила любовь к русскому пейзажу , к России , к ее полям и лесам , к людям , труженикам. У поэта нет разделения природы на живую и неживую .
у него дождь гуляет по газонам, разговаривает, стихи пишет, ветер грустит. (стих. «Деревья, только ради вас» ).
Поэты серебренного века: Маяковский, Есенин, Блок, Пастернак, Ахматова, Мандельштам ратовали за красоту, которая должна спасти мир. Нельзя найти поэтов более близких по ощущению природы, чем Пастернака и Есенин.
4-й ученик
Представителей классической литературы Лермонтова, Пастернака, Чайковского, Рубинштейна связывает мятежный дух Демона, презрение мира где господствует насилие над человеческой личностью. Образ Демона становится призывом к борьбе за права человека. (Читает стих. Пастернака «Памятник Демона»).
Прослушивание Арии Демона из одноименного сочинения А. Рубинштейна в исполнении Г. Отса.
УЧИТЕЛЬ: Перед Пастернаком никогда не стоял вопрос – покинуть или не покинуть Россию. Напротив, он всегда дорожил почвой, на которой появилась его судьба. Уже зрелый Пастернак писал после революции:«Уходит с Запада душа, ей нечего там делать. Душа с Запада уходит на простор России, простор, заполненный весной, весной бездонной. «Весна – это не только календарь природы, это календарь истории. История в облике современности вторглась в лирику и заставила поэта посмотреть на мир иными глазами.»
5-й ученик
Трагические события в истории страны – коллективизация, надвигающийся террор требовали перелома и в отношении к себе, к своей работе.
УЧИТЕЛЬ: Период, связанный с первым съездом писателей, стал временем наибольшей общественной деятельности Пастернака. Во многом это объясняется инициативой Горького и Бухарина. О Пастернаке говорили и писали. На него возгласили надежды. На съезде он был избран в праление Союза писателей, несмотря на то, что в своей речи он сказал: « При огромном тепле, которым окружает нас народ и государство, слишком велика опасность стать социалистическим сановником. Подальше от этой ласки во имя ее прямых источников.
В своих выступлениях Пастернак отстаивал свое мнение самостоятельного художника. Ему резко возражали. Все это тяготило художника.
6-й ученик
О поездке на Урал Пастернак писал: «В начале 30-х годов было такое движение среди писателей – стали ездить по колхозам, собирать материалы для книг о новой деревне. Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку с мыслью написать книгу.»
ТО, что я увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно не укладывалось в границе сознания. «Я заболел, целый год не мог спать.»
УЧИТЕЛЬ: «Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне голоден душой.»
С одной стороны – тяжелое положение крестьян, с другой – гонение на интеллигенцию, террор. Погибли Н. Гумилев, Алексей Ганин, С. Есенин. Пастернак не писал, ушел в одиночество. Путь гражданина, поэта избран, он с народом.
7-й ученик
Читает монолог Шмидта из поэмы «Лейтенант Шмидт». В этом монологе боль и тревога самого Пастернака за все происходящее в стране. После гибели талантливых людей он все еще стремился закласть трагедию ссылками на исторические параллели, как это делали в свое время Пушкин и Лермонтов.
УЧИТЕЛЬ: Б. Л. До войны и в послевоенное время занимался переводами. Его переводы шекспировских произведений самые лучшие.
8-й ученик
Читает «Грядущее на все изменить взгляд»
- Зимой 1942г. и 42г. жил поэт в городе Чистополе. Трудной была жизнь, но он был терпелив и прост, вынослив и скромен. Писал стихи, переводил.
«Мил моему сердцу Чистополь,
И зимы в нем, и жители, и дома».
Сердечные, искренние воспоминания о Чистополе сохранил поэт до конца своей жизни. Он переписывался с писателем Авдеевым, и это стихотворение он написал в его альбом.
Любовь к народу, завещанная толстым характером, черта Пастернака. Он продолжил дело русских классиков, шел по своему пути, а не сталинских бытописателей народной жизни. Это бытописатели любили рисовать карикатурные образы интеллигентов, которым противоставлялись «героические народные типы»
УЧИТЕЛЬ: В годы войны по-иному взглянули на мир, по иному оценили красоту родной земли. Рядом с героическими музыкальными произведениями родились лирические. Композитор, музыкально-общественный деятель, создатель, советской композиторской школы Геиндгольд Глиэр в своем «концерте для голоса с оркестром» воспел духовную красоту, чистоту и благородство советского человека.
УЧИТЕЛЬ: Б. Пастернак с конца 1945 г. усиленно работает над прозой. Его роман «Доктор Живаго» не имел на Западе такого резонанса. Поэт повлиял на ход мировой политики. Его издатель в Милане Фельтринелли был вынужден уйти из Итальянской Компартии под нажимом Суслова и Хрущева.
В августе 1946 г. снова начались репрессии. Пастернак жил в сознании, что его могут в любое время арестовать. Он не таился. С этого года его не печатают. Жесточайшее критике подвергли его за долго «Д. Ж..» Рапповская критика не принимала творчество Пастернака. Если и печатали, то после подвергали проработке. Принято было изображать Пастернака как отшельника, отгородившегося от эпохи и от народа. Придумали кличку «внутренний эмигрант». Эта кличка досталась и Анне Ахматовой.
Пастернак горечи потери преодолевал стойко. С юношеских лет развивал способность обновления. В последние годы шести лет развивал способность обновления. В последние годы жизни он оставался юношей с седыми волосами.
9-й ученик
В 1954 г. в журнале «Знамя» появился стих. Ю. Живаго «Гамлет», «Белая ночь», «Рождественская звезда», «Ветер», «Магдалина» и др. (их 10). А роман «Доктор Живаго» был завершен в 1956 г. Предполагалось, что роман будет печататься в журнале «Новый мир». Получив отказ от редакции, Пастернак передал рукопись прогрессивному итальянскому издательству. Выход романа за рубежом, вслед за этим присуждением Нобелевской премии в 1958 г. вызвало со стороны тогдашних политических и литературных деятелей осуждение творчества Пастернака. В ответ на критику и на предложение покинуть страну, поэт отвечал что не мыслит себя все Родины.
Пастернак еще тогда писал, что Нобелевская премия – это абсолютная (правда) победа, признание и честь оказанная всей русской литературе. Однако, эта премия не только за роман «Д. Ж.» она и за поэтические произведения. Кандидатура Пастернака на Нобелевскую премию выдвигалось уже не раз.
УЧИТЕЛЬ: Полосы утомления, горя и мрака были нередки, но он их преодолевал стойко. У него не было возможности открыто писать в печати об искусстве, философии, самой жизни. Поэтом он писал частным лицам. Что важно, никогда не был озлоблен, отличался добротой, он себя называл чернорабочим в поэзии. По прежнему жил в подмосковном Переделкино, у него бывали старые друзья – поэты, писатели, композиторы. Трудился с огромной отдачей, писал стихи, статьи, был с народом, защищал правду, утверждал доброту в жизни.
10-й ученик
Читает стихотворение «Культ личности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака
Презентация посвящена жизни и творчеству Б.Л. Пастернака. В ней рассматриваются основные события жизни писателя, а также некоторые произведения Бориса Леонидовича....

Конспект урока- обозрения в 11 классе на тему "Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака"
1. Вступительное слово учителя о Б.Л.Пастернаке.2.Отношения Пастернака с Блоком и Маяковским3. Факты из биографии Б.Л.Пастернака4.Знакомство со стихотворениями Пастернака5. Присуждение Пастернаку Нобе...

Презентация к мастер-классу по творчеству Б. Л. Пастернака.
Презентация к мастер-классу по творчеству Б. Л. Пастернака....

Урок по творчеству Б.Л.Пастернака. 11 класс
Предлагаю разработку урока по творчеству Б.Л.Пастернака. Это один из самых удивительных авторов XX века....

Урок по творчеству Б.Л. Пастернака "Цель творчества - самоотдача"
Урок по лирике Б.Л. Пастернака, созданный по технологии "Творческая мастерская" знакомит с многогранным и уникальным явлением в культурной жизни России и всего мирового сообщества...
