Мастер-класс по творчеству Б. Л. Пастернака.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Тимошина Алла Игоревна

Мастер-класс по творчеству Б. Л. Пастернака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.pasternak.rar4.73 КБ

Предварительный просмотр:

             Мастер-класс учителя МОУ СОШ № 40 г. Сатки

                                             Тимошиной А.И.

Практическая работа на тему: «Роль метафоры и цветописи в  

                                                      лирике Б.Л. Пастернака».

Цель работы: проанализировать 5 стихотворений Пастернака, обратившись к ведущему тропу и цветописи.

                                         Ход работы:

1.Ребята, сегодня мы с вами откроем удивительный мир поэзии Б.Л.Пастернака – ярчайшего русского лирика 20 века. А.Блок говорил:

«Нравственные ценности наследственны».

- В чем проявилась одаренность Пастернака? ( Талант. художник , музыкант, философ).

- Почему же он стал поэтом? ( Реальный мир, жизнь, любовь, красота природы, музыка, человек – единое целое для Пастернака, а это можно выразить только словами).

2.Б.Л. говорил: «Поэзия валяется в траве под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Наша задача – убедиться в этой простой истине.

3.Что же получилось у Пастернака? (Читаем две строфы слайда).

- Какое изобразительное средство использует в этих строфах поэт?(Развернутую метафору).

- Что такое метафора? (от греч. – перенесение) – вид тропа, в котором свой-ва одного предмета переносятся на другой. Предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоциации. Размышляя о метафоре, Аристотель заметил: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Отличительная черта творчества Пастернака – метафорическая насыщенность. Природа – собеседница поэта, его лирический герой.

4. Перед вами 5 стихотворений Пастернака. Прослушав их и внимательно прочитав, вы должны найти метафоры и выяснить их роль в каждом стихотворении. (5 уч-ся читают наизусть стихи Пастернака, затем идет работа ( 1-2 минуты).

5. Уч-ся приводят примеры метафор и делают выводы:

1 стих-е (выразительность, иллюзия движения, мгновенность впечатлений, цветопись – Пастернак заявляет о своем поэтическом кредо: подчиняться не норме, правилу, логике, а случайным ассоциациям, порыву души);

2 стих-е (эмоциональность, образность, бытовые зарисовки, яркая разновидность метафоры – олицетворение);

3 стих-е (гармония природы и человека, ощущение бесконечного счастья, покой, умиротворение – время остановилось!);

4 стих-е ( «образ входит в образ», он живописен, динамичен, музыкален и порывист);

5 стих-е ( любимое время года поэта – зима – февраль, неизбежное течение жизни передано через идущий снег, в этом – вся душа лирического героя; слова рождаются сами по себе, любое явление поэт стремится «застать врасплох» и принимает это как должное).

6. Еще один прием, используемый Пастернаком для создания худ-ных образов, - цветопись.

- Выпишите цветовые символы из данных стихотворений и объясните их значение, но так, чтобы оно совпало с точкой зрения самого поэта (черный – не символ смерти!)

Черный – яркость, блеск, блики последних дней зимы.

Синий – символ небесного, возвышенного.

Красный, огненный – символ жизни, источник тепла.

Зеленый – молодость и красота.

Белый – символ чистоты и святости, божественный цвет. ( Полный ответ – слайд №5 – проверка).

7. Итоги занятия: мы с вами выполнили практическую работу на основе стихотворений Пастернака и углубили свои знания о худ-х средствах языка – метафоре и цветописи. Уверена, вы увидели красоту поэтического слова, почувствовали его прелесть и, наверное, не раз обратитесь еще к миру удивительной поэзии Б.Пастернака. ( Поздравление – романс «Свеча» на стихи Пастернака «Зимняя ночь». Образ свечи – развернутая метафора.) (Слайд №6 – свеча)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Фантазия и творчество в графике"

Мастер – класс «Фантазия и творчество в графике» разработала Казанцева Галина Никитична учитель технологии высшей категории МОУ СОШ п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области. Цель: обо...

Презентация к мастер-классу по творчеству Б. Л. Пастернака.

Презентация к мастер-классу по творчеству Б. Л. Пастернака....

Мастер-класс "Цветообозначение в творчестве И.А.Бунина".

Мастер-класс на тему: "Автор.Предмет.Цвет".В основе мастер-класса лежит творчество И.А.Бунина.В данной разработке раскрываются особенности цветового обозначения в творчестве писателя.Возможно использо...

Мастер-класс "Устное народное творчество"

Мастер-класс "Устное народное творчество"...

Мастер – класс «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста»

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. По тому, как ребенок строит свое высказ...

Мастер-класс "Символы в творчестве Мэлса Самбуева"

в 2017 году открытый мастер- класс «Символы в творчестве М. Самбуева» на районном семинаре «Филологическое образование в Закаменском районе» МАОУ «Санагинская СОШ»...

Проведение мастер - класса по прикладному творчеству "Текстильная брошь" для людей с ограниченными возможностями 2020 год.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22829868","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22829871","attributes":{"alt":"","class"...