Мастер – класс «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка ( класс) по теме

Липатова Ольга Николаевна

    Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития. Речь становиться образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение целесообразно и правильно использовать в своем словесном творчестве разнообразные средства выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_slovesnoe_tvorchestvo.docx30.26 КБ
Файл prezentatsiya_k_master-klassu.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста»

Липатова Ольга Николаевна

учитель - логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна   «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»

Цель: знакомство педагогов с нетрадиционными приёмами работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленными на развитие словесного творчества.

  1. Теоретическая часть

Слайд 1.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития. Речь становиться образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение целесообразно и правильно использовать в своем словесном творчестве разнообразные средства выразительности.

Слайд 2.

Словесное творчество является одним из сложнейших видов творческой деятельности дошкольников. Традиционно в отечественном дошкольном образовании развитие словесного творчества выражается в чтении взрослым и слушания ребенком сказки/рассказа, пересказах ребенком сказки/рассказа, описания картинок, чтения стихотворений, небылиц, отгадывания загадок. Организуя работу в данном направлении, необходимо применять эффективные приемы формирования словесного творчества, т.е. нетрадиционные приемы, стимулирующие творческую активность, воображение и заинтересованность детей к предлагаемой деятельности.

Применение нетрадиционных приемов в работе над развитием словесного творчества дошкольников возможно средствами творческих рассказов. 

Слайд 3.

Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе. Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений.  

Слайд 4.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера, сказки, описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).

  1. Рассказы реалистического характера.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.  В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

         В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением. Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Педагог дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

         Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи. План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

Слайд 5.

  1. Рассказы с описанием природы

Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

  • обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы;
  • углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью;
  • обучение детей описанию объектов природы по представлению;
  • обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.
  1. Рассказы на основе сказок

Сказка – произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и правильными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка.

Обучение умению придумывать сказки лучше всего начинать с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. Важно, чтобы ребенок отличал реальные события от вымышленных (сказочных).

Слайд 6.

В современной педагогике известны нетрадиционные подходы работы со сказкой, которые позволяют разнообразить работу с ней и повысить влияние сказки, как на развитие речи, так и на словесное творчество дошкольников, к ним относят:

  • Сочинение сказки по сериям картинок

Детям предлагается заранее подобранная серия картинок, на какой – то один сюжет. В ходе выполнения данного задания дети учатся выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия.

Сочинение сказки осуществляется в следующем порядке:

При рассматривании с детьми первой картинки, обращается внимание на то, что за местность изображена на рисунке: «Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?» Начало сказки составляется по первой картинке («Жили-были...»).

Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание детей на более мелкие предметы: «Как вы думаете, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?»

Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему.

  • Коллективное сочинение сказки

         В коллективном сочинении участвует сразу несколько детей, где они предлагают тему, героев сказки, а взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Участие сразу нескольких детей делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно:

- придумывание названия сказки, героев, рассказывание о том какими они будут (внешний вид, настроение);

-   беседа по вопросам: С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?

В результате сказка «собирается» из детских ответов.  

  • Сказка о конкретном персонаже

 Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее.

Ребенку предлагается выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Последовательность работы:

  1. Педагог предлагает примерный план сочинения сказки:

- нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.);

- определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия);

- описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате...).

2. Подводится итог:

- придумать название сказки, определить героя и цели его действий;

- определить достигнутые им результаты, как изменился герой;

- сформулировать выводы. 

  • Сказка об игрушках

Для сочинения сказки детям предлагается подумать, про какие игрушки они хотели бы рассказывать. Затем при беседе по вопросам педагог обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (какого цвета, формы, из какого материала они сделаны), подбирает сравнения (сходства и отличия игрушек), но в, то, же время сказки об игрушках не должны быть не описательными, а сюжетными. Например, что случилось с медвежонком, который попал в детский сад. 

  • Сказка по заданной теме

 Детям предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от ребенка умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств.

Задавая тему сказки, педагог формулирует ее так, чтобы она эмоционально настраивала детей на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). В качестве героя могут быть использованы неодушевленные предметы - например, кровать или сумка.  

Развитие словесного творчества будет наиболее эффективным, если применение выше перечисленных приемов осуществлять совместно с театрализованной деятельностью. Такой подход позволит демонстрировать собственные творческие рассказы и сказки детей через игры-драматизации, инсценировки, этюды, кукольные и настольные театры.

Данный вид деятельности также может предполагать коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. При распределении ролей необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждать характер персонажей.

В своей практике использование отдельных видов творческих рассказов осуществляю на этапах автоматизации поставленных звуков в связной и свободной речи. Организуя работу в данном направлении, активно применению творческую методику -  мнемотехника. Мнемотехника служит не только зрительным помощником при разучивании стихотворений и чистоговорок, отгадывании и придумывании загадок, но и позволяет закреплять понятие о структуре рассказа (начало, середина и конец), дает возможность ребенку выстроить последовательность изложения, логичность, видеть причинно – следственную связь между объектами и событиями.

Слайд 7. По мнению Т.А. Ткаченко, мнемотехника это – предметно-схематические модели. Мнемотаблицы содержат графическое или частично графическое изображение, каких – либо персонажей, явлений природы или действий.

Слайд 8 - 10. (мнемотаблицы)

Слайд 11. Основываясь на материалах методик данного автора, для составления творческих рассказов использую карту, которая служит графическим планом для ребенка.

Квадрат «Кто я?» Схематически изображено лицо девочки (мальчика). Нужно подобрать изображения разных героев: феи, злой ведьмы, короля, зверей и т.д.

Квадрат «На чем?» Схематически изображены виды транспорта. Нужно подобрать картинки из группы «Разные виды транспорта» и волшебный транспорт: летучий корабль, летающая тарелка, ступа Бабы Яги и т. п.

Квадрат «Место и время». Схематически изображены деревья, солнце, девочка идет по тропинке. Нужно подобрать картинки: лес, море, река, дворец, луна, сказочный дворец и т. п.

Квадрат «Что случилось?» Изображен знак вопроса, обозначающий, что же случилось с героем, кого он встретил. Нужно подобрать картинки: Снежная королева, роботы, Кощей Бессмертный и т. п.

Квадрат «Кто помог?» Схематически изображены заяц, зеркало, цветок, очки и т. п. Нужно подобрать картинки: разные животные, джинн, Снегурочка, ковер-самолет и т.д.

Квадрат «Конец». Схематически изображены смеющиеся и плачущие лица. Нужно подобрать картинки: свадьба, дед и баба и т.д.

Чтобы в дальнейшем изменить варианты игры, карту необходимо разрезать на квадраты и тогда начать рассказ можно не с первого квадрата, а с любого другого.

Слайд 12.

Чтобы ребенок мог самостоятельно подобрать к каждому квадрату необходимую картинку предлагаю карты схемы с соответствующими изображениями.

      Слайд 13.

      Кроме выше перечисленных приемов по развитию словесного творчества использую приемы, на мой взгляд, наиболее  интересные и привлекательные для детей:

- придумывание окончания сказки, начатой педагогом, ее начала или середины;

- творческое рассказывание по литературному образцу с заменой героев;

- творческое рассказывание по литературному образцу с теми, же героями, но с заменой места действия;

- творческое рассказывание с придумыванием нового сюжета с теми же героями.

Применение нетрадиционных приемов творческого рассказывания дает возможность закреплять поставленные звуки, развивать словарный запас, грамматический строй, связную речь. Благодаря привлечению родителей к участию в сочинении собственных рассказов, сказок и загадок в процессе выполнения домашних заданий, работа в данном направлении наиболее успешна. Ведь обучение рассказыванию на занятиях с логопедом, а затем закрепление изученного материала с воспитателем будет эффективнее, если в процесс будет включаться и семья.

Слайд 14.

  1. Практическая часть мастер – класса

Для проведения практической части мастер – класса участникам предлагается сформировать четыре творческие группы, каждая из которых получает задание:

  1. Придумывание (изменение) окончания знакомой сказки, начатой автором.
  2. Придумывание (изменение) начала знакомой сказки.
  3. Творческое рассказывание по знакомой сказке с заменой героев.
  4. Творческое рассказывание по знакомой сказке с заменой места действия.

     3.   Заключение

Развитие словесного творчества должно дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни. Знакомство с окружающей действительностью, содержательная жизнь в детском саду – вот основа для формирования такого сложного вида деятельности.

Следует подчеркнуть, что формирование словесного творчества ребенка – это сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.  Поэтому, на мой взгляд, важнейшую роль в развитии детского словесного творчества играет позиция педагога, его интерес к этому виду деятельности.

     4.   Рефлексия

Слайд 15.

Педагогам предлагается оценить мастер - класс и выступить по трем вопросам:

- цели прихода на мастер - класс;

- что взял полезного;

- хочется ли что – то отметить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 2

Традиционное применение приемов развития словесного творчества выражается в : - чтении взрослым и слушания ребенком сказки/рассказа; - пересказах ребенком сказки/рассказа; - описания картинок; - чтения стихотворений, небылиц; - отгадывания загадок.

Слайд 3

Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Слайд 4

Виды творческих рассказов: - рассказы реалистического характера; - сказки; - описания природы; - рассказы по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета и изменение сюжета с сохранением героев).

Слайд 5

Последовательность обучения описанию природы: - обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы; - углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью; - обучение детей описанию объектов природы по представлению; - обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Слайд 6

Нетрадиционные подходы работы со сказкой: Сочинение сказки по сериям картинок Коллективное сочинение сказки Сказка о конкретном персонаже Сказка об игрушках Сказка по заданной теме

Слайд 7

По мнению Т.А. Ткаченко, мнемотехника это – предметно-схематические модели. Мнемотаблицы содержат графическое или частично графическое изображение, каких – либо персонажей, явлений природы или действий.

Слайд 8

Выразительное чтение стихотворения по мнемотаблице «Маша» «Сова»

Слайд 9

Отгадывание загадок Загадка о весне Загадка о снежинке

Слайд 10

Составление рассказов по мнемотаблицам

Слайд 11

Составление творческих рассказов по мнемотаблице

Слайд 12

Карта-схема №1 Кто я? На чем? Место и время девочка машина лес мальчик поезд поле дед пароход море, река баба метла луна царь лошадка планета царица ракета цирк внук летучий корабль дом внучка летающая тарелка Африка волшебница воздушный шарик в сказке злая ведьма шапка-невидимка в театре Баба Яга цветик-семицветик зима дети сапоги-скороходы осень король автобус сказочный город королева самолет Северный полюс заяц лодка тропинка лиса зонт полянка еж зебра океан белка Марс волк деревня медведь болото золотая рыбка дворец зоопарк в Москве весна лето Карта-схема №2 Что случилось? (Кого встретили?) Кто помог? (Волшебные вещи) Конец Баба Яга волшебница свадьба Дед Мороз джинн всем весело — улыба­ солдат снеговик ются инопланетяне птицы умер герой пираты золотая рыбка слезы Снежная королева Мальчик-с-пальчик разлука Кощей Бессмертный ковер-самолет пир ведьма шапка-невидимка водяной цветик-семицветик фея мертвая и живая вода роботы сапоги-скороходы гномы скатерть-самобранка попал в болото посох Деда Мороза буря летающая тарелка заморозили волшебное яблоко гроза дудочка метель палочка сломался зеркало шторм очки заколдовали добрая фея ураган Дед Мороз дождь Снегурочка корабль пиратов звери

Слайд 13

Нетрадиционные приемы работы по развитию словесного творчества : - придумывание окончания сказки, начатой педагогом, ее начала или середины; - творческое рассказывание по литературному образцу с заменой героев; - творческое рассказывание по литературному образцу с теми, же героями, но с заменой места действия; - творческое рассказывание с придумыванием нового сюжета с теми же героями.

Слайд 14

Практические задания Задание для группы № 1. Придумать (изменить) окончание знакомой сказки, начатой автором. Задание для группы № 2. Придумать (изменить) начало знакомой сказки. Задание для группы № 3. Творческое рассказывание по знакомой сказке с заменой героев. Задание для группы № 4. Творческое рассказывание по знакомой сказке с заменой места действия.

Слайд 15

Рефлексия Вопросы: - цели прихода на мастер - класс ; - что взял для себя полезного; - хочется ли что – то отметить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста

Конспекты и тематическое планирование  уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у  детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран  практически...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...

«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »

Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  и у детей подготовительной группы с ОНР »...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...