Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста
консультация

Морозова Татьяна Степановна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

                        Консультация для воспитателей

   

         Развитие речевого творчества у детей старшего

                           дошкольного   возраста

   Развитие речевого творчества одна из ведущих задач работы по развитию речи. Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.

   В этом помогают игры-беседы, развивающие воображение ребенка, логическое мышление, память. Помогают ребенку понять себя и других, увидеть необычное в обычном, осознать мотивы своего поведения, воспитывают бережное отношение ко всему, что их окружает. Обязательное условие – проведения игр после наблюдений, рассматривания, сравнений, этических бесед. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. Не исключено использование наглядности, которая поможет ребенку быстрее войти в образ. Можно вместе с ребенком нарисовать «очеловеченные» предметы, предметы-символы. Основой для игр должно быть волшебное сказочное перевоплощение. Так как то, что пропущено через чувства ребенка, обязательно оставляет след. «Родной язык, -- писал Я. Корчак, -- это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. И тогда, даже в самых обычных сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами», ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему. Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса. Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка.

Какие игры, упражнения и беседы можно предложить детям?

Темы игр-бесед:

  1. «Представь, что ты снежинка».
  2. «Если бы я был паучком».
  3. «Представь себе, что ты носовой платочек».
  4. «Я – осенний листочек».
  5. «Знаешь ли ты себя?»
  6. «Я – принцесса-лягушка».

Для развития творческого воображения попробуйте отправиться в путешествие в страну «Сочиняйку».

Темы бесед:

  1. «Раз, два, три, четыре, пять – учись считалки сочинять».
  2. «Сочини сказку».
  3. «Словесные зарисовки».
  4. «Сочини загадку».
  5. «Сказочные истории».

Игры и упражнения:

  1. «Кто больше назовет слов со звуком …?»
  2. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук …»
  3. «Определи место звука в слове».
  4. «Придумай слово на заданный звук (слог)».
  5. «Волшебник – Ударение».
  6. Упражнения на словоизменения и словообразование.
  7. «Придумай предложение по картинкам или с заданным словом».
  8. Распространение предложений
  9. Подбор эпитетов к героям сказки.
  10. Подбор синонимов. (Д/и«Скажи иначе».)
  11. Подбор антонимов. (Д/и «Скажи по-другому».)
  12. Составление рассказов по сюжетной картинке и заданному плану.
  13. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
  14. Рассказы-сравнения.
  15. Пересказ рассказов и сказок.

  Литература

Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие – М., Творческий Центр, 2002.

Волкова Л. С. Логопедия. – М., «Просвещение», 1989.

Власова Т. Ф. Фонетическая ритмика. – М. «Владос», 1996.

Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М. «Владос», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ)

Систематизирована работа над дыханием, артикуляторной моторикой,  голосом, темпом и ритмом речи,  интонационной выразительностью по лексическим темам в течение года, в соответствии с в...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В программе изложены последовательность и содержание работы, способствующие речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....

Полезные советы. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ для РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯИ  РЕЧЕВОГО СЛУХА...

Особенности развития речевой коммуникации у детей с РАС старшего дошкольного возраста

С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Детский невролог Министерства здравоохранения Российской Федерации А. Петрухин назвал аутизм одной из самы...

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...