ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка на тему

Бинякова Ольга Игоревна

В программе изложены последовательность и содержание работы, способствующие речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-6.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ, У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

Понятие школьной зрелости достаточно широко и включает показания как физического, так и психического развития ребенка. Готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не завершается с приходом в первый класс. Более узкое понимание готовности к усвоению грамоты включает целый ряд вопросов о становлении, тех процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании письменной речи. Путь становления устной речи «содержит в себе последовательно накапливаемый опыт познавательной работы, как в сфере звуковых обобщений, так и в сфере морфологического анализа. Чем лучше обеспечены данные линии речевого развития, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму» (Левина Р.Е., 1951).

Весь ход нормального речевого и психического развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям. Выпадения или отклонения от нормы развития какого либо звена этой системы, неизбежно препятствуют нормальному формированию и совершенствованию других звеньев. Наличие речевых нарушений и несформированность практических речевых навыков таких, как фонетико-фонематической стороны речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи - все это приводит к нарушению письменной речи - дисграфии, а в дальнейшем в старших классах может «перейти» в дизорфографию.

В дошкольном возрасте, пока ребенок еще не владеете грамотой, симптоматика будущей дисграфии может проявиться, лишь в несовершенстве его устной речи. В процессе обучения грамоте, когда необходимо умение тонко анализировать устную речь для ее перенесения на бумагу, эта несостоятельность ребенка обнаруживает себя более явно, проявляясь в виде дисграфических ошибок на письме.

Таков неизбежный путь развития данной формы речевой патологии, в случае неприятия своевременно коррекционно-профилактических мер. Следовательно, очень важно как можно раньше прервать процесс развития дисграфии. Он должен быть прерван уже на уровне проявления у ребенка первичных симптомов данных нарушений, обознающихся в дошкольном возрасте в виде ее предпосылок. Этим самым, не допустив проявления вторичных симптомов, то есть самой дисграфии, выражающейся в виде специфических ошибок на письме. Уже в дошкольном возрасте имеется возможность выделить детей «группы риска», а после проведения логопедического обследования выявить и предпосылки будущей дисграфии с точной указанием ее предполагаемого вида.

Очень важно начинать коррекционно-профилактическую работу не в школе, а задолго до начала школьного обучения ребенка. Таким образом, неизбежность появления у детей всех основных видов дисграфии можно безошибочно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а значит, что нужно сделать все возможное для того, чтобы ликвидировать ее предпосылки еще до начала обучения ребенка грамоте.

Программы занятий составляются на основе комплексного научно разработанного подхода к диагностике у дошкольников предпосылок возникновения дисграфии и проведению коррекционных мероприятий, направленных на ее профилактику, а также индивидуального подхода к каждому ребенку, соответствующего современным требованиям образования.

  1. Диагностика речевых функций

Методика обследования предусматривает выяснение состояния у детей всех сторон речи: фонетико-фонематическая системы, а так же лексико-грамматической стороны речи. У дошкольников, естественно, проверяется лишь доступные их возрасту простейшие формы фонематического анализа и те функции словоизменения и словообразования, которые к данному возрасту уже имеются в нормальном онтогенезе.

1. Исследование произносительной стороны речи

Исследование состояния звукопроизношения.

Материал исследования: ребенку предлагается повторить слова с открытым слогом, с закрытым слогом, со стечение согласных, с использованием логопедического альбома с предметными и сюжетными картинками.

Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

Сирень - маска - нос;

Замок-коза-мороз

Цапля- овца- палец;

Шуба – кошка- камыш;

Жаба – кожа – ножи;

Щука – щепотка – лещ;

Чаша – очки – ночь;

Работа – арбуз – базар;

Ложка – молоко – моль;

Оценка состояния звукопроизношения:

4 баллов — нормальное произношение всех звуков;

3 балла — фонетический или фонематический дефект одного звука; -

2 балла — фонетический или фонематический дефект 2-4-звуков;

1 балл — фонетический или фонематический дефект более 4-х звуков.

Характер нарушения произношения фиксировался в протоколах.

2. Исследование способности правильно воспроизводить звукослоговую структуру слова.

Материал исследования: ребенку предлагается воспроизвести слова различной звукослоговой структуры.

Инструкция: «Повторяй за мной слова: рама; экскаваторщик; отечество; разведчик; милиционер; велосипедист; газонокосильщик; страница, пуговица»

Оценка выполнения:

4 балла — правильно воспроизводит звукослоговую структуру всех слов;

3 балла— затрудняется при произнесении 1-2 слов;

2 балла — затрудняется при произнесении 3-4 слов;

1 балла — затрудняется при произнесении 5 слов и более;

3. Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем)

1. Восприятие и воспроизведение слогов с акустически и артикуляционно-близкими звуками.

Материал исследования: серии из двух слогов типа СГ со слогообразующим гласным «а», наиболее нейтральным по артикуляции.

Порядок предъявления слогов был случайным

Инструкция: Слушай внимательно и повторяй.

Ша-ща; жа-за; ша-жа; за-ца; ча-ша; за-са; ва-фа; ка-га; ра-ла; па-ба; ща-ча; та-да; ца-та; ма-мя; па-пя; ба-бя; та-тя; хя-ха; ра-ря; тя-ца; да-дя; ла-ля.

2. Различение слов — квазиомонимов (на основании восприятия устной речи, слухопроизносительного анализа и по представлению).

Материал исследования: пары предметных картинок, названия которых отличались согласными звуками различной степени акустической и артикуляторной противопоставленности (далекие и близкие):

Коза — коса, суп — зуб, почка — бочка, уточка — удочка, лес — лещ, рожки — ложки, крыса — крыша, дрова — трава.

После ознакомления ребенка с названиями предметов, изображенных, на картинках, им предъявлялись следующие задания.

а) Инструкция: Слушай внимательно. Покажи ту картинку, которую я назову.

б) Инструкция: Назови картинку. Если в названии есть звук (с), положи картинку под букву «с». Если есть звук (ш), то положи картинку под букву «ш».

в) Инструкция: Не называя картинку, и не шевеля губами, разложи картинки под соответствующими буквами. Во всех заданиях картинки предъявлялись парами.

Оценка выполнения:

4 балла - правильное выполнение всех заданий;

3 балла — одна-две ошибки, которые самостоятельно были замечены и исправлены;

2 балла — нарушение различения по двум дифференциальным признакам;

1 балл - нарушение различения более чем по двум дифференциальным признакам.

4. Исследование состояния фонематического анализа и синтеза.

Исследовалось умение определять соседние звуки с заданным звуком, осуществлять последовательный фонематический анализ слов и количественный анализ на основе слухового восприятия, слухопроизносительного образа слова и по представлению.

Материал исследования: ребенок определяет знакомые слова с разным количеством звуков, с прямыми и обратными слогами, без стечения и со стечением согласных; предметные картинки. Порядок предъявления слов был случайным. Инструкция:

а) Назови первый и последний звуки в словах: дым, кошка, мак, кепка, жилет, сапоги, скатерть, занавеска, самосвал, камыш.

б) Назови звук, стоящий в слове . после звука .

Слова: улитка — (звук л), крыша — (р), катушка — (у), коса — (о), ручка — (у), малина — (а), автобус - (а).

в) Назови по порядку звуки слова .

Слова: кот, репа, кочка, почка, страница, телеграмма.

г) Я называю слово, ты говоришь, сколько в нем звуков. Слова: мак, кошка, лампа, трактор, дорога, капуста.

в) Назови картинку. Сколько звуков в названии картинки, под такую цифру положи картинку.

картинки: «машина», «помидор», «кукла», «мишка», «чашка».

г)Молча, не называя картинки, разложи их под соответствующими: 3, 4, 5. Картинки: «барабан», «лиса», «ель», «заяц», «швабра».

Оценка выполнения:

4 балла — правильное выполнение задания;

3 балла - неуверенность в ответах, самостоятельное обнаружение исправление ошибок, одна не замеченная самостоятельно ошибка;

2 балла - две-четыре ошибки;

1 балл — более четырех ошибок;

5. Исследование сформированности элементарных навыков анализа и синтеза предложений

1. Определение количества и последовательности слов в предложение.

Материал исследования: предложения. Наступила холодная зима. В парке большие пруды. На деревьях распускаются листочки. Под кустом спрятались зайчата. Вечером лил сильный дождь.

Инструкция: Послушай предложения. Назови по порядку одно за другим все слова предложения.

2. Определение количества слов в предложении.

Материал исследования: предложения.

Инструкция: Послушай предложение, скажи, сколько в нем слов.

Папа купил Маше шубу. Ребята слепили снеговика. Еж высунул мохнатою мордочку. В лесу много грибов и ягод. Прозрачные сосульки свисали с крыши. В лесу не слышно веселых голосов птиц.

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три- четыре ошибки;

1 балл — более четырех ошибок.

6. Исследование синтаксических обобщений, синтаксического анализа и синтеза

1 .Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: Сейчас я назову тебе слова. Послушай внимательно и из

этих слов составь предложение.

а) порядок слов не изменен: Петя, прибить, кормушка. Козы, гулять, на, лугу. Белка, тащить, в, дупло, орехи. На, ветки, деревья, лежать, легкий, снежок.

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - четыре ошибки;

1 балл — более четырех ошибок.

б)порядок слов изменен В, дети, лес, пошли. Море, большие, на, волны. Растет, саду, в, яблони. Белые, летали, над, чайки, водой.

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - четыре ошибки;

1 балл — более четырех ошибок.

7. Исследование навыка слогового анализа.

Материал исследования: знакомые ребенку слова с разным количеством слогов, с прямыми и обратными слогами, без стечения и со стечением согласных; предметные картинки. По каждому заданию предлагались ниже приведенные слова. Порядок предъявления слов был случайным.

) Инструкция: Определи, сколько слогов в словах: морс, рыба, сахар, кровать, молоко, жеребенок, черепаха, очки, мяч.

б)Назови по порядку слоги в словах: дерево, часы, ягода, метель, крот, улитка.

в) Назови картинку. Сколько слогов в названии картинки, под такую цифру положи картинку. Картинки: «флаг», «дом», «банан», «велосипед», «яблоко».

8. Формирование слогового синтеза.

Инструкция: Я называю каждый слог в слове, одни за другим. Порядок слогов не изменен. Послушай, и из этих слогов составь слово: ру .ка, бас.ня, за .бор, ко .ро .бок, гу .се .ни .ца, ви .ног .рад.

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - четыре ошибки;

1 балл — более четырех ошибок.

9. Состояние лексического строя речи.

Исследование словарного запаса, способности актуализировать слова разных частей речи; слова для составления предложений.

1. Подбор существительных по лексическим темам.

Материал исследования: группы картинок, объединенных по лексическим темам: «Посуда», «мебель», «транспорт»

Инструкция: Разложи пожалуйста картинки по группам на вышесказанные темы.

2. Исследование на знания обобщающих слов.

Материал исследования: группы картинок, объединенных по лексическим темам: «Овощи», «фрукты».

Инструкция: Посмотри на группы картинок и назови эти предметы одним словом.

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - пять ошибок;

1 балл — более пяти ошибок.

3. Исследование состояния глагольного словаря.

Материал исследования: сюжетные картинки.

Инструкция: Ответь на вопросы: что делает птица? что делает врач? что делает машина? что делает собака? что делает учитель? что делает змея? Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - пять ошибок;

1 балл — более пяти ошибок.

4. Актуализация прилагательных.

Материал исследования: карандаши разных цветов; картинки с изображением разной формы.

Инструкция: «Назови цвета карандашей. Назови цвет предмета и какой формы предмет, изображенный на картинке.

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - пять ошибок;

1 балл — более пяти ошибок.

5. Подбор определения к словам.

Материал исследования: предложения. Ребенку предлагается закончить предложение, подбирая слова, обозначающий признак предмета.

Инструкция: Я называю предложение. Слушай внимательно и ответь мне на вопрос: Собака сторожит . двор (двор какой ). Оле подарили . куклу ( куклу какую?). Зимой выпал . снег, (снег какой?). Рита ловила сачком . бабочку (бабочку какую ).

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - пять ошибок;

1 балл — более пяти ошибок.

6. Подбор антонимов.

Инструкция: подбери слово, противоположное по смыслу. Например: холодно - жарко. А теперь сам: чистый - продавать - .; друг - .; большой - .; мокрый - .; хорошо - .; зло - .; радость - . .

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - пять ошибок;

1 балл — более пяти ошибок.

10. Исследование состояние грамматического строя речи. Словоизменение.

1. Образование существительных (число; род. падеж мн. числа; согласование с числительным; падежное управление):

Материал исследования: картинки, изображающие предметы в единственном, множественном числе: машина-машины, ваза-вазы, ключ-ключи, стул-стулья, дом-дома, пень-пни, медвежонок-медвежата.

а) Инструкция: Рассмотри картинки и назови их попарно.

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - пять ошибок;

1 балл — более пяти ошибок.

б) Инструкция: «Скажи, один - дом, а много, чего? - Домов. Слова: машина, стул, ключ, ваза, пень, медвежонок. Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - пять ошибок;

1 балл — более пяти ошибок.

2. Согласование существительных с числительным 2 и 5

Материал исследования: картинки с изображением одного, двух и пяти предметов. Предметы: мяч, окно, карандаш, перо, сундук, гриб.

Инструкция: Внимательно посмотри на картинки и назови предметы в каждом ряду. Например: один мяч, два мяча, пять мячей и т.д.

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - пять ошибок;

1 балл — более пяти ошибок.

Словообразование.

1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Инструкция: «Слушай внимательно: большой - гриб, а маленький -грибок. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять: стол, одеяло, лисица, дождь, воробей.

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - пять ошибок;

1 балл — более пяти ошибок.

2. Образование прилагательных от существительных.

а) Относительных

Инструкция: «Подумай и ответь, если мяч сделан из резины, то он резиновый; ваза из стекла - .; компот из слив - .; сумка из кожи - .; карандаш из дерева - .; самолетик сделан из бумаги

б) Притяжательных.

Инструкция: «Ответь на вопрос, чья? Если очки дедушки, то они (какие, чьи?) - дедушкины. Берлога медведя; ружье охотника; усы кошки; лапа собаки; сумка мамы.

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - пять ошибок;

1 балл — более пяти ошибок.

3. Образование приставочных глаголов.

Материал исследования: сюжетные картинки с изображением различных действий.

Инструкция: «Посмотри на картинки. С помощью глагола «ходит» расскажи, что делает мальчик. Можно задавать наводящие вопросы».

Оценка выполнения:

4 балла — задание выполнено правильно;

3 балла — самостоятельно замечал и исправлял ошибки, одна – две не замеченные самостоятельно ошибки;

2 балла — три - пять ошибок;

1 балл — более пяти ошибок.

11. Состояние связной речи.

1. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Материал исследования: серия сюжетных картинок.

Инструкция: Рассмотри картинки, разложи их в правильной последовательности. Придумай по картинкам рассказ и расскажи его мне.

Оценка состояния связной речи:

4 балла — четкое и последовательное изложение событий, использование развернутых и разнообразных по конструкции предложений, правильность грамматических конструкций, точный выбор слов, отсутствие в речи пауз, учет в рассказе деталей рисунков;

3 балла — последовательное изложение событий, правильность грамматических конструкций, речь невыразительна, используемые языковые средства неразнообразны, детали рисунков не учитываются;

2 балла — сжатое изложение при помощи простых грамматических конструкций (1-2 предложения по картинке), неточное использование слов, паузы в рассказывании, наличие 1-2 грамматических ошибок;

1 балл — речь в виде коротких и неточных ответов на вопросы.

2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ. Слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».

Рыжая собака

Наступила Зима. Выпал снег и укрыл черную землю пушистым одеялом. Реки покрылись льдом. В лесу не слышно веселых голосов птиц. На ветках деревьев лежит легкий снежок. Большая рыжая собака грелась на солнышке со своими щенятами. Вдруг она услышала жалобный писк. Собака подошла к пруду. Она увидела котенка, который чудом держался на поверхности. Собака бросилась в воду и вытащила малыша. Рассказ читается не больше двух раз.

Оценка выполнения:

4 балла — четкое и последовательное изложение событий, использование развернутых и разнообразных по конструкции предложений, правильность грамматических конструкций, точный выбор слов, отсутствие в речи пауз, учет в рассказе деталей рисунков;

3 балла — последовательное изложение событий, правильность грамматических конструкций, речь невыразительна, используемые языковые средства неразнообразны, детали рисунков не учитываются;

2 балла — сжатое изложение при помощи простых грамматических конструкций (1-2 предложения по картинке), неточное использование слов, паузы в рассказывании, наличие 1-2 грамматических ошибок;

1 балл — речь в виде коротких и неточных ответов на вопросы.

Анализ результатов исследования сформированности речевых функций у детей старшего дошкольного возраста позволяет выделить три группы детей по уровню сформированности необходимых для овладения письмом речевых функций:

1. С высоким уровнем сформированности значимых для овладения письмом речевых функций (набравших более 80 баллов). Эта группа характеризуется высоким уровнем сформированности речевых процессов, лежащих в основе овладения письмом.

2. Со средним уровнем сформированности значимых для овладения письмом речевых функций (набравших от 50 до 80 баллов). Эта группа характеризуется слабостью некоторых речевых функций, лежащих в основе письма.

3. С низким уровнем сформированности значимых для овладения письмом речевых функций (набравших менее 50 баллов). Эта группа характеризуется недоразвитием речевых функций, лежащих в основе письма, и нуждается в незамедлительном проведении коррекционной работы.

  1. Логопедическая работа по развитию фонетико-фонематических функций у детей 5-6 лет

Основные задачи:

1. Формирование звукопроизношения.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Подготовка к обучению грамоте.

Логопедическая работа начиналается с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков. Фронтальные занятия проводятся в определенной системе по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей. На этих занятиях прежде всего отрабатывается произношение гласных звуков, обозначаемых буквами: у, а, и, э, о, затем простых согласных: п, п', к, к', л', х, с, с', з, з' и вновь поставленных звуков: ц, т, б, б', д, д', г, г', ш, л, ж, р, р', ч, щ.

На каждом занятии проводится артикуляционная гимнастика:

В процессе развития звукопроизношения и слухоречевой памяти у детей воспитывается внимание к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, детей учили вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и исправлять свои ошибки. Наряду с упражнениями на закрепление поставленных звуков постепенно вводили упражнения на дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф-в, с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж); свистящие и шипящие (с-ш, з-ж); фрикативные и аффрикаты (с-ц); плавные и вибранты (р-л, р'-л'); мягкие и твердые (с-с', з-з' и др.).

С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Одна группа упражнений направлена только на восприятие речи — дети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого речевого материала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный, правильно произносимый словарь детей ограничен.

Вторая группа упражнений, имея те же цели, предусматривает не только правильное восприятие лексического материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений; заучивание наизусть различного речевого материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения.

По  мере овладения  новыми  звуками  детей   постепенно  знакомили с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Так, например, при закреплении правильного произношения звуков с, с', з, з' дети подбирали существительные к прилагательным (синий... автобус, синяя... ваза, зеленая... скамейка).

При дифференциации звуков р-л подбирали словосочетания, в которых дети употребляли существительные в определенных падежах (Дрова рубят... топором. Дрова пилят... пилой). Постепенно в предложения включали предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляются детьми: над, из-за, из-под, между, через.

На каждом фронтальном занятии проводили упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекали к отдельным звукам и звукам в составе слова («Хлопни в ладоши, если услышишь звук у, если услышишь слово со звуком т', слог со звуком п» и т. п.; «Отбери картинки, в названии которых есть звук к» и т. п.). Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводили к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов.

Предусматривается определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. Так, первоначальная подготовка к анализу включает в себя следующие разделы:

1) выделение первого ударного гласного звука (а, о, у, и) в начале слова. На материале этих звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети определяют количество звуков и их последовательность в звукосочетаниях;

2) выделение первого и последнего согласного звука в односложных словах (кот, мак); анализ и синтез обратного слога типа ап, ут, ок.;

3) выделение в слове ударного гласного из положения после согласного (кот, танк);

4) овладение звуковым анализом и синтезом прямых слогов типа са, а также односложных слов типа суп, сок, сук.

По мере овладения детьми этими навыками во фронтальные занятия необходимо включать все большее количество упражнений, сочетающих в себе закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. Эта работа помогает быстрейшему введению в речь поставленных звуков.

В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети становятся хорошо подготовленными к овладению чтением. Необходимо строго следить за тем, чтобы ребенок читал слитно. Сначала воспитывается навык одновременного восприятия двух букв, затем трех. Очень важно следить, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово, а позднее и предложение, небольшой текст. Для тренировочных упражнений используются составленные из букв слоговые ряды, специально подобранные слоги и слова, оформленные в виде таблиц.

Обучение складыванию слов из разрезной азбуки нужно сочетать с обучением письму. По следам звукового анализа и синтеза дети пишут печатными буквами, а потом читают написанное (слова, предложения).

Большое внимание нужно уделять разнообразным упражнениям на преобразование слов (составить из данных букв ряд слов; путем добавления букв сложить новые слова; вставить в слово недостающие буквы и др.) .

  1. Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет

Основными задачами первоначального этапа работы являются:

- развитие конкретных представлений об окружающем мире, предметах и      явлениях, с которыми ребёнок повседневно сталкивается в быту и учёбе;

- увеличение запаса понимаемых слов, усвоение элементарных граммати-

ческих форм и категорий языка;

- развитие потребности в словесном общении.

            По мере пассивного накопления лексического запаса необходимо постепенно подвести учащихся к активному пользованию им. В тех случаях, когда ребёнок не может правильно произнести слова, можно ограничиться приближённым его произношением.

            Работа над лексикой должна быть тесно взаимосвязана с овладением ребёнком синтаксической и морфологической системами языка. В ходе коррекционного обучения необходимо сформировать умение пользоваться в речи простыми (двух-, трёх- членными) предложениями со словами, обозначающими названия предметов и действий в единственном и множественном числе, различать начальные и косвенные формы слов и их родовую принадлежность, временные и пространственные отношения.

            В процессе выполнения заданий часто обнаруживается несоответствие употребляемого слова контексту. Это приводит к большому числу разнообразных ошибок на замену слов, что можно считать отклонением в развитии словарного запаса ребёнка. Замены чаще всего наблюдают при обозначении предметов и явлений конкретной действительности, а также в близких по звуко-слоговому составу слова. Кроме того, наблюдается перенос названия одного предмета на другой на основе отождествления наглядной ситуации.

            Определённым своеобразием характеризуется и грамматический строй языка. Одно из его проявлений – особенности построения предложения. Детям доступно построение лишь простых предложений с дополнением, а иногда с обстоятельством или определением, число слов в которых ограничено 2-4, причём и такое предложение может быть неправильно построено: нарушена связь слов, пропущены отдельные члены и т.д.

            При выполнении проб на преобразование формы единственного числа имён существительных и глаголов в форму множественного числа и наоборот, а также проб на согласование имён существительных с глаголом в числе и роде (в прошедшем времени) отмечаются значительные затруднения.

            Как правило, задания на согласование имён существительных и прилагательных в роде, числе и падеже не выполняются. Чаще всего дети используют прилагательные в исходной форме и вообще не изменяют грамматически.

            В протоколе фиксируются ошибки в падежных окончаниях имён существительных: смешение окончаний различных падежей, опущение флексий.

            Результаты выполнения проб, направленных на исследование умения детей пользоваться предложным управлением, оказываются ещё более низкими. Наиболее типичной ошибкой является пропуск предлогов. Пробы на словообразование также малодоступны детям.

            Таким образом, ограниченный запас слов, своеобразие его использования, наличие резко выраженного аграмматизма, неумение пользоваться распространёнными и сложными предложениями составляют основные проявления речевых нарушений у данной группы детей. Всё это свидетельствует о грубом недоразвитии лексико-грамматических средств языка, что характерно для 2 уровня развития.

            В соответствии с материалами обследования коррекционное обучение данной группы должно быть направленно на:

- дальнейшее расширение пассивного словаря;

- развитие понимания изменений форм слов и значения грамматических категорий;

- активизацию накапливаемого словаря и практическое овладение наибо-

лее простыми формами словоизменения и словообразования.

            В отличие от рассмотренных выше случаев в ходе обследования могут быть выявлены и такие, когда словарный запас является относительно большим, но можно обнаружить ряд специфических особенностей: слов, обозначающих действия меньше, чем слов, обозначающих предметы; почти все прилагательные обозначают только конкретные признаки и свойства предметов, но не отношение и принадлежность; предлоги используются лишь для выражения наиболее простых отношений между предметами и явлениями объективной действительности.

            Анализ протоколов показывает ограниченность в подборе родственных слов, синонимов и антонимов. Эти проявления обусловлены тем, что средства фонетического и морфологического выражения значений словообразовательной структуры слов не стали ещё предметом сознания ребёнка.

    Особенности грамматического оформления речи отличаются определённым своеобразием. Построение простых предложений с небольшим распространением доступно детям. Задание расширить предложение, как правило, вызывает затруднения. Основные трудности обусловлены недостаточным усвоением норм падежного и предложного управлений.

            Пробы на словообразование также зачастую дают отрицательный результат. Дети, уже овладев суффиксальным и префиксальным способами  образования, не понимают значений создаваемых таким путём слов.

            Таким образом, отмечается своеобразие словарного запаса и наличие аграмматизма на фоне развернутых форм речи, что соответствует 3 уровню речевого развития.

            Несмотря на то, что материал обследования 3 группы детей свидетельствует об относительно достаточном уровне сформированности у них лексико-грамматических средств языка, объём коррекционной работы и в этом случае остаётся достаточно большим и разноплановым.

            В области лексических средств языка необходимо предусмотреть следующие направления коррекционного обучения:

- расширение словарного запаса как за счёт слов, обозначающих обобщённые и абстрактные понятия, так и посредством развития у детей умения пользоваться способами словообразования;

- уточнение значения как известных детям слов, так и приобретаемых вновь;

- развитие навыка лексической сочетаемости слов.

    Что касается грамматического строя языка, то здесь предусматривается следующее:

- систематизация основных синтаксических и морфологических закономерностей языка;

- формирование умения активно пользоваться простым предложением с распространением (в 5-7 и более слов), с однородными членами, а также сложносочинёнными предложениями и некоторыми конструкциями сложноподчинённых;

- практическое овладение всеми формами словоизменения и способами словообразования; овладение навыками анализа морфологического состава слова.

            Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей.

            В отечественной логопедии существует достаточно большой теоретический, практический и методический материал, касающийся изучения и развития лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР.

            В программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР» (М., 1991) содержание обучения представлено в соответствии с тремя его периодами.

        Содержание коррекционного обучения включает следующие задачи.

    В первый период обучения:

- развитие понимания устной речи;

- подготовка к овладению диалогической формой общения;

- практическое усвоение способов словообразования (уменьшительный суффикс существительных и приставки глаголов);

- усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными;

- образование глаголов повелительного наклонения;

- составление простых предложений по вопросам.

    Во второй период обучения:

- практическое образование относительных прилагательных;

- согласование прилагательных с существительными в роде и числе;

- изменение повелительного наклонения глаголов 3-го лица единственного числа;

- употребление предлогов в, на, под, из;

- совершенствование навыка ведения диалога.

    В третий период обучения:

- образование глаголов с помощью приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование прилагательных с помощью ласкательных суффиксов;

- образование антонимов и синонимов;

- согласование прилагательных с существительными вроде, числе, падеже;

- употребление предлогов к, от, с;

- составление разных типов предложений.

            В программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1991) приводится планирование фронтальных занятий с детьми шестилетнего возраста по формированию лексико-грамматических средств языка. Темы даются в определённой последовательности.

            Первый период обучения: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад-огород», «Сезонная одежда – обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы, зве-

ри, их детёныши».

            Второй период: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад-

огород».

            Третий период: «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад-огород», «Школа», «Наш дом», повторение ранее пройденных тем.

            Н.С. Жукова в книге «Формирование устной речи» (М., 1994) предлагает развивать лексико-грамматические средства языка в соответствии с поэтапным формированием устной речи. В основе лежит обучение дошкольников составлению предложений, виды которых постепенно усло-

жняются.

            Л.Н. Ефименкова в книге «Формирование речи у дошкольников» (М., 1985) предлагает методические приёмы по формированию фразовой и связной речи в соответствии с уровнями ОНР.

            В работе Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» (СПб., 1997) предлагается система коррекции ОНР. В книге «В первый класс – без дефектов речи» (СПб., 1999) Т.А. Ткаченко даются методические рекомендации по проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений в виде планов-конспектов занятий.

            Формирование словообразовательных навыков в виде планов-конспектов представлено в методических рекомендациях С.Н. Шаховской, Е.Д. Худенко (М., 1992).

            Все методические пособия учитывают уровень речевого развития ребёнка с ОНР, рекомендации выстраиваются в соответствии с программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР, учитывая принципы системности, комплексности, закономерности онтогенетического развития, особенности патогенеза и индивидуальные особенности детей.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребенком правильной формы слова, т.е. формирование грамматического строя речи. Эта задача тесно связана с обогащением и активизацией словарного запаса ребенка.

Для развития речи ребенка можно предложить следующие игры:

1.        Логопед предлагает найти  спрятанный   в   комнате
предмет, зная только его «широту и долготу»: «над столом, но под полкой,
справа от шкафа, слева от кровати». Затем дети должны подобным
образом описать местонахождение спрятанного им предмета. Кстати, такое
занятие развивает и пространственную ориентацию.

  1. «Я задумал слово со...?» - говорит логопед. «Со-вок, со-да,со-кол»,- угадывает ребенок. «Нет. Со-ро...?» Со-ро-ка.
  2. Соревнование на точность и полноту описания предметов, находящихся в комнате.
  3. Придумывание имен людям на картинке или фотографии, их профессии, угадывание, где и как они живут, что любят.
  4. Обсуждение картинок или карточек с изображением животных. Ребенок должен попытаться отгадать, где живет этот зверь, чем питается, как зовут его детенышей, когда он спит? Обсуждаем и описываем предметы, активно используя    прилагательные    и    предлоги,    вспоминаем    уменьшительно-ласкательные   имена   (зайчик,   зайка,   заинька) и сказочные эпитеты (серенький, попрыгайчик, трусишка). Веселые имена можно придумать для всех игрушек. Можно дать смешные имена пальцам на руке или мебели в детской комнате.
  5. Придумывание названий к коротким, только что
    прочитанным рассказам, или к главам в книге.
  6.  Рассказывание   сказки   по   очереди.     Логопед начинает рассказывать и предлагает детям продолжить, иногда помогая им сочинить
    неожиданный поворот событий и предотвращая однообразное или
    неоригинальное развитие сюжета.
  7.  Затем логопед предлагает детям рассказать сказку от имени её разных героев. Например, пусть свою историю последовательно расскажут Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф и волк.
  8. Логопед предлагает детям рассказать сказку «задом
    наперед». Начните с той же курочки Рябы. «А курочка и говорит: «Не плачь
    дед, не плачь баба. Я снесу вам яичко не золотое, а простое». Фразу говорите
    вы, фразу - ребенок.
  9.  «Вам барыня прислала сто рублей,

что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите,

черный, белый не берите.

Вы поедете на бал?»

  1. Повторение друг за другом танцевальных движений, игры с мячом (типа «съедобное - несъедобное»), игра «Зеркало», в которой нужно точно повторять все движения и выражения лица партнера, также учат играть и без карточек-опор, на слух. Это занятие полезно и для развития памяти.
  2.   Противоположности. Ищем слова противоположные по смыслу (и
    для прилагательных, и для существительных, и для глаголов). Трус-храбрец,
    шершавый-гладкий,   бежать-стоять,    мыться-сохнуть,    земля-небо,   терем-
    шалаш. Можно искать фразы-противоположности для предложений из
    известных детских стишков. Например: «В лесу родилась елочка - В поле сломали березку». «Мишка косолапый по лесу идет - Стройный олень стоит среди степи».

         13. Синонимы. Нужно найти как можно больше слов-синонимов к
одному    слову    (например:    красивый    -    восхитительный,    прекрасный,
замечательный, изумительный; бросить - кинуть, швырнуть).

          14. Логопед предлагает детям назвать  5  круглых  (твердых,  желтых) предметов, 5 маленьких птиц (домашних животных, деревьев)».

15.        Картинки-загадки. Подойдут любые карточки из любой игры (лото,
домино и т.п.). Игрок описывает предмет, изображенный на карточке, не
называя его. Задача другого игрока угадать, что же изображено на картинке.

16.        Письмо от Незнайки. Незнайка прислал письмо, но как
всегда  все  перепутал:   он  поменял   все  фразы   местами.   Нужно   на  слух
восстановить порядок предложений в письме.

17. Игра «Кто кем (чем) будет?»

Логопед предлагает ребенку послушать вопросы и ответить на них.

Материал:

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

- цыпленок - петухом;

- мальчик - мужчиной;

- теленок - коровой или быком;

- бумага – книгой;

- ткань – одеждой;

-слоненок – слоном;

- снег – водой;

- вода – льдом;

-ягненок – овцой или бараном;

- семечко – цветком;

- мука – блинчиками;

и т.д.

2 вариант - игра-наоборот: "Кто кем был?".
- лошадь - жеребенком  - цветок – семенем - цыпленок –яйцом.

            

При этом каждый ребенок должен быть заинтересован в игре и во взрослом, который эту игру предлагает. Построение коррекционной работы на базе игровой деятельности помогает установлению контакта между педагогом и детьми, а также обеспечивает их активное участие в процессе коррекционной работы. Для детей с общим недоразвитием речи очень важно, чтобы игры помогали их дальнейшему развитию. В качестве наглядного материала можно использовать как игрушки, так и картинки.

Для того чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей. Основными направлениями коррекционной работы при нарушениях развития речи у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия,  психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение.

    Список литературы

1)        Филичева Т.Б. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Практическое пособие, М, 2007.

2)        Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Екатеринбург, 2006.

3)        Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» Ростов-на-Дону «Феникс», СПб «Союз», 2004.

4)        Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи»

Учебно-методическое пособие, М, 2000.

5)        Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с

дошкольниками» Учебное пособие, М, 2003.

6)        «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» / Под ред. Т.В. Волосовец, Творческий центр «Сфера», М, 2007.

7)        «Логопедия» / Под ред. Волковой Л.С., «Владос», М, 2004.

8)        «Методы обследования речи детей» Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Чиркиной Г.В., М, 2005.

9)        Цейтлин С.Н. «Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи», «Владос», М, 2000.

10)        Глухов В. П. «Основы психолингвистики» Учебное пособие, «Астрель», М, 2005.

11)        «Логопедия» Методическое наследие, Пособие для логопедов / Под ред. Волковой Л.С. «Владос», 2003.

12)        «Основы теории и практики логопедии» / Под ред. Левиной Р.Е.

Глава 2, М, «Просвещение», 1968.

13)        Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Методика оценки речи при афазии» Изд - во МГУ, М, 1981.

14)        «Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей» Сборник методических рекомендаций, РГПУ им. А.И. Герцена, СПб - М, САГА-ФОРУМ, 2006.

15)        Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция ОНР у дошкольников» СПб, 1999.

16)        Грибова О.Е. « Что делать, если ваш ребёнок не говорит?», М, 2004.

  1. Маслов Ю.С. «Введение в языкознание» М, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по вопросам культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Работа, по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье.Мною представлены формы взаимодействия с родителями, которые способствуют достиж...

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.

Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных   направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк  между этими п...

К проблеме речевой готовности детей старшего дошкольного возраста.

Изучение проблем речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе....

Основные направления и содержание работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня

У детей с ОНР ІІІ уровня отмечается наличие  предпосылок оптической дисграфии. В частности, в силу структуры дефекта, у данной категории детей в большей степени страдают такие функции как зритель...

Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Речевое обследование детей старшего дошкольного возраста

Мной разработаны и представлены диагностические листы для проведения комплексного обследования речи дошкольников старшей и подготовительной групп. Обследование проводится на основании методических ука...

Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».

Программа дополнительного образования по  развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....