Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx99.34 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Новый Уренгой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «ЛАДА»

  ПРИНЯТА:                                                               УТВЕРЖДЕНО:

  на заседании Педагогического совета                               приказом по основной деятельности

  протокол от «____»__________ № ____                               от «____»___________ № _______

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

 «Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста»

                                        

                                                                                                                                                                                      Разработчик:

                                                              Чен И.А., учитель-логопед

                                                                   

г. Новый Уренгой

2018

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической ) речи.

Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии у детей с нормальным речевым развитием не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. У детей с ОНР значительные трудности в овладении навыками связной речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи, а также наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.). Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Известные в логопедии авторы методических разработок и пособий, такие как Т. Б. Филичева, Т. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко, предлагают множество традиционных практических методов по развитию связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Это такие как:

  • метод разговора (беседы),
  • метод пересказа,
  • метод рассказывания.

Данные методы успешно применяются логопедами - практиками.

Однако современные требования, предъявляемые к теории и практике логопедии, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приёмов коррекционной работы с детьми, которые бы обеспечили прочную мотивационную готовность к усвоению материала.

В данном пособии представлены новые подходы к вопросу развития связной речи у дошкольников, имеющих речевые нарушения.

В ряду инноваций достаточно эффективными являются следующие методы:

  • метод наглядного моделирования,
  • метод интервьюирования,
  • использование компьютерных технологий.

Диагностика состояния связной речи детей
старшего дошкольного возраста с ОНР

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:

  • Изучение медико-педагогической документации (данные анализа, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и т.д.), использование данных бесед с родителями, воспитателями, анкетные данные.
  • Обследование состояния связной речи по специальной схеме (В.П.Глухов)
  • Наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и бытовой деятельности в условиях детского сада.

Комплексное наблюдение позволяет целостно оценить речевую способность ребёнка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (состояние фразы) до наиболее сложных (состояние рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки развёрнутых высказываний.

Индивидуальный качественный анализ высказываний детей.

Обследование по специальной схеме, предложенной В.П. Глуховым, позволяет установить несколько уровней выполнения заданий по каждому из видов рассказа. Может быть использована также бальная оценка соответствия выявленному уровню выполнения задания:

  • хороший - 4
  • удовлетворительный - 3
  • недостаточный - 2
  • низкий - 1

Суммарная оценка в пределах 16-20 баллов характеризует достаточно высокий или «хороший» уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 11 до 15 соответствует «удовлетворительному» и от 1 до 5 - «низкому» уровню.

Индивидуальная оценка детских рассказов дают возможность установить, на какие моменты, данные в первичном и динамическом исследованиях, следует обратить внимание.

В итоге проведения обследования составляются оценочные профили состояния связной речи каждого ребёнка.

Уровень

выполнения

Вид задания

задания

1. Пересказ

1- «хороший» (4 балла)

Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

2 - «удовлетворительный» (3 балла)

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

3- недостаточный»

(2 балла)

Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

4- «низкий» (1 балл)

Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

5-Задание не

выполнено.

2. Рассказ по серии сюжетных картинок

1- «хороший» (4 балла)

Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами- эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

2 - «удовлетворительный» (3 балла)

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски

отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

3- недостаточный»

(2 балла)

Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

4- «низкий» (1 балл)

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

5- Задание не выполнено

3. Рассказ из личного опыта

1- «хороший» (4 балла)

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексикограмматических средств соответствует возрасту.

2 - «удовлетворительный» (3 балла)

Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.).

3- недостаточный»

(2 балла)

В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна, В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы.

4- «низкий» (1 балл)

Отсутствует один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.


5- Задание не выполнено

4. Рассказ - описание

1- «хороший» (4 балла)

В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств - к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).

2 - «удовлетворительный» (3 балла)

Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

3- недостаточный»

(2 балла)

Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен - в нем не отражены некоторые ( 2-3 ) существен признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит упорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

4- «низкий» (1 балл)

Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.


5- Задание не выполнено

5. Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу

1- «хороший» (4 балла)

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

2 - «удовлетворительный» (3 балла)

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

3- недостаточный»

(2 балла)

Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

4- «низкий» (1 балл)

Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, "схематичен"; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

5- Задание не выполнено


Планирование
коррекционных занятий по развитию связной речи
с детьми ОНР 3 уровня

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей. Отмечаемое у детей общее речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приёмов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Формирование связной речи детей с ОНР осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях.

Занятия по развитию связной речи планируются в соответствии с периодами обучения.

  1. год обучения.
  1. период обучения (2 недели сентября, октябрь, ноябрь)

На формирование первоначальных навыков связной речи отводится 6 занятий.

В первом периоде дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям, по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов.

В задачи подготовительного этапа обучения входит:

  • Развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей.
  • Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений.
  • Формирование умений адекватно передавать в речи изображённые на картинках простые действия.
  • Усвоение ряда языковых средств, необходимых для составления речевых высказываний.
  • Практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз.
  • Темы занятий по развитию связной речи:

«Составление предложений по вопросам: Кто? Что делает? Что?» «Составление предложений по демонстрации действий» «Распространение предложений однородными членами»

  1. период обучения (декабрь, январь, февраль)

Развитие связной речи - 12 занятий Темы занятий по развитию связной речи:

«Простое распространённое предложение.»

«Распространение предложения путём введения однородных членов и объединение их в рассказ.»

«Составление рассказа-описания»

«Составление короткого рассказа по картине»

«Пересказ короткого текста»

«Составление рассказа по теме»

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

  1. период обучения (март, апрель, май)

Развитие связной речи - 24 занятия Темы занятий по развитию связной речи:

«Сложносочинённое предложение с союзом А»

Составление предложений по опорным словам»

«Составление рассказа по демонстрационному действию» «Составление рассказа - описания.»

«Пересказ текста.»

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок.»

«Составление рассказа по картине»

«Составление рассказа по теме.»

  1. год обучения.
  1. период обучения (2 недели сентября, октябрь, ноябрь)

Развитие связной речи - 6 занятий Темы занятий по развитию связной речи:

«Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин» «Пересказ рассказа с изменением времени действий.»

«Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов.»

  1. период обучения (декабрь, январь, февраль)

Развитие связной речи - 7 занятий

Темы занятий по развитию связной речи:

«Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных карти«Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине»

«Пересказ сказок-драматизаций»

  1. период обучения (март, апрель, май) Развитие связной речи - 7 занятий

Темы занятий по развитию связной речи:

«Составление описательных рассказов (с использованием схем).» «Составление продолжения рассказа к предложенному началу» «Обучение рассказыванию с элементами творчества»

Литература:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5- тилетнего возраста с ОНР.- М., 1991г.
  2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.- С.П., 1997.
  3. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи.- С.П., 1999.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Второй год обучения. - М., 1993.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        4

  1. Диагностика состояния связной речи у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР        5

  1. Планирование коррекционных занятий по развитию

связной речи с детьми ОНР 3 уровня        11

  1. Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ по развитию связной речи у детей

старшего дошкольного возраста.        14

  1. Использование инновационных технологий в работе по развитию связной речи у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР.         16

  1. Диалогическая речь и детская журналистика Развитие диалогической речи у детей

с общим недоразвитием речи 3-го уровня

посредством использования метода интервьюирования        22

  1. Инновационные подходы к формированию и развитию связной речи

у детей с ОНР.

Новые информационные технологии

в логопедической работе.        *         28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....

План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год

МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР  IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....

Опыта работы по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования"

Непосредственно образовательная деятельность учителя -логопеда по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. (Лексическая тема: "Зима"...

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

  В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с ...

Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского

В процессе занятия  дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...