Опыта работы по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования"
план-конспект занятия на тему
Непосредственно образовательная деятельность учителя -логопеда по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. (Лексическая тема: "Зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatievoloshchuk_s.v.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования
(лексическая тема: «Зима»)
Цель: Учить составлять рассказ – описание о зиме по наглядным моделям.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить представление о зиме, ее приметах;
- расширять и закреплять словарь по теме «Зима» словами - действиями и словами - признаками;
- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал и без него;
Коррекционно-развивающие:
- развивать координацию речи с движением, мелкую моторику, внимание, память, восприятие, словесно - логическое мышление;
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
картинки-приметы зимы, символы-схемы:
- квадраты зеленого цвета (слова-предметы),
- прямоугольники синего цвета (слова-действия),
- треугольники желтого цвета (слова-признаки),
- магнитофон, микрофон, проектор.
Ход занятия:
Организационный момент
1.Беседа о зиме:
Логопед: ребята, какое сейчас время года?
А какое время года было до прихода зимы?
Какое время года будет после зимы?
Скажите мне, пожалуйста, какая зима?
Что бывает зимой?
( ответы детей)
2. Игра: «Доскажи словечко»
Логопед: А, теперь, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые (снежинки).
На поселки на лужок
Все снижается (снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка – (снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил (снег).
(звучит музыка)
3.Психогимнастика «Изобрази эмоции»
Логопед:
- Ребята, вы любите зиму?
- Тогда покажите, как вы радуетесь приходу зимы?
- А теперь, покажите, как вам бывает холодно на морозе?
- Как вы грустите, когда зима проходит и уже нельзя кататься на санках, на лыжах, на коньках, играть в снежки.
- Как вы радостно удивлены подаркам, которые получили на новый год.
(звучит музыка)
4.Введени в тему.
Прозвучал звонок.
Логопед: ребята, посмотрите, к нам пришло видео письмо. От кого же оно? – Да это же письмо от Деда Мороза. Давайте внимательно послушаем и посмотрим.
(включается видеозапись)
Дед Мороз: «Здравствуйте, дети. Я знаю, что вы очень любите зиму. Я тоже очень люблю зиму, а вот дети из Африки, к сожалению, не знают, что такое зима и просили вас рассказать им о зиме. Они с нетерпением будут ждать ответа.
Желаю успеха».
Логопед: да, не простое задание нам дал Дед Мороз. Но сначала, ребята, отгадайте загадки:
(дети отгадывают загадки, картинки - отгадки высвечиваются на экране, логопед, выставляет картинки на магнитной доске)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость людям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Как будто белой скатертью
Он крышу застелил.
В серебряные платьица
Деревья нарядил. (Снег)
Художник-невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. (Мороз)
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил? (Ветер)
Их весной и летом
Мы видели одетыми.
А зимой бедняжки
Надели белые рубашки. (Деревья)
Метет, завывает,
Следы заметает. (Метель)
5.Словарная работа. Работа со схемами.
Логопед: Ребята, а как мы можем отправить наш рассказ Деду Морозу. (Ответы детей). Давайте отправим Деду Морозу видеописьмо. Мы с вами составим рассказ о зиме и запишем его на диск, а помогут нам в этом геометрические фигуры. Слова - предметы мы будем обозначать зелеными квадратами, слова - действия - синими прямоугольниками, а слова - признаки – желтыми треугольниками. К картинкам-отгадкам (зеленые квадраты) подбираются слова-действия (синие прямоугольники)
- Зима что сделала? (пришла, явилась, наступила, нагрянула).
- Зима какая? (холодная, морозная, снежна, студеная).
- Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится).
- Снег какой? (холодный, мягкий, белый).
- Мороз что делает (трещит, морозит, щипает).
- Мороз какой? (трескучий, суровый).
- Ветер что делает? (дует, завывает).
- Ветер какой? (сильный, порывистый)
- Метель что делает? (метет, бушует, воет).
- Метель какая? (холодная, снежная)
- Деревья что делают? (стоят).
- Деревья какие? (белоснежные, серебристые)
( из геометрических фигур составляются схемы предложений)
Логопед:
- Ребята, давайте посмотрим, какой у нас получился рассказ:
Наступила холодная, морозная зима.
Идет белый, пушистый снег.
Трещат суровые, лютые морозы.
Дует сильный, порывистый ветер.
Метет холодная, снежная метель.
Стоят белоснежные, серебристые деревья.
7. Физкультурная минутка. «Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок.
Соберемся мы в кружок. (Ходят по кругу, взявшись за руки)
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех. (Машут руками перед собой)
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопки в ладоши. («Ловят» снег, хлопают в ладоши)
Руки в стороны, по швам.
-Снега хватит нам и вам. (Разводят руки в стороны, опускают по швам)
8. Составление описательных рассказов детьми.
Логопед:
-А, теперь, каждый из вас выйдет к доске и составит свой рассказ о зиме.
( дети по одному выходят к доске и составляют рассказ, используя геометрические фигуры.)
9. Игра «Четвертый лишний»
Логопед:
-Ребята, нам Дед Мороз прислал еще одно задание.» (слайды)
-Посмотрите на картинки и скажите, какая картинка лишняя?»
(проводится игра)
9. Пальчиковая гимнастика:
Падал снег на порог. (Опускают ладони на стол)
Кот лепил себе пирог. («Лепят пирог.»)
А пока лепил и пек. (Пальчики «бегут» по столу.)
Ручейком пирог утек
Пирожки себе пеки («Пекут» пирог.)
Не из снега – из муки.
10. Работа на мелкую моторику. «Обведи снеговика по контуру.»
Логопед загадывает загадку:
Три снежных кома.
Метла в руке,
Ведро на голове,
Стоит во дворе.
Логопед:
-Ребята, на листах бумаги у вас изображены контуры снеговиков, возьмите карандаши и обведите их. А, еще, давайте, дорисуем снеговику недостающие детали.
Звучит музыка, дети выполняют задание.
Логопед:
-Молодцы, у вас очень хорошо получилось, давайте рисунки снеговиков тоже вложим в конверт и отправим детям в далекую Африку.
11. Итог занятия:
- О каком времени года мы составляли рассказ?
- Из чего мы строили предложения?
-Как вы думаете, справились мы с заданием Деда Мороза?
-Что вам больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста
Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....
План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год
МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....
Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с ...
Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского
В процессе занятия дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....
Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ло...
Исследование особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушения
Аннотация: В данной статье раскрываются особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством комплексного...