Главные вкладки

    Мастер-класс "Устное народное творчество"
    методическая разработка по музыке на тему

    Мастер-класс "Устное народное творчество"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx20.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Слайд №1

    Мастер – класс для учащихся 2 класса

    по теме:

    «Устное народное творчество».

    Слайд №2

    Цель: обобщить знания по теме «Устное народное творчество»

    Задачи:- продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества русского народа, красотой и богатством русского языка, напевностью народных песен;

    -развивать фантазию, ум, воображение, умение общаться друг с другом;

    -воспитывать любовь к родному краю, к народным традициям.

    Слайд №3

    Форма урока: Интегрированный урок

    Оборудование: проектор, аудио запись звучания русского народного оркестра, гуслей, гармошки, балалайки, баяна, видеокартинки с изображением этих инструментов. Музыкальный инструмент-баян, русские народные костюмы, компьютер, экран, раздаточный материал(частушки, потешки).

    Ход урока:

    1.Организация класса.

    (Звучит весёлая мелодия в исполнении русского народного оркестра.)

    Учитель:- Рассаживайтесь поудобнее. Девочки накиньте на плечи расписные платки, оденьте бусы, а мальчики наденьте картузы с яркими цветами. Вот какие вы все красивые! Все готовы? Молодцы! Как вы уже догадались, наш урок будет посвящён устному народному творчеству. На уроках музыки и литературного чтения вы знакомились с жанрами русского фольклора. А для того, чтоб вы вспомнили музыкальные и литературные жанры я - Лариса Альбертовна, помогу вам в этом! И так мы начинаем!

    (Звучит фонограмма былинного напева на гуслях.)

    Учитель: Послушайте-ка, ребятки, что я вам расскажу. А вы догадайтесь, что я вам поведала.

    -Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

    -Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.

    Наловил дед рыбы полный воз…

    Учитель: Как называется этот жанр?

    Дети: русская народная сказка.

    Учитель: Кто знает название этой сказки?

     Слайд №4   р.н.сказка «Лиса и волк».

    Учитель: Правильно! А теперь вы назовите русские народные сказки и за каждый ответ получите вот такие красивые жетоны.

    (дети называют сказки)

    Учитель:  Переходим к следующему жанру.

    -Федул, а Федул, чего губы надул?

    -Да кафтан прожёг.

    -А большая ли дыра?

    -Да один ворот остался.

    Учитель: Что же вы услышали? Как называется этот жанр?

    Дети: Потешка.

    Учитель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю проинсценировать потешки.

    Слайд №5

    -Кошка на окошке рубашку шьёт,

     А курочка в серёжках избёнку метёт.

    Учитель: Следующая потешка.

    Слайд №6

    -Мыши водят хоровод,

    На лежанке дремлет кот.

    Тише, мыши, не шумите,

    Кота Ваську не будите.

    Вот проснётся Васька - кот,

    Разобьёт весь хоровод.

    (Выходят дети и читают потешку по ролям).

    Учитель: Ребята, вам понравилось, как выступили  дети?

    Дети: Да!

    Учитель: И мне тоже. За артистизм каждый из вас получает по  жетону. Переходим к следующему жанру.

     (Звучит частушка в исполнении учителя)

    -Пропою я вам частушки

    Замечательны таки,

    Что запляшут все старушки, затанцуют старики.

     Учитель: Как в музыке называется этот жанр?

    Дети: Частушка.

    Слайд №7 «Весёлая частушка»

    Учитель: Правильно! А повеселить нас своим пением хотите? Конечно, хотите. Петь будем по ролям. Будьте внимательны!

    Слайд №8

    ЧАСТУШКИ

    Все поют: Мы частушки запоём,

                         Запоём мы громко.

                        Затыкайте ваши уши,

                        Лопнут перепонки.

    Мальчики: Девочки –беляночки,

                                Где вы набелилися?

    Девочки: - Мы вчера коров доили,

                         Молоком умылися!

    Слайд №9

    Мальчики: Купил Милке перстенёк,

                            Милка доброй стала.

                            Позабыл купить платок,

                            Она нос задрала.

    Девочки: У берёзки, у сосёнки

                           Тоненькие веточки,

                           А мы бойкие девчонки,

                           Все мы, как конфеточки!

    Учитель: За отличное исполнение частушек жетоны получают все.

     Учитель: Я думаю, что и этот жанр вы сразу угадаете.

    (Читает загадки о русских народных музыкальных инструментах.)

    Слайд № 10

    1.- Морщинистый Тит всю деревню веселит.(гармонь)

     Слайд №11 «Гармонь» 

    Слайд №12

    2.-Треугольник, три струны- выходите, плясуны.(балалайка)

    Слайд №13 «Балалайка»

    Слайд № 14

    3.-Тянется, а не резина; с клапанами, а не машина; песни поёт, а не радио.  (баян)

    Слайд №15 «Баян»

    Сайд № 16

    4.- А Садко на них играл,

    И душевно напевал.

    Перебрал он много струн,

    Вышел из моря Нептун.(гусли)

    Слайд №17 «Гусляры»

    (Дети угадывают и получают по жетону. После каждого правильного ответа на ПК появляется картинка с изображением муз. инструмента и звучит мелодия на этих инструментах, учитель благодарит детей за правильный  ответ).

    (Звучит русская народная песня «А я по лугу») в исполнении учителя.

    Учитель: Что я для вас  исполнила?

    Дети: Русскую народную песню.

    Учитель: Умнички! На уроках музыки мы с вами знакомились с  русскими народными песнями. Скажите, пожалуйста, какие вы знаете русские народные песни?

    Дети поочерёдно называют песни. (За каждый ответ жетон)

    Учитель: Молодцы, ребята! Дружно работали на уроке. Мне всё-таки хочется, чтобы вы подсчитали свои жетоны.

    Учитель: Кто набрал большее количество жетонов?

    (Награждение победителей грамотами).

    Учитель: А остальных ребят я поздравляю со званием: «Знаток русского народного творчества».

    Рефлексия:

    -А теперь я приглашаю к себе в хоровод тех ребят, кому понравился наш урок.

    Слайд №18 «Хоровод»

    Все исполняют хороводную русскую народную песню «На горе-то калина». 

    По окончании все садятся на свои места.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

    Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

    ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

    Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

    «Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО

    Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1.    Обучать...

    Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

    Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....