Мастер-класс "Устное народное творчество"
методическая разработка по музыке на тему

Мастер-класс "Устное народное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx20.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд №1

Мастер – класс для учащихся 2 класса

по теме:

«Устное народное творчество».

Слайд №2

Цель: обобщить знания по теме «Устное народное творчество»

Задачи:- продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества русского народа, красотой и богатством русского языка, напевностью народных песен;

-развивать фантазию, ум, воображение, умение общаться друг с другом;

-воспитывать любовь к родному краю, к народным традициям.

Слайд №3

Форма урока: Интегрированный урок

Оборудование: проектор, аудио запись звучания русского народного оркестра, гуслей, гармошки, балалайки, баяна, видеокартинки с изображением этих инструментов. Музыкальный инструмент-баян, русские народные костюмы, компьютер, экран, раздаточный материал(частушки, потешки).

Ход урока:

1.Организация класса.

(Звучит весёлая мелодия в исполнении русского народного оркестра.)

Учитель:- Рассаживайтесь поудобнее. Девочки накиньте на плечи расписные платки, оденьте бусы, а мальчики наденьте картузы с яркими цветами. Вот какие вы все красивые! Все готовы? Молодцы! Как вы уже догадались, наш урок будет посвящён устному народному творчеству. На уроках музыки и литературного чтения вы знакомились с жанрами русского фольклора. А для того, чтоб вы вспомнили музыкальные и литературные жанры я - Лариса Альбертовна, помогу вам в этом! И так мы начинаем!

(Звучит фонограмма былинного напева на гуслях.)

Учитель: Послушайте-ка, ребятки, что я вам расскажу. А вы догадайтесь, что я вам поведала.

-Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

-Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.

Наловил дед рыбы полный воз…

Учитель: Как называется этот жанр?

Дети: русская народная сказка.

Учитель: Кто знает название этой сказки?

 Слайд №4   р.н.сказка «Лиса и волк».

Учитель: Правильно! А теперь вы назовите русские народные сказки и за каждый ответ получите вот такие красивые жетоны.

(дети называют сказки)

Учитель:  Переходим к следующему жанру.

-Федул, а Федул, чего губы надул?

-Да кафтан прожёг.

-А большая ли дыра?

-Да один ворот остался.

Учитель: Что же вы услышали? Как называется этот жанр?

Дети: Потешка.

Учитель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю проинсценировать потешки.

Слайд №5

-Кошка на окошке рубашку шьёт,

 А курочка в серёжках избёнку метёт.

Учитель: Следующая потешка.

Слайд №6

-Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька - кот,

Разобьёт весь хоровод.

(Выходят дети и читают потешку по ролям).

Учитель: Ребята, вам понравилось, как выступили  дети?

Дети: Да!

Учитель: И мне тоже. За артистизм каждый из вас получает по  жетону. Переходим к следующему жанру.

 (Звучит частушка в исполнении учителя)

-Пропою я вам частушки

Замечательны таки,

Что запляшут все старушки, затанцуют старики.

 Учитель: Как в музыке называется этот жанр?

Дети: Частушка.

Слайд №7 «Весёлая частушка»

Учитель: Правильно! А повеселить нас своим пением хотите? Конечно, хотите. Петь будем по ролям. Будьте внимательны!

Слайд №8

ЧАСТУШКИ

Все поют: Мы частушки запоём,

                     Запоём мы громко.

                    Затыкайте ваши уши,

                    Лопнут перепонки.

Мальчики: Девочки –беляночки,

                            Где вы набелилися?

Девочки: - Мы вчера коров доили,

                     Молоком умылися!

Слайд №9

Мальчики: Купил Милке перстенёк,

                        Милка доброй стала.

                        Позабыл купить платок,

                        Она нос задрала.

Девочки: У берёзки, у сосёнки

                       Тоненькие веточки,

                       А мы бойкие девчонки,

                       Все мы, как конфеточки!

Учитель: За отличное исполнение частушек жетоны получают все.

 Учитель: Я думаю, что и этот жанр вы сразу угадаете.

(Читает загадки о русских народных музыкальных инструментах.)

Слайд № 10

1.- Морщинистый Тит всю деревню веселит.(гармонь)

 Слайд №11 «Гармонь» 

Слайд №12

2.-Треугольник, три струны- выходите, плясуны.(балалайка)

Слайд №13 «Балалайка»

Слайд № 14

3.-Тянется, а не резина; с клапанами, а не машина; песни поёт, а не радио.  (баян)

Слайд №15 «Баян»

Сайд № 16

4.- А Садко на них играл,

И душевно напевал.

Перебрал он много струн,

Вышел из моря Нептун.(гусли)

Слайд №17 «Гусляры»

(Дети угадывают и получают по жетону. После каждого правильного ответа на ПК появляется картинка с изображением муз. инструмента и звучит мелодия на этих инструментах, учитель благодарит детей за правильный  ответ).

(Звучит русская народная песня «А я по лугу») в исполнении учителя.

Учитель: Что я для вас  исполнила?

Дети: Русскую народную песню.

Учитель: Умнички! На уроках музыки мы с вами знакомились с  русскими народными песнями. Скажите, пожалуйста, какие вы знаете русские народные песни?

Дети поочерёдно называют песни. (За каждый ответ жетон)

Учитель: Молодцы, ребята! Дружно работали на уроке. Мне всё-таки хочется, чтобы вы подсчитали свои жетоны.

Учитель: Кто набрал большее количество жетонов?

(Награждение победителей грамотами).

Учитель: А остальных ребят я поздравляю со званием: «Знаток русского народного творчества».

Рефлексия:

-А теперь я приглашаю к себе в хоровод тех ребят, кому понравился наш урок.

Слайд №18 «Хоровод»

Все исполняют хороводную русскую народную песню «На горе-то калина». 

По окончании все садятся на свои места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО

Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1.    Обучать...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...