ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Курбанова Наталья Юрьевна

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. 

Краткое содержание:

1. Введение. Цели и задачи проекта.

2. Виды наглядных пособий, которые могут быть применяться на уроках    изобразительного искусства и народного творчества.

3.  Цели и способы применения наглядных пособий.

4.  Значение наглядных пособий в процессе эстетического воспитания школьников.

5. Вывод.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknaya_rabota_kurbanova.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области                                              Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по теме

«Применение наглядных пособий

на уроках изобразительного искусства и народного творчества

и их значение в процессе  эстетического воспитания

школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на

примере занятий по  народной живописи».

на курсах повышения квалификации по ИОЧ,

вариативный блок

«Народная живопись»

(24.09.2012-28.09.2012г.)

Руководитель проекта Антонова Н.Н.

Выполнила: Курбанова Наталья Юрьевна

учитель технологии и            

изобразительного искусства

ГБОУ СОШ №3 города Кинеля

г. Кинель 2012 год.

     План:

        1.  Введение. Цели и задачи проекта.

  2. Виды наглядных пособий, которые могут быть применяться на уроках    изобразительного искусства и народного творчества.

  1. Цели и способы применения наглядных пособий.
  2. Значение наглядных пособий в процессе эстетического воспитания школьников.
  3. Вывод.

Введение

При разработке федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) был составлен портрет выпускника основной школы, в числе личностных характеристик значится:

- любящий свой край и своё Отечество;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность творчества;

- умеющий  учиться,  осознающий  важность  образования  и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями.(1)

Воспитанию вышеперечисленных качеств у школьника могут и должны  способствовать, в числе прочих, уроки изобразительного искусства и народного творчества. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера (1) – это цель, которую должны ставить перед собой преподаватели изобразительного искусства.  

Эстетическое воспитание школьников непростая, но очень важна задача, которую ставит перед учителями ФГОС. На уроках изобразительного искусства выполнить эту задачу поможет, наряду с прочими способами, правильный выбор и применение наглядных пособий. Ведь именно наглядные пособия, создают зрительный ряд, который помогает настроить детей на восприятие новых знаний о мировой культуре, наследии Родного края,  на  высокий уровень сознания, связанный с пониманием духовной связи прошлых и нынешних поколений людей, проявляют близость  учеников с национальной культурой,   поднимают уровень их гражданской ответственности.

  Проблема: отсутствие единой базы   наглядных пособий для учителей изобразительного искусства основной школы, способствующей формированию личности учащегося, в рамках ФГОС.

  Цель: изучение способов применения наглядных пособий на занятиях по изобразительному искусству и народному творчеству, которые помогут развитию  эстетического сознания детей и выполнению требований по воспитанию школьников, которые предъявляет к общему образованию ФГОС.

  Актуальность данной темы обусловлена введением новых образовательных стандартов в сферу деятельности общеобразовательных школ.

 Задачи проекта:

-  изучить виды наглядных пособий по изобразительному искусству на примере уроков, посвященных народному творчеству;

- изучить способы применения наглядных пособий по данной теме;

- изучить требования, по воспитанию школьников, предъявляемые к современному образованию ФГОС;

- изучить возможности влияния уроков изобразительного искусства и народной живописи на эстетическое воспитание школьников.

Методы исследования:

- анализ видов наглядных пособий по изобразительному искусству и народной живописи;

- изучение способов применения наглядных пособий на уроках изобразительного искусства;

-  проектирование и анализ собственной образовательной практики;

- обобщение полученной информации.

  Для плодотворной работы на уроке перед учителем ставятся следующие задачи:

а) развить интерес у школьников к изобразительному искусству и народному творчеству;

б) привить учащимся художественный вкус;

в) сформировать активное отношение к народной культуре;

г)  научить детей средствам художественного изображения;

д) привить навыки работы с различными художественными материалами;

е) развить эстетическое сознание.

  Чтобы решить   все вышеперечисленные задачи, учитель должен быть обеспечен всеми необходимыми материалами, ресурсами (в том числе и техническими), и наглядными пособиями, которые помогут сделать уроки изобразительного искусства и народного творчества духовно наполненными, интересными и полезными с точки зрения образовательного процесса.

Огромное влияние на восприятие школьников имеют наглядные пособия на уроках посвященных народному искусству. Учитель может сколько угодно разъяснять особенности мезенской или пермогорской живописи, но дети не смогут воспринять эти объяснения без визуального наблюдения соответствующих видов народного искусства. Поэтому крайне важно сделать занятия наглядными, окружить ребенка различными предметами быта и декоративно-прикладного искусства. Это не только сделает занятие более доступным и интересным, но и позволит детям непосредственно прикоснуться к живому источнику народной культуры.(3)

Виды наглядных пособий, которые могут быть применяться на уроках изобразительного искусства и народного творчества.

Наглядное пособие - средство развития выступления, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядные пособия имеют различное значение. В одних случаях они носят иллюстративный характер. В других – облегчают процесс формирования абстракций. Выдающийся психолог Л.С.Выготский называл наглядные пособия «психологическим орудием учителя» (2, с.235).

Наглядные средства обучения являются необходимым компонентом учебно-методических комплексов, в которые чаще всего входит учебник, тетрадь с печатной основой и методические указания для учителя.      (7)

 Наглядные средства в методической литературе принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности, для изобразительного искусства это все, что можно нарисовать. Особенно необходимы натуральные предметы на первых порах, когда у детей только еще формируется понятие о форме и цвете предмета. Широко используются в школе и изобразительные средства: рисунки, аппликации предметов, таблицы, плакаты, книги, иллюстрации, тетради на печатной основе с заданиями. Различные изображения предметов включаются по мере накопления у ребенка опыта в оперировании с натуральными объектами. Действия учащихся с плакатами и таблицами способствуют формированию многих понятий о способах передачи изображения.

 Изобразительные наглядные пособия делятся на демонстрационные и индивидуальные. К демонстрационным относятся плакаты, репродукции картин, фотографии архитектурных сооружений и работ скульпторов, сравнительные таблицы, схемы  поэтапной прорисовки объектов, предметы для рисования с натуры. Они способствует развитию зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственной ориентировки учащихся. Таблицы по назначению делятся на познавательные, инструктивные, тренировочные и справочные. К демонстрационным наглядным пособиям относятся также и различные видеоматериалы: слайды, видео-презентации, мастер-классы, видео-экскурсии и др.

 К индивидуальным относятся тетради на печатной основе, учебники, цветовые схемы, книги с иллюстрациями,  муляжи фруктов и овощей. Все эти пособия помогают учащимся выполнять самостоятельно задания по изображению предметов, иллюстрированию, познаванию формы предметов, определению теплых и холодных цветов, составлению композиций для натюрмортов.

 Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.

 А так же важны рассказы, беседы, которые сопровождают показ образцов произведений народного творчества, репродукций великих русских и зарубежных художников, а также фотографии работ известных скульпторов, зданий, построенных знаменитыми архитекторами и др.

Отбирая произведения  изобразительного искусства для изучения школьниками, учитель должен руководствоваться следующими принципами:

-  художественно-эстетической ценностью произведений изобразительного искусства;

-  разнообразием видов и жанров изобразительного искусства;

-  традиционностью видов народного творчества;

- разновидностями технологий художественной обработки материалов в народном искусстве;

- единством эстетического восприятия и художественной практики школьников.

 Нельзя забывать и о пользе экскурсий в музеи, посещении с учениками выставок народного и современного искусства, выходов на природу для выполнения эскизных зарисовок. Огромное влияние на воспитание эстетического сознания школьников имеет наблюдение ими настоящих образцов народного творчества, соприкосновение с предметами старины.

Цели и способы применения наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества.

Перечислим цели применения наглядных пособий :

- создание мотивации к обучению;

- обучение правилам рисования;

- обучение пользование справочным материалом как средством самообучения;

- эстетическое воспитание учащихся;

- свободное ориентирование школьников в видах народного искусства.

     Для того чтобы у учеников проявился интерес к изобразительному искусству и желание заниматься художественным творчеством необходимо в первую очередь создать на уроке атмосферу, способствующую возникновению мотивации к обучению. Именно правильная мотивация обуславливает возможность выполнения остальных задач, стоящих перед учителем в сете новых образовательных стандартов. Внимание обучающихся должно быть захвачено с первой минуты урока, и особая атмосфера, приобщения к прекрасному, должна проходить красной линией через все занятия изобразительным искусством.  Способы достижения этих целей рассмотрим на примере уроков по теме «Народное творчество» .

  1. Правильное оформление кабинета с помощью наглядных пособий, а именно предметов быта, образцов  народного творчества или их изображения.
  2. Во время объяснения отличительных особенностей того или иного вида народной живописи необходимо использовать в качестве наглядных пособий плакаты с изображением характерных элементов орнамента и схемы поэтапного выполнения узоров народной росписи или тетради на печатной основе с соответствующими заданиями.
  3. Рассказ о сюжетах народной живописи сопровождать показом образцов и видеофильмом на эту тему. Возможно добавление звуковой дорожки, которая настроит учеников на лирический лад, задаст темп работы и будет способствовать сближению с наследием прошлых поколений.
  4. Эстетическому развитию школьников может способствовать также посещение музеев и выставок на данную тему, а также заслушивание сказок и былин.
  5. Закрепление пройденного материала может осуществляться с помощью создания коллективной работы на характерный сюжет народной живописи, организацией выставки детских работ по пройденной теме, наглядными пособиями здесь будут служить уже все вышеперечисленные, а также работы самих школьников.

Значение наглядных пособий в процессе эстетического воспитания школьников.

В свете внедрения ФГОС возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. (6)Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.  Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства. Особенно это касается уроков, посвященных народному творчеству. Именно народное творчество помогает детям  найти связь со своими корнями, понять родство между нынешними и прошлыми поколениями, привить любовь к своему Отечеству, к своему Родному краю.

Вывод.

Делая обзор существующих наглядных пособий по изобразительному искусству, а именно того раздела, что посвящен народному творчеству, я поразилась их многообразию, была приятно удивлена тому вниманию к народной культуре, что проявляется   в современном образовании. В рекомендациях к рабочим программам Б.М. Неменского дается богатый перечень различной литературы, интернет-ресурсов. И чтобы преподавание осуществлялось на должном уровне, учитель должен быть обеспечен всеми рекомендуемыми материалами, инструментами, средствами технической поддержки, наглядными пособиями. К сожалению возможности учителей, работающих в маленьких городах или в школах,  расположенных в сельской местности, сильно разнятся с возможностями тех преподавателей, которые работают в больших городах и в крупных образовательных центрах. Далеко не во всех учебных заведениях есть возможность использовать интернет-ресурсы во время уроков. Удаленность от крупных городов делает невозможным проведение экскурсий в музеи. Не во всех школах есть возможность приобретать необходимые для занятий наглядные пособия и работа учителя в данном случае сильно осложняется. Из сложившейся ситуации есть только один выход: преподаватель должен сам позаботиться о создании банка наглядных пособий,  которыми он будет пользоваться во время занятий. Постепенно собрать коллекцию образцов народного творчества преподавателю могут помочь сами ученики. Это задание к тому же будет способствовать эстетическому воспитанию школьников, сближению с корнями, с историей своей семьи. Многие наглядные пособия, такие как цветовые схемы, схемы поэтапной проработки, плакаты с характерными элементами  в различных видах народной живописи, учитель может сделать сам. А музей можно создать при школе и включить в тематические выставки работы не только настоящих мастеров, старинные изделия народных промыслов, но и работы учащихся, например расписанные дымковские игрушки. Нельзя забывать также и том, что у учителя на самый трудный случай всегда останется доска и мел, главное,чтобы не пропало желание работать, прививать детям любовь к прекрасному.

Список используемых ресурсов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ под ред. В.В. Давыдова [Текст] /Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 479с.
  3. Дорожин Ю.Г. Узоры Северной Двины. Пермогорская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2009г.
  4. Статья. Системное использование различных методов в обучении на уроках ИЗО в общеобразовательных школах.  Денисенко Виктор Ивановичдоцент кафедры живописи  Наумов Юрий Юрьевичучитель ИЗО, http://festival.1september.ru/articles/310519/
  5.  Неменский Б.М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. – С.14.
  6. Эстетическое воспитание школьников на уроках искусства. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466428
  7. http://www.coolreferat.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология применения дидактического материала на уроках изобразительного искусства

С целью отслеживания результатов обязательного минимума содержания образования по изобразительному искусству, предлагается внедрить тематический и итоговый контроль, опирающийся на перфокарты, р...

«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства, как один из факторов всестороннего развития личности»

Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя п...

Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства

статья о применении игровых технологий на уроках ИЗО...

Патриотическое воспитание школьников в свете требований ФГОС

Патриотическое воспитание школьников в свете требований ФГОС...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...