Мастер-класс "Цветообозначение в творчестве И.А.Бунина".
методическая разработка по литературе по теме

Кожемякина Евгения Сергеевна

Мастер-класс на тему: "Автор.Предмет.Цвет".В основе мастер-класса лежит творчество И.А.Бунина.В данной разработке раскрываются особенности цветового обозначения в творчестве писателя.Возможно использовать на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putitilova_e.s.doc42 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по литературе «Автор-предмет-цвет».

«Лексемы цветообозначения в творчестве И.А.Бунина».

Подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №3 Путилова Е.С.

Цель: проследить значение цветописи в творчестве писателя. Выявить  

          художественные особенности произведений И.Бунина.

Задачи:

 1.Продемонстрировать возможности в работе по развитию речи, логического мышления.

 2. Продемонстрировать возможности овладения литературоведческими     понятиями.

 3.Продемонстрировать возможность интерпретации поэтического текста через изобразительное творчество.

Оборудование: АРМ-учителя, раздаточный материал.

Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют».

Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия.

И.А.Бунин – одна из самых творческих индивидуальностей русской литературы 20 века.

Бунина, как писателя волнуют «вечные вопросы» бытия.

Как в поэзии, так и в прозе И.Бунина мы встречаемся с выразительными и точными описаниями, поэтичными и живыми.

Вспомним фразу из «Холодной осени», где свет звезд назван «ярким и острым». Сочетание «визуального и ощущаемого» слов делает для читателя свет звезд пронзительно ярким , живым.

Поэзия Бунина наполнена разнообразными красками, оттенками цвета.

Возьмем стихотворение «Иней»…… 

Поработаем с этим текстом в группах ( каждая группа состоит из 2 человек, всего 3 группы).

Пока группы работают, обратимся к стихотворению И.Бунина « Все море – как жемчужное зерцало».

На основе анализа различных текстов Бунина можно выделить ряд художественных приемов.

Присутствуют ли они в данном тексте? Приведите примеры.

Назовите цвета, которые автор использует в тексте. К какой цветовой гамме они относятся? О чем это говорит? Какое настроение передает это стихотворение?

Группы готовы. Выслушать 1, 2, 3 группы. Беседа.

Не зная символики цвета, невозможно представить, каким важным элементом текста он является.

Цветопись – прием раскрытия духовного мира человека. Опираясь на наглядность текста мы входим в мир необыкновенно живых бунинских красок.

Благодаря цвету, ассоциациям, перед нами предстает полноцветная картина произведений писателя. Цветовые оттенки работают на создание подтекста, идею и целостность картины мира писателя.

Совершенно справедливо высказывание М.Горького: «Уберите Бунина из русской  литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния…его души».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Автор – предмет – цвет». Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 Путилова Е.С.

Слайд 2

«Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют». Гете

Слайд 3

И.Бунин « Иней». Леса в жемчужном инее. Морозно. Поет из телеграфного столба То весело, то жалобно, то грозно Звенящим гулом темная судьба. Молчит и внемлет белая долина. И все победней, ярче и пышней Горит, дрожит и блещет хвост павлина Стоцветными алмазами над ней.

Слайд 4

Задания по группам: 1.Выпишите эпитеты, обозначающие цвет. Какое настроение они передают? 2. Нарисуйте образы, которые возникают после прочтения стихотворения? 3.Опишите картину, воссозданную в стихотворении.

Слайд 5

Все море – как жемчужное зерцало, Сирень с отливом млечно - голубым. В дожде закатном радуга сияла. Теперь душист над саклей тонкий дым. Вон чайка села в бухточке скалистой, - Как поплавок. Взлетает иногда, И видно, как струею серебристой Сбегает с лапок розовых вода. У берегов в воде застыли скалы, Под ними светит жидкий изумруд, А там, вдали – и жемчуг и опалы По золотистым яхонтам текут.

Слайд 6

Художественные приемы И.А.Бунина: Сочетание двух эпитетов; Обозначение цвета через природный материал; Человек-часть природно-предметного мира; Использование символики света; «Картинное» видение мира.

Слайд 7

Все море – как жемчужное зерцало, Сирень с отливом млечно - голубым. В дожде закатном радуга сияла. Теперь душист над саклей тонкий дым. Вон чайка села в бухточке скалистой, - Как поплавок. Взлетает иногда, И видно, как струею серебристой Сбегает с лапок розовых вода. У берегов в воде застыли скалы, Под ними светит жидкий изумруд, А там, вдали – и жемчуг и опалы По золотистым яхонтам текут.

Слайд 8

Задания по группам: 1.Выпишите эпитеты, обозначающие цвет. Какое настроение они передают? 2. Нарисуйте образы, которые возникают после прочтения стихотворения? 3.Опишите картину, воссозданную в стихотворении.

Слайд 9

«Уберите Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния… его души». М.Горький.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам по изучению творчества И.А.Бунина

Презентация познакомит учащихся с некоторыми местами, связанными с биографией Бунина. А так же представлены несколько его книг, фотография....

Викторина по творчеству И.А. Бунина Ответы прилагаются

Используя вопросы викторины, можно провести "Свою игру"....

Урок по литературе по творчеству И.А. Бунина в 11 классе

1 урок по теме «И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Чудная власть прошлого в рассказе «Антоновские яблоки».Урок, на котором дается краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина; показывается сво...

"Реалии Востока в жизни и творчестве И.А. Бунина"

Восток занимает особое место в жизни и творчестве И.А. Бунина. Восток - хранилище древней мудрости, божественных истин и тайн мироздания, дарованных человечеству, но забытых и безвозвратно утраченных ...

Итоговый тест по творчеству И.А.Бунина, 11 класс

Предлагаемый  тест  поможет  учителю  русского языка и литературы  проверить  уровень  усвоения  учащимися  программного  материала, связанного ...

Тема любви в творчестве И.А.Бунина

Урок на материале рассказов Бунина "Последнее свидание", "Солнечный удар", "Тёмные аллеи"....

Урок литературы для 11 класса по творчеству И.А. Бунина. Тема: Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)

Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа....