Разработка внеклассного мероприятия "Легендарный подвиг"
методическая разработка (7 класс)

Данное мероприятие посвящено герою-пограничнику В.Ф.Козлову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  занятия по внеурочной деятельности

Тема занятия: «Легендарный подвиг»

-«Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Автор-составитель:

учитель коррекционных классов

 Кузнецова И А

                                                                                           

                                                                                                                                                                                     КОГОАУ «Средняя школа г. Лузы»

Аннотация

Данная методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию  разработана для детей младшего и подросткового возраста. В ней рассказывается о подвиге героя  Лузского района Виталия Фёдоровича Козлова.в  Великой Отечественной войне..

        

Введение

За  счастье народа, за правое дело,

Не ведая страха, не зная преград,

  Во славу Отчизны сражался так смело

Принявший присягу заставы солдат…

Пояснительная записка

Написание методической разработки было продиктовано проблемой, которая остро стоит в настоящее время перед учителями  в области духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под ним понимается формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников мы должны  воспитывать чувство гордости за свою Родину  и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Известно, что в осуществлении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией огромную роль сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа, в том числе и подвиг героев -лузян, благодаря которым мир избавился от смертельной опасности. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь, а тем более школьники мало знают об истории своей страны, своего края.

Актуальность.

          Время всё дальше отделяет нас от трагической, славной и героической страницы  в истории нашей страны-Великой Отечественной войны.  Свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше, которые своими руками ковали победу в тылу и на фронте. Желание сохранить  память  о подвигах  героев- лузян  и подтолкнуло к созданию данной методической разработки.

В преддверии празднования Победы в Великой Отечественной войне эта тема является наиболее актуальной.

Целевая группа. Занятие разработано для учащихся коррекционной школы VIII вида в возрасте10-13 лет в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности.

Основная часть

Тема: Легендарный подвиг

Цель: Формирование чувства патриотизма, гордости за своё Отечество, свой край.

Задачи:

        

Обучающая:

Ознакомить с  подвигом героя-пограничника северного лузского края  Виталия Фёдоровича Козлова.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать психические процессы детей.
  2. Формировать правильное восприятие, понятие о назначении и роли героя как защитника своего Отечества.

Воспитательные:

  1. Сохранять преемственность поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа.
  2. Воспитывать умение внимательно слушать педагога, работать в коллективе.
  3. Работать над формированием нравственных основ личности.

Форма проведения: интерактивная беседа.

Планируемые результаты: учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнать  о героях своего края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация , фильм «Застава Козлова».

Подготовительная работа: Изучение материала о Великой Отечественной войне. Подбор и разучивание стихов и песни .Подготовка презентации к занятию. Просмотр  фильмов, Подготовка наглядного материала.

Продолжительность занятия: 40 минут

        

Ход занятия

Этапы проведения

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Средства обучения

Организационный момент

Проверка готовности к занятию.

Приветствует учащихся ,проверяет готовность к занятию, настраивает  на успешную работу.

—  Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть. Надеюсь, что наша встреча будет доброй и интересной.  

Настраиваются на серьезную и ответственную работу

Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы и цели урока.

Первичное закрепление

Подведение итогов

Сегодня мы поговорим о важной и значимой теме.

Можете ли вы сказать, какой праздник мы отмечали совсем недавно?

 Правильно, День Победы, он празднуется 9 мая.

Сколько лет в этом году исполняется со дня победы?

 .- Что вы делаете в этот день?

Рассказ учителя.

 Всё дальше и дальше отделяет нас время от событий Великой Отечественной войны. Память об этих событиях, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, переживает века. Мужество и стойкость, безграничная любовь к Родине были присущи всему нашему народу и нашим землякам, воинам-лузянам

Ребята, сколько человек было призвано на фронт из Лузского района?

А каких героев нашего района вы знаете, которые были удостоены высоких наград?

Сегодня мы познакомимся с одним  из героев  Великой Отечественной войны.  Это Виталий Фёдорович Козлов.

Рассказ учителя

Родился  29 марта 1924 года недалеко от Лузы, в деревне Яковлёвская Покровского сельского совета, в семье Фёдора и Марфы Козловых.

Виталий был седьмым ребёнком в семье, особенно долгожданным и любимым сыном, т. к. его родители похоронили шестерых детей подряд. Исстрадавшаяся от многолетних несчастий мать Марфа Петровна всю свою материнскую любовь перенесла на Виталия, а потом и на трех других детей.

Отец, Фёдор Семёнович был хорошим охотником, он с ружьём за плечами исходил всю округу, и его лучшим спутником был старший сын Виталий. Соседи не раз упрекали Фёдора Семёновича в том, что тот берёт с собой в лес маленького мальчика. Но Виталий не хуже отца ходил на лыжах, ни морозов, ни дождя не боялся, благодаря чему и вырос высоким, сильным, здоровым, а главное выносливым.

В школу мальчик пошёл не рано, в 9-летнем возрасте. Первые четыре класса он учился в Липовской начальной, затем в Лузской средней школе. В 1940 году Виталий едет в Архангельск поступать в школу ФЗО №1. В 1941 году, окончив её с похвальной грамотой, работает на железной дороге ст. Луза до призыва в Армию.

Деревенская жизнь с детства приучила Виталия к труду. Никакая работа у него из рук не валилась. Даже бригадир говорил: «Было бы три таких Виталия – не надо десятерых человек». Он рос трудолюбивым, домовитым сыном, добрым и заботливым человеком и был бы надежной опорой семье, если бы не война.

Сначала на войну призвали главу семейства Федора Козлова. Он погиб в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой

Ребята, а в каком году было танковое  сражение  под Прохоровкой,?

Как называлась эта битва?

 А 24 августа  1942 года настала очередь надеть шинель и Виталию. Эшелон, который вёз Виталия, отправился в противоположную сторону от войны - на Дальний Восток, в Забайкалье, на охрану государственной границы. Виталий был примерным солдатом, отличным стрелком и разведчиком. Его часто ставили в пример, даже в условиях военного времени ему был разрешен краткосрочный отпуск для поездки на родину.

Рассказ учителя

И вот Победа! Наступила долгожданная мирная жизнь. Но нет, неспокойно на восточных рубежах, японские самураи вторгаются на нащи земли. Участвовала в боях и застава, где служил Виталий

15 августа 1945 года пограничникам предстояло вести бой за деревню Шурфовая. Это был мощный оборонительный пункт противника в предгорьях большого Хингана, где сосредоточилось около пятисот японцев.

В ходе атаки Виталий оказался в окружении, когда у него закончились патроны, он отбивался врукопашную, но силы были слишком неравными. Бойца оглушили ударом по голове, притащили в деревню, когда Виталий пришёл в себя, японцы начали допрос, пытаясь узнать численность русских солдат, месторасположение и план военных действий.

Виталий молчал, его били прикладами, ломали пальцы, совали под ногти иглы, нанесли ножевые ранения, но так и не добившись ответа, закололи его штыками.

На следующее утро пограничники ворвались в деревню, и увидели истерзанное тело Виталия, который геройски погиб, не выдав своих товарищей, остался верен военной присяге, повторив, таким образом, бессмертный подвиг Героя Советского Союза Юрия Смирнова.

Рассказ учителя

На заставе , носящей имя нашего земляка, бережно сохраняется все, что с ним связано. Стоит аккуратно заправленная кровать Виталия, на ней подушка с наволочкой, вышитой руками Марфы Петровны и ею же посланное после гибели сына домотканое полотенце. Над кроватью – портрет Героя.

Рассказ учителя

        Виталий Федорович Козлов посмертно награждён орденом Отечественной войны I-й степени и зачислен навечно в списки отряда, а его имя присвоено заставе Краснознаменного Забайкальского пограничного округа, на которой служил Виталий. На заставе им. В. Козлова отслужило несколько десятков лучших юношей, уроженцев Лузского района. Начало  этой великолепной традиции положил  младший брат  Героя – Иннокентий  Козлов. Когда подошло время служить в армии, он написал рапорт командующему пограничными войсками с просьбой зачислить его для прохождения воинской службы  на заставу, которая названа именем его брата .Просьба Иннокентия была удовлетворена.

Вслед за Иннокентием на этой заставе служил племянник Виталия Федоровича – Михаил Козлов. За последние годы на именной заставе отслужило несколько десятков уроженцев Лузского района. Среди них - Виталий Пономарев, Алексей Булдаков (Луза), Виталий Шаверин (Папулово), Валерий Козлов (Луза), Василий Уваров (Папулово), Геннадий Притчин (Луза), Николай Гусев, Георгий Черняев (бумажная фабрика), Федор Бузунов (п. Мирный), Валентин Суханов (Луза), Василий Колмаков (Луза), Иван Семушин (Лальск), В. Попов, Альберт Гороховский (Луза), Анатолий Малый (Лальск), Алексей Тютрин (Луза), Сергей Пономарев (Учка), Дмитрий Плюснин (Лальск). Многие из них награждены знаками отличника Российской Армии и отличного пограничника.

Брат нашего педагога-организатора Голиковой Елены Анатольевны тоже служил на заставе В.Козлова.

Рассказ учителя

О подвиге Виталия Козлова написаны десятки статей, много стихов, пьеса, снято несколько документальных фильмов. Много публикаций о Козлове было в районной и областных газетах.

Рассказ учителя

15 августа 1970 года-в день 25-летия со дня бессмертного подвига- на месте бывшей деревни Яковлёвская, где родился и вырос Виталий, в 9 км от Лузы был воздвигнут пятиметровый обелиск с пятиконечной звездой, который хорошо виден в любых точках округи.

 На открытие памятника пришла  мама Виталия Марфа Петровна.

Приехали пограничники с заставы, собрались жители Покрова, школьники, представители администрации района и Лузского военкомата.

Рассказ учителя

        Каждый год в День пограничника, 28 мая Покровская сельская библиотека и школа вместе со своими читателями и учениками приходят на родину , в деревню Яковлёвская к обелиску героя, чтобы отдать дань памяти бесстрашному пограничнику. Там проводят открытые уроки, митинг, соревнования, возлагают цветы и варят «солдатскую кашу». Школьники шествуют над обелиском героя.

Ребята, а как вы думаете , есть ли в нашем городе памятник, посвящённый герою ?

Рассказ учителя

Люди нашего района не забывают подвиг нашего земляка. Каждый год в нашем городе проводятся соревнования по лыжным гонкам памяти героя-пограничника В. Козлова. Одна из улиц названа в честь Виталия Фёдоровича Козлова.

        

Ребята, а сейчас мы с вами давайте  вспомним ,о каком герое Великой Отечественной Войне мы сегодня  с вами говорили?

А теперь мы проверим, как вы усвоили знания, все ли вы запомнили.

А как вы считаете, почему, спустя почти 76 лет, лузяне продолжают чтить память о герое-пограничнике Виталии Козлове?

Благодаря таким воинам, как Виталий Колов, мы добились победы в Великой Отечественной войне, и не случайно 9 Мая – это праздник со слезами на глазах.

Хочу закончить наше занятие строчками из стихотворения Степана Кадашникова

 «Не забывайте о войне»

Учитель читает стихотворение

Не забывайте о войне.
Cвоим потомкам передайте
Как гибли прадеды в огне,
Вы подвиг предков не предайте.

Не забывайте обелиски
На месте подвигов былых.
Пускай война уже не близко,
Вы, всё же, помните о них.

Не забывайте, в праздный час,
О тех, кто на войне остался.
Гордитесь теми, кто за Вас
В последний, смертный, бой поднялся.

Не забывайте никогда
Заплаченную ими цену.
Храните в памяти, тогда,
Не обесцените победу.

Пусть шепчут, в спину Вам, враги:
— Забудьте след былых времен…
Но прошлый опыт говорит:
— Забыл победу — побежден!

Не забывайте о войне.
Держите флаг победы выше.
Наказывает жизнь, вдвойне,
Победу и беду забывших.

На этом наше занятие заканчивается.

Всем спасибо за работу!

Ответы детей: (День Победы, 9 мая, день, когда закончилась Великая Отечественная Война).

( Ответы детей: 76лет).

( Ответы детей: Ходим смотреть парад и салют, приносим цветы памятникам, гуляем по городу, поздравляем ветеранов, смотрим военные фильмы)

Ребята слушают

Ответы детей:11667 человек)

(Ответы детей: Алфёров Иван Прокопьевич, Лычаков Степан Александрович, Сластихин Алексей Иванович Власихин Николай Иванович, Козлов Виталий Фёдорович)

Ребята слушают

(Ответы детей: Танковое сражение было в 1943 году.)

 (Ответы детей: Это Курская битва)

Ребята слушают

Чтение отрывка из поэмы «Память о герое»

1 ученик

Вперед по сопкам двигалась пехота.
Сигнала к остановке ждали, а пока
Застава силою до небольшого взвода
Преследовала, спешившись, врага.

Когда стрелять японцы стали реже
И бой как будто чуточку утих.
Козлов рванул на несколько пробежек
Вперед — и оторвался от своих.

И понял вдруг, что он в азарте боя
Продвинулся настолько глубоко,
Что слева, сзади и перед собою
Почувствовал присутствие врагов.

Отстали далеко друзья — ребята.
«Сдавайся, рус» — раздался крик. Козлов
С колена целился из автомата
В нахально наседающих врагов.

2 ученик

Патроны кончились

Он бился автоматом            
И раненый боролся до конца,
Пока ударом вражьего приклада
Не оглушили смелого бойца.

Враги спешили, привели в сознание,
Плеснув в лицо Виталия водой

И к дереву трусливо привязали
Какой-то грубой грязной бечевой.

И началось: «Куда идет атака?
Какие планы? Сколько ваших сил?» —
Кричал японец, злющий как собака, —
Козлов упрямо ничего не говорил.

В бессилии и деньги, и свободу
В обмен на тайну ворог обещал,
А он все так же неприступно гордо
Как Прометей прикованный молчал.

3 ученик

 Его ругали, били и пинали.
Ломали пальцы занемелых рук.
А он упрямо губы сжал, молчал и
Поверх врагов посматривал вокруг.

Стоял перед врагами парень лузский.
Не сломленный, красивый, в полный рост,
И лишь два слова гордые «Я русский!»
На все угрозы вражеские произнес.

            4ученик

Враги выкрикивали упреки и проклятья.
И, понимая, что бежать пора,

Кинжал под сердце русского солдата
Вонзил в отчаяньи и страхе самурай.

Когда на край китайской деревушки
Подразделенье наше подошло,
Невольные свидетели — старушки
И рассказали, что произошло.

И той запомнившейся летнею порою
За эту вот оборванную жизнь,
Над телом пограничника — героя
Друзья с врагом покончить поклялись.

Чтение отрывка из поэмы

Года идут. По-прежнему в казарме
Стоит заправленная Витина кровать.
Над ней портрет героя в скромной рамке
И полотенце, что послала мать.

Ребята слушают

Чтение отрывка из поэмы

Его похоронили на заставе
И, чтобы люди память пронесли,
Фамилию Козлов как символ русской славы
Навечно в список части занесли.

И каждый раз, как старшина сверяет
Состав заставы, правофланговый четко доложит:
Козлов погиб, геройски защищая
Священные отчизны рубежи.

Просмотр  фильма «Застава Козлова»

Ученик читает стихотворение         Бессмертие

Чуть брезжит рассвет над вершинами гор,
Идут пограничники в дальний дозор:
У обелиска в сиянье луны
Клянутся на верность Отчизне сыны.
Не только холодный и серый гранит
Память герою в веках сохранит,
И в сердце солдатском ты вечно живой
Кировский парень, простой и родной.
Родина помнит своих сыновей
Ты отстоял ее жизнью своей.
Трус умирает, герои же — нет!
И вечно живут, как вот этот рассвет,
Как волны, что плещут о берег крутой,
Бессмертный у Родины ты часовой!

Ребята слушают

В родной деревне, всем ветрам открыта
На фоне тополей с богатою листвой
И зелени — белеет пирамида
С пятиконечной красною звездой.

В день пограничника и августовским летом.
Чтоб память пограничника почтить.
Сюда приходят взрослые и дети —
Козлова подвиг продолжает жить.

Порядок, установленный когда — то,
У лузских допризывников таков:
Служить стремились лузские ребята
На ту заставу, где служил Козлов.

Сменилось многое. У времени иного
Свою историю вершит народ.
А славный подвиг земляка Козлова

(Ответы детей;15 августа 2015 года, в городе Луза был торжественно открыт памятник-мемориал земляку, герою-пограничнику Виталию Фёдоровичу Козлову.)

Ответы детей: Мы сегодня говорили о Виталии Фёдоровиче Козлове)

Игра с использованием сигнальных карточек «Что я узнал о Виталии Фёдоровиче Козлове?»

1.В  какой деревне нашего района родился

Виталий Фёдорович Козлов?

Аксёновская

Яковлёвская

Матвеевская

2.В каких войсках служил Виталий Козлов?

        танковые

        пограничные

        сухопутные

     3.На какой заставе служил Козлов?

Забайкальская

 Лесная

Алексеевка

4..Каким  орденом был награждён Виталий Фёдорович Козлов?

 орден  Ленина

 орден Красной Звезды            орден Отечественной войны 1-степени

5.Назовите дату открытия памятника  на родине Виталия Козлова?

15 августа 1980 года

15 августа 1970 года

25 августа 1980 года

        

(Ответы детей: О подвигах героев надо знать нашей молодежи. И о подвиге Козлова - тоже. Ибо в нем (подвиге Козлова) ярко отразились лучшие качества добра и воли, мужества и терпения, любви к Родине и честности, верности долгу и Присяге, в той или иной мере присущие людям нашего северного лузского края )

Исполнение песни « Мы-наследники Победы»

Светлый праздник День Победы
Отмечает вся страна.
Наши бабушки и деды Надевают ордена.
День Девятого Мая! Звонко горны поют.
Пусть гремит, не смолкая, В честь победы салют!
А-а-а-а-а-а-а А-а-а-а-а-а
Пусть гремит, не смолкая, В честь победы салют!
Наши бабушки и деды Вспомнят молодость свою.
Это им пришлось победу Завоёвывать в бою.
День Девятого Мая! Звонко горны поют.
Пусть гремит, не смолкая, В честь победы салют!
А-а-а-а-а-а-а А-а-а-а-а-а
Пусть гремит, не смолкая,
В честь победы салют!
Наши бабушки и деды На внучат глядят своих.
Мы — наследники победы! Мы с тобой — надежда их!
День Девятого Мая! Звонко горны поют.
Пусть гремит, не смолкая, В честь победы салют!
А-а-а-а-а-а-а А-а-а-а-а-а
Пусть гремит, не смолкая, В честь победы салют!

1 слайд

2  слайд

3  слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11слайд

12 слайд

13 слайд

Литература

Зимирева, М.В. Сказание о земле Покровской [Текст] / М. В. Зимирева. - Киров : О-Краткое, 2012. - 478, [2] с.

В. И. Нечаев Подвиг Лузский район Кировской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  г. Киров 2005-167с

Фильм «Застава Козлова»

https://www.youtube.com/watch?v=E7OQK0j6oSE

Презентация

C:\Users\ирина\Documents\Презентация1.pptx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "12 подвигов студента"

Говорят, что студенчество - это самая активная часть населения. Бурлит энергия, появляются свежие впечатления, и жажда познания всего на свете открывает новые горизонты. И студент - не просто человек,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Г.К. Жуков Подвиги отцов – сынам наследие.

Материал предазначен для патриотического воспитания учащихся.  Показать личность полководца со всеми сложностями, тонкостями, противоречиями, познакомив с историей жизни Г.К. Жукова, показав...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Подвиг сына - подвиг матери"

Материал содержит сценарную разработку и электронную презентацию открытого общешкольного внеклассного мероприятия, представленного в рамках проведения районного методического объединения классных руко...

Разработка внеклассного мероприятия «Подвиг учителей и учеников моей школы в годы Отечественной войны».

Разработка внеклассного мероприятия «Подвиг учителей и учеников моей школы в годы Отечественной войны» прекрасно подойдет к мероприятию ,посвященному 9 Мая.Также материал может использоват...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для студентов системы СПО "Разные грани единого подвига (подвиг А.А. Печерского и Д.М. Карбышева)"

Классный час "Разные грани единого подвига"  являлся одним из мероприятий, проводимых в  Год памяти и славы с целью расширения знаний обучающихся о Великой Отечественной ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия памяти подвига Зои Космодемьянской.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАЯНДАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. М.Б. УБОДОЕВА» ...