Сценарий линейки ко "Дню памяти репрессированных "
методическая разработка (6 класс)

Готовый сценарий для проведения торжественной линейки, посвященной памятной дате " Дню памяти репрессированных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_lineyki_ko_dnyu_pamyati_repressirovannyh.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий линейки ко Дню памяти репрессированных

Цель: воспитывать социально-активную личность гражданина и патриота.

Задача:

Формирование четкой гражданской позиции, гражданского достоинства обучающихся на основе общечеловеческих ценностей.

                               

                                                                (музыка)

1 ведущий - Всем, 
Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою, 
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем, 
Кто по суду, без суда, совещанием особым 
Был обречён на тюремную робу до гроба, 
Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями, 
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

                                                                музыка

2 ведущий: 
Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская войны, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну 

1 ведущий  - на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Более того, унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных партийцев, миллионы крестьян, оказавшиеся жертвами раскулачивания, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине. 

                                                              музыка

                                                         Стих « Зажгите свечи» 
2 Ведущий: 

 известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей. Вечная память безвинно погибшим.

                                                        музыка

1 вед - Сегодня День памяти жертв политических репрессий, как подтверждение того, что ничто не забыто- ни высокий подвиг, ни подлое предательство, ни черное злодейство. Вернуть всем невинно пострадавшим их доброе имя - святой долг государства.

                                       Основные этапы репрессий - музыка

2 вед - Началась эта трагедия не в 1937 году, на который пришелся пик Большого террора, а сразу после октября 1917 года. 

1 вед -  Уже в первые годы пребывания большевиков у власти массовым репрессиям были подвергнуты крестьяне - участники антиправительственных выступлений, рабочие-забастовщики, члены социалистических партий и анархистских организаций, духовенство, матросы - участники Кронштадтского «мятежа» 1921 года.

2 вед - Уже 1918 год был отмечен расстрелом 3000 священнослужителей.

В 1928 году состоялось свыше 500 казней, в 1930 году - 2500 казней (расстрелов).

1 вед -  В 1938-1941 годах репрессировано 38900 человек, свыше 35 тысяч из них расстреляны.

О колосках – расхитители социалистической собственности

                                              Стихотворение «Про Нинку»

2 вед - В 1918-1922 годах жесточайшими мерами - конфискацией хозяйств, ссылкой семей на спецпоселения, расстрелами повстанцев - сопровождалось подавление крестьянских восстаний, охвативших практически всю страну.

1 вед - В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века были осуждены более 500 тысяч крестьян. Всего за годы коллективизации «раскулачено» более одного миллиона крестьянских хозяйств, около пяти миллионов человек были высланы из родных мест на спецпоселения. 

2 вед - Судебный процесс в июне 1937 года над Тухачевским, Якиром и другими военачальниками стал сигналом для массовых репрессий среди военных. Пострадали свыше 40 тысяч человек. Всего из рядов армии было «вычищено» 45 процентов командного состава как политически неблагонадежных.

1 вед - В годы войны и первые послевоенные годы жестоким репрессиям подверглись вышедшие из окружения и военнопленные. Общее количество военнослужащих, репрессированных в годы войны, составило 994 тысячи человек, из которых 157 тысяч расстреляны.

2 вед - В январе 1953 года в газетах появилось сообщение «Арест группы врачей-вредителей». Так было обнародовано громкое дело, не забываемое и сегодня. Тогда журналисты восторженно описывали «подвиг скромного врача» Лидии Тимашук, якобы разоблачившей «убийц в белых халатах». Менее чем через месяц после смерти Сталина «дело врачей» было прекращено.

1 вед - Уже в предвоенные годы началось массовое выселение целых народов. Жертвами депортации стали поляки, курды, корейцы, буряты и другие народы. 3,5 миллиона исчисляется количество репрессированных по национальному признаку с середины 1940-х по 1961 год. Силой, под страхом расстрела, выселялись из Поволжья, Москвы, Московской области и других регионов лица немецкой национальности. Были выселены из родных мест калмыки, крымские татары и другие народы. Депортация коснулась 14 народов целиком и 48 - частично.

 2 вед - В послевоенные годы беспощадно подавлялись любые открытые антиправительственные выступления, например, волнения рабочих в Новочеркесске в 1962 году, вызванные повышением цен при одновременном снижении заработной платы. 
1 вед - Основным объектом репрессивной политики режима в 1960-1980-е годы явилось «диссидентство». За период с 1967 по 1971 год органами КГБ было «выявлено» более трех тысяч группировок «политически вредного характера», 13,5 тысяч членов которых были репрессированы.

2 вед - С середины 1950-х годов для борьбы с инакомыслием стала широко использоваться психиатрия. Всего в период с 1921 по 1953 год органами ВЧК, ОГПУ, НКВД, МВД (то есть во внесудебном порядке) по политическим мотивам было подвергнуто репрессиям свыше четырех миллионов человек, в том числе осуждены к высшей мере наказания около 800 тысяч человек.

1 вед - В количественном отношении пик репрессий пришелся на 1937-1938 годы, когда за два года по известной 58-й статье («контрреволюционные преступления») были осуждены 1,3 миллиона человек, из которых свыше половины расстреляно. 
                                                       

                                                      музыка

2 вед - Реабилитация жертв политических репрессий началась в СССР в 1954 году.

1 вед - В середине 1960-х эта работа была свернута и возобновилась лишь в конце 1980-х годов. День памяти жертв политических репрессий в России впервые был отмечен в 1991 году в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября в 1974 году.

2 вед - Президентом России, правительством РФ несколько лет назад приняты и выполняются постановления, направленные на поддержку жертв репрессий, созданы специальные комиссии по делам реабилитированных.

 1 вед - 30 октября – День памяти жертв политических репрессий.

День памяти жертв политических репрессий установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991.


2 вед - Ежегодно 30 октября в нашей стране проводятся мероприятия, посвященные памяти жертв политических репрессий.

                                             Стихотворение «У памятника» 

                                                                 музыка

                                                  Стихотворение «Память»

1 вед. Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказание заключенные, находились на Соловках, на Колыме, в Казахстане. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам. 
2 вед Наше государство, сумевшее допустить весь этот ужас, в неоплатном долгу перед жертвами сталинского режима. А чем искупить вину перед теми, кто остался без отцов, жен, матерей, кто многие годы носил на себе клеймо “враг народа”?


                                       Объявляется минута молчания.

                                                       (Звук метронома)

1 вед -Спасибо за внимание. 

Стих « Зажгите свечи» 


Когда горят поминальные свечи, 
И зал в минуту скорби затих, 
Мне кажется, сюда, на эту встречу, 
Слетаются души наших родных.

Они спешат сюда из Казахстана, 
Якутии, Чукотки, Воркуты, 
С Вишеры, Усолья, Магадана, 
Беломора, Соловков, Читы.

Мне кажется, они своих здесь ищут, 
И радуются, что хранит нас Бог, 
Что «черный ворон» по ночам не рыщет, 
Не слышно стука кованых сапог.

Они взывают к нам, пока живущим, 
И, кажется, мы слышим этот глас: 
«Родимые, добрее станьте, лучше, 
Зажгите свечи, помяните нас».

Я думаю, пока есть мы, живые, 
Пока потомки наши будут жить, 
В день Памяти всегда, по всей России 
Свечам гореть, поминовенью быть.

Горят пусть свечи светом негасимым, 
И пусть в сердцах людей не гаснет свет. 
Я верю: благодарная Россия 
Жертв не забудет, не забудет, нет!

Стихотворение «Про Нинку»

По полю пшеничному ,Вьется тропинка, 
На тропке девчонка,   По имени Нинка.

Рядышком мама,   Присела к тропинке, 
Взять зёрнышек с поля   для доченьки Нинки.

И думает мама:  «Я справлюсь с бедою, 
Старших детей, накормлю  лебедою,

Вот младшую, Нинку,  должна я спасти, 
В подоле домой , ей зерна принести.

Я в ступе чугунной зерно растолку, 
Дровишек достану, и  печь истоплю,

Кашу приставлю в  глиняной кринке – 
Будет еда моей маленькой Нинке».

Мысли прервались , стуком копыт, 
Прямо по полю  объездчик «летит»,

Конем пригибает  и  топчет пшеницу, 
На мать налетел,  как орёл на горлицу:

«Колхозное поле , зоришь ты, вражина?! 
За мужем в тюрьму,  захотела, скотина?!»

И нет уж в подоле , ни колоска… 
В лице ни кровинки, во взгляде - тоска.

Зёрнышки, что собирала для Нинки, 
Втоптаны в пашню , рядом с тропинкой…

Под утро посыльный , из сельсовета, 
И маму забрали  ещё до рассвета.

Дети, все шестеро, рядышком сели, 
Плотно прижавшись, на маму глядели.

Они понимали, куда ей дорога, 
Мать очень спокойно сказала с порога:

«Дети, молитесь,  и нощно, и денно, 
Я к вам вернусь, я вернусь непременно».

           Стихотворение «У памятника» 


На старом Егошихинском кладбище 
Среди могил, надгробий и крестов 
Воздвигнут памятник, каких нигде не сыщешь: 
Он состоит из лагерных столбов.

Он на бугре застыл в молчанье скорбном. 
На нем «колючка» - символ лагерей - 
И колокол - глашатай самых скорбных 
И душу раздирающих вестей.

В День Памяти безвинно убиенных, 
Погибших от советских палачей, 
На зов его глухой, проникновенный 
Сюда приходят тысячи людей.

Они стоят с зажженными свечами, 
И каждый в мыслях где-то далеко, 
Лишь по глазам, наполненным слезами, 
Понять их можно, как им нелегко.

Они родных в тридцатых потеряли 
И их могил не могут отыскать. 
Того, что в жизни сами испытали, 
Не дай, Господь, кому-то испытать!

Пусть с чьих-то губ злословье не сорвется, 
В нас для ответа есть еще запал, 
Пока мы живы, будем мы бороться, 
Тому порукой наш «Мемориал»!

Стихотворение «Память»

Народом чаша выпита до дна 
За ту войну в четыре долгих года, 
Но всем нам помнится еще одна война, 
Сгубившая часть нашего народа.

Вел ту войну палач из палачей, 
С ним Берии, Ежовы и Ягоды. 
Мы испытали: нет войны страшней, 
Когда воюют с собственным народом.

Страну покрыли сетью лагерей, 
Где псы и стражи злые без предела. 
Там зэков не считали за людей: 
Их жизнь цены в Гулаге не имела.

Людей тогда казнили без суда 
По знаку палачей в расстрельных списках, 
И жертвы исчезали без следа. 
Над ними ни крестов, ни обелисков.

И данных нет - безмолвствуют архивы, 
Родных могил уже не отыскать. 
Друзья мои, пока мы с вами живы, 
Успеть бы поименно всех назвать.

И всегда хранить в нашей памяти, 
Их забыть - для нас тяжкий грех. 
Пусть воздвигнутый в Перми памятник 
Будет общим - один на всех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий линейки, посвященной Всемирному дню памяти жерт ДТП

Данное мероприятие направленно на привлечение внимание учащихся к общероссийской проблеме безопасности дорожного движения. Напомнить правила для пешеходов, воспитывать ответственность ...

День памяти репрессированных

Сценарий вечера-памяти жертв политических репрессий...

Сценарий линейки - памяти, посвященной Дню освобождения Красногвардейского района от немецко-фашистских захватчиков

Сценарий линейки - памяти, посвященной Дню освобождения Красногвардейского района от немецко-фашистских захватчиков...

Классный час « День памяти репрессированных» для учащихся 11 классов

Представленная работа посвящена трагической дате – Дню памяти жертв политических репрессий. . Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в понимании необходимости учитывать опыт и о...

Сценарий линейки памяти, посвященной Всемирному дню памяти жертв ДТП

Целью линейки памяти, посвящённой Всемирному дню памяти жертв ДТП является привлечение внимания к проблеме смертности в результате дорожно - транспортных происшествий, напоминание участникам дорожного...

Сценарий линейки, посвященной памяти воинов-интернационалистов, погибших в Чеченской республике

Сценарий линейки, посвященной  памяти воинов-интернационалистов, погибших в Чеченской республике...

Сценарий линейки, посвященной памяти жертв Беслана

Сценарий линейки, посвященной памяти жертв Беслана...