Сценарий фольклорного праздника "Казачий край"
методическая разработка

Болдырева Анна Алексеевна

Разработка сценария фольклорного мероприятия о казачей культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_kazachiy_kray.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Алексеевская СОШ

Педагог-организатор

Болдырева Анна Алексеевна

Сценарий фольклорного праздника

«КАЗАЧИЙ КРАЙ»

Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Предварительная работа: Разучивание песен, танцев, разучивание стихов, загадок, поговорок.

Песня «Гуляй да пой, Казачий Дон»

Чтец. (1. Слайд)

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

1-й вед. Добрый день!

2-й вед. Здорово дневали!

1-й вед. Мы рады вас приветствовать на нашем празднике «Казачий край»!

2-й вед. А теперь мы открываем наш устный журнал «Слава тебе, Господи, что мы – казаки!». Первая страница историко-этнографическая.

(2 Слайд)

1-й вед. День казачьей славы. Этот праздник традиционно отмечали на Руси вплоть до 1920 года. Особо чтили его казаки, вспоминавшие в этот день предков, павших в битвах за Отечество. В церкви проходили специальные богослужения, молились за души погибших во время сражений с врагами России.

2-й вед. Сама же традиция уходит далеко в века и, говорят, возникла после знаменитого «Азовского сидения» в октябре 1641 года, когда отступили турецкие войска от Азова, так и не сумев побороть донских казаков. В октябре же – это уже из эпохи других сражений, в 1760 году – вступили казаки в Берлин. А октябрь 1854-го прославился геройским подвигом казаков в Севастопольскую кампанию… А потом еще была русско-турецкая война, русско-японская, 1-я мировая… Да и во время Великой Отечественной войны казаки не посрамили чести своих дедов-прадедов. Дай Бог внукам никогда не сражаться! Но память – хранить. Пусть над Доном, Кубанью, Терсой и Хопром звучит песнь о том, что любо жить, да и с атаманом не приходится тужить!

1-й вед. Возрождение казачества – это возрождение общинных социально-экономических связей, культуры, традиций, обычаев в неразрывном единстве со всей Россией.

2-й вед. Русский остается русским, казак – казаком, до тех пор, пока, где бы ни был и чем ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества. Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала – национально-русское и религиозно-православное – глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти.

1-й вед. Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков. Наши деды и прадеды достойно исполнили свой патриотический долг – создали Россию, защитили и укрепили ее, приумножили ее славу. Они свой долг выполнили, своей чести не уронили, достоинств не растеряли.

2-й вед. В наши дни, когда в жизнь претворяется программа возрождения казачества, с необыкновенной остротой встали вопросы о его судьбах, о его прошлом, настоящем и будущем. На протяжении ряда последних лет продолжается острая дискуссия по этим проблемам.

(3 Слайд)

В истории казачества, особенно 20-го века, сохраняется слишком много «белых пятен», без изучения которых проблемы образа жизни, обычаев, культуры казаков останутся невыясненными и спорными.

1-й вед. Казаки – народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа кос-сака (ка-сака) и приазовских меото-кайсаров с некоторой примесью аланов-асов или танаитов (донцов).

2-й вед. Первое летописное упоминание о казаках относится к 1444 году. Существовало казачество служилое и вольное. Служилые казаки обороняли русскую границу и получали жалованье от правительства. С конца 16 века жалованье выдавалось не только деньгами, но и порохом и свинцом.

1-й вед. В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). Столицей Дона были последовательно городки Раздоры, Монастырский городок, Черкасск, Новочеркасск. На время военных действий под страхом смерти казакам запрещалось употребление хмельных напитков. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия.

2-й вед. В начале 20-го века существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. В начале 20-го века казачество составляло 4,4 миллиона человек, владело 53 миллионами десятин земли. По достижении 17 лет каждый казак получал пожизненно земельный пай.

1-й вед. Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза.

2-й вед. Пережившие трагические события двадцатого века потомки казаков сохранили свои традиции. В конце 20-го века казачество вновь возродило многие из них.

 (4 Слайд)

1-й вед. В современной России государство поддерживает стремление казачества к участию в защите границ, в воспитании молодежи, в возрождении лучших традиций.

Чтец. 

Сколько казаков сейчас в России?

Где она казацкая страна?

На погостах – наших предков лики,

На могилах – серая трава.

Сколько их, незнатных, невеликих,

Сгинуло без прав, но за права!

В рамках фотографии на стенах,

Кое-где и шашка в курене…

Внук сидит у деда на коленках.

Значит, быть казачеству в стране.

1-й вед. Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и т.д. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный, яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль.

Постоянные тревоги и частые войны приучали казаков не привязываться ни к чему земному, ценить истинных друзей и верность долгу, а в самые отчаянные минуты уповать на Бога и Богородицу. С другой стороны, всегдашняя бранная жизнь порождала у них беспримерную удаль и бесстрашие, сознание своей силы и ловкости и уверенность в конечном успехе.

2-й вед. Основное воспитание, конечно же, происходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было, что слово атамана для войска – ему следовали беспрекословно.

1-й вед. Чистота нравов была по нынешним временам невероятная – боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею.

2-й вед. Казаки были почти не суеверны. Но существовали заговоры и молитвы на всякий случай. Почти у всех на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли. Заброшенные волей истории на окраину русской земли, казаки крепко держались православного исповедания, были очень набожны.

1-й вед. Казаки слушали христианское слово, получали отпущение грехов, благословение на браки, отпевали усопших, крестили младенцев.

(5 Слайд)

2-й вед. Девушки пользовались меньшей свободой. Когда им исполнялось 13 лет, их воля ограничивалась. Они могли быть вместе с мужчинами только на свадебных обрядах и праздниках. По будням девушки проводили время в одиночестве или в кругу своих подруг. Они занимались шитьем, вышивали узором одежду или кафтан. Очень немногие из них обучались грамоте. Казаки считали, что грамотная казачка может завести переписку с приглянувшимся ей казаком. В воскресенье и в праздничные дни казачки, одетые в нарядные платья, вместе с бабушками ходили в церковь к заутрене и к вечерне.

1-й вед. Центром любого казачьего поселения всегда был плац (майдан). Здесь проходили общественные сходы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожали хутора казаков на службу, здесь же их встречали. По большим церковным праздникам на плацу устраивали ярмарки.

 2-й вед. Действительную казак служил три года и должен был сохранять обмундирование до 40-летнего возраста. Казак должен был иметь имущество и хранить его в вещевом сундуке, размером 60 на 120 см.

Список казачьего снаряжения:

- парадный синий мундир,

- зимний синий мундир для обыденной носки,

- гимнастерку защитного цвета,

- шинель серого цвета,

- брюки синего цвета с ярко-красными лампасами,

- полушубок,

- шапку (папаху),

- фуражку с красным кантом и околышем, козырек черный лаковый, кокарду,

- две пары белья,

- два полотенца,

- носки,

- платки носовые,

- сапоги (две пары),

- шашка,

- лошадь строевая,

- седло,

- попона,

- узда,

- две простыни,

- одеяло байковое или шерстяное,

- две наволочки,

- чехол для матраца,

- сундук вещевой.

Коня казак мог получить и в военной части, но выплачивал за него из своих средств. Один раз в году казак проходил смотр вещей на площади около правления. Нитки-иголки свои.

1-й вед. Казаки участвовали в скачках. На скачках давали богатые призы: золотые часы, седло, шашку в серебряной оправе, серебряные портсигары и т.д.

( Инсценировка «Проводы казака в армию»)

(6 Слайд)

Отец: Гляди, мать, никак урядник идет! (подходит урядник) Желаем здравствовать, господин урядник!

Урядник

Здорово дневали! Это нужный мне курень?

Мабуть не ждали вы гостей? Да серьёзных новостей.

Атаман меня прислал, да наказ свой передал.

Казаку уж девятнадцать – пора службой заниматься.

Завтра двинемся в дорогу, собирайтесь понемногу.

Прощевайте, я пошел…

Мать :

Может сядете за стол? (кланяется), отобедаем гуртом.

Урядник:

Это как – нибудь потом.

Много дел у нас в управе –

ну до встречи на заставе.

Мать начала голосить. Плач по сыну, забираемому во солдаты:

Ах ты, милое мое дитятко,

Куда спешишься да торопишься

Изо своего ты дому благодатного,

Изо светлой из светлицы,

Из новый да новы горницы?

Отемнеет светла светлица,

Опустеет дом - подворыщо.

«Провожала маты» - песня

Отец - Цыц, баба, чего голосить вздумала, место свое забыла? Доставай-ка из сундука снаряжение, вырядим сына достойно на святое дело.

Выходит дед , баба и дочь, и сын наряжают сына

Дед – (беря в руки казачье обмундирование, накидывает внуку на плечи, целует его в лоб, приговаривая)

Послужи-ка, внучок, славно. Продолжи традиции нашего рода казацкого, стародавнего.

Бабушка:

Поди сюда, жалочка моя. Чти внучок старших - уважай старость. Каждого старика почитай отцом, а престарелую казачку – матерью.

Вот внучок

Вот землица донская.

Дай тебя я обниму, дюже я тебя люблю. (вручает внуку оберег с родной землей и читает молитву):

Мать: (причитает)

Ой, ты жалочка, сыночек, драгоценный голубочек

Не хочу тебя пускать, саблей вострою махать.

Отец (строго):

Полно мать, уже не птенчик – а орлом пора взлетать, саблей вострою махать.

Сестра (ласково):

Ой, ты родненький мой братка

Будет там тебе не сладко

Потемнеет белый день, опустеет наш курень.

(обнимает брата).

Бабушка:

Ишь, коза, разголосилась, ничего ведь не случилось. ( задумчиво).

Я вон деда провожала, и во след ему бежала.

Не велел мне горевать, говорил: «Так надо, мать!»

Внучек возьми, икону нашу, она ить от пули злодейки тебя уберегёть.

Отец, обращаясь к жене:

Мать, икону неси нашу семейную, прадедов наших и дедов, благословим сына нашего на службу в воинстве.

Мать:

Иди, сынок, под благословение родительское.

Сын становится на колени перед отцом и матерью, целует икону после слов благословения.

Сережа.

Прости батяня, может чем обидел, дай мне своё родительское благословение.

Отец.

(взяв икону) Бог тебя простит, сынок, и я прощаю. Вот тебе моё родительское благословение, береги сынок землю русскую от ворога. Помни свой долг, своих родителей. Покажи свою казачью удаль. Помни сынок моё завещание, с ним тебя ни вражеская пуля, ни возьмет, ни острая шашка головы не коснётся.

Сын.

Маманя, и ты прости меня.

Мать.

Господь тебя прощает и я прощу.

Помни, сынок, по тебе судят обо всём казачестве и народе твоем.

Держи слово –слово казака дорого!

Рушничок я вышивала, да сыночка вспоминала.

В добрый час тебе сынок, не оставит тебя Бог.

Мать повязывает рушники со словами:

1. «Служи - не тужи»,

2. повязывая второй рушник, приговаривает: «Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом».

Ведущая

Мать перевязывала сына крест- накрест двумя полотенцами, рушниками. Полотенце и рушник символизируют дорогу. перевязывая призывника рушниками участники обряда желают ему доброго пути.

Песня «Как родная меня мать провожала».

(Песня «На службу»)

Слышится звук трубы.

Сестра

Казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть земли. Обычно старались брать такую землю у церкви или у могилы отца, матери, или в саду своего дома. Зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено казаку умереть на чужбине, первой на его гроб падала родная земля, и считалось, хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.

Отец: Да, сынок. Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть! Вот тебе сабля сынок!

Помни : такая доля казака – разить врага наверняка.

Сын:

Благодарствую на том, поклонюсь перед отцом.

Перед матерью, сестрой, перед бабушкой родной.

Честь семьи я соблюду, деда не посрамлю.

Отец:

Что ж, сынок сбирайся в путь, всё, что слышал - не забудь.

Мать:- Господи благослови, идти тебе в пути, Господь впереди, Матерь Божа с ними, а ты - за ними.

Звучит песня «Вдоль да по улице».

 (7 Слайд)

Чтец .

Там, где русские люди за Русь полегли,

Прорастают в степях ковыли.

Ехал полем казак, ехал степью широкой

И в пути что-то тихое пел.

И лилась его песня под небом высоким,

И вдали темный лес зеленел.

Только в степь одному выезжать не годится, -

Просвистела вдруг злая стрела.

Недопетая песня рванулась, как птица,

И коня за собой позвала.

И, взметнувшись над мягкой зеленой травой,

Конь буланый помчался стрелой.

И лететь бы коню по бескрайнему полю

В свой отряд, что остался вдали.

И петля захлестнула – и кончилась воля,

И ордынцы его увели.

1-й вед. Страница «Конкурсная». Вашему вниманию предлагается викторина по казачьему диалекту и конкурс на знание истории казачества.

Ведущий. 

1. Абы как – кое-как, как-нибудь.

2. Баз – скотный двор, двор.

3. Бирюк – волк.

4. Брех – лгун, собачий лай.

5. Бродить – ловить рыбу бреднем.

6. Будя – довольно, хватит

7. Булгачить – беспокоить, тревожить, будить.

8. Вар – кипяток.

9. Вечерять – ужинать.

10. Гачи – ноги.

11. Годить – ждать.

12. Добре – хорошо, ладно.

13. Догляд – присмотр.

14. Докель, докеле – до каких пор.

15. Житный – ржаной.

16. Жито – рожь.

2-й вед. Последняя страница нашего устного журнала Музыкальная»

Танец.

Чтец.

Здесь казаки испокон века живут.

Они прославляют просторы родные,

Душевные песни поют

Исполнение казачьих песен…https://fsd.videouroki.net/html/2017/11/14/v_5a0a9bc1ae938/99699422_11.png

1-й вед. Великое множество всяких песен поется и пелось в мире. Время и люди оставляют подле себя лишь лучшие. Безукоризненный вкус и слух народный отсеивает и отбрасывает пустые, и ветер времени уносит полову прочь. И в песенной житнице остаются лишь золотые зерна.

2-й вед. Этот отбор идет старательно, веками. И на века. И остаются уже не просто песни, а великое богатство, национальное достояние русского народа.

« Казачьи песни… - писал В.Г. Белинский, - более заслуживают названия исторических, чем собственно так называемые исторические русские народные песни. В них быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».

1-й вед. Благодарим вас за участие в сегодняшнем мероприятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника

Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитание школьника с активной гражданской позицией. Привить  любовь к Родине невозможно без любви к малой Родине, к ее истории, к устному...

сценарий фольклорного праздника. "Круглый год"

Сценарий праздника предполагает интегрированное использование предметов, таких как технология, народная культура, история, МХК....

Сценарий фольклорного праздника "Широкая масленица"

Знакомство детей с народными традициями. Масленица самый разгульный праздник. Недаром в народе говорят «Широкая Масленица». Гуляют праздник 7 дней, и каждый день имеет своё название и назначение...

Сценарий фольклорного праздника "РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ"

Данный фольклорный праздник рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Целью мероприятия является расширение знаний о традициях , русской народной культуре и прелести ее обычаев....

Сценарий фольклорного вечера "Аулак өй".

Сценарий специально написан для проведения вечеров с русскоязычными учениками....

Сценарий фольклорного осеннего праздника "Капусные вечерки"

Ох, и много праздников на Руси раньше было! Но самые щедрые были осенью. Начиная с 27 сентября (праздник Воздвижения) в течении двух недель продолжались в России «капустницы» - девичьи посиделки, во в...

"Капустные вечёрки" сценарий фольклорного праздника

Сценарий праздника "Капустные вечёрки"стал традиционным осенним праздником в нашей школе. Сценарий разработан для детей 8-10 лет, может использоваться  педагогами доп.образования, а также классны...