Вечер старинных игр «Во что играли наши бабушки»
материал (8 класс)

Яровикова Алёна Николаевна

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка. Передаваемые из поколения в поколение, они выбрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка.

Народные игры привлекают детей простотой, доступностью, занимательностью игровых действий, ярко выраженной эмоциональной окрашенностью. В отличие от народного праздника игра не имеет интегрирующего значения. Однако она является неотъемным его элементом, элементом народной культуры.

Игре свойственна двойственность. Игра, с одной стороны, в силу использования образных средств выражения, театрализации, музыки, танца, песни - явления искусства. С другой стороны – явление реальной жизни, поскольку вовлекаемые в действие присутствующие остаются все же в реальном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vo_chto_igrali_nashi_babushki.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества п. Советский»

Муниципальное учреждение культуры «Централизованная клубная система муниципального образования

Советский муниципальный район Республики Марий Эл»

Центр досуга п.Советский»

Вечер старинных игр

«Во что играли наши бабушки»

Возрастной адресат программы: обучающиеся волонтёрского                              
объединения «Радуга добра МУ ДО «Дом детского творчества» 11-15 лет,                      

Участники ансамбля  «Советчане» Центра досуга п. Советский»

Разработчик: Яровикова Алёна Николаевна

2021

пгт советский»

Пояснительная записка

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка. Передаваемые из поколения в поколение, они выбрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка.

Народные игры привлекают детей простотой, доступностью, занимательностью игровых действий, ярко выраженной эмоциональной окрашенностью. В отличие от народного праздника игра не имеет интегрирующего значения. Однако она является неотъемным его элементом, элементом народной культуры.

Игре свойственна двойственность. Игра, с одной стороны, в силу использования образных средств выражения, театрализации, музыки, танца, песни - явления искусства. С другой стороны – явление реальной жизни, поскольку вовлекаемые в действие присутствующие остаются все же в реальном мире.

Цель: Формирование интереса к русской национальной культуре, народному творчеству, к народным играм, приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры наших бабушек.

Задачи:

Обучающие:

1.Формировать культуру досуговой деятельности, приобщать детей и взрослых к народному творчеству.

2.Развивать интерес к разносторонней творческой деятельности.

Развивающие:

1. Развивать физические (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психические (воля, целеустремленность, самоконтроль) качества.

2.Развивать навыки организации практической деятельности.

Воспитательные:

1.Формировать позитивное отношение к истории русской народной игры,укрепить связи и преемственность поколений.

2.Способствовать стремлению к здоровому образу жизни.


Планируемые результаты: дети познакомятся с играми, в которые играли их бабушки и дедушки. Обучающие получают необходимые навыки и умения для работы в команде, научатся совместно работать с взрослым коллективом.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Используемые педагогические технологии:

-игровая технология;

-здоровьесберегающая технология;

-личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Используемые технологии

беседа;

-игра;

-работа в сотрудничестве.

Костюмы: русские сарафаны, русские платки,

Реквизиты и материалы для оформления: рушник, стол, сундук, корзина, фартук, скатерть, музыкальные инструменты.

Ссылка на видео

 https://vk.com/video-191709254_456239320

1 ведущий: Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице.

Ведущая: Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

2 ведущий:

-Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В тёплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку, наши предки

Собирали посиделки,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, в игры разные играть,

Веселые потешки - прибаутки сказывать,

1 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Бабушка: Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

А играли как?

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить.

Ведущая: Скучно жить без посиделок,

И без игр наших предков

Их бы надо возродить.

Бабушка: Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

С песней, с музыкой заходят гости. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют припев песни «Тюря-тюря..»

1 ребёнок. Здравствуйте, пустите к себе в избу на посиделки?

Бабушка:-А чем платить будете?

2 Реб. А чего надобно?

Бабушка: Да совсем немножко: дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороха три ведра,

Да медку туесок, да масла горшок, да денег пятачок.

3 ребёнок: Вот так немножко!

Бабушка: Да пошутила я. Зачем пожаловали?

4 ребёнок:    Чайку попить, хозяйку повеселить.

5 ребёнок Рассказать, послушать, пирогов покушать.

6 ребёнок Посмеяться, поплясать, себя показать.

Бабушка. Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «Тюря-тюря-тюря-ря»  (минус)

1 ведущий: Все праздники отмечаются в определенное время года – осенью, зимой, весной и летом. Давайте вспомним, какие русские народные праздники вы знаете?

Какой самый любимый праздник был весной? (масленица).

Да, в этот день провожали зиму и встречали весну, зазывали солнце, по которому так соскучились все длинными зимними вечерами.

 2 ведущий:

Вот и солнышко проснулось,

Стало жарче припекать

Потянулось. Улыбнулось,

Всех людей зовет гулять.

Вместе с солнышком вставай

И в игру скорей сыграй!

   1 ведущий:

   Чтобы солнце ярче припекало, и быстрее весна наступала, вес играли в веселую игру «Горелки». Давайте, не зевайте, быстро парами вставайте! Будем солнце зазывать,

   будем весело играть: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

  (проводится игра «Горелки»)

   Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

        Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

      1  Ведущий: Посмотрите, какой интересный сундук стоит у нас, как вы думаете, что раньше хранили в сундуках? (ответы детей)

      2 Ведущий: Правильно, в сундуках наши предки хранили одежду в основном новую или ту, которую на праздники одевали. Давайте заглянем в наш сундук (ведущий достает русские платки). Посмотрите, какая красота – русский народный платок. Пусть  наши девочки примерят их, а мы полюбуемся. В старину девушки одевали на праздники самые красивые платки и парни дарили платки своим возлюбленным.

Заглянем в старый сундучок

Лежит там бабушкин платок,

 Ведь с незапамятных времен

 Он женский спутник и дружок!

Бабушка: Мы с вами не только полюбовались на наших девочек в красивых платках,  но еще и поиграем в старинную народную игру с этими платками.

Наш платочек расписной

Поиграть хотим с тобой

Поиграть хотим с тобой

Веселимся мы, играем,

И нисколько не скучаем.

Ждет вас новая игра – «Золотые ворота»

«Золотые ворота»

Ход игры. Играющие выбирают двух ведущих. После этого ведущие берутся за концы платка и поднимают его вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков платком. Кто попался в воротца, тот что – нибудь исполняет, откупается (песня, стих загадка, пляска). Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.

  1. Ведущий: Весело поиграли.
  2. Ведущий: А ещё, какие праздники вы знаете?

Дети отвечают «Троица»

3 Ведущий : Троица - зеленая, весенне – летняя, украшенная березовыми ветками, цветочными венками, устланная травой. Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Троица – веселая, народными гуляниями и хороводами. Давайте все встанем в круг и хоровод заведем и песню споем про русскую березку, как символ праздника «Троица»

хоровод «Во поле береза стояла»

Бабушкка: А ещё на праздниках любили загадывать загадки

  1. Ведущая:

Есть у нас для вас загадки:

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них.

Загадки

1. В брюхе – баня,

    В носу решето.

    На голове – пуговка,

    Всего одна рука и та на спине (Чайник)

2. Никогда не ест, а только пьет,

    А как зашумит –

    Всех приманит (Самовар)

3. Тянется и не резина,

    С клапанами, а не машина,

    Песни поет, и не радио (Баян)

4. Морщинистый тип

    Всю округу веселит (Гармошка)

5. Сверху кожа, снизу тоже,

    А в середине пусто (Барабан)

Бабушка: Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому что они с уважением любовью и заботой встречали гостей. Для гостей готовили самые вкусные угощения, самым любимым, из которых были пироги, которые пекли в русской печи, и запах от которых плыл по всей округе.

2 Ведущий: Вы любите пироги?  с какой начинкой вам больше нравятся пироги? (ответы детей)

3 Ведущий: Давайте поиграем с вами в игру, которая так и называется «Пироги»

Бабушка: Но прежде, давайте, заглянем в наш сундучок и посмотрим, что нам надо для этой игры. Кто первый догадается, тот и начнет игру и будет первым «пирогом».

Игра «Пирог»

Ход игры. Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» (на него надета шапочка). Все поют:

Да экий он высоконький,

Да экий он широконький,

Да экий он мякенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высоконький» поднимают руки вверх, «широконький» - разводят в стороны, «мякенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

1 Ведущий: А сейчас, давайте, станцуем весёлый, задорный танец.

Танец «Барыня»

Ведущий: Дружно с вами мы играли,

И нисколько не скучали,

А теперь пришла пора

Нам проститься.

Без игры вы не скучайте,

Скучно станет, поиграйте.

Список используемой литературы:

1.Панкеев И. Русские народные игры. - М.,1998

2.Терещенко А. Быт русского народа. - СПБ.,1996

3.12. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. - М., 2002

4.Методическая разработка сценария мероприятия «Игры наших бабушек» | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши бабушки

Презентация...

Классный час "Наши дедушки, наши бабушки!"

Тематический праздничный классный час «наши дедушки, наши бабушки!»   Цели: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям; прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, ...

Проект на тему:"Какими предметами пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки в быту"

Интерес ребят , пришедших в новую классную комнату, где размещались экспонаты старины, побудил кновой для них работе. Они стали собирать информацию о старинных предметах, их историю, назначение. Наход...

Дискуссия на тему: «ОРВИ. Народные средства при простудных заболеваниях. Как лечились наши бабушки?»

    Простудные заболевания — это многочисленные острые респираторные инфекционные заболевания (ОРВИ)  и разнообразные обострения хронических заболеваний верхних дыхательных путей...

Классный час в 5 классе "Наши дедушки, наши бабушки", посвященный Дню пожилого человека

Классный час в 5 классе "Наши дедушки, наши бабушки",  посвященный Дню пожилого человека...

Классный час "Наши дедушки, наши бабушки"

Классный час проводится с целью формирования у детей уважительного отношения к пожилым людям; привития желания заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость,...