Проект на тему:"Какими предметами пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки в быту"
проект по истории (5 класс) по теме

Редькина Нина Михайловна

Интерес ребят , пришедших в новую классную комнату, где размещались экспонаты старины, побудил кновой для них работе. Они стали собирать информацию о старинных предметах, их историю, назначение. Находили старинные вещи у знакомых, родных.  К работе подключились их родители. В ходе работы обучающиеся, воспитанники знакомились с укладом жизни крестьян нашего края. Собранный материал решили систематизировать и  составить каталог для "Уголка старины". Кроме описания предметов, обучающиеся воспитанники нашли много загадок, пословиц, составили кроссворды. Итогом всей работы стала презентация "В крестьянской избе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Проект

«Какими предметами пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки в быту?»

Выбор темы

                  Обучающиеся, воспитанники 5 класса пришли в свою новую классную комнату и удивились, как много они увидели интересных предметов старины. Стали высказывать предположения, делится опытом, предполагать и конечно спрашивать о этих предметах. Вот тогда и возникла мысль: пополнить уголок старины новыми экспозициями и собрать информацию о них, чтобы ребята могли подойти и познакомиться самостоятельно об интересующих их предметах.

Проблема: необходимость в сборе новых экспонатов крестьянского быта и информация о них для пополнения знаний об укладе жизни простых людей нашего края.

                   Особый интерес у обучающихся, воспитанников вызвали предметы, которые они видели в деревне у своих бабушек, которыми до сих пор пользуются. Им интересны старинные названия этих предметов и они хотели бы знать, почему их так назвали. Многие стали вспоминать всякие поверия, приметы и обряды.

Первый шаг. Планирование разработки проекта.

  1. Работа с терминами «проект», «проектирование».
  2. Распределение ролей:

- координаторы Редькина Н.М., Фабрикант М.С.

- рабочая группа 5 «б» класс.

     3. Координаторами поставлен вопрос: « С чего мы начнем разработку проекта?». Обучающиеся, воспитанники несмотря на свой малый опыт, высказывали свои предположения, например, поехать в деревню и расспросить у бабушек об этих предметах, попросить ненужные вещи. Кто-то предлагал купить на рынке предметы.

     4. Все предложения ребят были правильными и дельными, решили некоторыми из них воспользоваться. Взрослые предложили свои мысли. Таким образом, спланировали действия, распределили обязанности,

      5. Определилась следующая последовательность действий при разработке проекта:

- определение целей;

- определение задач;

- планирование действий, распределение обязанностей;

-затраты;

- экспертиза;

- выполнение;

- оценка результатов.

Второй шаг. Определение целей проекта.

Цель проекта: знакомство обучающихся, воспитанников с укладом жизни крестьян нашего края; воспитать уважительное отношение к жизни и труду людей, свидетельствовавшие о таланте народных мастеров и изысканном вкусе.

Третий шаг. Выдвижение и вы бор идей достижения желаемых результатов.

         Было предложено много идей. Все они были оценены с точки зрения полезности, сложности реализации, затратности. Сложность видилась в том, что обучающиеся, воспитанники 5 класса имеют незначительный опыт собирания материала, в составлении сообщений, в выборе главного и важного для реализации проекта. Поэтому решили обеспечивать полную поддержку и помощь.

Этапы проекта:

  1. Сбор информации по теме: «В крестьянской избе».

Задачи первого этапа деятельности:

- найти иллюстрации с изображением крестьянской избы;

- выяснить, что относится к предметам утвари;

- собрать иллюстративный материал крестьянской утвари;

- найти информацию о каждом предмете (историю, название, поверия, связанные с этим предметом, назначение этих предметов, их описание);

- посещение музея.

       2. Формирование каталога предметов старины.

           Задачи второго этапа деятельности:

           - выписать имеющиеся предметы, а также включить в их список новые,  

           ранее неизвестные;

           - оформить найденную обучающимися, воспитанниками информацию

           в виде буклетов по каждому предмету;

            - сделать фотографии тех предметов, которые невозможно поместить

           из-за больших размеров, редкости,  невозможности иметь их.

       3.Апробирование созданного сборника дидактического материала по

           теме: «В крестьянской избе».

           Задачи третьего этапа деятельности:

           - использование созданного каталога на уроке истории, во внеклассной

          деятельности;

           - использование экспонатов старины в качестве декорации в сценках,

           для оформления мероприятий по данной тематике.

         4.Презентация каталога крестьянской утвари по теме: « В крестьянской

           избе».

            Задачи четвертого этапа деятельности:

            - рассказать о работе, проведенной обучающимися, воспитанниками  

            для создания каталога крестьянской утвари;

            - рассказать другим обучающимся, воспитанникам о некоторых

            предметах старины;

            - показать использование имеющегося материала на занимательном

            часе по данной теме.

            5.Оценивание проектной деятельности обучающихся, воспитанников.

               Задачи пятого этапа деятельности:

              - разработать анкету для обучающихся, воспитанников, изучающих

              историю с целью оценить степень достижения целей проекта;

              - после выполнения проекта провести анкетирование обучающихся,

              воспитанников о степени успешности данного проекта.

Четвертый шаг. Планирование действий.

Этапы проектной деятельности

Мероприятия

Использованные материалы

Ответственные

Место проведения

Дата

Выбор темы проекта.

Обсуждение проблемы.

Фотоматериалы, иллюстрации, печатный материал из разных источников

Редькина Н.М.

Фабрикант М.С

Классный час

09.02. 2014 год

Выполнение поставленных задач первого этапа проектной деятельности.

1.

Поиск информации о крестьянском быте

Библиотека, музей

Каталог, экскурсия

Редькина Н.М.

Фабрикант М.С.

Февраль-март

2.

Поиск подлинных предметов, фото, иллюстрации

Библиотека, Интернет

Интернат

Родители обучающихся, воспитанников

3.

Рисование предметов старины

Урок рисования

Художественная литература, стихи, иллюстрированная энциклопедия

Анисимова Л.В.

4.

Подбор костюмов для презентации проекта

Группа продленного дня

Старинные костюмы

Фабрикант М.С.

Март

5.

Подбор оформления зала

Группа продленного дня

Экспонаты уголка старины

Редькина Н.М.

Фабрикант М.С.

   

Выполнение поставленных задач второго этапа проектной деятельности.           

1.

Разработка дизайна и оформление каталога

Внеклассная работа

Файлы, бумага, фломастеры

Обучающиеся, воспитанники

Февраль-март

2.

Распечатка фотографий, иллюстраций

Внеклассная работа

Бумага, принтер

Учитель, воспитатель, родители

3.

Запись старинных произведений, разучивание народных песен

Внеклассная работа, урок пения

Магнитофон, Интернет

Исаева Л.А.

Выполнение поставленных задач третьего этапа проектной деятельности.

1.

Подбор костюмов (ремонт, подгонка, стирка)

Внеклассная работа

Группа продленного дня

Редькина Н.М.

Фабрикант М.С.

Март

2.

Прослушивание народной музыки

Внеклассная работа

Группа продленного дня

Редькина Н.М.

Выполнение поставленных задач четвертого этапа проектной деятельности.

1.

Составление презентации по теме: «В крестьянской избе»

Группа продленного дня

Компьютер, журналы, художественная литература

Редькина Н.М.

Фабрикант М.С.

Март

2.

Презентация каталога по теме: «В крестьянской избе».

Занимательный час на тему: «В крестьянской избе».

Обучающиеся, воспитанники

Апрель

           

Выполнение поставленных задач пятого этапа проектной деятельности.

1.

Разработать и распечатать  анкету для оценки успешности проекта

Урок информатики

Бумага, принтер

2.

Анализ проведенного анкетирования обучающихся, воспитанников и учителей

Классный час

Заполнение анкеты

Редькина Н.М.

Фабрикант М.С.

Апрель

   Пятый шаг. Планирование ресурсного обеспечения.

Определили желаемые компоненты проекта, требующие материальных затрат: бумага, файлы, бумага, компьютерные диски, нитки и ткань для костюмов, сеть Интернета, цветной принтер.

Шестой шаг. Экспертиза проекта.

 Чтобы оценить степень достижения целей проекта после его выполнения, решили провести анкетирование обучающихся, воспитанников и учителей и определить:                                                                                                                                                      

- получился ли наш каталог познавательным, полезным и интересным;

- будут ли обучающиеся, воспитанники пользоваться каталогом.

Сценарий занимательного часа, посвященный истории крестьянского быта.

Вступительное слово обучающихся, воспитанников

             В этом году у нас появилась другая классная комната – это кабинет истории. Нам очень понравился этот кабинет: чистый, светлый, красивый и уютный. Особенно нас заинтересовал уголок старины. Здесь много старинных и неизвестных предметов. Мы спрашивали как называются эти предметы, зачем они нужны, как ими пользовались. В конце концов Нина Михайловна предложила нам самим узнать историю этих предметов. Оказалось, что в нашем уголке многих старинных предметов не хватает. Тогда, мы решили их поискать у своих бабушек дома, в деревне, попросить у других людей. Но, недостаточно было их только собрать, нужно было еще узнать их назначение. Вот мы и решили собирать не только предметы, но и сведения о них. Нашими руководителями стали Нина Михайловна и Марина Сергеевна. Нам подсказали, какую литературу необходимо пересмотреть, на что обратить внимание. Мы выбрали картинки, фотографии, нашли загадки, пословицы. Но этого оказалось недостаточно. Мы отправились в музей Промыслов и ремесел нижегородского края. В музее  было много разных экспонатов. Экскурсовод Мария Юрьевна рассказывала о них, нас спрашивала, отвечала на наши вопросы. Конечно, все из рассказанного мы не запомнили, но уже имели более полное представление о том, чем мы занимались. Родные тоже решили нам помочь: собирали старинные предметы, находили в Интернете материал, учили с нами тексты, разъясняли нам непонятные слова, стирали костюмы, подгоняли их под наш размер. А мы на уроках ИЗО рисовали старинные предметы, составляли с помощью взрослых кроссворды, выписывали загадки, пословицы. Из собранных материалов наши руководители отобрали нужное и составили отчет. Весь представленный нами материал, решили размножить и использовать на уроках истории. Информацию о предметах отпечатали, собрали в отдельную папку и продолжаем пополнять. В ходе подготовки к презентации мы поняли, что Алексей Николаев, Анастасия Рябова, Алина Совякова могут выступать в качестве экскурсоводов для младших ребят. Конечно, мы собрали и подготовили весь этот материал с большой помощью взрослых. Но мы многому научились и хотим научиться, например, пользоваться компьютером, выходить в Интернет, делать на трудах некоторые предметы для хозяйственных нужд.

                  Презентация «В крестьянской избе»

              Нас окружает много предметов и вещей, без которых мы сейчас не можем обойтись. Они необходимы нам для удобства проживания, для приготовления пищи, одним словом для жизни. Давайте обратимся к истории некоторых предметов, которыми еще пользовались наши бабушки и дедушки.

              Заглянем в крестьянскую избу, познакомимся с внутренним убранством.

               Нас окружают множество предметов и вещей. Все они необходимы нам для удобства проживания. У каждого предмета имеется своя история. Давайте обратимся к истории некоторых предметов, которыми еще пользовались наши предки. Заглянем в крестьянскую избу.

Слайд 1. Изба – теплая половина дома с печью. Название происходит от слова «истопка», «истопить».

Слайд 2. Печь  играла главную роль в доме. Печь использовалась для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Перед печью находился бабий куток, где хозяйка готовила еду и где хранилась кухонная утварь.

Слайд 3.  По диагонали от печи находился красный угол. Красный угол – это святое место, в котором находились иконы. Красный угол – самое почетное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. В красном углу находился стол, вдоль которого стояли лавки и скамьи. Название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый».

          Познакомимся с кухонной утварью. На Руси обедали в полдень. Испокон веков хлеб на Руси был главным продуктом питания. «Хлеб всему голова», «Хлеб на стол, так стол – престол, а хлеба ни куска, так и везде тоска», - так говорили о хлебе наши предки.

          К каждому празднику обязательно пекли пироги. Само слово «пирог» происходит от слова «пир». «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Слайд 4. Кухонная утварь – это предметы, необходимые человеку в его жизни, в хозяйстве.

Слайд 5. Ухват – это устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.

Слайд 6. Чугунок – это сосуд из чугуна, в котором готовили пищу в русской печи.

Слайд 7. Кочерга или клюка – это короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи. Кочерга использовалась в народных обрядах. Через кочергу заставляли перешагнуть роженицу для ускорения и облегчения родов. Ее клали на порог перед тем как выгнать коров в поле в Егорьев день 6 мая. Чтобы коровы не боялись и давали много молока.

            Будний день начинался с работы. Раньше все предметы изготовлялись своими руками. Одежду носили домотканую или шерстяную. Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити. К этой работе приступали осенью, а завершали весной. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам. 2Непряха», «неткаха» - были крайне обидные прозвища. Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царской семьи.

Слайд 8. Веретено – это элемент прялки.

             Из нитей ткали полотно на домашних станках. Для того чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно было проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день.

Слайд 9. Утюг – это предмет для разглаживания ткани и одежды. Скорей всего, первым утюгом был плоский и тяжелый камень. На Руси был еще способ для глажения белья. Сухое белье наматывали на палку и начинали катать по столу толстой с рукоятью палкой. На обратной стороне ее делались поперечные рубцы. Назывался такой утюг – рубель.

Слайд 10. Рубель – это палка с рукоятью, на обратной стороне которой делались поперечные рубцы.

               Основной обувью в будни и праздники были лапти.

Слайд 11. Лапти – это плетенная обувь из лыка или бересты. Отсюда и выражение: «Ободрать как липку». Плети лапти было легко. Мужчины плели лапти между делом. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не пригоден даже к простой работе. Лапти были самой дешевой и легкой обувью. Но лапти очень быстро изнашивались. Зимой они служили 10 дней, после оттепели 4 дня, а летом и вовсе 3 дня.

Слайд 12. Корзины – это емкость для сбора ягод, грибов, плодов, овощей. Их плели из коры. Веток, корня, соломы, стеблей. Они могли быть разной формы – овальные, круглые, квадратные, прямоугольные.

              А чтобы приготовить муку, крупу, надо было поработать. И в этой работе помогало решето.

Слайд 13. Решето – это приспособление для просеивания крупы, муки, зерна.

               За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело и которые служат верой и правдой людям. У каждой вещи своя история. С историей некоторых вещей мы познакомились, тем самым проявили уважение к ним и к тем, кто их создал, придумал, пользовался.

             В ходе работы мы собрали загадки, пословицы, иллюстративный материал и информационный материал, как для уроков истории так и для внеклассных мероприятий.

«Русская изба». Вопросы по теме.

1.Как называлось самое святое место в доме?

2.Как называется предмет для передвигания горшков и чугунов в печи7

3. «Вертящаяся палочка» для прядения – это…

4.Какое приспособление существовало на Руси для разглаживания ткани?

5.Какую обувь носили крестьяне?

6.Как раньше называлась крупа?

7.Спальное место в избе – это…

Загадки.

1.Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся.                                   (пол и потолок)

2.Ниже верху, выше печи – греет плечи.                                                   (полати)

3.Много соседей рядом живут, а никогда не видятся.                              (окна)

4.В сенях ходит, да в избу не заходит.                                                        (дверь)

5.Хвост во дворе,                            

  Нос в конуре,

  Кто хвост повернет,

  Тот и в дом войдет.                                                                                       (ключ в замке)

6.Крутая гора:

   Что ни шаг – то нора.                                                                                    (лестница)

7.В нее вставлено стекло –

   В доме сухо и тепло.                                                                                      (рама)

Русские пословицы.

Дом вести…                                                            не лапти плести

Дома и стены…                                                       помогают

Не дом хозяина красит, а …                                  хозяин дом

Не красна изба углами, а…                                    красна пирогами

Будет день и …                                                        будет пища

Кашу маслом …                                                       не испортишь

Когда я ем…                                                             я глух и нем

Недосол на столе…                                                  пересол на спине

Первый блин…                                                         комом

Загадки.

1. Что в избе не видно?                                                                                  (тепло)

2.Черен,

   Голенаст,

   Выгибаться горазд.                                                                                        (дым)

3.Жевать – не жую,

   А все поедаю.                                                                                                  (огонь)

4.Стоит столб,

  Горит свет,

  А углей нет.                                                                                                         (свеча)

5.Лето придет – не глядят на нее

   Зима настанет – обнимают ее.                                                                           (печь)

6.Кто в избе рогат?                                                                                                 (ухват)

7.Черная гагара

   По полю скакала,

   Золото собирала.                                                                                                  (кочерга)

8.Есть спина, а не лежит.

   Четыре ноги, а не ходит,

    Но всегда стоит

    И всем сидеть велит.                                                                                    (стул, скамья)

9.В лесу родился,

    В лесу вырос,

    В дом пришел

    Всех вокруг себя собрал.                                                                                           (стол)

10.Четыре уха,

     А перьев не сосчитать.                                                                                         (подушка)

11.На стене висит, болтается,

     За него всяк хватается.                                                                                            (подушка)

12.Дядя Афанасий лыком подпоясан,

      По полу елозит, спины не занозит.                                                                           (веник)

13.На улице – бряк,

     Загрохочут – звяк,

     А обратно пойдут –

     Слезы потекут.                                                                                                              (ведра)

14.Четыре ноги,

     Два уха,

     Один нос

     Да брюхо.                                                                                                                    (самовар)

15. На голове пуговка,

    В носу решето,

    Одна рука.

    Да и та на спине.                                                                                                          (чайник)

16.Лежит Сивка –

      Исколота спинка.                                                                                                        (терка)

17.Новая посудина.

     А вся в дырках.                                                                                                 (решето, сито)

18.Маленький конь,

     А все озеро выпил.                                                                                                      (ложка)

19.Вроде ежика на вид,

     Но не просит пищи.

     По одежде пробежит –

     Станет она чище.                                                                                                          (щетка)

20.Без рук, без ног,

     Лапшу крошит.                                                                                                                (нож)

Кроссворд в загадках на тему: «Крестьянская утварь»

По горизонтали

1.Есть спина, а не лежит,

   Четыре ноги. А не ходит,

   Но всегда стоит

   И всем сидеть велит.

3.Кто в избе рогат?

4.Новая посудина,

   А вся в дырках.

По вертикали

2.В лесу родился,                                 5.Маленький конь,

   В лесу вырос,                                       А все озеро выпил.

   В дом пришел                                    6.Лето придет – не глядят на нее

   Всех вокруг себя собрал                      Зима настанет – обнимают ее.

Использовали следующую литературу:

Богданов В.В. История обыкновенных вещей. М.,Педагогика-Пресс. 1992 г..208 стр.

Большая детская энциклопедия. М., ООО»Росмен-Издат», 2000г.

Ильин М. Рассказы о вещах. М.. Дет.лит, 1968г., 191 стр.

Малов В.И., Хочу все знать. Детская энциклопедия: Привычные вещи. М.. «Изд-во Астрель», 1999 г., 320 стр.

   

   

             

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Наши дедушки, наши бабушки!"

Тематический праздничный классный час «наши дедушки, наши бабушки!»   Цели: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям; прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, ...

Проект по теме "Органическая химия в нашей жизни"

Проект предназначен для учащихся 10 классов, интересующихся органической химией. Цель проекта познакомиться с органическими соединениями и их значением в жизни общества....

Химия и химические технологии. Тема: «Какой хлеб на нашем столе ?»

Химия и химические технологии. Тема: «Какой хлеб на нашем столе ?»...

Классный час в 5 классе "Наши дедушки, наши бабушки", посвященный Дню пожилого человека

Классный час в 5 классе "Наши дедушки, наши бабушки",  посвященный Дню пожилого человека...

Классный час "Наши дедушки, наши бабушки"

Классный час проводится с целью формирования у детей уважительного отношения к пожилым людям; привития желания заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость,...