Проект на тему:"Какими предметами пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки в быту"
проект по истории (5 класс) по теме
Интерес ребят , пришедших в новую классную комнату, где размещались экспонаты старины, побудил кновой для них работе. Они стали собирать информацию о старинных предметах, их историю, назначение. Находили старинные вещи у знакомых, родных. К работе подключились их родители. В ходе работы обучающиеся, воспитанники знакомились с укладом жизни крестьян нашего края. Собранный материал решили систематизировать и составить каталог для "Уголка старины". Кроме описания предметов, обучающиеся воспитанники нашли много загадок, пословиц, составили кроссворды. Итогом всей работы стала презентация "В крестьянской избе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект на тему:"Какими предметами пользовались наши бабушки... | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Какими предметами пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки в быту?»
Выбор темы
Обучающиеся, воспитанники 5 класса пришли в свою новую классную комнату и удивились, как много они увидели интересных предметов старины. Стали высказывать предположения, делится опытом, предполагать и конечно спрашивать о этих предметах. Вот тогда и возникла мысль: пополнить уголок старины новыми экспозициями и собрать информацию о них, чтобы ребята могли подойти и познакомиться самостоятельно об интересующих их предметах.
Проблема: необходимость в сборе новых экспонатов крестьянского быта и информация о них для пополнения знаний об укладе жизни простых людей нашего края.
Особый интерес у обучающихся, воспитанников вызвали предметы, которые они видели в деревне у своих бабушек, которыми до сих пор пользуются. Им интересны старинные названия этих предметов и они хотели бы знать, почему их так назвали. Многие стали вспоминать всякие поверия, приметы и обряды.
Первый шаг. Планирование разработки проекта.
- Работа с терминами «проект», «проектирование».
- Распределение ролей:
- координаторы Редькина Н.М., Фабрикант М.С.
- рабочая группа 5 «б» класс.
3. Координаторами поставлен вопрос: « С чего мы начнем разработку проекта?». Обучающиеся, воспитанники несмотря на свой малый опыт, высказывали свои предположения, например, поехать в деревню и расспросить у бабушек об этих предметах, попросить ненужные вещи. Кто-то предлагал купить на рынке предметы.
4. Все предложения ребят были правильными и дельными, решили некоторыми из них воспользоваться. Взрослые предложили свои мысли. Таким образом, спланировали действия, распределили обязанности,
5. Определилась следующая последовательность действий при разработке проекта:
- определение целей;
- определение задач;
- планирование действий, распределение обязанностей;
-затраты;
- экспертиза;
- выполнение;
- оценка результатов.
Второй шаг. Определение целей проекта.
Цель проекта: знакомство обучающихся, воспитанников с укладом жизни крестьян нашего края; воспитать уважительное отношение к жизни и труду людей, свидетельствовавшие о таланте народных мастеров и изысканном вкусе.
Третий шаг. Выдвижение и вы бор идей достижения желаемых результатов.
Было предложено много идей. Все они были оценены с точки зрения полезности, сложности реализации, затратности. Сложность видилась в том, что обучающиеся, воспитанники 5 класса имеют незначительный опыт собирания материала, в составлении сообщений, в выборе главного и важного для реализации проекта. Поэтому решили обеспечивать полную поддержку и помощь.
Этапы проекта:
- Сбор информации по теме: «В крестьянской избе».
Задачи первого этапа деятельности:
- найти иллюстрации с изображением крестьянской избы;
- выяснить, что относится к предметам утвари;
- собрать иллюстративный материал крестьянской утвари;
- найти информацию о каждом предмете (историю, название, поверия, связанные с этим предметом, назначение этих предметов, их описание);
- посещение музея.
2. Формирование каталога предметов старины.
Задачи второго этапа деятельности:
- выписать имеющиеся предметы, а также включить в их список новые,
ранее неизвестные;
- оформить найденную обучающимися, воспитанниками информацию
в виде буклетов по каждому предмету;
- сделать фотографии тех предметов, которые невозможно поместить
из-за больших размеров, редкости, невозможности иметь их.
3.Апробирование созданного сборника дидактического материала по
теме: «В крестьянской избе».
Задачи третьего этапа деятельности:
- использование созданного каталога на уроке истории, во внеклассной
деятельности;
- использование экспонатов старины в качестве декорации в сценках,
для оформления мероприятий по данной тематике.
4.Презентация каталога крестьянской утвари по теме: « В крестьянской
избе».
Задачи четвертого этапа деятельности:
- рассказать о работе, проведенной обучающимися, воспитанниками
для создания каталога крестьянской утвари;
- рассказать другим обучающимся, воспитанникам о некоторых
предметах старины;
- показать использование имеющегося материала на занимательном
часе по данной теме.
5.Оценивание проектной деятельности обучающихся, воспитанников.
Задачи пятого этапа деятельности:
- разработать анкету для обучающихся, воспитанников, изучающих
историю с целью оценить степень достижения целей проекта;
- после выполнения проекта провести анкетирование обучающихся,
воспитанников о степени успешности данного проекта.
Четвертый шаг. Планирование действий.
Этапы проектной деятельности | Мероприятия | Использованные материалы | Ответственные | Место проведения | Дата |
Выбор темы проекта. | Обсуждение проблемы. | Фотоматериалы, иллюстрации, печатный материал из разных источников | Редькина Н.М. Фабрикант М.С | Классный час | 09.02. 2014 год |
Выполнение поставленных задач первого этапа проектной деятельности.
1. | Поиск информации о крестьянском быте | Библиотека, музей | Каталог, экскурсия | Редькина Н.М. Фабрикант М.С. | Февраль-март |
2. | Поиск подлинных предметов, фото, иллюстрации | Библиотека, Интернет | Интернат | Родители обучающихся, воспитанников | |
3. | Рисование предметов старины | Урок рисования | Художественная литература, стихи, иллюстрированная энциклопедия | Анисимова Л.В. | |
4. | Подбор костюмов для презентации проекта | Группа продленного дня | Старинные костюмы | Фабрикант М.С. | Март |
5. | Подбор оформления зала | Группа продленного дня | Экспонаты уголка старины | Редькина Н.М. Фабрикант М.С. |
Выполнение поставленных задач второго этапа проектной деятельности.
1. | Разработка дизайна и оформление каталога | Внеклассная работа | Файлы, бумага, фломастеры | Обучающиеся, воспитанники | Февраль-март |
2. | Распечатка фотографий, иллюстраций | Внеклассная работа | Бумага, принтер | Учитель, воспитатель, родители | |
3. | Запись старинных произведений, разучивание народных песен | Внеклассная работа, урок пения | Магнитофон, Интернет | Исаева Л.А. |
Выполнение поставленных задач третьего этапа проектной деятельности.
1. | Подбор костюмов (ремонт, подгонка, стирка) | Внеклассная работа | Группа продленного дня | Редькина Н.М. Фабрикант М.С. | Март |
2. | Прослушивание народной музыки | Внеклассная работа | Группа продленного дня | Редькина Н.М. |
Выполнение поставленных задач четвертого этапа проектной деятельности.
1. | Составление презентации по теме: «В крестьянской избе» | Группа продленного дня | Компьютер, журналы, художественная литература | Редькина Н.М. Фабрикант М.С. | Март |
2. | Презентация каталога по теме: «В крестьянской избе». | Занимательный час на тему: «В крестьянской избе». | Обучающиеся, воспитанники | Апрель |
Выполнение поставленных задач пятого этапа проектной деятельности.
1. | Разработать и распечатать анкету для оценки успешности проекта | Урок информатики | Бумага, принтер | ||
2. | Анализ проведенного анкетирования обучающихся, воспитанников и учителей | Классный час | Заполнение анкеты | Редькина Н.М. Фабрикант М.С. | Апрель |
Пятый шаг. Планирование ресурсного обеспечения.
Определили желаемые компоненты проекта, требующие материальных затрат: бумага, файлы, бумага, компьютерные диски, нитки и ткань для костюмов, сеть Интернета, цветной принтер.
Шестой шаг. Экспертиза проекта.
Чтобы оценить степень достижения целей проекта после его выполнения, решили провести анкетирование обучающихся, воспитанников и учителей и определить:
- получился ли наш каталог познавательным, полезным и интересным;
- будут ли обучающиеся, воспитанники пользоваться каталогом.
Сценарий занимательного часа, посвященный истории крестьянского быта.
Вступительное слово обучающихся, воспитанников
В этом году у нас появилась другая классная комната – это кабинет истории. Нам очень понравился этот кабинет: чистый, светлый, красивый и уютный. Особенно нас заинтересовал уголок старины. Здесь много старинных и неизвестных предметов. Мы спрашивали как называются эти предметы, зачем они нужны, как ими пользовались. В конце концов Нина Михайловна предложила нам самим узнать историю этих предметов. Оказалось, что в нашем уголке многих старинных предметов не хватает. Тогда, мы решили их поискать у своих бабушек дома, в деревне, попросить у других людей. Но, недостаточно было их только собрать, нужно было еще узнать их назначение. Вот мы и решили собирать не только предметы, но и сведения о них. Нашими руководителями стали Нина Михайловна и Марина Сергеевна. Нам подсказали, какую литературу необходимо пересмотреть, на что обратить внимание. Мы выбрали картинки, фотографии, нашли загадки, пословицы. Но этого оказалось недостаточно. Мы отправились в музей Промыслов и ремесел нижегородского края. В музее было много разных экспонатов. Экскурсовод Мария Юрьевна рассказывала о них, нас спрашивала, отвечала на наши вопросы. Конечно, все из рассказанного мы не запомнили, но уже имели более полное представление о том, чем мы занимались. Родные тоже решили нам помочь: собирали старинные предметы, находили в Интернете материал, учили с нами тексты, разъясняли нам непонятные слова, стирали костюмы, подгоняли их под наш размер. А мы на уроках ИЗО рисовали старинные предметы, составляли с помощью взрослых кроссворды, выписывали загадки, пословицы. Из собранных материалов наши руководители отобрали нужное и составили отчет. Весь представленный нами материал, решили размножить и использовать на уроках истории. Информацию о предметах отпечатали, собрали в отдельную папку и продолжаем пополнять. В ходе подготовки к презентации мы поняли, что Алексей Николаев, Анастасия Рябова, Алина Совякова могут выступать в качестве экскурсоводов для младших ребят. Конечно, мы собрали и подготовили весь этот материал с большой помощью взрослых. Но мы многому научились и хотим научиться, например, пользоваться компьютером, выходить в Интернет, делать на трудах некоторые предметы для хозяйственных нужд.
Презентация «В крестьянской избе»
Нас окружает много предметов и вещей, без которых мы сейчас не можем обойтись. Они необходимы нам для удобства проживания, для приготовления пищи, одним словом для жизни. Давайте обратимся к истории некоторых предметов, которыми еще пользовались наши бабушки и дедушки.
Заглянем в крестьянскую избу, познакомимся с внутренним убранством.
Нас окружают множество предметов и вещей. Все они необходимы нам для удобства проживания. У каждого предмета имеется своя история. Давайте обратимся к истории некоторых предметов, которыми еще пользовались наши предки. Заглянем в крестьянскую избу.
Слайд 1. Изба – теплая половина дома с печью. Название происходит от слова «истопка», «истопить».
Слайд 2. Печь играла главную роль в доме. Печь использовалась для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Перед печью находился бабий куток, где хозяйка готовила еду и где хранилась кухонная утварь.
Слайд 3. По диагонали от печи находился красный угол. Красный угол – это святое место, в котором находились иконы. Красный угол – самое почетное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. В красном углу находился стол, вдоль которого стояли лавки и скамьи. Название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый».
Познакомимся с кухонной утварью. На Руси обедали в полдень. Испокон веков хлеб на Руси был главным продуктом питания. «Хлеб всему голова», «Хлеб на стол, так стол – престол, а хлеба ни куска, так и везде тоска», - так говорили о хлебе наши предки.
К каждому празднику обязательно пекли пироги. Само слово «пирог» происходит от слова «пир». «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Слайд 4. Кухонная утварь – это предметы, необходимые человеку в его жизни, в хозяйстве.
Слайд 5. Ухват – это устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.
Слайд 6. Чугунок – это сосуд из чугуна, в котором готовили пищу в русской печи.
Слайд 7. Кочерга или клюка – это короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи. Кочерга использовалась в народных обрядах. Через кочергу заставляли перешагнуть роженицу для ускорения и облегчения родов. Ее клали на порог перед тем как выгнать коров в поле в Егорьев день 6 мая. Чтобы коровы не боялись и давали много молока.
Будний день начинался с работы. Раньше все предметы изготовлялись своими руками. Одежду носили домотканую или шерстяную. Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити. К этой работе приступали осенью, а завершали весной. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам. 2Непряха», «неткаха» - были крайне обидные прозвища. Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царской семьи.
Слайд 8. Веретено – это элемент прялки.
Из нитей ткали полотно на домашних станках. Для того чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно было проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день.
Слайд 9. Утюг – это предмет для разглаживания ткани и одежды. Скорей всего, первым утюгом был плоский и тяжелый камень. На Руси был еще способ для глажения белья. Сухое белье наматывали на палку и начинали катать по столу толстой с рукоятью палкой. На обратной стороне ее делались поперечные рубцы. Назывался такой утюг – рубель.
Слайд 10. Рубель – это палка с рукоятью, на обратной стороне которой делались поперечные рубцы.
Основной обувью в будни и праздники были лапти.
Слайд 11. Лапти – это плетенная обувь из лыка или бересты. Отсюда и выражение: «Ободрать как липку». Плети лапти было легко. Мужчины плели лапти между делом. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не пригоден даже к простой работе. Лапти были самой дешевой и легкой обувью. Но лапти очень быстро изнашивались. Зимой они служили 10 дней, после оттепели 4 дня, а летом и вовсе 3 дня.
Слайд 12. Корзины – это емкость для сбора ягод, грибов, плодов, овощей. Их плели из коры. Веток, корня, соломы, стеблей. Они могли быть разной формы – овальные, круглые, квадратные, прямоугольные.
А чтобы приготовить муку, крупу, надо было поработать. И в этой работе помогало решето.
Слайд 13. Решето – это приспособление для просеивания крупы, муки, зерна.
За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело и которые служат верой и правдой людям. У каждой вещи своя история. С историей некоторых вещей мы познакомились, тем самым проявили уважение к ним и к тем, кто их создал, придумал, пользовался.
В ходе работы мы собрали загадки, пословицы, иллюстративный материал и информационный материал, как для уроков истории так и для внеклассных мероприятий.
«Русская изба». Вопросы по теме.
1.Как называлось самое святое место в доме?
2.Как называется предмет для передвигания горшков и чугунов в печи7
3. «Вертящаяся палочка» для прядения – это…
4.Какое приспособление существовало на Руси для разглаживания ткани?
5.Какую обувь носили крестьяне?
6.Как раньше называлась крупа?
7.Спальное место в избе – это…
Загадки.
1.Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (пол и потолок)
2.Ниже верху, выше печи – греет плечи. (полати)
3.Много соседей рядом живут, а никогда не видятся. (окна)
4.В сенях ходит, да в избу не заходит. (дверь)
5.Хвост во дворе,
Нос в конуре,
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет. (ключ в замке)
6.Крутая гора:
Что ни шаг – то нора. (лестница)
7.В нее вставлено стекло –
В доме сухо и тепло. (рама)
Русские пословицы.
Дом вести… не лапти плести
Дома и стены… помогают
Не дом хозяина красит, а … хозяин дом
Не красна изба углами, а… красна пирогами
Будет день и … будет пища
Кашу маслом … не испортишь
Когда я ем… я глух и нем
Недосол на столе… пересол на спине
Первый блин… комом
Загадки.
1. Что в избе не видно? (тепло)
2.Черен,
Голенаст,
Выгибаться горазд. (дым)
3.Жевать – не жую,
А все поедаю. (огонь)
4.Стоит столб,
Горит свет,
А углей нет. (свеча)
5.Лето придет – не глядят на нее
Зима настанет – обнимают ее. (печь)
6.Кто в избе рогат? (ухват)
7.Черная гагара
По полю скакала,
Золото собирала. (кочерга)
8.Есть спина, а не лежит.
Четыре ноги, а не ходит,
Но всегда стоит
И всем сидеть велит. (стул, скамья)
9.В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом пришел
Всех вокруг себя собрал. (стол)
10.Четыре уха,
А перьев не сосчитать. (подушка)
11.На стене висит, болтается,
За него всяк хватается. (подушка)
12.Дядя Афанасий лыком подпоясан,
По полу елозит, спины не занозит. (веник)
13.На улице – бряк,
Загрохочут – звяк,
А обратно пойдут –
Слезы потекут. (ведра)
14.Четыре ноги,
Два уха,
Один нос
Да брюхо. (самовар)
15. На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука.
Да и та на спине. (чайник)
16.Лежит Сивка –
Исколота спинка. (терка)
17.Новая посудина.
А вся в дырках. (решето, сито)
18.Маленький конь,
А все озеро выпил. (ложка)
19.Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Станет она чище. (щетка)
20.Без рук, без ног,
Лапшу крошит. (нож)
Кроссворд в загадках на тему: «Крестьянская утварь»
По горизонтали
1.Есть спина, а не лежит,
Четыре ноги. А не ходит,
Но всегда стоит
И всем сидеть велит.
3.Кто в избе рогат?
4.Новая посудина,
А вся в дырках.
По вертикали
2.В лесу родился, 5.Маленький конь,
В лесу вырос, А все озеро выпил.
В дом пришел 6.Лето придет – не глядят на нее
Всех вокруг себя собрал Зима настанет – обнимают ее.
Использовали следующую литературу:
Богданов В.В. История обыкновенных вещей. М.,Педагогика-Пресс. 1992 г..208 стр.
Большая детская энциклопедия. М., ООО»Росмен-Издат», 2000г.
Ильин М. Рассказы о вещах. М.. Дет.лит, 1968г., 191 стр.
Малов В.И., Хочу все знать. Детская энциклопедия: Привычные вещи. М.. «Изд-во Астрель», 1999 г., 320 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Наши дедушки, наши бабушки!"
Тематический праздничный классный час «наши дедушки, наши бабушки!» Цели: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям; прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, ...
Проект по теме "Органическая химия в нашей жизни"
Проект предназначен для учащихся 10 классов, интересующихся органической химией. Цель проекта познакомиться с органическими соединениями и их значением в жизни общества....
Химия и химические технологии. Тема: «Какой хлеб на нашем столе ?»
Химия и химические технологии. Тема: «Какой хлеб на нашем столе ?»...
Классный час в 5 классе "Наши дедушки, наши бабушки", посвященный Дню пожилого человека
Классный час в 5 классе "Наши дедушки, наши бабушки", посвященный Дню пожилого человека...
Классный час "Наши дедушки, наши бабушки"
Классный час проводится с целью формирования у детей уважительного отношения к пожилым людям; привития желания заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость,...
Проект на тему: «Какие группы мышц развиваются при занятии плаванием»
проект по физической культуре...
Проект на тему: «Какой вид спорта появился раньше, русская лапта или бейсбол?»
исследовательский проект...