ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ ДОЛГАН»
методическая разработка (7 класс)

Дякун Любовь Васильевна

Народ долганы очень малочисленный, всего 8 тысяч человек. Долганы – один из самых молодых народов России. Окончательно он сформировался лишь в начале XX века. А появился этот народ в результате смешения живших на севере нынешнего Красноярского края русских, якутов и эвенков. Поэтому у  долган переплетены национальные и православные традиции. Долгане называют себя тыа - «лесные люди» или «кочевые люди». Долганский язык близок к якутскому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_obryady_dolgan.docx326.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

«ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ ДОЛГАН»

F:\2661928.jpg

                                                                 Автор: Дякун Любовь Васильевна  

                                                                               воспитатель  2 группы

с Мыс Каменный

2023г.

Цель: ознакомить с основными занятиями коренных народов-долган: оленеводством, рыболовством, охотой, орудиями производства; показать роль природы в жизни коренных народов.

Задачи.

Образовательные:

  • познакомить с семейным укладом, возрождением традиций  почитания семейных уз, родства долган;
  • показать роль семьи в  сохранении и передачи традиций;
  • учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта.

Развивающие:

  • развивать самостоятельность, воображение, творческую активность, наблюдательность, любознательность интерес к изучаемому материалу;
  • способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться соответствии с правилами игры;
  • развивать двигательную находчивость, умение координировать свои действия при совместном решении двигательных задач.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви и уважения к культуре своего народа и других народов;
  • формировать чувство ответственности за сохранение и развитие традиций, обрядов;
  • воспитывать уважение и толерантность к национальным особенностям и традициям разных народов мира.

Методы:  

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • метод организации деятельности;
  • метод стимулирования деятельности и поведения;
  • игровой метод;
  • метод контроля и самоконтроля.

Форма проведения: познавательно-игровая программа

Место проведения: актовый зал

Подготовка к празднику:  изготовление жетонов зелёного и жёлтого цветов, разучивание стихов.

Реквизит: лыжи из пластиковых бутылок к конкурсу «Бег на лыжах»; 2 обруча к игре «Быстрый олень»; лучи из цветной бумаги к конкурсу «Составь солнце»

Ход мероприятия:

Ведущий. Добрый день, дорогие взрослые и дети!

- Сегодня  мы проводим познавательно-игровую программу   «Традиции и обычаи долган», в которой будут соревноваться две команды.

 (Капитаны представляют свои команды)

 - Наша команда «Быстроногий олень»

1. Яптик Данил

2. Сэрпиво Юлия

3. Салиндер Максим

4. Сэрпиво Аксинья

5. Вануйто Милана

6. Сэротэтто Вячеслав

- Наша команда «Мудрая сова»

1. Окотэтто Матвей

2. Окотэтто Карина

3.Яптик Диана

4. Худи Ульяна

5. Сэротэтто Илир

6. Вануйто Сергей

Ведущий. Интересно, как настроены наши команды на соревнование?

                                                      Дети хором:

Мы веселые ребята

И не любим мы скучать.

С удовольствием сегодня

Все хотим мы поиграть!

Приветствие соперников.

«Быстроногий олень».

Если шутки будут в зале – очень хорошо.

Смех, улыбки, прибаутки – тоже хорошо.

И под снегом, и под градом

Только вместе, только рядом

Победим, а это хорошо!

«Мудрая сова».

Если постигнет нас неудача,

Вы не услышите горького плача.

Лишь улыбнёмся улыбкой простой

Мы ведь не хуже команды другой!

Ведущий.  Прежде, чем начать наше мероприятие, разрешите представить наше жюри…Тадибе Анна, Яптик Кристина, Тусида Юлия. Для каждой команды подготовлены жетоны определённого цвета: зелёный – Быстроногий олень, жёлтый – Мудрая сова.

Ведущий. Уважаемые участники команд, давайте поприветствуем наше уважаемое жюри.

(Команды обращаются к жюри)

Приветствие к жюри: Вам и слава, и почёт!

                                        Все мы любим точный счёт!

Ведущий. А сейчас мы отправимся в путешествие по удивительному богатому северному краю, где живёт прекрасный  народ-долганы. А живут они, как и мы, в России. (2 слайд)  Основная часть проживает в Красноярском крае, а именно, на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, а также в Якутии. Полуостров Таймыр – самая северная часть нашей страны, суровый край, овеянный легендами и ледяными ветрами.

Суровый край – холодный север.

Река во льдах, не шевелясь стоит.

Суров Таймыр и предкам верен,

И небесам в ночи сиять велит.

Рыбалкой и охотой ценен,

Грибами, сладкой ягодой манит.

И жилы рвёт, с надрывом ветер,

Кочует вьюга под чужим окном.

Ведущий. Народ долганы очень малочисленный, всего 8 тысяч человек. Долганы – один из самых молодых народов России. Окончательно он сформировался лишь в начале XX века. А появился этот народ в результате смешения живших на севере нынешнего Красноярского края русских, якутов и эвенков. Поэтому у  долган переплетены национальные и православные традиции. Долгане называют себя тыа - «лесные люди» или «кочевые люди». Долганский язык близок к якутскому. 

- Ребята, у всех северных народов  много общего, так как суровая природа помогла выработать им определённые  правила, запреты, отношение друг к другу и природе.

Об этом уникальном Северном крае, о долганах, которые, как и все северные народности гостеприимные, сложено немало стихов и песен.

- Скажите, пожалуйста, кто из поэтов очень много написал о  нашем крае?  (Л.Лапцуй)

Ведущий. (3 слайд) Как и Леонид Лапцуй, долганская поэтесса Огдо Евдокия Аксёнова,  была близка к своему народу. В детстве ее называли Огдо – борду, т.е. «ненасытный олененок». Это было ее детское прозвище, а называли так потому, что она везде успевала.  

Оба поэта рождены до войны (Л.Лапцуй 28 февраля 1929 – 1982г) (Е. Аксёнова 1936 – 14 февраля 1995), поэтому тематика их творчества очень разнообразная.

Занятия долган – кочевое оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушной промысел и рыболовство.

У народа существовал обычай делиться первой добычей. Охотник должен был поделить её между своим стойбищем, при этом лучшие куски давал детям и старикам, а своей семье приносил то, что останется.

Вот как описывает этот обычай писательница и поэтесса Огдо Евдокия Аксёнова.

«Есть у долган такой обычай…»

Есть у долган такой обычай —

Делиться первою добычей.

Запомни, мальчик.

Дай гостю лучший из кусков,

Второй кусок — для стариков.

Запомни, мальчик.

Поверье древнее гласит —

Удача у того гостит,

Кто от людей её не прячет.

Поверь мне, мальчик.

Есть у долган такой обычай —

Делись — и будешь сам с добычей.

Ведущий. Лето долганы проводят со стадами оленей в тундре, зиму – в лесотундровой зоне.

Когда тундровики охотились в лесу, на оленьих упряжках не везде можно было проехать. Приходилось выходить на охоту на лыжах. Лыжи изготавливали сами из деревянных тонких широких досок, покрывали их камусом (шкура с голени оленей), чтобы лыжи легко скользили.

- Давайте сейчас проведём соревнование «Бег на лыжах». Первыми побегут капитаны команд, так как они должны показать пример своей команде.

Цель: добежать до указанного места, обойти его и вернуться обратно.

Ведущий. Традиционный уклад жизни и промысел народа долган зависит от природно-климатических условий. Приметы, сохранившиеся долган, раскрывают суть жизни, ожидания удачи, благополучия, страхи и опасения человека. Приметы долган – это своего рода оберег от неизбежности и случайности. До наших дней дошли приметы, которые народ долганы используют в повседневной жизни.

Я ещё раз напоминаю, что у северных народностей очень много общего, поэтому, зная ненецкие приметы, вы сможете отлично справиться заданием, касающихся примет.

Итак, я буду называть первую часть приметы, а вы – заканчивать.

Конкурс так и называется «Закончи примету»

1. Если ворона каркает без устали-то (к дождю)

2. Собаки воют – волки …(близко).

3. Солнце к вечеру краснеет – день настанет…(ветреный, холодный).

4. Около луны звезда народилась – (потеплеет).

5. Звёзды сильно заблестят – (к теплу).

       6. Собаки катаются - …(к пурге).

       7. Если северное сияние полыхает, движется - …(к пурге).

Ведущий. У долган существует много поверий. Вот некоторые из них. Считалось, что если на охоту ходить в одежде из ткани, то дух охоты обидится и не даст добычи. Собираясь на охоту, мужчины пришивали клочок шерсти – защита от опасности.

Одежда для охоты имела ряд особенностей. Прежде всего-это  маскировка.

 В зимний период шили одежду из белых шкур, летом – серых. Охотники шили специальную одежду из мягких шкур, которая позволяла им бесшумно подползти к добыче. Чтобы стать хорошим охотником, рыболовом или пастухом предки долган через игры развивали физические способности  детей. Это давало возможность расти  сильными, ловкими, меткими,  готовыми к суровым условиям жизни.

Предлагаю участникам команд показать эти качества в конкурсе «Прыжки на одной ноге».

Методика: 5 прыжков производятся на одной ноге, заканчивается прыжок на двух ногах.

Ведущий. Долганы также верили, что некоторые животные обладают магической силой. И тоже делили их на добрых и злых. Например, они считали добрыми собаку и домашнего оленя.

Олень, по убеждению долган, мог предсказывать неудачи, когда пытался «поговорить» с оленеводом, издавая носом характерные звуки.

Дети долган, как и вы, очень любят оленей.

 - Помните поэму Л.Лапцуя «Эдейко»? Поэт рассказывал о том, как Эдейко пас оленей и относился к ним, как к друзьям.

Особое место в творчестве Огдо Аксеновой занимают произведения для детей. Маленький племянник Уйбача стал главным героем и вдохновителем многих стихов.

В музее

Уйбача увидел

Оленя в музее,

И кинулся мальчик

Оленю на шею.

Ласкает и гладит:

«Олень из Сыгдаско,

Я знаю,

Со мной ты пришёл

Повидаться!

Здорово, приятель,

Товарищ мой, здравствуй!»

Уйбача от радости

Чуть ли не плачет.

И всех уверяет:

«Олень этот мой,

С рогами большими

И шеей крутой.

Я ездил когда-то

В Сыгдаско

На праздник.

Там отдал его мне

В подарок

Мой прадед».

Ведущий.  Вот какая история  произошла с Уйбачей  в музее. Он увидел там северного оленя из поселка Сындасско, которого подарил ему прадедушка. Как видите, я сегодня хочу показать вам различия и общее в жизни долган и других северных народов.

 - А сейчас мы продолжим соревнования. Игра называется «Быстрый олень»

 «олень» входит во внутрь обруча и держится за него, а «пастух» держится за внешний край. Цель: кто быстрей обойдёт преграду и вернётся к своей команде. И так, по очереди, все участники пробегают дистанцию.

Ведущий. (4 - 6слайды) Так как долганы-смесь разных народов, поэтому их жилища весьма разнообразны – русская изба, чум, якутский балаган,  Также среди долган были распространены балки - передвижные дома на полозьях. Условно можно сказать, что это дом на санях. Подобные типы жилищ переносились упряжкой оленей.

Огонь в жилье долган считался как символ, как живое существо. Когда заходишь в дом, надо обязательно кинуть в огонь кусочки жира и покормить дух огня.

(7 слайд) На похоронные обычаи тоже повлияло смешение разных народов. В отличие от других северян, долганы хоронили усопших в земле. На могилах устанавливали кресты, около которых оставляли имущество, принадлежавшее умершему: одежду, нарты, разрубленные пополам. Оленеводам ставили шест с головой оленя.

Ведущий. Долганы – хорошие рыбаки, охотники и оленеводы. Они часто уходят в лес на промысел на несколько дней. Женщины, как правило, остаются дома с детьми, занимаются домашними делами: обрабатывают оленьи шкуры, шьют одежду, украшают её бисером, узорами, орнаментом.

Долганы одни из немногих народов, у кого женский и мужской костюм кардинально отличаются. В них встречаются элементы якутской и эвенской одежды.

(8 слайд) Женщины носили платья из ткани, на которые надевали фартуки закрытого типа. Украшали одежду декоративными изделиями: кольцами, от которых спускались 5-10 ажурных цепочек с прорезными орнаментами, серебряные браслеты с гравировкой, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой. По мнению долган, одежда у женщин должна быть «звенящая» - украшена подвесками и бусинами. При ходьбе подвески звенели. Звону подвесок долганы придавали особое магическое значение, воспринимая его как оберег от злых духов. Долганскую девушку или женщину можно узнать сразу: помимо обычного эвенкийского платья вы заметите на ней яркий платок с кистями, его надевают на шею или поверх теплой шапки, что очень напоминает облик обычных старорусских барышень.

(9 слайд) Мужчины зимой надевали распашную верхнюю одежду мехом наружу, пошитую из оленьих шкур. Полы одежды стягивались завязками. Летом носили черный легкий кафтан с широким воротником, прямым разрезом спереди, сходящимися полами. Из ткани шили рубахи, штаны русского покроя. Верхнюю одежду декорировали суконными вставками разной формы. Выше пояса вставляли суконные овальные клинья, ниже пояса — прямоугольные. Зимняя одежда была из оленьих шкур, летняя — такого же кроя, но из сукна.

Головные уборы у мужчин и женщин похожи, на голове носили капор.

Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы. Унты – издревле повседневная обувь народов Крайнего Севера. В переводе с эвенкийского языка слово «унты» означает «сапог».

Ведущий. А сейчас мы поговорим о праздниках этого народа. Хэйро – праздник долган, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. На традиционном празднике окончания зимы люди выражают благодарность за прожитую зиму, просят у духов плодородия, благополучия в семье. Встречали его танцем «Хейро»

(Просмотр видео «Праздник Хэйро»

Ведущий. Чтобы представить радость, ликование людей на этом празднике, мы составим из ярких лучей, сделанных из жёлтой бумаги, солнце. Наш заключительный конкурс так и называется «Составь солнце»

Итог. Награждение команд.

Литература:

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская

Источник фото: https://goarctic.ru/news/ekspeditsiya-po-izucheniyu-obryadovykh-tantsev-dolgan-i-nganasan-proydyet-na-taymyre/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Традиции и обряды алтайцев"

Данный урок является дополнительным в курсе «География Алтая» 8 класс и проводится по окончании года, чтобы повысить интерес к обучению.  Урок построен с использованием ИКТ технологии....

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"5 класс

Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционная народная культура – явле...

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"6 класс

     Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционн...

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"7 класс

    Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уник...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов "Традиции и обряды русского народа: начало начал"

Изучение программы курса "Традиции и обряды русского народа: начало начал" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, тра...

Программа дополнительного образования детей «Русские традиции и обряды»

Программа кружка преднпзначена для учащихся 7-9 классов...

Квест как альтернативная форма организации образовательного процесса на примере познавательно-игровой досуговой программы «Петербургские окраины» по Шуваловскому парку Санкт-Петербурга

Данная методическая разработка содержит опыт проведения познавательно-игровой досуговой программы для учащихся восьмых классов «Петербургские окраины», которая реализуется с 2009 года в ра...