"Традиции и обряды алтайцев"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Черепанова Татьяна Михайловна

 

Данный урок является дополнительным в курсе «География Алтая» 8 класс и проводится по окончании года, чтобы повысить интерес к обучению.  Урок построен с использованием ИКТ технологии. 

Цель урока:  Расширение кругозора учащихся о географической области - Горный Алтай.  

 Урок сопровождается слайдовой презентацией с иллюстрациями, некоторые слайды  с музыкальным сопровождением - это усиливает эмоциональный подъём, знакомит с культурой народа. Слайдовая презентация позволяет сделать урок наглядным. Иллюстрации и текстовой материал, выведенные на большой экран видны каждому учащемуся, что активизирует зрительную память и запоминание.  Текстовой материал (тесты, блиц-опрос, новые слова) хорошо прочитывается и включает в работу каждого ученика. Сообщения учащихся сопровождаются иллюстрациями, некоторые звуком музыкальных инструментов, горловым пением. Данный урок содержит объёмный материал и рассчитан на сдвоенный урок. Форма урока позволяет в достаточно  доходчивой форме рассмотреть традиции и обряды алтайцев. Вопросы, которые рассматриваются в данной теме, вызывают неподдельный интерес учащихся.

      Готовясь к уроку, учащиеся выбирают темы сообщений по желанию, а на  уроке учатся слушать и слышать друг друга.

      Домашнее задание предполагает творческий подход. Зная  критерии  оценивания,  ученик сам выбирает  задания  в  соответствии  с  той  отметкой,  какую  он  хочет  получить. 

     Усвоение знаний осуществляется через промежуточный и заключительный контроль, позволяющий проводить своевременную коррекцию знаний.

     По  итогам  всех видов работ подсчитываются баллы, и  выставляется  итоговая  отметка,  она  является  более  адекватной,  подтверждающей  работоспособность  учащихся  на  уроке.

      Рефлексия показывает  результативность  работы  учителя  в  подборе  методов  и  приёмов,  в  подаче  материала,  а  также  удовлетворённость  учащихся  данным  уроком.

      Урок  построен  с  учётом  ЛОО  учащихся  с  разными образовательными потребностями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherepanova_t.m._uchitel_geografii_urok.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:     «Традиции и обряды алтайцев»

Урок  с презентацией

Класс:   8

 Черепанова Татьяна Михайловна

География Алтая

МОУОО «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Шелаболихинский район

ИКТ

 ЛОО

                                   

                             Шелаболиха - 2008

  Цель:   Расширение кругозора учащихся о географической области –

               Горный Алтай.

                                     

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с традициями и обрядами алтайцев.
  2. Развивать умение выступать с сообщением.
  3. Развивать умение анализировать, делать выводы и обобщения.
  4. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к людям другой национальности.

Оборудование:

  1. интерактивная доска или компьютер и мультимедийный проектор, презентация урока.
  2. Физическая карта России, административная карта Алтайского края.
  3. Дидактический материал (карточки с вопросами, схемы),музыкальный инструмент – комус.
  4. На столах – тетради, атласы Алтайского края, сообщения.

Ход урока:

Этап урока

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмо-мент

   -

Приветствует  класс,  настраивает  его  на  

успешную  работу.  Предлагает  учащимся

посмотреть  друг  на  друга,  улыбнуться,  мысленно  пожелать  добра.

Отвечают  на  приветствие.

Участвуют  в    психологической

разгрузке.

2.Мотива-ционная беседа

    2

    3

   

  4,5

Зачитывает эпиграф под музыку комус-начало.

Вопросы для беседы:

  1. С чем связывают Алтай?
  2. Каково значение слова «Алтай»?

Для  Григория Чарос-Гуркина и Льва Гумилёва Алтай – это…(зачитывает).

  1. Что для вас - Алтай?
  2. Кого из знаменитых людей выходцев с Алтая вы можете назвать?

Принимают участие в беседе

3. Входной контроль

 6

Вопросы:

  1. Какие народы проживают в Алтайском крае?
  2. С какими традициями, обычаями и обрядами этих народов вы знакомы?
  3. Какие народы проживают на территории Горного Алтая?
  4. Что вы знаете о традициях и обрядах алтайских народов?
  5. Почему у каждого народа традиции и обряды различны?

Принимают участие в беседе.

   7

Объявляет тему урока. Обращает внимание на картины известного алтайского художника Г. Гуркина

 ( на слайде).

Вопрос: Какие из традиций он запечатлел на своих полотнах?

Записывают тему урока. Участвуют в беседе.

4. Целепола-гание

5. Актуализация знаний

   

   8

Вопрос: Что вы хотели бы узнать на уроке?

Предлагает план урока.

Высказывают своё мнение.

Знакомятся с планом урока.

   9

10

     

11

12

Оценка будет выставляться за следующие виды работ (знакомит учащихся с листом контроля)

Известно, что существует массовое поселение казахов в Горном Алтае, алтайцев в Монголии и Китае? С чем это связано?

 Предлагает выступить с сообщением ученику в роли «историка» и рассказать о переселении народов на Алтай.

Вопросы:

Кто такие алтайцы? Для каких народов алтайский язык является определяющим? Ученику предлагает выступить с сообщением в роли этнографа.

Знакомятся с листом контроля.

Высказывают гипотезы.

Слушают сообщение, задают интересующие вопросы.

Слушают сообщение о языке алтайцев, задают вопросы.

13

14

     

Вопрос:

Кто знает, как называется жилище алтайцев?

В чём сходство и различие построек?  

Где алтайцы выбирали места для стоянок? Почему? Предлагает ученику выступить в роли этнографа (сообщение).

Предлагает найти ответы на вопросы:

  1. Какие материалы использовали при строительстве аила и юрты? Почему?
  2. Как использовалось пространство внутри жилища?

Слушают сообщение о том где селились люди.

Принимают участие в беседе

6. Промежу-точный контроль

 

    -

Возвращается к вопросам. Ответ на 1 вопрос оценивается в 2 балла.

Задание: составить схему размещения членов семьи, добра, животных внутри жилища, используя условные знаки (цена вопроса-3 балла).

Отвечают на вопрос и составляют схему (работа в группах). Этнограф проверяет и выставляет оценку.

7. Разминка

 15

16

17

18

19

С важными алтайскими праздниками нас познакомит очевидец.

Игра алтайцев «Хромой журавль».

Об особенностях национального костюма вам расскажет этнолог.

Задание: по сообщению каждая группа составляет вопрос другой группе.

Из всех алтайских музыкальных инструментов речь пойдёт только о самых распространённых – это комус, бубен, тапшур. Предоставляет слово музыканту, играющему на комусе.

Рассказ очевидцев о важных праздниках и необычных спортивных состязаниях.

Знакомятся с правилами игры.

Слушают сообщение о национальном костюме и составляют вопрос другой группе, затем задают и оценивают (цена вопроса – 3 балла).

Сообщение на фоне слайда и музыкального фрагмента со звучанием комуса. Показывает сам комус.

20

Предоставляет слово музыканту, играющему на топшуре.

Сообщение на фоне музыкального фрагмента с горловым пением.

21

Обращает внимание на пение.

Вопрос: Чем оно отличается от обычного пения?

О горловом (свободном) пении вам расскажет исполнитель (кайчи).

Сообщение ученика о горловом пении.

22

23

24

Почитание огня – это тоже традиция.

Предоставляет слово этнологу, изучающему эту традицию.

Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.

Говорит, что у алтайских народов есть ещё и религиозные обряды, которые дошли до нас из глубокой древности.  Они связаны с человеком, наделённым особыми способностями – это шаманы. Предоставляет слово шаману.

Предоставляет слово этнологу, который может поделиться знаниями о шаманском наряде.

Опережающее задание:

  1. Для чего ленты и подвески на костюме шамана?
  2. Зачем на голову надевали повязку с лентами и перьями лебедя?

Сообщение ученика о культе огня. После рассказа предлагает группам взять карточки с вопросами и ответить на них.

Вопросы: 1) Почему алтайцы почитают огонь?

2) Как появляется огонь в очаге молодожёнов?

3) Какие запреты существуют в обращении с огнём?

4) О чём можно узнать по пламени костра?

Сообщение ученика о шаманстве.

Сообщение ученика об облачении шамана. Повторяет и оценивает ответы (2 балла за правильный ответ).

25, 26

Предлагает слово востоковеду.

Задание: Возьмите одну из карточек (на выбор) и ответьте на поставленные вопросы (цена вопроса – 2 балла).

Вопросы: 1) С какой целью используется бубен?

2) Какой материал идёт на изготовление бубна?

3) Какой обряд совершает шаман после изготовления бубна?

4) Что делают с бубном после смерти шамана?

Сообщение ученика о шаманском бубне и обряде его оживления.

Группы обсуждают и выбирают выступающего.

27

28,29

Говорит о том, что шаман (кам) совершает обряд – камлание. Предлагает группам выбрать карточку с вопросом и в рассказе выступающего найти ответ на поставленный вопрос.

Предоставляет слово очевидцу.

Предлагает каждой группе ответить на вопрос (цена вопроса – 2 балла).

Выбирают вопросы:

1) С какой целью устраивались камлания?

2) Почему появился обряд камлание?

3) В какой последовательности совершается обряд жертвоприношения?

4) Какова роль шамана (кама) во время обряда?

Сообщение ученика об обряде камлание. После выступления каждая группа даёт ответ на вопрос.

8. Завершающий контроль

30

Открывает слайд с тестовым заданием:

1. Как называется деревянный обод бубна шамана?

А) колокольчик

Б) обечайка

В) варган

2. Струнный музыкальный инструмент.

А) топшур

Б) комус

В) бубен

3. Накидка, которую носят замужние женщины поверх шубы.

А) каратбирюк

Б) чамча

В)чегедек

4. Известный алтайский художник, писавший природу, обряды.

А) Н. Рерих

Б) Г. Гуркин

В) Л. Гумилёв

5) Перья какой птицы прикреплялись к повязке шамана?

А) совы

Б) лебедя

В) сокола

Каждый индивидуально в тетрадях выполняет задание.

31

Проводит устный блиц-опрос из 5 вопросов (за каждый правильный вопрос – 1 балл).

Вопросы:

  1. Сколько бубнов может быть у шамана? (9)
  2. Как назывался обряд шамана? (камлание)
  3. Национальная алтайская изба (юрта-аил)
  4. Уникальный вид искусства (горловое пение)
  5. Какой образ жизни вели алтайские народы? (кочевой)

Отвечают на вопросы блиц-опроса индивидуально (кто быстрее).

12. Смопро-верка

32

Открывает слайд с ответами теста.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Проверяют свои работы.

Количество правильных ответов ставят в таблицу.

13. Рефлексия

14. Домашнее задание

15. Само-оценка

16. Оценка работы группы на уроке.

17. Окончание урока

33

34

35

36

37

Вопросы:

  1. Что узнали нового?
  2. Чему научились?
  3. О чём хотели бы узнать ещё?
  4. Что вам понравилось на уроке, а что нет? Почему?

Предлагает оценить урок, высказать своё мнение.

1) Подготовить сообщение о других традициях алтайцев и рассказать на уроке – 5 баллов.

2) Составить туристический маршрут по Горному Алтаю с описанием того, что хотите показать туристам - 15 баллов.

3) Составить кроссворд из 10 слов по материалу урока– 3 балла.

4) Составить ребус – 2 балла.

5) Нарисовать пейзаж Горного Алтая – 5 баллов.

6) Сделать макет жилища алтайцев – 10 баллов.

7) Составить компьютерную презентацию «Рекреационные зоны на Алтае» - 15 баллов.

Предлагает учащимся выбрать задание на желаемую оценку

(На «5» - 15 баллов;

На «4» - 10 баллов).

Открывает слайд и предлагает посчитать количество набранных баллов.

Комментирует оценки:

20-25 баллов – «5»;

15-19 балла – «4»;

10-14 баллов – «3».

Предлагает оценить работу группы на уроке по 10 бальной шкале.

Дарит в подарок картину Г. Гуркина «Озеро горных духов» и поясняет почему, зачитывая комментарий.

Устно отвечают на вопросы.

Выбирают задания на желаемую оценку, записывают в тетрадь.

Подсчитывают и

выставляют себе оценки.

По каждому из предложенных вопросов выставляют оценку (работа в группах). Подводят итог.

                                         О поселенцах Алтая

Первое сведения о поселенцах Алтая восходят к глубокой древности. Их история теснейшим образом связана с историей Центральной Азии, её государственных образований. С рубежа III и II вв. до н.э. и до конца I в. н.э. они находились в сфере политического господства гуннов, образовавших в степях Северной Монголии мощный союз орд и племён. Со II по IV в. Алтай жил под влиянием сяньбийцев. С конца IV и до середины VI в. алтайские племена были подчинены жужанами, населявшими Восточную Монголию и Западную Маньчжурию.
С падением в 552г. господства жужаней в Центральной Азии возникает - Тюркский каганат - с центром на Алтае.  В начале Х в. оно переходит к кытаям. В середине ХI в. их владения простирались до Алтая. Устное народное творчество алтайцев сохранило предание о том времени. Когда их влияние ослабело и на политическую арену Центральной Азии выходят монголо-язычные найманы, жившие между Хангайскими и Алтайскими горами и частично - в отрогах Алтая. Попавшие в сферу их влияния алтайские племена были обложены традиционной данью.
Конец найманскому господству положили монголы. Алтайские племена оказываются в составе Белой Орды, а спустя 100 лет (к началу ХV в.) после её распада-в составе Сибирского ханства. Потом население Алтая попадает в сферу влияния западных монголов или ойротов (джунгаров ). Под их господством оно находилось до момента в хождения южных алтайцев  в состав России. Вхождение алтайцев в состав России обеспечило им защиту от иноземных посягательств, спасло их от физического уничтожения, создало условия для дальнейшего их экономического и культурного развития на качественно новой основе.

                                       Кто такие алтайцы?
Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. С середины XIX века, в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости, алтайцы делились на ряд племенных и территориальных групп. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

                                         Язык алтайцев.
Основным источником изучения происхождения народа является его язык. Принято считать, что язык народа - это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определённое влияние и влияет сам на соседние языки. В истории известны языковые смещения одного языка с другим.
Алтайский язык является определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую семью народов мира, как и другие языковые семьи: индоевропейские, семито-хамитскую и др.
Из тюркских народов наиболее близкими к алтайцам по языку являются соседи западные тувинцы, хакасы и киргизы, уйгуры Средней Азии, карачаевцы и балкарцы на Кавказе.
В настоящее время Республика Алтай относится к числу тех регионов, в которых ещё можно увидеть во всём многоцветии традиционную культуру коренного народа - алтайцев, русского старожильческого старообрядческого населения и казахов, компактно проживающих здесь более 100 лет.
Тысячелетиями, находясь на стыке многих культур и языков, племён и народов, Горный Алтай и по сей день представляет собой богатейшую мозаику в этническом, конфессиональном и лингвистическом отношении.

                                  Где селились алтайцы?

В долинах, горных ущельях, по берегам рек, в одиночку разбросаны юрты-аилы кочевников ойротов. Передвижение за своим стадом не позволяет ойроту заботиться о прочном устройстве жилья. Его дом в любое время может быть перевезён в другое место или брошен совсем и построен новый. Для этого не нужно иметь сложных инструментов, не надо учиться строительному делу, ибо нет ничего проще, как поставить несколько жердей, скрепить их конусообразно вверху, закрыть берёзовой или лиственной корой, привалить жердями – и жилище готово.

Посреди юрты раскладывается костёр, беспрерывно поддерживаемый в летнее и зимнее время. Юрта условно делится на две половины. Справа от входа располагаются женщины, дети, а в зимнюю стужу и весь приплод овечьего стада, слева - хозяин, а впереди – накопленное добро.

                           Алтайский национальный костюм.

У алтайцев традиционной одеждой как мужчин, так и женщин в прошлом была овчинная

шуба с длинными, сужающимися к кисти рукавами. Богатые скотоводы в старину

делали себе шубы, крытые шелком, подбитые дорогими мехами.

Женский костюм южных алтайцев представляет значительно больший интерес, чем

мужской. Декоративное начало в нем развито гораздо сильней. Прежде всего,

женщина надевала короткую широкую рубашку «чамча» с косым воротом, длинными

рукавами и большим воротником, имевшим чаще всего квадратную и реже круглую

форму. Воротник украшался по краю двойными, тройными рядами прошивных белых и

цветных пуговок, а к краю воротника свободно пришивались крупные цветные круглые

пуговицы, бусы и бисер, образующие как бы бахрому. Поверх рубахи надевалась

шуба. Она интересна своим покроем: рукава вшиты под прямым углом, ворот косой,

застежка на груди слева направо, левая верхняя пола имела широкий квадратный

выступ.

Поверх шубы замужние женщины носили особую одежду «чегедек». Это был как бы

долгополый кафтан без рукавов с широкими твердыми плечами, со сборками

в талию, распахивающийся спереди. Чегедек был всегда черного цвета, шили его из

плотной, нередко дорогой ткани, чаще всего из хорошего сукна

Среди головных уборов алтайцев характерны шапки из мерлушки или другого меха,

называемые пирогообразными и конусообразные матерчатые шапки с кистями на

макушке – «каратбирюк».

                                                    Культ огня      

У всех алтайских родов сохранился культ огня. Огонь домашнего очага олицетворяет божество От-Ана (Огонь-Мать). Он хранитель родового и семейного счастья. Огонь в очаге стараются поддерживать с самого момента зарождения семьи. Угасание огня считается плохой приметой, ибо он равноправный член семьи. Когда люди собираются за трапезой, то кусочек её бросают в очаг и лишь после этого приступают к еде сами.

Люди чтят свой очаг, а когда умирает последний представитель какого-либо сеока (рода) в очаге его юрты гасят огонь в знак того, что жизнь в этом роду угасла.

       Огонь выносят из жилища лишь в исключительных случаях: когда надо поделиться им с сородичем или когда огонь нужен для жертвоприношения. Время выноса огня из жилища строго регламентируется. После заката солнца выносить огонь из юрты нельзя.

       Когда члены рода перекочёвывают в другое место, то вместе с необходимым имуществом берут с собой и головёшки родного очага. Их раздувают в очаге на новой стоянке. При этом соблюдается ритуал перенесения огня в новый очаг. Для молодожёнов огонь берётся из отцовского очага. Когда сын женится и оставляет отцовский дом, то, уходя, он берёт горящую головёшку из отцовского очага. Этот огонь считается своим семейным огнём. При свадебном обряде девушка прощается с родным очагом, соблюдая ритуал. Огонь имеет и очистительную силу. Он не впускает в жилище злых духов, отпугивает покойников. Огонь посылает детей, даёт приплод скоту, излечивает болезни. По пламени костра можно судить о своей судьбе, узнать о скором возвращении человека к своему очагу. Если в пути с ним что-то случается, то костёр начинает гореть с треском и шумом, а таган-очок стучать, как будто по нему кто-то ударяет. Огонь предсказывает гостей. Гость должен высказать хозяевам пожелание, чтобы у них в очаге всегда горел огонь.  В поверьях и обрядах существуют запреты при обращении с огнём: нельзя шутить, перешагивать через очаг, плевать в костёр, сыпать мусор и грязь, отступать от ежедневного кормления, касаться остриём ножа, втыкать в огонь острые предметы. Дрова кладут осторожно, чтобы не причинить боли От-Ана и не рассердить её. Золу из домашнего очага выносят в укромное место, где не ходят ни люди, ни животные. Человек, оскверняющий огонь сам становится поганым (божество наказывает его болезнями).

                                                    Шаманство

Шаманы били в бубен, собирая вокруг себя духов, и в танце общались с ними. Делали они это столь яростно, что доводили себя до полуобморочного состояния. Шаманы не были обманщиками, они верили в свой особенный дар. Да и действительно они многое умели. Они были искусными лекарями, знали полезные свойства растений, готовили лечебные отвары. Некоторые шаманы владели гипнозом и внушали людям веру в собственные силы, исцеляя несчастных. Шаманский танец был целым спектаклем. Шаманы играли в древнем обществе исключительно важную роль. Ни одно большое дело не начиналось без их одобрения. Они предсказывали погоду, указывали лучшее место для охоты, помогали при родах, устраивали похороны, были во главе праздников и жертвоприношений духам. Шаманство - одна из древнейших религиозных систем.

                                                 

 Шаманский бубен

Бубен - самый значимый шаманский инструмент. Обычно он имел овальную форму и состоял из деревянного обода - обечайки, обтянутой кожей. С внутренней стороны находится вертикальная рукоять, за которую шаман держит бубен. На внешней стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки - шаманскую картину мира. Для изготовления кожи берут шкуру марала или лося, косули или коня (жеребёнка), и только самцов. Когда шаман ударяет в бубен, духи устремляются к нему. Но самое главное - бубен помогал шаману входить в транс, чтобы общаться с духами. Изготовив бубен шаман должен был показать его верховным духам, для этого устраивалось специальное камлание – «оживление бубна».   Согласно древним верованиям, вся жизненная сила шамана была связана с бубном. У шамана в течении жизни последовательно могло быть 9 бубнов. Когда рвался последний бубен, значит, заканчивалась жизнь шамана, он должен был умереть. Если же шаман умирал раньше, то и бубен умертвляли, выпуская из него духов. Обычно его протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана.

                                                       Камлание

  В загробной жизни ойрот не знает рая, душа умершего (по преданию) попадает в подземное царство Эрлика. Поэтому он стремится упросить божество, пока он жив, быть к нему снисходительным, избавить от болезни, падежа скота, от несчастий, встречающихся на его жизненном пути. С этой целью устраиваются общественные камлания.  В юрту съезжаются гости, каждый привозит приношение каму. Вечером шаман начинает стучать в бубен, петь и танцевать, а затем говорит хозяину, какой жертвой можно умилостивить разгневанное божество и как избавиться от подстерегающих несчастий. После чего измученный кам падает на отведённое ему место. Утром начинается приношение жертвы. Мужчины сооружают таилгу (лестница в небо из двух берёзовых жердей). К одной жерди привязана лошадь, обречённая на жертву, к другой – пучок вереска для окуривания. Появляется кам в окружении толпы, звучит голос шамана. Из толпы выделяется  несколько человек, они набрасывают петлю на ноги лошади и под общий гам раздёргивают их в стороны. Затем его умерщвляет шаман. После чего жертву поджаривают на костре и съедают. Снятую шкуру животного продевают до самой головы острым концом жерди и поднимают на таилгу. В таком состоянии она остаётся до тех пор, пока не истлеет, пугая путника жутким оскалом лошадиных зубов.

Спортивные состязания Силачи поднимают камни на пни. У камня нет удобной ручки. Обычно для соревнования берутся камни весом 80, 90,100, 120 килограммов. Их надо поднять на высоту 110 см. Даётся три попытки. Последний раз спортсмен из Кош Агача поднял камень весом 140 кг.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Традиции и обряды алтайцев"

Сценарий ролевой игры включает обзорное, а выборочно  более подробное знакомство с некоторыми алтайскими знаменитостями. Для поддержания интереса и сохранения внимания учащихся исполь...

Традиции и обряды православного праздника Пасха. Крашение яиц

Представлен конспект урока технологии, на котором учащиеся 9-го класса знакомятся со способами художественной обработки яичной скорлупы в преддверии праздника Пасхи. Выполняют практическое задан...

Статья “Кубанские народные традиции и обряды: Празднование Масленицы на Кубани"

Статья “Кубанские народные традиции и обряды: Празднование Масленицы на Кубани" посвящается  празднованию 75-летия со Дня образования Краснодарского края, которое будет широко отмечаться в сентяб...

Традиции и обряды мордвы Зубова Полянского района

Традиции и обряды мордвы Зубова Полянского района...

Традиции и обряды казачества, связанные с жильём

Разработка урока по Кубановедению...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов "Традиции и обряды русского народа: начало начал"

Изучение программы курса "Традиции и обряды русского народа: начало начал" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, тра...