Традиции и обряды казачества, связанные с жильём
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Разработка урока по Кубановедению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9

Традиции и обряды казачества, связанные с жильём

                                                                            Внеклассное мероприятие

                                                                            подготовила

                                                                            учитель истории, кубановедения

                                                                            Костыря Е.И.

с.Новоукраинское

Цель: сформировать представление о традициях и обрядах казачества.

Воспитательные задачи: воспитать продолжателей прогрессивных традиций своих предков, хранителей этнокультурных ценностей своего семейного рода.

Развивающие задачи: развивать логичное мышление как компонент исторического мышления.

Обучающие задачи: познакомить учащихся с характерными традициями и обрядами, связанными с жильём;

Оборудование: предметы старого быта (рушники, чугуны), макет казачий хаты, творческие работы.

Ход урока

Вопрос учителя.

- Как вы думаете, что является главным в жизни человека? (ответ детей).

Учитель.

Жилище – или отчий дом, где ты родился, и вырос, где тебе рады и всегда ждут. Тема нашего урока: «Традиции и обряды казачества, связанные с жильём.» (записать тему в тетрадь)

И поэтому, сегодня речь у нас пойдёт о русской станице, о том, как жили – не тужили наши деды. Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно для нас с вами. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.

Часто за событиями и за сутолокой дней…

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Но прежде чем мы начнём говорить о традициях, давайте вспомним когда и как казаки поселились на Кубани. Поэтому постарайтесь ответить на несколько вопросов.

- Каким правительственным документом отводились земли казакам на Кубани? (ответ детей)

- Почему 25 августа 1792 г. Считается днём заселения Черноморских казаков на Кубань? (ответ детей)

- Каковы причины переселения? (ответ детей)

Переселившись и осмотревшись, казаки принялись обустраивать свой быт. Станицы разрастались. Строить своё жильё начали новые поколения.

Но чтобы построить хату, необходимо было правильно выбрать место для строительства.

Посмотрим как это делали казаки.

Сценка.

Отец: Пора, сын, выбирать место для строительства жилья.

Сын: Как правильно это сделать?

Отец: У казаков существуют свои традиции выбора места под строительства дома. На землю будущей усадьбы заведём нашего коня. Посмотрим, где он будет щипать траву или будет отдыхать – это благоприятное место. Поэтому сделаем разметку колышками будущего дома. На ночь около каждого колышка насыплем зерно и, если утром оно будет не тронуто птицами, мышками, значит место для постройки хорошее. Если же количество зерна уменьшилось или оно совсем исчезло, то это предсказывало разрушение дома или пожар. Снова заводили коня и процесс выбора места для строительства дома повторялся.

Сын: А что будем делать перед закладкой дома?

Отец: Это место должен освятить священник. Затем ты, как будущий хозяин дома, на месте строения можешь нарисовать ромб, поделить его на четыре части. Со всех четырёх частей света принесешь по камню и положишь в маленький ромб. Это предвещало семейное благополучие на этом месте.

   Затем надо будет начать с восточного угла закладывать фундамент. Ты, как молодой хозяин жилья, заложишь первый камень, ладан для благословления, зерно для сытости жизни, шерсть для тепла, деньги или драгоценные камни для богатства.

Сын: Когда и кто будет заготавливать лес для строительства дома?

Отец: Мы с тобой в крещенские морозы поедим в лес. Я буду метить деревья, а ты рубить их, но так, чтобы кроны деревьев падали только на восток – это будет началом удачной жизни. Если дерево упадёт на запад – мы возьмём его на дрова. Восток символизировал жизнь, запад её конец.

Сын: Какие породы деревьев мы возьмём на строительство дома?

Отец: Лучшие породы – это ели или сосна, лучшие, конечно, сосна. Хороши листвиница и дуб, но они тяжелы в обработке.

Сын: Отец, а почему будем заготавливать лес в самые морозы?

Отец: Потому-то в морозы дерево «звенит» значит, оно чистое и сухое. Да, сын, помни, дом – это маленькая семейная церковь, а значит делать его надо без гвоздей.

Сын: Спасибо, отец, за добрые советы для строительства жилья. Вот закончу строительства дома и, как все казаки, украшу его резными ставнями и наличниками.

Проверка домашнего задания.

Учитель.

Ну вот вместо строительства дома мы выбрали.

А какие же ещё традиции были у казаков при закладке и строительстве нового дома? Узнали ли вы у бабушек и дедушек, какие ещё существовали обычаи и традиции, связанные с жильём.

1. Первое домашнее задание.

Как казаки строили жильё?

Строили дом всей станицей. Состоятельные хозяева приглашали на помощь соседей. Часто это событие называли Брагиной. Каждый станичник принимал как оскорбление, если его не приглашали на помощь к соседям. На Брагину к состоятельным соседям шли со своими инструментами. Хозяева накрывали щедрый стол в знак благодарности.

   К вдове, которая тоже строила жильё для своего сына, приходили не только со своими инструментами, но и со своими продуктами. Также приходили на помощь и к погорельцам.

2. Второе домашнее задание.

Как начиналось новоселье?

Новый дом обычно заселяли 14 сентября в день Семиона – лето – проводца.

Пословица говорит: «На Семиона новоселье – к радости и веселью». Первым в дом заходил самый старый член семейного рода. Обычно это была бабушка. На Руси существовало поверье, что новый дом обновляется рождением ребёнка или покойником.

3. Третье домашнее задание.

Кто заходил в дом после самого старого человека рода?

Запускали в дом того, ради кого строился дом – ребёнка. Если к новоселью в семье ещё не было детей, то запускали ребёнка родственников или соседей, чтобы в этом доме было настоящее человеческое счастье. А потом запускали  животных: петуха, считали наши предка что в начале нового дела надо принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно меньше «кровавой» не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывали способность разгонять нечистую силу (три раза утром петух прокукарекал, возвещая о рассвете, - и черти разбежались.  Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Кролика, чтоб водилась живность; кошку для определения неблагоприятного места для стола, кровати. Люди верили, что кот видит, и выгоняет из жилья злую силу. В жилье восточных славян никогда не заводили собаку. После этих действий хозяева приглашали всех, кто помогал построить жильё на новоселье.

4. Четвёртое домашнее задание.

Что дарили гости на новоселье?

На новоселье чаще всего дарили живность, иногда корову, дарили молодняк животных. Никогда не дарили фартуки, занавески, скатерти, так как они были обязательными среди двух сот предметов приданного жены.

5. Пятое домашнее задание.

Каково внутреннее устройство жилища?

В жилой комнате у входа, с правой стороны, размещали «русскую печь» с лежкой, где обычно спали дети. Печь занимала почти часть всей комнаты. В углу, рядом с ней стояли рогачи, кочерга, чаплейка. Рядом с печкой размещали самодельную деревянную кровать, которую «разбирали» только на ночь. Садиться на кровать и ложиться днём было не принято. По диагонали к печке находился Святой красный угол, висели иконы, украшали полотенцами или «божнечками», перед иконой всегда висела лампада.

   Чаще всего под окнами, выходящими на улицу, против порога, стоял сундук, накрытый скатертью. Над ним висело зеркало. По стенкам обычно развешивали фотографии и картины. Полы в комнате были глиняными, которые застилали домоткаными ковриками – «стенами».

Учитель.

Вот вы и познакомились с внутреннем убранством хаты. Но среди перечисленных предметов один был самый важный. А что это за предмет постарайтесь угадать.

Загадки. (подготовленные детьми)

Учитель.

Русская печка – деревенская кормилица.

Каждое утро хозяйка первым делом начинает растапливать печку. Ставит в печку, три больших чугуна. Первый для щей, второй для каши, а третий для всех остальных надобностей. Весь день печь пыхтит – старается. Хлеб печёт для всей семьи, избу согревает и освещает. А детей даже иногда купают в печке – настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой и лезут в печку наперегонки детишки, каждому охотно поплескаться и потереть друг другу спинку липовой мочалкой.

Учитель.

Ребята, надеюсь, что на уроке вы узнали много нового из традиций и обрядов, связанных с жильём. И чтобы проверить как вы усвоили новую тему, предлагаю выполнить тестовое задание.

Тестовое задание

1. В какой день обычно заселялись в новый дом.

А) 15 августа

Б) 14 сентября

В) 24 октября

2. Кто первым заходил в дом.

А) сосед

Б) близкий родственник

В) старейшина рода

3. На чём раньше готовили наши бабушки и прабабушки.

А) на костре

Б) на печи

В) на газе

4. Что дарили гости на новоселье.

А) занавески

Б) фартуки

В) живность

5. Какое животное заводили на землю будущей усадьбы.

А) корову

Б) лошадь

В) козу или овцу

6. как строили жильё.

А) свей деревней

Б) только родственники

В) самостоятельно

Учитель.

Сегодня на уроке мы выбрали место для строительства дома по всем традициям, построили хату отметили новоселье, подарили подарки, расставили мебель. А теперь настала пора приглашать гостей.

Ученики.

По доброй традиции на Кубани всегда рады гостям. Поэтому мы всех вас приглашаем в нашу хату на блинчики с мёдом и сметаной, ведь нынче масленица.

Учитель подводит итог урока

Домашнее задание.

Составит кроссворд с исполнением ключевых слов: зерно, ребёнок, печь, хата, петух, кошка.

(слова записываются в тетрадь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Традиции и обряды алтайцев"

Данный урок является дополнительным в курсе «География Алтая» 8 класс и проводится по окончании года, чтобы повысить интерес к обучению.  Урок построен с использованием ИКТ технологии....

урок "Традиции и обряды алтайцев"

Сценарий ролевой игры включает обзорное, а выборочно  более подробное знакомство с некоторыми алтайскими знаменитостями. Для поддержания интереса и сохранения внимания учащихся исполь...

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"5 класс

Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционная народная культура – явле...

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"6 класс

     Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционн...

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"7 класс

    Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уник...

Конспект занятия «Традиции, обычаи и обряды Казачества».

Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....