урок "Традиции и обряды алтайцев"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Черепанова Татьяна Михайловна

  Сценарий ролевой игры включает обзорное, а выборочно  более подробное знакомство с некоторыми алтайскими знаменитостями. Для поддержания интереса и сохранения внимания учащихся использованы различные средства: слайд-фильмы, отрывок фильма «Я вернусь» (о  М. Евдокимове), стихотворения, сценка, вопросы корреспондентов газет и журналов  нашим знаменитостям, их рассказы о себе. Красной нитью через всю презентацию прошла песня Михаила Евдокимова «Алтай». На первом и заключительном слайдах звучит песня, написанная выпускницей нашей школы Н. Бабиной.

Форма урока позволяет в достаточно  доходчивой форме рассмотреть традиции и обряды алтайцев. Вопросы, которые рассматриваются в данной теме, вызывают неподдельный интерес учащихся.

      Готовясь к уроку, учащиеся выбирают темы сообщений по желанию, а на  уроке учатся слушать и слышать друг друга.

      Домашнее задание предполагает творческий подход. Зная  критерии  оценивания,  ученик сам выбирает  задания  в  соответствии  с  той  отметкой,  какую  он  хочет  получить. Урок  построен  с  учётом  ЛОО  учащихся  с  разными образовательными  потребностями.  В  течение  урока  учащиеся  активно принимают участие в беседе, работают в группе, выполняют тест, блиц-опрос, задают вопросы,  оценивают свою работу на уроке, сообща оценивать работу группы. 

  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:     «Традиции и обряды алтайцев»

Урок  с презентацией

Класс:   8

 Черепанова Татьяна Михайловна

География Алтая

МОУОО «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Шелаболихинский район

ИКТ

 ЛОО

                                   

                             Шелаболиха - 2008

  Цель:   Расширение кругозора учащихся о географической области –

               Горный Алтай.

                                     

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с традициями и обрядами алтайцев.
  2. Развивать умение выступать с сообщением.
  3. Развивать умение анализировать, делать выводы и обобщения.
  4. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к людям другой национальности.

Оборудование:

  1. интерактивная доска или компьютер и мультимедийный проектор, презентация урока.
  2. Физическая карта России, административная карта Алтайского края.
  3. Дидактический материал (карточки с вопросами, схемы),музыкальный инструмент – комус.
  4. На столах – тетради, атласы Алтайского края, сообщения.

Ход урока:

Этап урока

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмо-мент

   -

Приветствует  класс,  настраивает  его  на  

успешную  работу.  Предлагает  учащимся

посмотреть  друг  на  друга,  улыбнуться,  мысленно  пожелать  добра.

Отвечают  на  приветствие.

Участвуют  в    психологической

разгрузке.

2.Мотива-ционная беседа

    2

    3

   

  4,5

Зачитывает эпиграф под музыку комус-начало.

Вопросы для беседы:

  1. С чем связывают Алтай?
  2. Каково значение слова «Алтай»?

Для  Григория Чарос-Гуркина и Льва Гумилёва Алтай – это…(зачитывает).

  1. Что для вас - Алтай?
  2. Кого из знаменитых людей выходцев с Алтая вы можете назвать?

Принимают участие в беседе

3. Входной контроль

 6

Вопросы:

  1. Какие народы проживают в Алтайском крае?
  2. С какими традициями, обычаями и обрядами этих народов вы знакомы?
  3. Какие народы проживают на территории Горного Алтая?
  4. Что вы знаете о традициях и обрядах алтайских народов?
  5. Почему у каждого народа традиции и обряды различны?

Принимают участие в беседе.

   7

Объявляет тему урока. Обращает внимание на картины известного алтайского художника Г. Гуркина

 ( на слайде).

Вопрос: Какие из традиций он запечатлел на своих полотнах?

Записывают тему урока. Участвуют в беседе.

4. Целепола-гание

5. Актуализация знаний

   

   8

Вопрос: Что вы хотели бы узнать на уроке?

Предлагает план урока.

Высказывают своё мнение.

Знакомятся с планом урока.

   9

10

     

11

12

Оценка будет выставляться за следующие виды работ (знакомит учащихся с листом контроля)

Известно, что существует массовое поселение казахов в Горном Алтае, алтайцев в Монголии и Китае? С чем это связано?

 Предлагает выступить с сообщением ученику в роли «историка» и рассказать о переселении народов на Алтай.

Вопросы:

Кто такие алтайцы? Для каких народов алтайский язык является определяющим? Ученику предлагает выступить с сообщением в роли этнографа.

Знакомятся с листом контроля.

Высказывают гипотезы.

Слушают сообщение, задают интересующие вопросы.

Слушают сообщение о языке алтайцев, задают вопросы.

13

14

     

Вопрос:

Кто знает, как называется жилище алтайцев?

В чём сходство и различие построек?  

Где алтайцы выбирали места для стоянок? Почему? Предлагает ученику выступить в роли этнографа (сообщение).

Предлагает найти ответы на вопросы:

  1. Какие материалы использовали при строительстве аила и юрты? Почему?
  2. Как использовалось пространство внутри жилища?

Слушают сообщение о том где селились люди.

Принимают участие в беседе

6. Промежу-точный контроль

 

    -

Возвращается к вопросам. Ответ на 1 вопрос оценивается в 2 балла.

Задание: составить схему размещения членов семьи, добра, животных внутри жилища, используя условные знаки (цена вопроса-3 балла).

Отвечают на вопрос и составляют схему (работа в группах). Этнограф проверяет и выставляет оценку.

7. Разминка

 15

16

17

18

19

С важными алтайскими праздниками нас познакомит очевидец.

Игра алтайцев «Хромой журавль».

Об особенностях национального костюма вам расскажет этнолог.

Задание: по сообщению каждая группа составляет вопрос другой группе.

Из всех алтайских музыкальных инструментов речь пойдёт только о самых распространённых – это комус, бубен, тапшур. Предоставляет слово музыканту, играющему на комусе.

Рассказ очевидцев о важных праздниках и необычных спортивных состязаниях.

Знакомятся с правилами игры.

Слушают сообщение о национальном костюме и составляют вопрос другой группе, затем задают и оценивают (цена вопроса – 3 балла).

Сообщение на фоне слайда и музыкального фрагмента со звучанием комуса. Показывает сам комус.

20

Предоставляет слово музыканту, играющему на топшуре.

Сообщение на фоне музыкального фрагмента с горловым пением.

21

Обращает внимание на пение.

Вопрос: Чем оно отличается от обычного пения?

О горловом (свободном) пении вам расскажет исполнитель (кайчи).

Сообщение ученика о горловом пении.

22

23

24

Почитание огня – это тоже традиция.

Предоставляет слово этнологу, изучающему эту традицию.

Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.

Говорит, что у алтайских народов есть ещё и религиозные обряды, которые дошли до нас из глубокой древности.  Они связаны с человеком, наделённым особыми способностями – это шаманы. Предоставляет слово шаману.

Предоставляет слово этнологу, который может поделиться знаниями о шаманском наряде.

Опережающее задание:

  1. Для чего ленты и подвески на костюме шамана?
  2. Зачем на голову надевали повязку с лентами и перьями лебедя?

Сообщение ученика о культе огня. После рассказа предлагает группам взять карточки с вопросами и ответить на них.

Вопросы: 1) Почему алтайцы почитают огонь?

2) Как появляется огонь в очаге молодожёнов?

3) Какие запреты существуют в обращении с огнём?

4) О чём можно узнать по пламени костра?

Сообщение ученика о шаманстве.

Сообщение ученика об облачении шамана. Повторяет и оценивает ответы (2 балла за правильный ответ).

25, 26

Предлагает слово востоковеду.

Задание: Возьмите одну из карточек (на выбор) и ответьте на поставленные вопросы (цена вопроса – 2 балла).

Вопросы: 1) С какой целью используется бубен?

2) Какой материал идёт на изготовление бубна?

3) Какой обряд совершает шаман после изготовления бубна?

4) Что делают с бубном после смерти шамана?

Сообщение ученика о шаманском бубне и обряде его оживления.

Группы обсуждают и выбирают выступающего.

27

28,29

Говорит о том, что шаман (кам) совершает обряд – камлание. Предлагает группам выбрать карточку с вопросом и в рассказе выступающего найти ответ на поставленный вопрос.

Предоставляет слово очевидцу.

Предлагает каждой группе ответить на вопрос (цена вопроса – 2 балла).

Выбирают вопросы:

1) С какой целью устраивались камлания?

2) Почему появился обряд камлание?

3) В какой последовательности совершается обряд жертвоприношения?

4) Какова роль шамана (кама) во время обряда?

Сообщение ученика об обряде камлание. После выступления каждая группа даёт ответ на вопрос.

8. Завершающий контроль

30

Открывает слайд с тестовым заданием:

1. Как называется деревянный обод бубна шамана?

А) колокольчик

Б) обечайка

В) варган

2. Струнный музыкальный инструмент.

А) топшур

Б) комус

В) бубен

3. Накидка, которую носят замужние женщины поверх шубы.

А) каратбирюк

Б) чамча

В)чегедек

4. Известный алтайский художник, писавший природу, обряды.

А) Н. Рерих

Б) Г. Гуркин

В) Л. Гумилёв

5) Перья какой птицы прикреплялись к повязке шамана?

А) совы

Б) лебедя

В) сокола

Каждый индивидуально в тетрадях выполняет задание.

31

Проводит устный блиц-опрос из 5 вопросов (за каждый правильный вопрос – 1 балл).

Вопросы:

  1. Сколько бубнов может быть у шамана? (9)
  2. Как назывался обряд шамана? (камлание)
  3. Национальная алтайская изба (юрта-аил)
  4. Уникальный вид искусства (горловое пение)
  5. Какой образ жизни вели алтайские народы? (кочевой)

Отвечают на вопросы блиц-опроса индивидуально (кто быстрее).

12. Смопро-верка

32

Открывает слайд с ответами теста.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Проверяют свои работы.

Количество правильных ответов ставят в таблицу.

13. Рефлексия

14. Домашнее задание

15. Само-оценка

16. Оценка работы группы на уроке.

17. Окончание урока

33

34

35

36

37

Вопросы:

  1. Что узнали нового?
  2. Чему научились?
  3. О чём хотели бы узнать ещё?
  4. Что вам понравилось на уроке, а что нет? Почему?

Предлагает оценить урок, высказать своё мнение.

1) Подготовить сообщение о других традициях алтайцев и рассказать на уроке – 5 баллов.

2) Составить туристический маршрут по Горному Алтаю с описанием того, что хотите показать туристам - 15 баллов.

3) Составить кроссворд из 10 слов по материалу урока– 3 балла.

4) Составить ребус – 2 балла.

5) Нарисовать пейзаж Горного Алтая – 5 баллов.

6) Сделать макет жилища алтайцев – 10 баллов.

7) Составить компьютерную презентацию «Рекреационные зоны на Алтае» - 15 баллов.

Предлагает учащимся выбрать задание на желаемую оценку

(На «5» - 15 баллов;

На «4» - 10 баллов).

Открывает слайд и предлагает посчитать количество набранных баллов.

Комментирует оценки:

20-25 баллов – «5»;

15-19 балла – «4»;

10-14 баллов – «3».

Предлагает оценить работу группы на уроке по 10 бальной шкале.

Дарит в подарок картину Г. Гуркина «Озеро горных духов» и поясняет почему, зачитывая комментарий.

Устно отвечают на вопросы.

Выбирают задания на желаемую оценку, записывают в тетрадь.

Подсчитывают и

выставляют себе оценки.

По каждому из предложенных вопросов выставляют оценку (работа в группах). Подводят итог.

                                         О поселенцах Алтая

Первое сведения о поселенцах Алтая восходят к глубокой древности. Их история теснейшим образом связана с историей Центральной Азии, её государственных образований. С рубежа III и II вв. до н.э. и до конца I в. н.э. они находились в сфере политического господства гуннов, образовавших в степях Северной Монголии мощный союз орд и племён. Со II по IV в. Алтай жил под влиянием сяньбийцев. С конца IV и до середины VI в. алтайские племена были подчинены жужанами, населявшими Восточную Монголию и Западную Маньчжурию.
С падением в 552г. господства жужаней в Центральной Азии возникает - Тюркский каганат - с центром на Алтае.  В начале Х в. оно переходит к кытаям. В середине ХI в. их владения простирались до Алтая. Устное народное творчество алтайцев сохранило предание о том времени. Когда их влияние ослабело и на политическую арену Центральной Азии выходят монголо-язычные найманы, жившие между Хангайскими и Алтайскими горами и частично - в отрогах Алтая. Попавшие в сферу их влияния алтайские племена были обложены традиционной данью.
Конец найманскому господству положили монголы. Алтайские племена оказываются в составе Белой Орды, а спустя 100 лет (к началу ХV в.) после её распада-в составе Сибирского ханства. Потом население Алтая попадает в сферу влияния западных монголов или ойротов (джунгаров ). Под их господством оно находилось до момента в хождения южных алтайцев  в состав России. Вхождение алтайцев в состав России обеспечило им защиту от иноземных посягательств, спасло их от физического уничтожения, создало условия для дальнейшего их экономического и культурного развития на качественно новой основе.

                                       Кто такие алтайцы?
Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. С середины XIX века, в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости, алтайцы делились на ряд племенных и территориальных групп. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

                                         Язык алтайцев.
Основным источником изучения происхождения народа является его язык. Принято считать, что язык народа - это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определённое влияние и влияет сам на соседние языки. В истории известны языковые смещения одного языка с другим.
Алтайский язык является определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую семью народов мира, как и другие языковые семьи: индоевропейские, семито-хамитскую и др.
Из тюркских народов наиболее близкими к алтайцам по языку являются соседи западные тувинцы, хакасы и киргизы, уйгуры Средней Азии, карачаевцы и балкарцы на Кавказе.
В настоящее время Республика Алтай относится к числу тех регионов, в которых ещё можно увидеть во всём многоцветии традиционную культуру коренного народа - алтайцев, русского старожильческого старообрядческого населения и казахов, компактно проживающих здесь более 100 лет.
Тысячелетиями, находясь на стыке многих культур и языков, племён и народов, Горный Алтай и по сей день представляет собой богатейшую мозаику в этническом, конфессиональном и лингвистическом отношении.

                                  Где селились алтайцы?

В долинах, горных ущельях, по берегам рек, в одиночку разбросаны юрты-аилы кочевников ойротов. Передвижение за своим стадом не позволяет ойроту заботиться о прочном устройстве жилья. Его дом в любое время может быть перевезён в другое место или брошен совсем и построен новый. Для этого не нужно иметь сложных инструментов, не надо учиться строительному делу, ибо нет ничего проще, как поставить несколько жердей, скрепить их конусообразно вверху, закрыть берёзовой или лиственной корой, привалить жердями – и жилище готово.

Посреди юрты раскладывается костёр, беспрерывно поддерживаемый в летнее и зимнее время. Юрта условно делится на две половины. Справа от входа располагаются женщины, дети, а в зимнюю стужу и весь приплод овечьего стада, слева - хозяин, а впереди – накопленное добро.

                           Алтайский национальный костюм.

У алтайцев традиционной одеждой как мужчин, так и женщин в прошлом была овчинная

шуба с длинными, сужающимися к кисти рукавами. Богатые скотоводы в старину

делали себе шубы, крытые шелком, подбитые дорогими мехами.

Женский костюм южных алтайцев представляет значительно больший интерес, чем

мужской. Декоративное начало в нем развито гораздо сильней. Прежде всего,

женщина надевала короткую широкую рубашку «чамча» с косым воротом, длинными

рукавами и большим воротником, имевшим чаще всего квадратную и реже круглую

форму. Воротник украшался по краю двойными, тройными рядами прошивных белых и

цветных пуговок, а к краю воротника свободно пришивались крупные цветные круглые

пуговицы, бусы и бисер, образующие как бы бахрому. Поверх рубахи надевалась

шуба. Она интересна своим покроем: рукава вшиты под прямым углом, ворот косой,

застежка на груди слева направо, левая верхняя пола имела широкий квадратный

выступ.

Поверх шубы замужние женщины носили особую одежду «чегедек». Это был как бы

долгополый кафтан без рукавов с широкими твердыми плечами, со сборками

в талию, распахивающийся спереди. Чегедек был всегда черного цвета, шили его из

плотной, нередко дорогой ткани, чаще всего из хорошего сукна

Среди головных уборов алтайцев характерны шапки из мерлушки или другого меха,

называемые пирогообразными и конусообразные матерчатые шапки с кистями на

макушке – «каратбирюк».

                                                    Культ огня      

У всех алтайских родов сохранился культ огня. Огонь домашнего очага олицетворяет божество От-Ана (Огонь-Мать). Он хранитель родового и семейного счастья. Огонь в очаге стараются поддерживать с самого момента зарождения семьи. Угасание огня считается плохой приметой, ибо он равноправный член семьи. Когда люди собираются за трапезой, то кусочек её бросают в очаг и лишь после этого приступают к еде сами.

Люди чтят свой очаг, а когда умирает последний представитель какого-либо сеока (рода) в очаге его юрты гасят огонь в знак того, что жизнь в этом роду угасла.

       Огонь выносят из жилища лишь в исключительных случаях: когда надо поделиться им с сородичем или когда огонь нужен для жертвоприношения. Время выноса огня из жилища строго регламентируется. После заката солнца выносить огонь из юрты нельзя.

       Когда члены рода перекочёвывают в другое место, то вместе с необходимым имуществом берут с собой и головёшки родного очага. Их раздувают в очаге на новой стоянке. При этом соблюдается ритуал перенесения огня в новый очаг. Для молодожёнов огонь берётся из отцовского очага. Когда сын женится и оставляет отцовский дом, то, уходя, он берёт горящую головёшку из отцовского очага. Этот огонь считается своим семейным огнём. При свадебном обряде девушка прощается с родным очагом, соблюдая ритуал. Огонь имеет и очистительную силу. Он не впускает в жилище злых духов, отпугивает покойников. Огонь посылает детей, даёт приплод скоту, излечивает болезни. По пламени костра можно судить о своей судьбе, узнать о скором возвращении человека к своему очагу. Если в пути с ним что-то случается, то костёр начинает гореть с треском и шумом, а таган-очок стучать, как будто по нему кто-то ударяет. Огонь предсказывает гостей. Гость должен высказать хозяевам пожелание, чтобы у них в очаге всегда горел огонь.  В поверьях и обрядах существуют запреты при обращении с огнём: нельзя шутить, перешагивать через очаг, плевать в костёр, сыпать мусор и грязь, отступать от ежедневного кормления, касаться остриём ножа, втыкать в огонь острые предметы. Дрова кладут осторожно, чтобы не причинить боли От-Ана и не рассердить её. Золу из домашнего очага выносят в укромное место, где не ходят ни люди, ни животные. Человек, оскверняющий огонь сам становится поганым (божество наказывает его болезнями).

                                                    Шаманство

Шаманы били в бубен, собирая вокруг себя духов, и в танце общались с ними. Делали они это столь яростно, что доводили себя до полуобморочного состояния. Шаманы не были обманщиками, они верили в свой особенный дар. Да и действительно они многое умели. Они были искусными лекарями, знали полезные свойства растений, готовили лечебные отвары. Некоторые шаманы владели гипнозом и внушали людям веру в собственные силы, исцеляя несчастных. Шаманский танец был целым спектаклем. Шаманы играли в древнем обществе исключительно важную роль. Ни одно большое дело не начиналось без их одобрения. Они предсказывали погоду, указывали лучшее место для охоты, помогали при родах, устраивали похороны, были во главе праздников и жертвоприношений духам. Шаманство - одна из древнейших религиозных систем.

                                                 

 Шаманский бубен

Бубен - самый значимый шаманский инструмент. Обычно он имел овальную форму и состоял из деревянного обода - обечайки, обтянутой кожей. С внутренней стороны находится вертикальная рукоять, за которую шаман держит бубен. На внешней стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки - шаманскую картину мира. Для изготовления кожи берут шкуру марала или лося, косули или коня (жеребёнка), и только самцов. Когда шаман ударяет в бубен, духи устремляются к нему. Но самое главное - бубен помогал шаману входить в транс, чтобы общаться с духами. Изготовив бубен шаман должен был показать его верховным духам, для этого устраивалось специальное камлание – «оживление бубна».   Согласно древним верованиям, вся жизненная сила шамана была связана с бубном. У шамана в течении жизни последовательно могло быть 9 бубнов. Когда рвался последний бубен, значит, заканчивалась жизнь шамана, он должен был умереть. Если же шаман умирал раньше, то и бубен умертвляли, выпуская из него духов. Обычно его протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана.

                                                       Камлание

  В загробной жизни ойрот не знает рая, душа умершего (по преданию) попадает в подземное царство Эрлика. Поэтому он стремится упросить божество, пока он жив, быть к нему снисходительным, избавить от болезни, падежа скота, от несчастий, встречающихся на его жизненном пути. С этой целью устраиваются общественные камлания.  В юрту съезжаются гости, каждый привозит приношение каму. Вечером шаман начинает стучать в бубен, петь и танцевать, а затем говорит хозяину, какой жертвой можно умилостивить разгневанное божество и как избавиться от подстерегающих несчастий. После чего измученный кам падает на отведённое ему место. Утром начинается приношение жертвы. Мужчины сооружают таилгу (лестница в небо из двух берёзовых жердей). К одной жерди привязана лошадь, обречённая на жертву, к другой – пучок вереска для окуривания. Появляется кам в окружении толпы, звучит голос шамана. Из толпы выделяется  несколько человек, они набрасывают петлю на ноги лошади и под общий гам раздёргивают их в стороны. Затем его умерщвляет шаман. После чего жертву поджаривают на костре и съедают. Снятую шкуру животного продевают до самой головы острым концом жерди и поднимают на таилгу. В таком состоянии она остаётся до тех пор, пока не истлеет, пугая путника жутким оскалом лошадиных зубов.

Спортивные состязания Силачи поднимают камни на пни. У камня нет удобной ручки. Обычно для соревнования берутся камни весом 80, 90,100, 120 килограммов. Их надо поднять на высоту 110 см. Даётся три попытки. Последний раз спортсмен из Кош Агача поднял камень весом 140 кг.

                                       



Предварительный просмотр:

Тема:     «Я с тобою Алтай…»

Ролевая игра

Класс: 6

Цель: Создание условий для воспитания патриотических чувств, любви к Родине через использование автобиографических источников, фото и видеоматериалов, музыки наших земляков.

Задачи:

  1. Проанализировать автобиографии наших знаменитых земляков, акцентировав внимание на интересных моментах, составив сценарий ролевой игры.
  2. Подготовить фото, видео и музыкальные фрагменты для презентации.
  3.  Познакомить учащихся с судьбами и достижениями наших знаменитых земляков.
  4. Формировать умение вести ролевую игру.
  5. Развивать творческие способности учащихся.
  6. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за Алтай.

Слайд1    

Учитель:   На фоне музыки приветствует учащихся и гостей. Сегодня мы проводим ролевую игру по теме «Я с тобою Алтай…». Учащиеся выступают в необычной роли, в качестве наших знаменитых земляков, корреспондентов газет и журналов, ведущих телепередачи. Пожелаем им успехов и испытаем чувство любви и гордости за нашу родину - любимый Алтай.

Слайд 2    Фильм «Начало-природа».

1 Ведущий:  (На фоне музыки фильма) Алтай - одно из красивейших и уникальных мест России. Не менее интересна и уникальна его история, а также судьбы людей соприкоснувшихся с Алтаем. Многие тогда и теперь живущие делают всё, чтобы наш край развивался и процветал.

2 Ведущий:  Сибирь – край, природные условия которого формировали в людях особые черты характера: упорство, целеустремлённость, мужественность, выносливость, терпимость. Именно сибирский характер позволил нашим землякам добиться успехов и прославить Алтай на весь мир.

1 Ведущий:  Слайд 3   Среди  наших знаменитых земляков Иван Александрович Пырьев, родившийся в селе Камень-на-Оби (ныне город) кинорежиссёр, 6-кратный лауреат Сталинской премии. Один из известных его фильмов «Свинарка и пастух».

2 Ведущий:  Слайд 4  Екатерина Фёдоровна Савинова родилась в селе Ельцовка. Сыграла знаменитую роль Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра».

1 Ведущий:  Слайд 5   Александр Васильевич Панкратов - Чёрный родился в селе Конево. Известный российский актёр.

2 Ведущий:  Слайд 6    Алексей Геннадьевич Смертин, родился в Барнауле, а родители пререхали из села Шелаболихи. Знаменитый футболист, провёл 55 матчей за сборную России.

1 Ведущий: Слайд 7   Владимир Иванович Хотиненко, родился в Славгороде, кинорежиссёр, ученик Никиты Михалкова, лауреат многократных премий и призов за режиссуру  фильмов  «Мусульманин», «Макаров» и другие.

2 Ведущий: Слайд 8   Василий Константинович Штильке, родился в  Барнауле, в семье окружного казначея, педагог,  депутат Государственной думы, курировал вопросы образования.

1 Ведущий: Слайд 9   Раиса Максимовна Горбачёва родилась в Рубцовске, в семье железнодорожного офицера, преподаватель философии, кандидат философских наук, общественный деятель, супруга Президента СССР.

2 Ведущий: Слайд 10  Нина Николаевна Усатова  родилась на станции Малиновое озеро.  Награждена премией «Ника», номинация «За лучшую женскую роль» (1995, 1999). Единственная актриса, дважды победившая в этой номинации.

1 Ведущий: Слайд 11 Алексей Иванович Булдаков родился в с. Макаровка Ключевского района. Заслуженный артист РФ, Народный артист РФ, лауреат премии «Ника» (1995) в номинации «За лучшую мужскую роль» в фильме «Особенности национальной охоты».

2 Ведущий: Слайд 12  Роберт Иванович Рождественский родился в селе Косиха в семье военнослужащего. Поэт, автор сборников стихов.

1 Ведущий:  Слайд 13  Ирина Ортман, начинающая певица. Финалистка фабрики звёзд, родилась в Барнауле.

2 Ведущий: Слайд 14  Владимир Александрович Рыжков родился в Рубцовске кандидат исторических наук, профессор ГУ "Высшая школа экономики" (Москва).

1 Ведущий:  Слайд 15  Шелаболихинская земля богата на таланты.  Иван Леонтьевич Шумилов, родившийся в селе Ильинка.  Является автором многих книг. В нашем районе ежегодно проходят Шумиловские чтения.

2 Ведущий:   Слайд 16   Николай Николаевич Малахов, лётчик, награждён наградами и медалями. В его честь названа улица в городе Барнауле.

1 Ведущий:  Давайте представим, что все временные границы стёрлись.  Мы находимся в телестудии, на передаче «Я с тобою Алтай…».  Здесь состоится встреча с самыми знаменитыми нашими земляками.

2 Ведущий: Слайд 17   В 18 веке жил и работал гениальный русский изобретатель – самородок, Иван Иванович Ползунов, создатель теплового двигателя и первой в России паровой машины. Расскажите, как вы попали на Алтай?

Ползунов: На Алтай я попал с Урала в числе специалистов горнозаводского дела на Колывано – Воскресенские заводы, где добывались драгоценные металлы для царской казны. Всё на заводах делали в ручную. Заводы строили на берегах реки, где был пруд. Когда пруд мелел, производство останавливалось. Я решил заменить ручной труд и водяной двигатель «огненной машиной». Мне пришлось разработать чертежи двухцилиндровой паровой машины.  Слайд 18       

Корреспондент газеты «Знамя Советов»: Сколько вам потребовалось времени для создания паровой машины?

Ползунов: 13 месяцев вместе с мастеровыми мы изготавливали все детали паровой машины. Некоторые детали весили до 170 пудов (2 720 кг.) машину собрали, но увидеть, как она работает, мне не довелось.

1 Ведущий:  Паровая машина проработала 2 месяца. Она не только окупила себя, но и дала большую прибыль. Из-за неправильного обращения хозяев с машиной произошла течь котла, вместо небольшого ремонта её полностью остановили, а о Ползунове забыли.

2 Ведущий:  Лишь в 20 веке имя гениального изобретателя – самородка было заново вписано в историю отечественной техники. Он хотел осуществить коренную техническую реконструкцию всего горнорудного производства.

Корреспондент:  Скажите Иван Иванович, зачем вам всё это было нужно?

Ползунов: Слайд 19   «…славы Отечеству достигнуть и… всенародную пользу в обычай ввести, облегчая труд по нас грядущим».

1 Ведущий:  Природная одарённость и исключительное прилежание, доброжелательность позволили достичь почёта и признания. В создании паровой машины всё довести до логического завершения.

Э. Лаксман: Слайд 20   Я, зарубежный учёный – исследователь – Эрик Лаксман. Во время посещения Барнаула встретился с Иваном Ивановичем, изучил его паровую установку, могу сказать, что «Иван Ползунов, муж делающий честь своему Отечеству».

2 Ведущий: Слайд 21   Имя Ползунова сегодня носит Алтайский технический университет.

1 Ведущий:  Слайд 22    Я обращаю ваше внимание на следующего нашего гостя, настоящего певца сибирских просторов – Григория Ивановича Чарос-Гуркина, который родился в с. Улала (ныне г. Горно-Алтайск) в 1870 году. Расскажите немного о себе.

Гуркин:  Я всю свою творческую жизнь посвятил Алтаю. Путь в профессиональное искусство начал в иконописной мастерской. Мой друг Андрей Викторович Анохин убедил меня получить специальное образование в Петербурге. Позже я активно выставлял свои картины на различных выставках, писал по заказу повторы. В своих картинах славил красоту Алтая.

2 Ведущий: Слайд 23    До сих пор живописные пейзажи и рисунки украшают интерьеры квартир во всех уголках нашей страны и за рубежом.

Я корреспондент газеты «Свободный курс»: После возвращения на родину, где вы решили выбрать место жительства для себя и своей семьи?

Гуркин:  Слайд 24   В селе Анос, на левом берегу Катуни. Там была моя усадьба, мастерская, сад и небольшой водопад. У меня каждое лето бывали путешественники и учёные, художники и писатели. Здесь я создал самые основные свои произведения.

Корреспондент: Где состоялась ваша первая персональная выставка?

Гуркин:  Она прошла в  Томске, так как именно там сформировалась тогда научная художественная интеллигенция, в среде которой высоко ценили и поддерживали мой талант и творческие стремления.

Корреспондент: Что больше всего любили писать?

Гуркин:  Любил писать природу  (Слайд 25 фильм «Картины Гуркина»).  Но самой любимой, была тема горной реки. Катунь можно увидеть на многих моих полотнах.

Корреспондент: Что за надпись вы сделали под одним из своих рисунков?

Гуркин:  Я написал «Там родина моя, светлая мать, там мой Алтай…»

Корреспондент: Чем вы занимались кроме написания картин?

Гуркин:  Составлял эскизы общественных зданий. Это проекты школ, музея, художественного центра, эскизы к первому алтайскому букварю.

1 Ведущий:  Слайд 26    Достойно завершила поиски художника и его творческий путь картина «Хан – Алтай». Он сумел вдохнуть в неё раздумья о жизни и пережитом. В1937 году его в очередной раз обвинили в националистической деятельности и расстреляли. С тех пор « Алтай стал…своеобразной Меккой для молодых путешественников и особенно художников».

2 Ведущий: Слайд 27   Из Кузбасса на Алтай, в с. Верх-Обское переехала семья Евдокимовых. Мише было тогда всего 2 года. Мальцом научился играть на балалайке и приплясывал на всех деревенских праздниках. О том, что было дальше мы, попросим его рассказать самого.

Евдокимов: С пятого класса вдруг обнаружился талант – я научился говорить голосами Райкина, Карцева, Ильченко. Летом с пацанами концерты на «летниках» устраивали, а зимой разные спектакли ставили в клубе. Режиссёром был дядя Гоша – местный киномеханик. Мы даже организовали вокально-инструментальный ансамбль, где я – солирующий барабанщик. После 9 класса решил поступить в культпросветучилище, в Барнауле, на отделение балалаечников. Через полгода ушёл работать на моторный завод, затем в армию.

Корреспондент газеты «Молодёжь Алтая»: Скажите, как часто шутили в детстве над окружающими?

Евдокимов:  Озорничал. Мог позвонить директору школы и отцовским голосом объяснить, почему сын пропустил урок.  В армии голосом начальника штаба приказывал выписать увольнительную на себя и своих друзей. Срабатывало безотказно.

Корреспондент: Читателям интересно будет узнать, как начиналась ваша карьера?

Евдокимов:  Представляете, рванул в столицу с Алтая с 9 рублями в кармане и гитарой, друзья уговорили. Ни одного человека в Москве не знал! Я тогда учился заочно в Новосибирском институте торговли. Был капитаном КВН, уже тогда проводил по билетам творческие встречи, аншлаги были. В местную филармонию не взяли, зато пригласили в Московскую,  затем в Москонцерт.

Корреспондент: Как в дальнейшем развивалась ваша карьера?

Евдокимов:  С 1989 года работал в концертно-театральной фирме «Музыка», директором ООО «Театр Евдокимова». С апреля 2004 года занял пост главы администрации Алтайского края.

Корреспондент: Став главой администрации Алтайского края, какие мечты вам удалось воплотить в жизнь?

Евдокимов:  Воплотилась в жизнь давняя мечта – жить и работать на своей родине, для своих земляков, вместе с ними поднимать свой край.

1 Ведущий:  Спасибо, Михаил Сергеевич, за любовь к родному краю.

7 августа 2005 года трагически погиб в автокатастрофе. Памяти Михаила Евдокимова был снят фильм. Посмотрите кадры фильма «Я вернусь…».

(Слайд 28  фильм «Памяти Евдокимова…»)

2 Ведущий:  Слайд 29   В нашей студии Михаил Тимофеевич Калашников, изобретатель автомата Калашникова, кавалер № 1 медали «За заслуги перед Отечеством». Родился в селе Курья Курьинского района.

Калашников: Моё родное село находится в 60 км.  от железной дороги. Живой паровоз я впервые увидел, когда мне исполнилось 17 лет. Мои родители, бедные крестьяне, перебрались сюда с Северного Кавказа в поисках богатой жизни. В семье было 8 детей. Мать была неграмотная, а отец закончил два класса церковно-приходской школы.

Корреспондент газеты «Алтайская правда»: Как вы сами учились в школе?

Калашников: Я был старательным учеником. Я доныне благодарен своим учителям за их старание и терпение, с которым они воспитывали у учеников любовь к труду, уважение к старшим, бережное отношение к народному добру.

Корреспондент: Чем вы увлекались в детстве?

Калашников: Особый интерес проявлял к ружьям, винтовкам, с 4 класса писал стихи.

Корреспондент: Вы помните свой первый успех?

Калашников: Во время службы в армии, а служил я в танковой части, принял участие в общеармейском конкурсе на лучшее предложение по экономии горючего для танкового двигателя. Моё предложение приняли и отправили меня в Ленинград (ныне С-Петербург), чтобы дорабатывать свою новинку вместе с инженерами. За успех в изобретении получил от командующего Георгия Константиновича Жукова часы. Это мой первый большой успех.

Корреспондент: Вы были участником Великой Отечественной войны?

Калашников: Да. С началом войны я вернулся в часть, и, получив танк Т-34, ушёл на фронт. Под Брянском, тяжело раненый продолжал бой, за это был награждён Орденом Красной звезды.

Корреспондент: Как вы стали изобретателем оружия и почему?

Калашников: Лёжа в госпитале, стал изучать литературу о стрелковом оружии. Мне было обидно за нашего солдата, который отступал потому, что техника была устаревшая. И решил создать достойное оружие. Тут же сделал эскизы собственного автомата под пистолетный патрон. Я понимал, что мне не хватает технического образования, стал упорно и настойчиво учиться у знаменитых оружейников и создал автомат  (гиперссылка на слове автомат).        

Морозов: Я, Владимир Морозов, ваш земляк, служивший в Афганистане, могу подтвердить, что его автомат не разу не подвёл в сложнейших боевых операциях. Знаю, что силуэт автомата Калашникова изображён на гербах и флагах шести зарубежных стран, находится на вооружении в 55 странах мира.

Корреспондент: Какое оружие вы ещё создали?

Калашников: пулемёты  (гиперссылка на слове Калашникова).        

 

Калашников: Слайд 30   Хочу добавить, что моё оружие предназначено для защиты Родины, а не для нападения.

1 Ведущий:  На родине М.Т. Калашникова открыт бюст, ему присвоено звание Почётного гражданина села Курьи. В музее оформлен отдельный зал. Калашникову в этом году исполняется 90 лет, но он продолжает работать над совершенствованием стрелкового оружия.

2 Ведущий:  Богата алтайская земля на таланты. В посёлке Быстрый Исток родился актёр, режиссёр, народный артист России Валерий Сергеевич Золотухин. Слайд 31  Он у нас в гостях. Расскажите, пожалуйста, о своём детстве.

Золотухин: В 5 лет научился петь. Мать уходила работать в поле, а меня привязывала на крылечке за ногу. Час-два сижу спокойно, а потом затягивал какую-нибудь песню. В 6 лет в детском саду получил серьёзную травму. Три года меня лечили в Чемале, всё это время лежал на койке. В 10 лет заново учился ходить.  Когда вернулся домой начал собирать фотографии популярных артистов и вешал их на стенку.

Корреспондент газеты «Комсомольская правда»:  Валерий Сергеевич кто был вашим кумиром?

Золотухин: Главным кумиром был певец Сергей Лемешев.

Корреспондент: Почему вы выбрали профессию актёра?

Золотухин: Этим я обязан руководителю «Цирка на колёсах», который приехал к нам в село, Алексею Яковлевичу Полозову. Им нужен был «подсадок», он пригласил меня к себе и сказал: «Вот, молодой человек, вы хотите стать артистом, помогите мне в представлении сыграть небольшой эпизод, дать клоуну кепку». Тот в ней начинает бить яйца. Мне надо было сыграть возмущение. Сыграл так, что Полозов пригласил меня к себе и сказал: «Вы совершите преступление, если не станете драматическим артистом».

Корреспондент: Как вы оказались в Москве?

Золотухин: Закончив 9 классов с отличием, сказал родителям, что хочу стать артистом и поеду в Москву. Отец продал корову, отдал мне деньги и я поехал. По приезду сдал вещи в камеру хранения и, как был в шляпе дермантиновой, в шароварах сатиновых, так и отправился на поиски театрального института.

Корреспондент: Чем занимаетесь сегодня?

Золотухин: Играю в театре, являюсь главным режиссёром Молодёжного театра в Барнауле. Строю церковь в своём родном селе. Знаете… «Если я могу что-то сделать для Алтая, я хочу это сделать, пока Земля ещё вертится под моими ногами».

1 Ведущий:  Слайд 32    Среди знаменитых наших земляков Герман Степанович Титов, лётчик - космонавт. Он родился в селе Верхнее Жилино Косихинского района. С отличием закончив военно-авиационное училище лётчиков, был направлен в Ленинградский военный округ. Имеет награды разных стран мира.

Корреспондент газеты «Труд»: Как вы стали космонавтом?

Титов: В 1960 году зачислен в отряд советских космонавтов («гагаринский набор»). Был дублёром Ю.А. Гагарина во время первого в мире полёта человека в космос. Через год совершил космический полёт в качестве командира корабля «Восток-2».

2 Ведущий:  Вспомните, Герман Степанович, этот телефонный разговор.

Сценка:

                           (Хрущёв и посол Аргентины выходят беседуя)

Хрущёв: Мне приятно принимать здесь в Москве посла далёкой Аргентины.

                       

(посол кивает, входит военный секретарь, поднимает трубку телефона и передаёт Хрущёву)

Военный секретарь: Никита Сергеевич космонавт Герман Степанович Титов хочет лично сообщить по телефону об успешном завершении космического полёта.

Хрущёв: Очень рад,.. вот вы можете стать свидетелем нашей беседы с космонавтом (берёт телефонную трубку). Слушаю вас, Герман Степанович. Здравствуйте, сердечно поздравляю.

Титов: Товарищ Первый секретарь. Докладываю, что задание партии и правительства выполнено. Все системы и оборудование корабля работали отлично. Приземлился в заданном районе. Товарищи приняли хорошо, самочувствие отличное.

Хрущёв: Замечательно голос ваш звучит так, как будто бы вы только что прибыли со свадебного бала.

Титов: Вы хорошо сказали, Никита Сергеевич. Был бал, только не свадебный (смеются оба).

Хрущёв: Сколько вы сделали витков вокруг земного шара?

Титов: Семнадцать с половиной, Никита Сергеевич.

Хрущёв: За сколько часов?

Титов: За 25 часов с минутами.

Хрущёв: Это же героический подвиг. Вы осуществили мечту человечества. Мы гордимся тем, что вы советский человек, коммунист, сделали это.

Титов: Большое спасибо, Никита Сергеевич.

Хрущёв: Теперь я хочу вас спросить, как вы себя чувствовали в полёте?

Титов: Чувствовал себя великолепно, после приземления выпил воды.

Хрущёв: Это хорошо. Всего хорошего! Ждём вашего возвращения в Москву. До свидания!

Титов: От всей души благодарю вас, Никита Сергеевич, до свидания! (кладут трубку)

Хрущёв: Вот видите, господин Уртадо, какого героя нам взрастила алтайская земля (уходят).

1 Ведущий: Слайд 33    В селе Полковниково работает музей Германа Степановича Титова.

2 Ведущий:  Слайд 34  Наш следующий герой актёр, режиссёр, писатель, сценарист. - Василий Макарович Шукшин. Он родился в селе Сростки. Закончив  Бийский автотехникум,  работал слесарем. По окончании режиссёрского факультета ВГИКа стал сниматься в качестве актёра в своих же фильмах. Вам слово.

(Слайд 35  звучит «Голос Шукшина»)

Корреспондент журнала «Телесемь»: Василий Макарович, как назывался первый фильм, в котором вы сыграли свою первую роль.

Шукшин: Слайд 36   Моя первая роль в фильме «Тихий Дон», я сыграл моряка, который выглядывает из-за угла.

Корреспондент: Вами написано много произведений, какое из них было первым?

Шукшин: Мой первый рассказ «Двое на телеге» был напечатан в журнале «Смена». Первый мой сборник назывался «Характеры».

Корреспондент: Дебютом в качестве режиссёра драматического театра стала пьеса «Энергичные люди», в каком фильме вы дебютировали как сценарист и кинорежиссёр?

Шукшин: Это был фильм «Калина красная». Слайд 37 

1 Ведущий:  Слайд 38    В 1974 году снялся в фильме С. Бондарчука «Они сражались за Родину», который стал для него последним.

Именем Шукшина названы улица и театр драмы в Барнауле. 

Слайд 39   

На родине писателя создан музей, а на горе Пикет установлен памятник Шукшину.  Ежегодно в Сростках проходят Шукшинские чтения.

( стихотворение «Шукшин судьбой не пренебрёг…» читает ученица)

Корреспондент: В своих произведениях вы писали о судьбах людей, где черпали силы?

Шукшин: Слайд 40   «Какая-то огромная мощь чудится мне там, на Родине, какая-то животворящая сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне».

2 Ведущий:  В Барнауле, в эвакуации  родилась Мирошниченко Ирина Петровна. Слайд 41  Она у нас в гостях. Скажите, когда вы вернулись в Москву.

Мирошниченко: После окончания войны вернулась в Москву, училась в школе при училище им. Гнесиных по классу скрипки, окончила Школу-студию МХАТ. Снимаюсь в фильмах, играю в театре.

Корреспондент газеты «Вестник Алтая»: Скажите, в каком фильме вы дебютировали?

Мирошниченко: Это был фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», где я снялась вместе с Никитой Михалковым.

Корреспондент: Чем занимаетесь сейчас?

Мирошниченко: В творческом союзе с Андреем Никольским выпустила несколько компакт дисков, музыкальных альбомов, пластинок, подготовила сольный концерт, с которым объездила много городов России, выступила в Нью-Йорке.

Корреспондент: Что бы вы хотели пожелать всем жителям Алтайского края?

Мирошниченко: Слайд 42   Храните свою самобытность! Пусть ваша душа остаётся такой же широкой и щедрой, как ваши бескрайние поля. Пусть Алтайский край не теряет своей индивидуальности, развивается, растёт. Процветания и мира!

1 Ведущий: Спасибо, Ирина Петровна!  Говорят, что люди с характером – это Совесть нации. Они способны мужественно выстоять, и под жестокими ударами судьбы, и перед коварными испытаниями славой. Главное для них дело, которому они посвящают всю свою жизнь. И родина, с которой в душе они никогда не расстаются.

Слайд 43  фильм «Наши земляки», музыка убавляется, и чтец читает стихотворение:

Чтец: Мы пришли и уйдём,

Но останется след,

Ничего в этом мире

Бесследного нет.

Мы пришли,

Значит, песням звенеть по утру,

Мы хозяева здесь,

А не пыль на ветру.

Мы пришли, мы идём,

Мы шагаем в рассвет,-

Это кто же сказал,

Что следов наших нет?

Мы пришли и уйдём,

Но останется след,-

Ничего в этом мире

                           Бесследного нет.      (Ю. Шадрин)

(музыка прибавляется)

2 Ведущий: Слайд 44 ( на фоне музыки)  Наша передача подошла к концу, с вами были ведущие передачи «Я с тобою Алтай…» Гудимова Дарья.

1 Ведущий:  И Солодянкина Ирина. Спасибо за внимание! До новых встреч.

(музыка играет громче, все расходятся)



Предварительный просмотр:

Встреча друзей

(ролевая игра)

Цель: Создание условий для развития индивидуальных творческих способностей школьников.

Задачи:

 - формировать знания о странах, традициях и обрядах народов

 - расширить кругозор учащихся;

 - раскрывать творческую индивидуальность;

- воспитывать чувство любви к Родине, толерантности по отношению к другим народам.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, микрофоны, оформление сцены (стол, стулья, цветы).

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать сегодня всех кто собрался в этом уютном зале на программе «Встреча друзей». Россия была и остаётся самой гостеприимной страной со своими традициями, культурой, добрыми и сердечными людьми. Россия – наша Родина, наш Дом. Её воспевают поэты и композиторы в своих произведениях, а художники отображают замечательные уголки в своих картинах.

(демонстрируется слайд-фильм о России)

Ведущий: Мне хочется обратиться в зал с вопросом: Что вы знаете о России?

(зрители поддерживают беседу)

Ведущий: В столице нашей Родины городе Москве есть университет Дружбы народов имени Патриса Лумумбы, где учатся студенты из разных стран мира.

(Звучит музыка, на фоне музыки) Ровно 25 лет тому назад из российской глубинки в Москву приехал совсем ещё молоденький юноша. Кто мог подумать, что он выдержит высокий конкурс и поступит именно в этот университет на географический факультет. Сегодня он руководитель Международной экологической организации «Экос». Мне хочется пригласить сюда, на эту сцену, зрелого, но всё ещё с мечтами юноши, мужчину. Встречайте, Владимир Сергеевич Валентинов.

(выходит под русскую музыку и аплодисменты присаживается за столик)

Владимир Сергеевич, правда ли то, что у вас было 3 друга, и жили вы все в одной комнате, что все называли вашу компанию «не разлей вода».

Русский: Это действительно так. Я часто вспоминаю студенческие годы. И, конечно, мне бы очень хотелось снова встретить своих друзей. У меня даже с собой фотография, где мы вчетвером. (фото высвечивается на экране) Это Локенат, он живёт в Индии, а это – Анхель из Мексики. Мазизи живёт в ЮАР. Мы много общались, учили языки, чтобы лучше друг друга понимать. По окончании вуза каждый вернулся на свою Родину, и связь прервалась.

Ведущий: Кто из друзей был вам ближе?

Русский: Пожалуй, Локенат.

Ведущий: Он вам рассказывал о своей стране, обычаях своего народа?

Русский: Да, конечно. Например, мне запомнился рассказ о одном из обычаев индийцев.

Ведущий: Я слышала, что большинство браков в Индии организуются родителями с помощью специальных брачных объявлений, которые по воскресеньям публикуют все газеты.

Русский: Причём, именно отец отбирает достойных кандидатов, а затем из них одного. Эта процедура происходит без участия молодых. Лакенат, например, как и все молодые, увидел свою невесту впервые во время свадьбы.

Ведущий: Уважаемые зрители, к этой передаче был снят фильм «Индия – страна контрастов».

(демонстрируется слайд – фильм об Индии)

Что вы знаете об Индии?

(зрители поддерживают беседу)

(Обращается к залу) Вам хотелось бы увидеть настоящего индуса? Тогда встречайте, Локенат Бхаттачарья – сотрудник НИИ по вопросам экологии.

(под индийскую музыку и аплодисменты выходит юноша в национальном индийском костюме, друзья встречаются, присаживаются)

Ведущий: Что скажете, Локенат?

Индиец: Скажу, что приятно опять оказаться в России. Вдвойне приятно встретить здесь близкого друга.

Ведущий: Кого из друзей вы хотели бы встретить в нашей студии?

Индиец: (переглянулись друзья) Нашего мексиканца – Анхеля.

 Однажды он рассказывал, что Мексика – это… (рассказ о древней цивилизации майя).

Русский: (продолжает) Согласно легенде… (рассказ об основании города Мехико).

Ведущий: (обращается в зал) Ребята, что вы можете рассказать о Мексике?

(зрители поддерживают беседу)

А сейчас предлагаю посмотреть фильм «Эта далёкая Мексика».

(демонстрируется слайд – фильм о Мексике)

Вот в какой замечательной стране живёт ваш друг – Анхель Бассольс Баталья, известный мексиканский географ, автор многих статей и книг по географии и экономике.

(под мексиканскую музыку и аплодисменты выходит юноша в национальном мексиканском костюме, друзья встречаются, присаживаются)

Анхель, вы рады встрече?

Мексиканец: Безумно рад встрече. Спасибо вашей передаче за такую возможность. Среди нас нет только Мазизе.

Ведущий: Вы помните, из какой он провинции?

Мексиканец: Да, из провинции Зулу.

Ведущий: В этом есть что-то особенное?

Мексиканец: Мне вспоминается его рассказ о … (рассказ о племени ЗУЛУ).

Ведущий: Очень интересно. Предлагаю вам посмотреть фильм о самой южной африканской стране – ЮАР.

(демонстрируется слайд – фильм  ЮАР)

И так, на сцене, преподаватель Кейптаунского университета Мазизе Кунене. Встречайте!

(под африканскую музыку и аплодисменты выходит юноша в национальном африканском костюме, друзья встречаются, присаживаются)

Наконец-то, через много лет, друзья снова вместе.  Вам, конечно же, будет о чём поговорить после передачи.

(Обращается к зрителям) Скажу вам по секрету, что наши гости приготовили нам сегодня сюрприз.

(обращается к гостям) Чей сюрприз будет первым? Анхель слово Вам.

Мексиканец: После покорения испанцами государств ацтеков и майя самым распространённым головным убором у мужчин считается шляпа  - самбреро, я дарю её вам в подарок. Также одним из популярных испанских танцев считается танго, его у нас с удовольствием танцуют. Вашему вниманию «Танго».

(танец «Танго» в исполнении учеников)

Ведущий: Сюрприз от Мазизе, ЮАР.

Африканец: У нас в стране, очень ценным считается чёрное дерево, из которого изготовляют мебель.  Для африканской мебели характерны простые геометрические формы, предметы могут быть украшены резьбой. При изготовлении эксклюзивной мебели используют рога антилоп: они служат ножками. Даже если ножки мебели выполнены из дерева, они могут иметь волнистую форму или вид человеческих фигурок.  Продолжение мебели — шкуры зебры, леопарда, жирафа, тигра, антилопы: это и чехлы для предмета интерьера, и коврик на полу. Стоят такие предметы недешево. Но я привёз стул в подарок. В знак благодарности дарю его Вам.  А ещё для вас прозвучит стихотворение Бернар Буа Дадье   «Вытри слезы!»  (звучит стихотворение)

Вытри, Африка, слезы!

Возвращаются дети твои,

сквозь бури и грозы идут

из бесплодных скитаний.

Под смех прибоя и лепет бриза,

в позолоте восхода,

в багрянце заката

с горделивых вершин,

из затопленных солнцем саванн

идут к тебе,

сквозь бури и грозы идут

из бесплодных скитаний.

Вытри, Африка, слезы!

Наши души испили

из всех родников

горькой доли

и славы.

Наши души открыты

сверканью твоей красоты,

ароматам твоих лесов,

волшебству твоих вод,

сини твоих небес,

ласке твоих лучей,

чарам зелени в перлах росы.

Вытри, Африка, слезы!

Возвращаются дети твои.

В их ладонях дары,

в сердце – любовь.

Возвращаются, чтоб тебя облачить

в одеянья мечты и надежд.

Ведущий: Посмотрим, какой сюрприз нам приготовил Локенат из Индии.

Индиец: Арина, в нашей стране все девушки носят сари – это национальная женская одежда. В таком наряде они выглядят очень стройными и красивыми.  Вам в подарок я хочу преподнести праздничное сари. Оно состоит из нижней юбки, блузки – чоли и ткани длиной 5-9 метров, расшитой стразами. А ещё для вас будет исполнен танец.

(индийский танец в исполнении ученицы)

Русский: Самая популярная игрушка в России - матрёшка. Примите от меня этот подарок. Мы русские очень любим, слушать и петь задушевные песни, поэтому для Вас прозвучит песня «Берёзы», в исполнении ученика.

(исполняется песня)

Ведущий: Встреча друзей состоялась. Желаем гостям и зрителям ярких встреч, крепкой дружбы. Наша передача подошла к концу. Мы прощаемся с Вами. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздники и обряды народов мира.

Урок МХК в 8 классе и презентация к нему знакомит учеников с праздниками и обрядами народов мира....

"Традиции и обряды алтайцев"

Данный урок является дополнительным в курсе «География Алтая» 8 класс и проводится по окончании года, чтобы повысить интерес к обучению.  Урок построен с использованием ИКТ технологии....

Классный час по теме: «Свадебный обряд кубанских казаков».

Классный час рекомендован для классов казачьей направенности с целью повышения познавательного интереса к культуре и традициям казачества....

Творческий проект 5 А класса. Театрализованная композиция на тему:"Свадебный обряд: Народные обрядовые и религиозные традиции моего края"

Свадебный обряд 45 мин. В древние – древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни.. У каждого ...

обряды и традиции православного праздника Пасха.Крашение яиц.

Представлен конспект урока технологии, на котором учащиеся 9-го класса знакомятся со способами художественной обработки яичной скорлупы в преддверии праздника Пасхи. Выполняют практическое задан...

Технологическая карта урока №7 в 6 классе: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере."

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере....

Песенная культура алтайцев

Исследовательская работа "Песенная культура алтайцев"...