Капустные посиделки
методическая разработка

Татьяна Петровна Уварова

Сценарий фольклорного праздника для детей начальной школы, проводится с целью приобщения к культурным традициям русского народаи уважению к обычаям родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapustnye_posidelki.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ

(Сценарий фольклорного праздника)

Цели: приобщение к культуре русского народа, формирование уважения и любви к обычаям родного края.

Задачи: расширять представления о народных традициях и праздниках;

 продолжать знакомство с устным народным творчеством;

 использовать фольклор при организации всех видов деятельности.

Предварительная работа:

1. Разучить русские народные хороводы, подвижные игры.

2. Отгадывать загадки, разучить пословиц, поговорок, примет об овощах, фруктах, осени.

3. Предложить родителям приготовить пироги с капустой, блюда из капусты.

Оформление помещения. Стилизованные элементы русской избы: на стенах повесить расшитые полотенца, салфетки, накрыть стол к чаю с самоваром, поставить скамейки.

Ход праздника.

Ведущий 1. 

Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! Пригласили мы вас сегодня, красны девицы, да добры молодцы, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о капустных посиделках.

Ведущий 2. 

Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму.

Ведущий 1. 

Один из таких праздников назывался в народе Сергей-капустник. Начиная с 8-го октября хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам.

Скоморох 1.

Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!

Веселья вам да радости. 

Давно мы вас поджидаем! 

Праздник не начинаем! 

 Скоморох2.  
У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко.

Припасли мы забавушек на всякий вкус, 

Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка. 

Скоморох 1. Отгадайте загадку: Сто одёжек и все без застёжек.

Правильно. А какие сорта капусты вы знаете? (помощь зала)

Скоморох 2. 

А что нужно сделать, чтобы вырастить капусту?

Дети отвечают.

Правильно! Сначала нужно посеять капустное семя, затем вырастить рассаду.

На Руси раньше был обычай, прежде чем высаживать рассаду на грядку, брали большой глиняный горшок (показать горшок). Надевали белый платок, и, взяв семена капусты, ставили на грядку и приговаривали:

Будь кругла - как горшок,

Будь бела - как платок,

Будь сладка - как цветок.

Дети проговаривают заговор вместе с ведущими.

Скоморох 1. После такого заговора ни один червячок не будет есть капусту, и вырастет она бела да крепка.

Скоморох 2. 

Капусту обычно сеяли девицы. Приглашаю всех девиц встать в хоровод.

Все девочки встают в хоровод и приговаривают:

Уж мы сеем капустоньку,

Завиваем золотой кочешок,

Завиваем, приговариваем.

Уродись капуста кругла,

Уродись капуста бела,

Уродись капуста сладка.

Ведущий 1

А чтобы капуста росла хорошо, давайте прочтем стихи про неё.

Д. Толстой

В  огороде  нашем  пусто:
Собран  урожай  почти.
Но  осталась  вся  капуста – 
Ей  положено  расти.
Под  широким,  плотным  листом,
Как  под  шубой,  кочаны.

Им  туман  и  холод  мглистый,
И  морозы – не  страшны.

Белобокие, тугие.

Еле  мне  кочан  поднять!

Не  известно,  как  другие – 

С  нетерпеньем  жду  я  дня,

Когда  бабушка  их  будет

Шинковать,  в  засолку  класть.

Мне  же  праздник  среди буден – 

Кочерыжек  сочных  сласть.

       С. Прохоров

Про капусту в огороде

Я хочу вам рассказать,

Как известно всем в народе,

Ее просто собирать.

Но растить её труднее,

Много надо поливать,

Сорняки надо смелее

Без пощады выдирать.

Это же наш продукт любимый!

Её варят и солят.

Компонент незаменимый

Для девчонок и ребят.

Пирожки, скажу, с капустой

Очень даже хороши!

Из капусты щи густые

Всем приятны для души.

Есть в капусте витамины 

А, В, С и даже Е!

Они умные картины

Пробуждают в голове.


О. Скворцова (Сценка)

Каждый вечер наш Игнат

На капустной грядке

Поливает всё подряд,

Не играет в прятки.

Приглашает детвора:

- Эй, Игнат, играть пора!

Отвечает им Игнат:

- Я играть бы с вами рад,

Только у меня, друзья, 

Поважнее есть дела!

Буду воду я носить,

Под капусту буду лить,

Пусть растёт она большой,

Сочной, свежей и тугой.

Удивляются друзья:

- Да зачем тебе она?

- Обещала мама мне

Через месяц, в сентябре,

Отыскать сестру иль брата.

А капуста маловата!

Я капусту поливаю,

Об одном лишь я мечтаю:

Пусть быстрей растёт она – 

Вместе с ней брат иль сестра.

Мама в огород пойдёт – 

И кого-нибудь найдёт!

Ведущий 1.

 Веселым искусством народа, затейливой игрой, умной забавой в русском фольклоре выступали загадки. Родились загадки давным-давно. В те далекие времена наши предки, пытались обмануть грозные силы природы, придумали особую тайную загадочную речь. Например, петуха полагалось называть «голоногим», гром – «турай», а медведицу во время охотничьего сезона «коровой». Из тайной речи и родились загадки. 

В далекие осенние дождливые вечера собирались в крестьянской избе и стар, и мал. Кто-нибудь из стариков начинал задавать мудреные вопросы: 

(Загадки про овощи. За правильную отгадку вручается приз — соответствующий овощ. Еще лучше, если загадки загадают гости — мамы, бабушки и др.)

Скоморохи:

  • Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)
  • Лежит пан - фиолетовый кафтан (баклажан)
  • Лежит мужичок - зелёный сюртучок (огурец - кабачок)
  • Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает (лук)

  • Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке – но не мышка. (картошка)

  • За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (морковь)

  • Золотая голова велика, тяжела;

Золотая голова отдохнуть прилегла;

Голова велика, только шея вот тонка. (тыква)

  • Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (репка)

  • Растут на грядке

Зеленые ветки,

А на них

Красные детки. (помидор)

  • Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые. (огурцы)

Скоморох 1

Ай, да умные ребятки,

Разгадали все загадки.

А капуста-то наша выросла, крепка да сладка. Пора и заготавливать на зиму!

Ведущий 2: 

Знаете ли вы, что квасить капусту на Руси стали очень давно, еще в 9 веке. В других странах не умели это делать. Спустя столетия русские люди научили квасить капусту и народы других стран. Это блюдо очень полезно для здоровья. 

Для чего и огород городить, коль капусты не солить.

Ну-ка встанем все ребята на заготовку капусты.

Все показывают жестами, как заготавливали капусту.

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же жить без хруста,

Если я капуста?

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмём.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём,

Выходят мамы в передниках. Мальчики подносят капусту, морковь, «бочку» 
Звучит народная музыка тихо. 

Мамы и девочки начинают солить капусту.

Музыка звучит.

Скоморох 2: 

Парни капусту не рубили. Они приходили в гости и развлекали работающих девушек шутками да потешками. 

Ведущий 1

  1. Как у наших у ворот

Собирается народ .

Все - то с ложками 

Да с трещотками! 

Играют, играют, всех потешают. 

Выходят частушечники с ложками и трещетками.

Частушки.

  1.  Выходи скорей, подружки,

 Мы на публике блеснем

 И задорные частушки

 Про капусту пропоем.

 (Эх раз, эх два, вот такие вот дела!) 

  1. Д. В огород козу пустила,

Чтоб капусту сторожила.

К ней козел пришел на чай,

Съел капусту невзначай!

  1. М. Грядки я свои полол,

Все боялся не успеть.

Ни травы и ни капусты —

Любо-дорого смотреть!

4. Д. Во саду ли в огороде, 

Женя наш ворон считал.

И какое ему дело, 

Кто капусту убирал! 

5. М. Я могу капусту квасить, 

От безделья не грущу.

Приходите ко мне в гости – 

Всех капустой угощу.

  1. Д. Хороша моя капуста,

А я тоже неплоха!

Вместе с ней сижу на грядке —

Поджидаю жениха.

7 Д. Я соседского мальчишку

К себе быстро присушу:

На свиданье кочерыжку,

Как подарок, приношу!

8. М. Любим свёклу мы, морковку 

И капусту тоже есть,

Потому что витамины 

В овощах и фруктах есть!

9. Д. Я сижу, капусту ем, 

Слезы распустила, 

Потому что я сегодня 

Тройку получила. 

10. М. Нет вкусней капусты белой, 

Это знает детвора. 

Как капусту мы увидим, 

Сразу все кричим: «Ура!» 

11. М. Пирожки, скажу, с капустой

Очень даже хороши!

Могу съесть их сразу десять,

Чтоб наесться от души.

12. Д. Я плясала в три ноги, 

Потеряла сапоги. 

Оглянулася назад – 

Сапоги в углу лежат!

13. М. Вот и осень наступила,

Можно в куртке пофорсить.

Летом мне ее купили,

Не давали поносить.

14. Все:

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли. 

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Ведущий 1.

На посиделках не обходилось без шуток, прибауток и конечно игр. Предлагаю всем игру «Капустная карусель»

Приглашается 1 молодец, которому в руки даются 3 атласные ленты, у которых он зажимает концы, а другие 3 конца лент отдаются 3-м девицам.

Задача девиц в конце песни выдернуть ленту у молодца.

Та девица, у которой лента останется в руках у молодца - обнимает его 3 раза.

Я капустоньку садила, - 2 раза

Три раза поливала. - 2 раза

Для кого я поливала, - 2 раза

Вот того и обнимала. - 2 раза

Игра «Кто быстрее очистит капусту»

Игра «Ты катись, катись капустка»

Ты катись, катись, капустка,

Веселее по рукам.

У кого сейчас капустка,

Потанцуй скорее нам.

У кого на последние слова окажется капуста, тот выходит в круг и танцует.

Ведущий 2

Спасибо, ребята.

Чему же мы научились сегодня?

А. Осинкин

Обучались мы искусству

Квасить свежую капусту,

Оказалось в этом деле,

Многое мы не умели.

Кочаны почистив дружно,

Думали: что дальше нужно?

Как нарезать? Неизвестно…

Долго думали совместно.

И капусту, что в начале,

Мы порезали, помяли.

И закончив подготовку,

В бак добавили морковку,

В нём мы всё перемешали,

Очень долго мяли, мяли,

Подсолили и под пресс,

Всё, окончился процесс!

Ведущий 1:

А теперь, дорогие гости, просим к столу. 

Дети с подносами, на которых блюда из капусты. 
Называют блюда.

 Ресурсы: http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-kapustu.html (стихи)

http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-kapusta/(загадки)

http://www.maam.ru/detskijsad/sovmestnoe-razvlechenie-dlja-detei-i-roditelei-kapustnaja-vecherka.html (частушки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра по теме РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫЕ (КАПУСТНЫЕ)

Интерактивная игра для повторения и закрепления знаний о растениях семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ или КАПУСТНЫЕ ...

"Капустная вечеринка" Фольклорный праздник для детей 7-12 лет.

Познавательно-развлекательное интегрированное занятие - праздник. Проводится осенью. Знакомит с народными традициями, обычаями, культурой. Использованы все формы народного фольклора - пословицы и пого...

Презентация "Капустная вечеринка"

Фото отчет о фольклорном празднике "Капустная вечеринка"....

Конспект урока: "Сведения о капустных овощных растениях"

Конспект урока по сельскохозяйственному труду в 7 классе коррекционной школы 8 вида...

общешкольное мероприятие "Капустные вечёрки"

Даное мероприятие направлено на приобщение к ценностям традиционной народной культуры, нравственное воспитание детей, подростков, организация семейного досуга как средства достижения преемственн...

Биологический диктант. Класс Двудольные. Семейство крестоцветные (капустные). 6 класс.

Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...

Капустные посиделки.

Разработка внеклассного мероприятия направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа и основана на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к на...