Внеклассное мероприятие "Я люблю русский язык"
материал (8 класс)

предмету, привитие любви к  языку путем повышения общей языковой  культуры учащихся;

Задачи мероприятия:

  1. Расширить, углубить и дополнить  знания учащихся о русском языке;
  2. Мотивировать учащихся на самостоятельный поиск дополнительной информации по русскому языку, работу с учебной книгой, словарями - справочниками, Интернет - источниками;
  3. Сформировать творческую активность учащихся (желание выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 8-9 классов, посвященное Неделе русского языка в школе

 «Я люблю русский язык»

Цель мероприятия:  развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету, привитие любви к  языку путем повышения общей языковой  культуры учащихся;

Задачи мероприятия:

  1. Расширить, углубить и дополнить  знания учащихся о русском языке;
  2. Мотивировать учащихся на самостоятельный поиск дополнительной информации по русскому языку, работу с учебной книгой, словарями - справочниками, Интернет - источниками;
  3. Сформировать творческую активность учащихся (желание выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы)

Форма организации деятельности детей: школьный праздник массового характера.

(Мероприятие ведут три пары ведущих, периодически сменяющих друг друга)

Ход мероприятия:

- звучит музыка, на сцену выходит первая пара ведущих

Ведущий 1:

Здравствуйте! Мы приветствуем  в этом зале всех  учащихся и учителей, всех знакомых и незнакомых,  детей и взрослых, всех серьезных и веселых!

Ведущий 2:

А давай вначале  и узнаем, у кого какое настроение!

Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами!

Если у вас есть собака – погладьте по голове рядом сидящего с вами человека!

Если вы любите шоколад – оближите губы!

Если у вас есть друг – то улыбнитесь!

Если вы умеете разговаривать на нескольких языках – помашите высоко руками!

Настроение в зале у всех отличное! И мы начинаем наш праздник!

Ведущий 1:

         Друзья, никто не будет спорить, что именно язык является главным богатством человека, важнейшим средством нашего общения. В современном мире насчитывается более двух тысяч языков, но сегодня речь пойдет о русском языке.

Ведущий 2:

Великий классик русской литературы 19 века Иван Сергеевич Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ведущий 1:

Великий, могучий, правдивый, свободный – и эти меткие характеристики о языке можно продолжать до бесконечности. Но вот беда, многие современные ученики не разделяют взглядов великого классика, считают русский язык очень трудным, а предмет в школе скучным и неинтересным.

Ведущий 2:

А мы сейчас развеем ваши убеждения по поводу трудности русского языка! Не верите, тогда слушайте внимательно!

- Звучит музыка, на сцену выходят   учащиеся

Первый ученик:

         Вы все ещё думаете, что русский язык самый сложный язык в мире? Вы ошибаетесь! На самом деле самый сложный язык для изучения — БАСКСКИЙ. Он настолько сложный, что во время Второй мировой войны его применяли в качестве надежного шифра!        
Второй ученик:

 Досчитать до трех на НИВХСКОМ языке (распространен в северной части острова  Сахалин) — непростая задача. А всё потому, что нивхские числительные звучат по-разному в зависимости от того, что считают: лыжи, лодки или связки вяленой рыбы. Вы только подумайте,  в этом  языке 26 способов счета! 
Третий ученик:

В ТАБАСАРАНСКОМ языке, одном из официальных языков Дагестана, существует 48 падежей. Смею заметить, что у нас их шесть.  А в ЭСКИМОССКОМ языке насчитывается 63 формы настоящего времени и 252 окончания простых существительных
Четвертый ученик:

 Чтобы научиться  переводить тексты на САНСКРИТЕ,  человеку потребуется изучать этот язык  не менее 12 лет! 
Пятый ученик:

 В языке североамериканского индейского племени ЧИППЕВА  6 000 глагольных форм — больше, чем в любом другом языке мира.  А про АБАЗИНСКИЙ язык, распространённый в Карачаево-Черкесии, говорят: не зная его с детства, овладеть им в зрелом возрасте почти невозможно. А всё из-за чрезвычайно сложной фонетики.
Шестой ученик:

Наиболее полный словарь КИТАЙСКОГО языка содержит более 87 000 иероглифов, каждый из которых обозначает свой слог. Самым сложным является архаичный иероглиф «се» (болтливый), состоящий из 64 чёрточек, а из использующихся в настоящее время — иероглиф «нан», который содержит 36 черточек и означает «заложенный нос». Ну что, ребята, вы все ещё думаете, что выучить русский язык очень сложно?

Ведущий 1:

Друзья, а  теперь немного юмора.  Сценка «Несуразные вещи»

       - Звучит музыка, на сцену выходят двое учащихся

— Здравствуй!

— Привет!

— Что это ты несёшь?

— Несу разные вещи.

— Несуразные? Почему они несуразные-то?

— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные!   Понял? Вот, несу мел...

— Что не сумел?

— Отстань.

— Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет...

— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь?

— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

— Вот оно что...

— А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

— Тамарка?

— Ага.

— И — ничего, симпатичная?

— Красивая! Зелёная такая...

— То есть как?

— Зелёного цвета.

— Постой, постой... Это что же: у неё... волосы, что ли, зелёные?

— У кого волосы?

— Да у Тамарки-то.

— Что-о?!

— Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка...».

— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зелёная такая... Там арка нарисована.

— Ага, всё-таки нарисована Тамарка! Так бы и говорил!

— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, мне некогда.

— Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

— А ну тебя...

— Да! Стой! Стой!

— Ну, что ещё?

— Привет передай.

— Кому?

— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

Ведущий 3:

Мы продолжаем вместе изучать русский язык. А теперь наша традиционная рубрика «Это интересно!»

- Звучит музыка, на сцену выходят учащиеся

Первый ученик:

Ребята, сенсация! Дурак - то вовсе не дурак!
В русских родословных 14 – 15  веков в составе имен часто встречается слово «дурак», причем написанное с большой буквы: князь Федор Семенович Дурак Кемский, князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин, московский дьяк Дурак Мишурин и т.д. Интересно, что именно в таком употреблении слово «дурак» впервые и зафиксировано в русском языке. Тогда оно не было обидным, обозначая младшего ребенка в семье. Первого часто называли первак, затем шли вторак, третьяк, а самый младший был другаком, впоследствии изменившимся до дурака. А вот в привычном нам значении слово дурак стало употребляться только в 17 веке.

Второй ученик:

Не менее интересна история появления ещё одного не совсем безобидного слова. Слово «негодяй» появилось примерно двести пятьдесят лет назад. Так называли молодых парней и мужиков, которые не подлежали призыву в армию, а посему не участвовали в рекрутских наборах и не могли быть отданы в войско. Это были  люди с различными физическими дефектами, а также так называли единственных сыновей в семье.

Третий ученик:

А вот выражение «Покажу, где раки зимуют» появилось на Руси так.
По первой версии на Руси в древние времена за тяжкие преступления существовала казнь, она носила название «Посажение в воду». На водоёме рубили прорубь, и приговоренный к казни с привязанным грузиком на шее отправлялся на дно, как раз туда, где раки зимуют.  По второй версии одним из любимых блюд на званых обедах у помещиков считались раки. Гурманы утверждали, что раки по-настоящему вкусны только в те месяцы, в названиях которых есть буква «р», то есть с сентября по апрель. А ловлей раков занимались, конечно же, крепостные, для которых такое занятие в зимние месяцы оказывалось настоящим наказанием.

Четвертый ученик:

А вот когда набирали детей в труппы крепостных театров, то те из них, на чьих ушах при рождении медведи исполнили цыганочку с выходом, получали ярлык «ne shantre pas», что означает «петь неспособные». После этого их распределяли в девичью, на конюшню, на скотный двор либо же отпускали с миром к родителям — приучаться к сельскому труду. Но, видимо, смутное чувство обиды заставляло их запомнить, что слыть шантрапой как-то несолидно. Так и осталось это слово в памяти народной.

- звучит музыка, на сцену выходят ведущие

Ведущий 4:

Друзья, мы предлагаем вам немного  поиграть.Отгадайте, какие русские народные пословицы скрыты за научными терминами! Итак,  игра «Умные пословицы»!

- Ведущие по очереди  читают пословицы. Ребята в зале предлагают свои отгадки.

- Влияние сезонно-погодных условий на процесс бухгалтерского учета пернатых (Цыплят по осени считают)
- Бинарный характер высказываний индивидуума утратившего социальную активность (Бабушка надвое сказала)
- Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности (Вилами по воде писано)
- Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, сопряжённая с устранением изначально деструктивной транспортной единицы (Баба с возу - кобыле легче)
- Нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг (Горбатого могила исправит)
- Положительное воздействие низкого коэффициента интеллекта на увеличение совокупности задач в процессе осуществления трудовой деятельности (Дурака работа любит)
- Солипсизм домашней птицы по отношению к нежвачным млекопитающим отряда парнокопытных (Гусь свинье не товарищ)
- Антропоморфический подход к созданию брачной ячейки (Кому и кобыла невеста)
- Закономерности соотношения длины ороговевшего эпидермиса с количеством серого вещества в черепной коробке (Волос долог, да ум короток)
- Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами (Уговор дороже денег)
- Антитезисные свойства умственно-неполноценных субъектов в контексте выполнения государственных нормативных актов (Дуракам закон не писан)
- Отсутствие прогресса-регресса в метаболизме организма при изменении соотношения жиров и углеводов в традиционном блюде оседлых народов (Кашу маслом не испортишь)
- Закономерность возрастания личностной ценности субъекта после получения травматического опыта  (За одного битого двух небитых дают)

Ведущий 4:

Молодцы! Здорово, что в нашей школе так много находчивых, умных и веселых ребят! А теперь  вашему вниманию предлагаем забавное стихотворение! Такое вы точно никогда не слышали!

- звучит музыка, на сцены выходит чтец

В худой котомк поклав ржаное хлебо,
Я ухожу туда, где птичья звон,
И вижу над собою синий небо,
Лохматый облак и широкий крон.
Я дома здесь, я здесь пришел не в гости,
Снимаю кепк, одетый набекрень,
Веселый птичк, помахивая хвостик,
Насвистывает мой стихотворень.
Зеленый травк ложится под ногами,
И сам к бумаге тянется рука,
И я шепчу дрожащие губами:
«Велик могучим русский языка!»
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов.
Проклинывая все на белом свете,
Я вновь брежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Но, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфоэпический словарь.

Ведущий 5:

Ну что, друзья, продолжаем вместе изучать русский язык?

- Звучит музыка, на сцену выходят учащиеся

Первый ученик:

Знаете ли вы, что все слова с буквой «Ф» в русском языке – заимствованные. Пушкин, будучи большим патриотом русского слова, гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» – флот. Также интересно, что в русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы «Й». Но большинство из нас помнят лишь слова йод, йог и город Йошкар-Ола. В русском языке есть слова, начинающиеся и на букву «Ы». Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль. Кстати, кто может назвать слово с тремя буквами «Е», находящимися рядом?   (змееед, длинношеее)
Второй ученик:

Слова тоже могут стать рекордсменами! В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо  слово  «рентгеноэлектрокардиографического», а в издании 2003 года слово  «превысокомногорассмотрительствующий». В «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка  2003 года  самое длинное слово - это прилагательное «частнопредпринимательский». Оно состоит из 25 букв.
Третий ученик:

Самыми длинными считаются глаголы – «переосвидетельствоваться», «субстанционализироваться» и «интернационализироваться» (все по 24 буквы) Самые длинные существительные – «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство» (по 24 буквы) Самые длинные одушевлённые существительные – «одиннадцатиклассница» и «делопроизводительница» (по 21 букве) Самое длинное наречие, фиксируемое словарём, – «неудовлетворительно» (19 букв) Самое длинное междометие, включённое в «Грамматический словарь»,  – «физкульт-привет». Слово «соответственно» — самый длинный предлог и самый длинный союз одновременно. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица «исключительно» на букву короче.

Ведущий 5:

 Знаете ли вы, что по речи всегда можно догадаться, в каких отношениях  человек  состоит  с языком? А ещё, говорят, по речи  можно легко   определить, какой  предмет учитель преподаёт в школе: математику или литературу. Не верите? Ну что же, несколько опознавательных признаков, которые окончательно убедят вас в этом.

- Ведущие 5 и 6 по очереди читают признаки «настоящего» филолога        

1.Вы  девочка.

2.В то время, как обычные девочки обсуждают, сколько ещё детей усыновят Джоли с Питтом, вы выясняете, а был ли Шекспир реальным историческим лицом и кто подстроил дуэль Пушкина с Дантесом.

3.Даже если вы мальчик, глубоко в душе вы всё равно девочка.
4. Если вы учитель, вы понятия не имеете, как попали на филфак. Вообще-то, вы шли поступать на журналиста. Или на историка. Или просто вышли в магазин за хлебушком. Короче, вы правда не знаете, как вы очутились на филфаке.
5. Но вы точно знаете, чем Тютчев отличается от Фета.
6. Вы ненавидите Толстого.
7. В глубине души вы очень жалеете, что заложенная Гоголем традиция сжигать книги не прижилась среди писателей. 
8. Вы знаете как минимум десять латинских крылатых фраз. Вы пытались их забыть, но есть вещи, которые не забываются. 
9. Лысый семидесятилетний  преподаватель  глухой на оба уха для вас не старая развалина, а интересный мужчина.
10. Ваши родители, знакомые и родственники дают вам проверять свои письма на предмет орфографических и грамматических ошибок. Вы много раз советовали им проверять всё в Word, но компьютеру они доверяют явно меньше, чем вам.
11. Сто процентов, что даже ваш малолетний сосед-гопник уважительно снимает перед вами свою замызганную кепку.
12. Никто из вашей семьи не знает, в кого вы пошли такая. Ни один из ваших родственников не желает признаваться, что это от него вы унаследовали свои филологические особенности.
13. В какой-либо период своей жизни вы обязательно пытались писать. Эти пробы пера могли быть стихами про первую любовь или сказками о розовой гелевой ручке, да и вообще чем угодно. И втайне вы всё ещё гордитесь своими опусами.
Ведущий 1:

Конечно, опознавательные признаки настоящего филолога – наша шутка. А если серьёзно, то, согласитесь, к русскому языку как предмету невозможно относиться равнодушно.  О роли и значении русского языка говорить не приходится. Судите сами, русский язык в Беларуси является вторым государственным языком, важнейшим средством межнационального общения в мире. Он играет огромную роль во всей многообразной жизни нашей планеты.

Ведущий 2:

Еще М.В. Ломоносов отмечал, что в русском языке соединились «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатая и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков...»

Ведущий 3:

И это действительно так. Ни один язык земного шара не награждался столькими эпитетами: великолепный, живой, крепкий, нежный, богатый, сильный, выразительный, краткий, мудрый, правдивый, свободный, могучий, гордый, великий...

Ведущий 4:

На русском языке создавали свои бессмертные произведения такие гиганты мысли, классики литературы как Пушкин и Лермонтов, Белинский и Гоголь, Островский и Некрасов, Тургенев и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Толстой, Достоевский и Чехов, Бунин и Куприн…

Ведущий 5:

Русский язык является одним из шести официальных языков ООН.

 И наш долг -  любовно изучать, ревниво оберегать великий русский язык. Заканчивая наш классный час, хочется ещё раз сказать словами классика русской литературы Александра Куприна: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение  языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью».

Ведущий 6:

Учите русский язык, любите его и сохраняйте! Успехов вам, друзья, в конкурсах и олимпиадах, на контрольных диктантах и проверочных работах, а нашим одиннадцатиклассникам - на централизованном тестировании. До новых встреч! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Проект «МЫ ПРОТИВ СКВЕРНОСЛОВИЯ, МЫ ЗА ЧИСТОТУ РОДНОГО ЯЗЫКА» в номинаци «Я ЛЮБЛЮ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Цель проекта:  Поднять проблему  ненормативной лексики и отношения современного общества, особенно учеников школы к этому явлению.Задачи проекта:привлечь внимание к проблеме ненормативной ле...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Я люблю красивый наш язык" (5 класс)

Занятие направлено на развитие патриотических чувств учащихся, на формирование у детей бережного отношения к языку. Содержит увлекательные упражнения для учащихся 5 класса....

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Люблю язык я русский»

Цель:Привитие интереса к изучению русского языка, к работе над словом и со словом через внеклассное мероприятие,Развитие мыслительной деятельности, речетворчества учащихся, обогащение их словарного за...