Конспект занятия по познавательному развитию с применением ИКТ в подготовительной группе на тему «Блокадный Ленинград»
методическая разработка

Федорова Анастасия Сергеевна

Цель: расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи:

– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.

– обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда;

– способствовать формированию чувства гордости за свой народ, свою Родину;

– формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_leningrad.docx27.42 КБ
Файл blokadnyy_leningrad.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию с применением ИКТ в подготовительной группе на тему «Блокадный Ленинград»

Цель: расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи:

– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.

– обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда;

– способствовать формированию чувства гордости за свой народ, свою Родину;

– формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

 Материал: Презентация «Блокадный Ленинград» музыкальное сопровождение, кусочки черного хлеба, весы, мешочек с новогодним подарком.

Ход: (На экране  кадр последнего дня без войны. Летний сад в городе Ленинграде)       (слайд 1)

Вос-ль: Ребята, сегодня мне хочется пригласить вас погулять по летнему саду города Ленинграда. Сейчас это город  - Санкт – Петербург. Воскресенье 22 июня 1941 года в Ленинграде выдалось солнечным и теплым. Люди радовались наступившему лету и выходному дню. Одни уезжали на дачу, другие собирались в парках и садах. Давайте и мы с вами заглянем в этот Летний сад… (дети гуляют по воображаемому парку под музыку)

(слайд 2) (голос Левитана объявляет о начале войны)

Все изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война!

Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю, он подступил и к городу Ленинграду.

В городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики (слайд 3) Фашисты хотели уничтожить не только город, но и жителей. Они окружили город со всех сторон, так началась блокада Ленинграда. Город был взят в кольцо. 

Воспитатель: Ребята, а вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)

Воспитатель: Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти, ни зайти, не завести продукты, не вывести детей и стариков. Фашисты объявили, что в осажденный город даже птица не пролетит.

 Ребята, как вы думаете, Какого цвета...?
Какого цвета беда? Какого цвета война?
Какого цвета холод? Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Никакой палитры не надо, Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

(слайд 4) Город оказался блокированным с суши и с моря. Посмотрите, на карту. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа?

Воспитатель: Правильно на кольцо. Это кольцо называли блокадным. Вот в каких условиях оказался город.

Слайд 5. Муз. руководитель:  Но город продолжал жить и трудиться.  Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи ленинградских поэтов, поднимавшие дух у жителей окруженного города. Музыка звучала для ленинградцев по радио,  на площадях, в концертных залах выступали оркестры.

Слайд 6. Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в первую жестокую зиму написал «Седьмую Симфонию», которую он назвал «Ленинградской». Музыка рассказывает о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Слайд 7. Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в Большом зале Филармонии, где музыканты героически исполняли великую музыку для ленинградцев. Концерт продолжался 80 минут. Невзирая на строжайшие запреты, в зале был включен полный свет, концерт транслировался по городскому радио, в том числе через громкоговоритель. Жители Ленинграда были потрясены этим концертом. Музыка Дмитрия Шостаковича объединяла людей, побуждала вступить в бой, не жалея своей жизни, встать на защиту Родины. Мы сейчас послушаем небольшой фрагмент из 7 симфонии Дмитрия Шостаковича.

Дети слушают отрывок из «Ленинградской симфонии» Д. Д. Шостаковича.

- Ребята, мы прослушали с вами фрагмент Ленинградской симфонии, как вы думаете, какой характер музыки? Какое название вы бы дали прослушанному произведению, не зная настоящего? (Ответы детей)

- 7 симфония сразу после своего первого концерта получила огромный успех в мире. Гениальное произведение Шостаковича стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной Войне.

Воспитатель: Да, ребята, музыка поднимала дух у жителей окруженного города, но блокадное кольцо сжималось, враг подступал всё ближе. Налёты самолётов становились всё чаще. Особенно тяжело было зимой. А зима выдалась очень суровая. В городе отключили свет, отопление, воду. Жителям города выдавали маленький кусочек хлеба. Всего лишь 125 грамм на одного человека и на целый день. (слайд 8)

Хлеб выдавали по специальным карточкам.

Только маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день.

– Как вы думаете, можно наесться небольшим кусочком хлеба? А сколько – это 125 грамм?

Ответы детей. Предлагаю вам самим взвесить кусочек хлеба и увидеть, сколько составляет 125 грамм. (Дети подходят к столу и взвешивают разные кусочки хлеба, рассматривают карточку, по которой получали хлеб)

Воспитатель: Блокадный хлеб был не из муки, как сейчас, а из  жмыха (по-другому мякина, то, что осталось после обмолачивания колоса пшеницы) и мучной пыли.

(слайд 9)  Хлеб на вкус был горьким, потому что его делали из отрубей. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку, чтобы он остался жив. Конечно, этого не хватало, люди умирали от голода, замерзали на улицах, потому что у них не было сил дойти до дома. 

(слайд 10) Воспитатель: Трудно было и взрослым и детям. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте.  Маленькие дети жили в детских садах. Они гуляли, кушали, спали, играли, если не было бомбежки. Детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. А когда начиналась бомбежка, детей уводили в темный подвал.

ВЗРЫВЫ, ВОЙ СИРЕНЫ. Дети сидели, тесно прижавшись, друг к другу, и слушали, как наверху взрываются бомбы (слайд 11).

Воспитатель: Как вы думаете, деткам было страшно?

Воспитатель: Дети постарше продолжали ходить в школы. В школах было очень холодно, поэтому уроки были короткие и дети ничего не писали, потому что чернила замерзали. Чтобы хоть как то согреться, делали вот такие небольшие железные печки-буржуйки (слайд 12). Вместо дров в них жгли деревянную мебель и книги. Пока печка топится - тепло, закончит топить-опять в комнате холодно, как на улице.

 Воспитатель: Ребята, грелись, как могли: кто – то укутывался в теплые одежды, старые одеяла, но и старались не сидеть на месте, а передвигаться, чтобы не замерзнуть. Ребята, находясь долго в сырых холодных подвалах во время бомбежек, придумывали разные игры.

Как вы думаете, в какие игры могли играть в то страшное время дети? Это были тихие спокойные игры, без шума. Я вам сейчас предлагаю в такую игру поиграть: «Ладушки». Встаньте и найдите себе пару, мы попробуем в нее поиграть, но не издавать шума. По команде мы будем меняться парами.

ИГРА «Ладушки»

Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь.  Несмотря на все трудности, город продолжал жить и бороться! Взрослые даже пытались устраивать небольшие праздники для детей.

- Ребята, совсем недавно мы с вами отпраздновали всеми любимый праздник. Как он называется? (Новый год). А как вы думаете, в то страшное время дети ждали этого праздника? А он мог состояться? Как он мог проходить, предположите?

(Слайд 13)

Воспитатель: Взрослые решили, что нельзя оставлять детей без Новогоднего праздника. И он состоялся! В город привезли тысячу новогодних елок.  Для малышей организовали елки в школах и детских садах с выдачей подарков. Но самое главное - всех детей накормили горячим обедом! И дети даже получили подарки от деда Мороза. Ребята, предположите, что может находиться в таком мешочке?

Воспитатель: В подарок дети получили пакетики с сухариками хлеба и по несколько кусочков сахара. (показ  мешочка: сухарики белого хлеба и сахара-рафинада).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дети обрадовались подаркам от Деда Мороза? А вы,  были бы  рады, получив в подарок сахар? (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель:  Блокада города длилась 900 дней. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать(слайд 14)

(Слайд 15) Ленинград был полностью освобожден от блокады- 27 января 1944 года.  В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта (его давали в честь освобождения городов, где шли самые ожесточенные бои). Давайте посмотрим, как это было. ФРАГМЕНТ ХРОНИКИ.

Дети читают стихи.

           Такого дня не видел Ленинград!

             Нет, радости подобной не бывало...

            Казалось, что все небо грохотало,

            Приветствуя великое начало.

             Весны, Уже не знающей преград.

             Гремел неумолкаемо салют

            Из боевых прославленных орудий.

             Смеялись, пели, обнимались люди.

Воспитатель: Ребята, война давно закончилась, прошло много лет, а люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

 Все праздновали победу, на улицах, в скверах все обнимали друг друга, вокруг звучала музыка. Давайте и мы с вами отпразднуем Победу!!! И вновь вернемся в  Летний сад города Ленинграда. (Слайд 16 -17).  

Дети получают ласточек и вручают гостям.

 Мы хотим вручить вам Блокадную ласточку с письмом в клюве –  в то время это был  маленький жестяной значок, который весной 1942 года начали носить многие жители Ленинграда, в ответ на заявления немецкой пропаганды: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады». Этот символ призван напоминать о тех страшных днях, которые претерпел город–герой во время  войны, о тех людях, которые даже в суровые и самые жестокие дни не переставали верить и надеяться.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию"Осень"

индивидульное занятие с детьми дошкольного возраста по развитию познавательных процессов...

Конспект занятия по познавательному развитию с умственно отсталыми детьми (умеренной степенью) третьего года обучения на тему «Поможем колобку»

Конспект занятия по познавательному развитию с умственно отсталыми детьми (умеренной степенью) третьего года обучения на тему «Поможем колобку»...

Конспект занятия по познавательному развитию " Перелётные и зимующие птицы"

Познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными...

Конспект занятия «Путешествие в зимний лес» (физкультурно-логопедический досуг) (подготовительная группа)

Конспект занятия«Путешествие в зимний лес» (физкультурно-логопедический досуг)(подготовительная группа)...

Конспект занятия по обучению грамоте ЗВУК Ц. БУКВА Ц.(подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте в подготовитеьной групппе. ЗВУК Ц. БУКВА Ц....

Конспект занятия по обучению грамоте ЗВУК Ц. БУКВА Ц.(подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте в подготовитеьной групппе. ЗВУК Ц. БУКВА Ц....

Конспект занятия по обучению грамоте ЗВУК Ш. БУКВА Ш.(подготовительная группа)

Занятие в подготовительной группе  ЗВУК Ш. БУКВА Ш....